Наталия НЕЧАЕВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова
Продолжение. См. № 39/03
Новый курс русского языка
в системе общего развития школьников
В предыдущей публикации был начат разговор о
нашем курсе русского языка. Хотелось бы показать,
как в учебниках по русскому языку для 1-го и 2-го
классов разворачивается многоаспектный,
разноуровневый анализ содержания.
Приведем несколько заданий из
учебника "Русский язык. 1 класс".
Задание № 19, глава "Звуки,
буквы".
Дети должны отгадать загадку:
"Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд".
Задания и вопросы:
Отгадай загадку. (Чтобы избежать
припоминания отгадки, формулируется следующий
вопрос, который требует анализа слов загадки,
доказательства ответа.) Какие слова помогли
отгадать загадку? Что они обозначают: предмет,
признак предмета, действие предмета? (Весьма
продуктивным средством активизации
мыслительной деятельности школьников являются
ваши неверные предположения. Например: "А я
думаю, что это не змея, а шланг, по которому идет
газ для наших плит". Дети удивляются, смеются,
но не поддерживают вас, так как в загадке
говорится, что канат живой.)
Запиши отгадку. (В зависимости от
планируемого объема письма на этом уроке и
уровня навыка письма у ваших детей возможно
написание не только отгадки, но и загадки. В любом
случае обратите внимание на правописание и
после шипящих.) Выпиши из загадки рифмующиеся
слова. Почему одинаково звучат разные буквы в
конце этих слов? (Сравнивается звучание ударных
гласных звуков: звук один – [а], буквы разные – а,
я – и звучание конечных согласных: звуки
одинаковые [т], буквы разные – т, д.)
Задание № 138, глава "Зачем
нужны большие (заглавные) буквы?".
Прочитай, как Малыш из повести А.
Линдгрен "Малыш и Карлсон" утешал плачущую
незнакомую девочку.
– Не плачь, маленькая! – сказал Малыш.
– Ты ведь такая милая…
Какие слова, какой тон ты найдешь для
такой ситуации? Перепиши только реплику Малыша:
– ____ ____, ____! ____ ____ ____ ____.
В каком предложении высказывается
просьба? С каким чувством его надо прочитать?
Отметь буквы, звуки которых помогли сделать
высказывание нежным, ласковым.
Задание сопровождается рисунком трех
участников сценки с подписями: Карлсон,
малышка, Малыш. Сами прокомментируйте, какие
знания и умения общеучебного и предметного
характера актуализируются при выполнении этого
задания.
Самостоятельно проанализируйте и
следующие задания из учебника "Русский язык.
2 класс".
Задание № 168, тема
"Глагол". Прочитай глаголы из рассказа Л.Н.
Толстого "Косточка". Запиши, какие глаголы
указывают на действия героев рассказа: мамы, Вани
и других детей. На что ты будешь обращать
внимание?
Купила, хотела, лежали, нюхал, ходил,
не удержался, схватил, съел, сочла, сказали,
смеялись, заплакал.
Мама –
Ваня –
Другие дети –
Задание № 298, заключительная
глава "Законы языка в практике речи".
Прочитай отрывок из рассказа Виктора
Драгунского "Удивительный день". Дениска и
его друзья, ученики второго класса, играли в
космонавтов и построили ракету. Миша сделал
надпись на ней и позвал всех смотреть.
Андрюшка сказал:
– Во здорово!
И Костик сказал:
– Блеск!
А я ничего не сказал. Потому что там было написано
так: "Васток-2".
Я не стал этим Мишку допекать, а подошел и
исправил обе ошибки. Я написал: "Востог-2".
И всё. Мишка покраснел и промолчал.
Что ты можешь сказать о мальчиках, об
их отношениях? Соответствует ли их речь ситуации?
Запиши правильное название ракеты. Все ли
орфограммы ты можешь объяснить?
Задание № 308, заключительная
глава "Законы языка в практике речи".
Представь, что ты учитель. Какие
задания ты дашь своим ученикам к этим
предложениям? Выполни их и предложи
одноклассникам.
Мой зн_комый позн_комил меня с
незн_комкой. Вот и перезн_комились!
Подобные задания (а мы
охарактеризовали только один из выделенных нами
типов) учат детей рассматривать одно и то же
явление с разных точек зрения, устанавливать
всевозможные связи, раскрывать новую роль уже
известного, придавая системность добываемым
знаниям. Реализуемый в учебниках подход
позволяет постепенно наращивать и усложнять
уровень теоретических обобщений, которыми
должен оперировать ученик. Разносторонность
анализа, кроме того, обеспечивает многократность
возвратов к уже изученному в постоянно
меняющихся речевых ситуациях, тем самым
расширяются коммуникативные возможности
учеников, и формируется прочность усвоения
программного материала. Приведем несколько цифр.
Например, в учебнике для первого класса начиная с
главы 1 в задании 31 в разных темах ученики имеют
дело с орфограммой "правописание гласных
после шипящих", в 16 заданиях преднамеренно
применяют правило переноса, в 18 заданиях –
правило написания большой буквы в именах
собственных.
Неожиданный, на первый взгляд,
результат: в учебниках русского языка
реализована вся программа по развитию речи, но
при этом существенно увеличилось количество
тренировочных упражнений, связанных с
правописанием.
Остановимся на формировании понятия
орфограммы "безударный гласный" и ее
правописании, которое проходит за годы обучения
в школе множество этапов: от редуцированных
гласных в корне слова до их редукции в частицах.
Чтобы обеспечить прочность навыка написания
проверяемой безударной гласной в корне, в
течение всего 1-го класса дети сравнивают
звуковой и буквенный образ слов, обозначают
слабые позиции гласных и опасные места,
различают звуки: гласные и согласные, ударные и
безударные, находят в ряду слов однокоренные
слова, выделяют корень слова, наблюдают случаи
чередования согласных в однокоренных словах,
знакомятся с грамматическими группами слов по их
значению.
Например, в "Тетради по письму №
3" на с. 4 дано задание:
Запиши слова. Раздели их на слоги.
Отметь букву безударного гласного звука.
бобр бобры
На с. 11 в "Тетради по письму №
4" дети уже могут выполнять такие задачи:
Выпиши родственные слова. Выдели в
них корень. Отметь все опасные места.
море мороз моряк морской
В течение букварного периода ученики
накапливали наблюдения о том, что гласные под
ударением произносятся сильно и ясно, поэтому
обозначаются соответствующей буквой, а гласные
безударные произносятся слабо, неясно и могут
обозначаться разными буквами. Парные согласные
звуки перед гласными звучат сильно, отчетливо и
обозначаются соответствующей буквой, а в конце
слова звучат неотчетливо и могут обозначаться
разными буквами.
В учебнике по русскому языку для 1-го
класса закрепляются эти наблюдения детей, они
находят в словах опасные места и объясняют их (см.
№ 4, 7, 8). Далее в задании № 9 они слушают одинаково
звучащие редуцированные звуки (трава, гора,
моря; листы, ряды, село)
и видят, что обозначены они разными буквами. В
задании 10, сравнивая произношение парных
глухих-звонких согласных звуков в конце слов (лук–луг,
пруд–прут, плод–плот),
они еще раз убеждаются, что одинаковые звуки
могут обозначаться разными буквами.
Выполняя задание № 11, дети своей
"рукой" поймут, что написание одних букв не
вызывает сомнения (зн_мя, Моск_а, р_дина), а
написание других вызывает сомнение (фла_, стр_на,
р_дные), возникает ситуация выбора буквы. Как ее
выбирать в данных случаях, напоминает пара слов:
р_дина, р_дные.
Теперь вводится понятие
"орфограмма". Начиная с этого момента
постоянными будут задания: на выделение
орфограмм, на выделение букв, при написании
которых может возникнуть сомнение, на сравнение
гласных и согласных звуков в слабой и сильной
позиции, на нахождение безударных гласных в
корне. Приведем некоторые номера заданий, чтобы
показать, что они охватывают все разделы
учебника: № 12, 13, 15, 19, 32, 39, 43, 49, 57, 67, 70, 73, 82, 105, 106, 107,
115, 142, 157 и др.).
Орфограмма "проверяемый безударный
гласный в корне" вводится во 2-м классе после
ознакомления
детей с составом слова. Таким образом, в течение
полутора лет готовилась теоретическая и
практическая база для усвоения этой
"вечной" орфограммы и других корневых (и не
только корневых) орфограмм.
Всего только в учебнике 2-го класса
дети работают с названной орфограммой в 56
заданиях: в 18 – до ее изучения, в 10 – во время
изучения и в 28 – после изучения. Кроме того, она
проходит через все четыре рабочие тетради.
Приведем несколько примеров заданий, а
вы понаблюдайте, как в них активизируются разные
стороны языка, и обратите внимание, к каким темам
относятся эти задания.
Задание № 15, тема "Что нужно
для общения".
Прочитай, вставляя подходящие по
смыслу названия животных. Запиши предложение.
(Задание сопровождается рисунками лисы, бобра,
волка, медведя, мышки, аиста и ласточки.)
В берлоге живёт _______, в гнезде –
________, в гнёздышке _________, в норе – ________, в норке
–________, в хатке – ________, в логове – _________.
Найди однокоренные слова. Выдели в них
корень. Объясни разницу в значении этих слов.
Какие звуки обозначают одинаковые буквы гласных
в корне.
Задание № 70, тема "Что такое
родственные слова и формы слов.
Отгадай слова. Запиши предложения.
Человек, который служит на море, –
это ______. Человек, который ухаживает за садом, –
это _____. Человек, охраняющий лес, – это ________________.
Инструмент для проведения линий – это ___________.
Отметь корень в родственных словах. В
корне отметь орфограмму. Как ее можно проверить?
Выпиши отгаданные слова, рядом с каждым напиши
форму множественного числа. Сравни смысл
родственных слов и форм слова.
Задание № 84, тема "Что такое
родственные слова и формы слов".
К каким временам года ты отнесешь
следующие слова? Почему? Изменится ли твой ответ
в зависимости от растения?
Цветет, расцветает, отцветает,
зацветает.
Запиши слова, выдели корень. Отметь в
корне орфограммы. Напиши проверочные слова.
Задание № 111, тема
"Проверяемые безударные гласные в корне".
Прочитай. Определи, где здесь разные
названия дороги, а где родственные слова.
Лесная дорога пошла через поле –
стала полевой. Дошла до деревни – превратилась в
деревенскую.
(Ю. Коваль)
Как будет называться дорога, которая
проходит в городе? Теперь запиши все определения
дороги, подчеркивая букву безударного гласного в
корне. Рядом с каждым определением в скобках
напиши проверочное слово. Обозначь
непроверяемый гласный в корне. Твоя запись
выглядит так?
Дорога лесная (______), ______ (________), …
Задание № 206, тема "Как
образуются предложения".
Перепиши, вставляя пропущенные
буквы. Какие это орфограммы? Подчеркни основу
предложений. Покажи графически (стрелками) связь
между главными и второстепенными членами
предложения. На что указывает местоимение с
предлогом в нее?
Из-за бугра выкатилась пуш_стая туч_.
Со(?)нце нырнуло в неё. Небо пот_мнело. Хлынул
мощ(?)ный ливень.
Найди предложения по схемам.
Откуда? что сделала? какая? что? .
Что сделал? какой? что? .
Задание № 46, "Рабочая
тетрадь № 2" 2-й класс. Прочитай
стихотворение. Подскажи гному, кто же сверху
бросается? __________ И чем? _________.
брось
сосны
бросал
сосны
лес
зелень
гриб
згляд
дивится
диво |
Маленький гном –
Старый житель л_сной –
Сел на гр_бок
Под з_лёной с_сной.
Сел и гл_дит –
Уд_вляется:
Кто это сверху
Бр_сается?.. |
(Г.Ганина)
Как называется пропущенная
орфограмма? (Место для ответа.) Слова с
этой орфограммой соедини с проверочными словами.
В полученных парах слов расставь ударение.
Выпиши строчки, в которых автор
описывает гнома. (Место для записи.) Подчеркни
слова, обозначающие признаки предмета.
Во 2-м классе вводится понятие "части
речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол) и их грамматические признаки (род,
число)". Теперь дети готовы к орфографической
теме 3-го и 4-го классов "Безударный гласный в
окончаниях слов", правила проверки которой
сравниваются с уже известными правилами
проверки безударных гласных в других частях
слова. Для этого есть необходимые фонетические
знания (дифференциация гласные - согласные,
"ударные – безударные гласные"), знание
состава слова, частей речи и их грамматических
признаков, опыт установления связей слов в
предложении. В 3–4-м классах дети, кроме того,
узнают о правилах правописания приставок с
гласными -о-, -а- и суффиксов -ик-,
-ек.
Во всех случаях новое правило
написания безударного гласного выводится при
сравнении с уже известными правилами. Прямо или
косвенно широкая орфографическая тема
"Правописание безударного гласного"
рассматривается в теснейшей связи с лексическим,
грамматическим значением слова со смыслом
высказывания. Так правописание приобретает
смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно
так же рассматриваются другие темы. Их развитие
от класса к классу осуществляется во
взаимодействиях с другими, объективно
связанными с изучаемой темой.
|