Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения
Не просто "да" или "нет"
На наших уроках в школе, работающей по
системе развивающего обучения, односложных
ответов – "да", "нет" –недостаточно.
Ответы должны быть полными, и в этом сначала
очень нужна ваша помощь, учитель. Ребенку,
который еще не освоился и ждет конца этого
мучения (урока, дня в стенах школы), ответить
трудно. Какая внутренняя борьба идет в этой
маленькой фигурке с косичками или в этой коротко
стриженной головке! Заглянем туда: "Вы такая
чужая, незнакомая..." Но первый шаг уже сделан –
вы вызвали отклик ("Нет, ведь Вы не правы.").
Ребенок, сам того не подозревая, вступил в диалог,
и многие впервые сказали: "я думаю". Пусть
сначала первачки повторяют за вами, но кто-то
обязательно "проснется", откликнется, а за
ним и все остальные. И уже вы будете слышать не
заученные дома наставления родителей перед
школой, а ответы самих детей, у которых
появляется уверенность в своих силах, отступает
боязнь "перед массой", и они свободно
чувствуют себя в классе с учителем, обстановка
разряжается, и происходят увлекательные
открытия, усвоение материала идет с минимумом
затрат душевных и физических – как учителя, так и
учащихся. Надо просто любить детей такими, какие
они у мамы. Мы играем с детьми (и им это нравится),
представляя, что все они – сестрички и братики в
одном большом доме, и у них одна мама – строгая и
справедливая, а главное – добрая. Это тяжело –
любить чужих детей, как своих. Но их надо просто
принять, обогреть, воспитать, заложив основы
добродетели. Они станут дороги вам, и тяжело
будет с ними расставаться. Зато как прекрасно,
что ваша большая душа зажгла множество сердечек
любовью, согрела теплом и, помимо этого важного
жизненного фундамента, вы заложили знания,
которые пригодятся в будущем: ребенок умеет
слушать и слышать, вести диалог, он раскован и
уверен в своих силах!
|