Галина ПАНИНА
Продолжение. См. No 29,
31, 35/2003
"Быть отличником хочу!
Пусть меня научат!"
Уважаемые учителя, родители, воспитатели
дошкольных учреждений! В этой статье вы
познакомитесь с заключительной частью программы
Галины Паниной "Коррекция базовых уровней
доинтеллектуальной деятельности".
Второй блок – "Моторика" –
развитие моторики ребенка по нескольким
кинесиологическим программам, позволяющим
активизировать межполушарное взаимодействие,
достигая при регулярности проведения занятий
синхронизации работы полушарий.
Приведем пример одного из комплексов
упражнений. Подробнее с кинесиологическими
программами можно познакомиться в книге
А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом
психофизиологии".
Комплекс упражнений для дошкольников
и младших школьников
(в сокращении)
1. Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки
карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку
рисовать одновременно обеими руками зеркально
симметричные рисунки, буквы, цифры.
Рекомендуется при выполнении этого задания
использовать музыку.
2. Колечко
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и
начинаем перебирать пальцы на обеих руках,
соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно
указательный, средний, безымянный и др.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой,
затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то
убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
3. "Кулак – ребро – ладонь"
Ведущий показывает ребенку три
положения ладони на столе, последовательно
сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе,
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе.
Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то
убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок
выполняет упражнение сам. Если у ребенка все
получается, то при этом можно одновременно
произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в
коррекционно-развивающей работе следует уделять
леворуким детям или детям с элементами
левшества.
В этом случае в комплекс упражнений
рекомендуется включать, например, следующие
упражнения, пришедшие в образовательную
практику из нейропсихологии.
4. "Пальчики шалят"
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная
с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то
убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте
добавляем игру "Путаница":
а) просим: "Делаем то, что слышат
наши ушки, а не то, что я показываю", – при этом
мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: "Делаем то, что
видят глазки, а не то, что слышат ушки". В этом
случае мы активизируем слуховое и зрительное
внимание ребенка, работаем над формированием
самоконтроля в деятельности.
5. "Моторчик"
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем
вращение кулаком и кистью:
а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом
ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников
рекомендуется при этом одновременное чтение
веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
6. "Веселые карандаши"
На стол выкладывается 5–10 карандашей.
Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши
на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой
детей можно провести соревнование на самого
быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и
другие упражнения.
Третий блок представлен
кинесиологическими упражнениями из программы
"Гимнастика мозга", дополненными игровыми и
соревновательными моментами, специально
подобранной музыкой, ритмическими стихами и
текстами. Поскольку он очень обширен, приведу
примеры лишь нескольких упражнений.
1. "Перекрестные шаги"
Координируем движения ребенка так,
чтобы в такт движения руки одновременно
двигалась противоположная нога.
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого
колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого
колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и
левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при
движении заводим вправо, а обе руки
поворачиваются налево – и другие модификации
перекрестного шага.
2. "Перекрестные прыжки"
Выполняются так же, но ребенок не
ходит, а подскакивает.
3. "Перекрестный шаг сидя"
Ребенок представляет себя
мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и "едем": локти рук
касаются противоположных колен.
4. "Вращение шеи"
Дышим глубоко, расслабляем плечи,
опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой
из стороны в сторону, снимая напряжение на
выдохах.
И многие другие упражнения, часть из которых
описана в книге Ирины Друбачевской "Избавимся
от двоек".
Конечно, проблема разностороннего
индивидуального развития ребенка, а также
проблема преодоления возникшей школьной
неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решить
ее, используя только несколько упражнений.
Занятия с ребенком должны носить комплексный
характер, то есть каждый урок составляется из игр
и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития
памяти, произвольного внимания, межполушарной
синхронизации. Занятия должны быть насыщены
веселыми музыкальными ритмами, речевками и
стихами.
Нам с вами, уважаемые взрослые, надо понять, что
проблемы в развитии и плохая успеваемость – это
не вина, а беда ребенка. И без заинтересованной
помощи взрослых ему с ней очень трудно
справиться. Я очень надеюсь, что предложенная
вашему вниманию, пусть даже в кратком изложении,
программа поможет вам в работе с детьми как в
школе, так и дома.
|