Ирина ГРИБОВА,
учитель начальных классов экономической
школы-лицея,
г. Москва.
Сложение и вычитание круглых десятков
2-й класс
Если вам предстоит урок-закрепление
по математике, то вы можете провести своих детей
по маршруту, предложенному Ириной ГРИБОВОЙ,
учителем начальных классов экономической
школы-лицея, г. Москва. Помогая героям из
Простоквашино, ученики не заметят, как пролетят 45
минут.
Тема. "Сложение и вычитание
круглых десятков. Закрепление".
Цели. Закреплять навыки сложения и
вычитания круглых десятков в пределах 100.
Оборудование. Рисунки с
изображениями дяди Федора, кота Матроскина,
собаки Шарика, сундука; план маршрута; карточки
для устного счета, для индивидуальной работы (3
варианта), со знаками действий, карточки
"Болотные кочки"; иллюстрация "Болото";
таблица с мерами длины сантиметр, дециметр,
метр; светофоры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Ребята! Вы любите
приключения?
Дети. Да!
У. Сегодня на уроке мы будем не
только решать примеры на сложение и вычитание
круглых десятков в пределах 100, но и
путешествовать вместе с героями мультфильма. Кто
они?
Учитель вывешивает на доске рисунки
с изображениями сказочных персонажей.
Д. Дядя Федор, кот Матроскин и
собака Шарик.
У. Вместе с ними мы отправимся на
поиски клада по этому плану.
На доске начерчен план:
III. Устный счет
У. Впереди нас ждут неожиданные
препятствия. Герои мультфильма уже отправились в
путь, а для нас они оставили записку. Чтобы ее
прочитать, надо расставить двузначные числа в
порядке возрастания.
На доске – карточки, на которых
записаны числа и слоги.
Дети расставляют их в нужном порядке
и читают текст записки.
12
же |
19
ла |
22
ем |
34
вам |
43
у |
66
да |
80
чи |
– Что же написано в записке?
Д. Желаем вам удачи!
У. Назовите такие двузначные
числа, в которых: количество десятков равно
количеству единиц.
Д. 22, 66.
У. Количество десятков больше,
чем количество единиц.
Д. 43, 80.
У. Количество десятков меньше,
чем количество единиц.
Д. 12, 19, 34.
У. Дядя Федор со своими друзьями
подошли к первому препятствию. Это зимний лес.
Чтобы его преодолеть, надо узнать: сколько в лесу
деревьев, если лиственных – 30, а хвойных – 20?
Д. 50 деревьев.
У. Сколько шишек заготовила
белка, если разгрызла 7, а осталось 30?
Д. 37 шишек.
Учитель читает стихотворение.
У. Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Вы примерчики решите
И зверюшку назовите.
На доске:
Уменьши на 1 |
29 |
75 |
40 |
33 |
18 |
34 |
|
28 |
74 |
39 |
32 |
17 |
33 |
Ключворд
17 – и
28 – з
32 – ч
33 – к
39 – й
74 – а
Дети по одному выходят к доске,
записывают полученный результат и подставляют
букву, пользуясь ключвордом.
– Какому зверю очень тревожно
живется в лесу?
Д. Зайчику.
IV. Закрепление пройденного
материала
У. А теперь мы узнаем, кто же из
героев мультфильма быстрее выберется из леса.
К доске вызываются три ученика с
каждого ряда для решения следующих примеров.
Ряд I (рисунок "Дядя Федор")
50 – 20 + 10 – 30 + 40 =
Ответ: 50
Ряд II (рисунок "Матроскин")
80 – 10 – 20 + 30 – 40 =
Ответ: 40
Ряд III (рисунок "Шарик")
60 – 30 + 10 – 20 + 40 =
Ответ: 60
У. Кто же быстрее всех выберется
из леса?
Д. Шарик.
У. Ребята, я предлагаю вам
выполнить задания на индивидуальных карточках.
Есть три вида карточек.
Карточку 1 предлагает дядя Федор. Он очень хорошо
считает, учится в школе, поэтому на карточках с
его именем самые трудные примеры.
Карточку 2 предлагает кот Матроскин. Он считает
чуть хуже, поэтому на карточках с его именем
примеры чуть легче.
Карточку 3 предлагает собака Шарик. Он считает с
трудом, поэтому на карточках с его именем самые
легкие примеры.
Подумайте, какому герою вы могли бы помочь решить
примеры. Выберите себе карточку и приступайте к
работе.
Дети по желанию или на усмотрение
учителя выбирают себе карточки с примерами.
Учитель вызывает трех учеников для решения
примеров с карточек 1, 2 и 3 на индивидуальных
досках.
Карточка 1. "Дядя
Федор"
50 + 30
60 – 40
70 – 30
20 + 80
100 – 70 |
20 + 70
90 – 60
40 + 30
50 + 50
100 – 80 |
|
Карточка 2.
"Матроскин"
50 + 20
60 – 10
70 – 20
20 + 40 |
30 + 30
90 – 20
40 + 10
100 – 20 |
|
Карточка 3.
"Шарик"
50 + 10
70 – 10
20 + 20
30 – 20 |
100 – 10
60 – 20
40 + 10
70 + 20 |
|
– Давайте проверим, смогли
ли вы помочь героям мультфильма.
V. Работа в тетради
У. Вот мы и прошли лес. Перед нами
новое препятствие. Но сначала наметим дальнейший
маршрут в тетради.
В чистописании запишем такую цифру,
которая показывает, сколько лет дяде Федору, если
Шарику 5 лет, Матроскину 7 лет, а дядя Федор старше
собаки, но младше кота. Сколько лет дяде Федору?
Д. Шесть.
У. Верно, и для чистописания мы
берем цифру 6.
Учитель объясняет на доске написание
цифры 6, дети записывают одну строку цифры 6 в
тетради.
– Перед друзьями река. Чтобы
перебраться через нее, надо построить мост.
На доске записан текст задачи:
Шарик принес 10 бревен, а Матроскин на 2
бревна меньше. Сколько бревен они принесли
вместе?
У. Что надо узнать в задаче?
Д. Сколько бревен принесли Шарик
и Матроскин вместе.
У. Можем мы ответить на вопрос
задачи?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Мы не знаем, сколько бревен
принес Матроскин.
У. Есть ли у нас данные для того,
чтобы узнать это?
Д. Да.
У. Приступаем к решению задачи.
Дети решают задачу самостоятельно, а
у доски за "крылышками" – 2 ученика.
Проверяется решение с помощью светофоров.
Решение задачи:
1) 10 – 2 = 8 (б.)
2) 10 + 8 = 18 (б.)
VI. Занимательный материал
У. Итак, дядя Федор из 18 бревен
соорудил мост и вместе с друзьями перебрался
через реку. Герои оказались перед болотом.
Ребята, а что вы знаете о болоте?
Дети рассказывают.
У. Какая орфограмма в слове болото?
Д. Безударная о, которая
не проверяется ударением.
У. Как же перебраться через
болото?
Д. По кочкам.
У. Правильно, надо перепрыгивать
с кочки на кочку. Вы готовы? Тогда вперед!
На доске открывается рисунок болота
с кочками.
– Повторите названия компонентов
при сложении и вычитании.
Д. Слагаемое, второе слагаемое,
сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
У. Вы должны читать выражения
разными способами и вписывать ответы в окошки.
Д. Найти сумму 30 и 30; 1-е слагаемое
– 60, 2-е – 20, найти сумму; уменьшаемое – 80,
вычитаемое – 40, найти разность и т.д.
У. Молодцы! Справились и с этим
препятствием.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по учебнику
У. Двигаемся дальше. Осталось
последнее препятствие – горка. Чтобы подняться
на нее, надо вспомнить, сколько сантиметров в 1
дециметре?
Д. Десять.
У. Сколько дециметроав в 1 метре?
Д. Десять.
У. Сколько сантиметров в 1 метре?
Д. Сто.
На доску вывешивается таблица.
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
1 м = 100 см
|
У. А теперь, выполнив
задание № 10 из учебника на с. 121, мы сумеем
наконец добраться до клада.
Дети самостоятельно работают в
тетрадях, двое учащихся – на индивидуальных
досках. Проверка осуществляется с помощью
светофоров.
IХ. Работа с геометрическим материалом
У. Итак, мы у цели. Клад перед
нами. Какой большой сундук!
На доску прикрепляется рисунок
сундука.
– В нем что-то есть. Хотите узнать,
что? Его надо открыть. А для этого надо сказать: из
каких геометрических фигур состоит этот сундук?
Д. Из прямоугольника и
треугольника.
У. Почему треугольник так
назван?
Д. У треугольника 3 угла.
– У прямоугольника все углы прямые.
У. Покажите прямые углы, острые
углы, тупые углы.
Дети выходят к доске и показывают.
– Найдите периметр прямоугольника,
изображающего сундук, если его длина 30 см,
ширина 20 см.
На доску вывешивается карточка:
Д. (30 + 20) х 2 = 100 см.
У. Начертите в тетрадях такой
сундук, уменьшив длинны его сторон в 10 раз. Чему
будут равны его стороны?
Д. Длина – 3 см, ширина –
2 см.
Дети чертят прямоугольник.
У. Выделите прямые углы в вашем
прямоугольнике.
Х. Итог урока
У. Что мы закрепляли на уроке?
Д. Сложение и вычитание круглых
десятков.
У. Как они складываются и
вычитаются?
Д. Как числа в пределах 10.
У. Молодцы! Все препятствия мы
преодолели с дядей Федором, Матроскиным и
Шариком. И теперь по праву мы можем открыть
сундук. Что же в нем? Золотые монеты!
Учитель раздает шоколадные медальки.
ХI. Домашнее задание
|