Лидия КОВАЛЕВА,
учитель начальных классов
средней школы № 4,
г. Краснознаменск,
Московская область
Мы с тобой говорим глазами...
Надомное обучение детей с ДЦП
"Анализ состояния детей
экспериментальных общеобразовательных
учреждений подтверждает данные многолетних
наблюдений об увеличении количества детей с
различными заболеваниями. Число детей с
заболеваниями эндокринной системы возросло в 5
раз, в 2 раза возросла заболеваемость
туберкулезом.
Основными хроническими заболеваниями
первоклассников являются ЛОР-заболевания и
нарушения опорно-двигательного аппарата".
("О работе экспериментальных
общеобразовательных учреждений по направлению
"Здоровьесберегающие технологии".
Приложение к письму МО России от 26.08.02 № 13-51-104/13)
Очень часто нарушения
опорно-двигательного аппарата являются
следствием детского церебрального паралича
(ДЦП). Прежде чем обучать детей с таким диагнозом,
учителю нужно знать, что же такое ДЦП.
ДЦП – заболевание, вызывающее
нарушение двигательной активности и
неестественное положение тела. Оно возникает в
результате поражения мозга до рождения ребенка,
во время родов или в младенческом возрасте.
Поражается не весь мозг, а главным образом
отделы, управляющие движением. Нарушенные
функции мозга не восстанавливаются, но и не
ухудшаются.
Примерно половина детей, страдающих
ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя
торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП
двигаются неуклюже – либо слишком медленно, либо
слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за
слабости лицевых мышц или затруднения с
глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому
ребенок, обладающий нормальным умственным
развитием, может показаться умственно отсталым.
Такой ребенок нуждается в особой
помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает
гораздо больше, чем может сказать или показать.
Благодаря интенсивным занятиям в
дошкольном возрасте ребенок, достигший
школьного возраста, оказывается вполне
нормальным в умственном отношении и практически
обучаемым.
Ребенок с более высокими умственными
способностями обычно успешно приспосабливается
к своему состоянию. Однако умственные
способности не всегда играют главную роль.
Некоторые развитые дети гораздо легче
расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач.
Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти
новые и интересные способы стимуляции их
развития.
Главными постулатами жизни больного
ребенка должны быть:
Во многих странах ДЦП является
наиболее распространенной причиной
возникновения физических недостатков. В нашей
стране это заболевание занимает второе место
после полиомиелита. Примерно один ребенок из
трехсот новорожденных рождается с ДЦП или
заболевает им вскоре после рождения.
"Под здоровьесберегающими
технологиями следует понимать систему мер по
охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающую важнейшие характеристики
образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на его здоровье". (Приложение
к письму МО России от 26.08.02 № 13-51-104/13)
С учетом всего вышеизложенного в новом
Законе РФ "Об образовании" (1996 г.) сказано:
"Государство полностью или частично
несет расходы на содержание и образование
граждан, нуждающихся в социальной помощи" (п. 5).
"Государство создает гражданам с
отклонениями в развитии условия для получения
ими образования, коррекции нарушения развития и
социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов" (п. 6).
Это означает, что дети, имеющие
физические или психические заболевания, имеют
право получать квалифицированную
педагогическую помощь на дому.
Хорошо построенная и тщательно
разработанная программа надомного обучения
должна помочь отстающему в развитии ребенку
продвинуться гораздо дальше, чем это было бы
возможно без посторонней помощи.
Все занятия с больным ребенком имеют
гибкую структуру, разработанную с учетом
возрастных особенностей и степени выраженности
дефекта. Занятия строятся на основе принципа
интегрирования чередованием упражнений по
степени сложности. Структура занятий гибкая, но в
своей основе она включает познавательный
материал и элементы психотерапии.
В процессе занятия с больным ребенком
необходимо помнить, что усвоение учебного
материала должно параллельно формировать
коммуникативные качества, обогащать
эмоциональный опыт, активизировать мышление,
проектировать общественные взаимодействия и
двигательные акты, формировать личностную
ориентацию.
Психологическое состояние ребенка в
конкретный момент может стать причиной
варьирования методов, приемов и структуры
занятия.
Эффективными приемами коррекционного
воздействия на эмоциональную и познавательную
сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с
поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие
развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация,
позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,
особенно в области лица и кистей рук.
Развитие активного мышления идет
двумя путями: от наглядно-действенного к
наглядно-образному и логическому. Эти пути
развития на определенном этапе сливаются
воедино, и это играет особую роль в
познавательной деятельности ребенка.
Важным приемом осмысления новых
фактов и явлений стало обращение к зрительному
образу: пантомимическое изображение предмета
разговора, художественные иллюстрации, рисунок,
символический знак – все то, что становится
опорой для развития мышления больного ребенка.
Все это обеспечивает союз разума и чувства.
Целесообразно в методику надомного
обучения ввести элементы развивающего обучения
В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова, в
которой можно применить модификацию звукового
аналитико-синтетического метода. Данные
методики опираются на сформулированные ранее в
процессе обучения у ребенка понятия слов, то есть
ребенок должен понять лексический смысл слова.
Но в основу всего обучения должна быть
положена та психическая функция, которая
наиболее доступна и является ведущей на данном
этапе физического и психического состояния
больного ребенка.
По согласованию с Министерством
здравоохранения на надомное обучение ученика
начальной школы отводится 8 часов в неделю: по 2,5
часа на русский язык и математику, 2 часа – чтение
и по 0,5 часа на историю и природоведение.
Расписание посещений учителем ребенка
согласовывается с родителями, при этом
учитываются все факторы и особенности режима
дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как
утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка
к занятиям занимают всю первую половину дня.
Занятия с больным ребенком
рекомендовано проводить в форме урока. Урок –
это общение учителя с учеником. Ребенок устроен
так, что он развивается в процессе этого общения.
В основе этого процесса лежит эмоциональный
контакт взрослого и ребенка, постепенно
перерастающий в сотрудничество, которое
является необходимым условием развития ребенка.
Сотрудничество их заключается в том, что свой
опыт взрослый стремится передать, а ребенок
хочет и может его усвоить.
Учебные занятия целесообразно начать
с урока чтения. В процессе работы над текстом
устанавливается контакт с ребенком, идет
установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с
учеником является как бы интеллектуальной
разминкой, трамплином перед новым, более трудным
испытанием. Но при построении диалогового урока
необходимо помнить, что это "место встречи
людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман).
Поэтому коррекция структурного построения
ответа должна происходить ненавязчиво и очень
тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует
помнить, что больной ребенок очень раним, остро
реагирует на критические замечания.
После урока чтения целесообразно
перейти к уроку русского языка. У детей с
диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка
не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей
памятью, они успешно усваивают правила, грамотно
пишут. И основная трудность здесь заключается в
том, что скорость письма у таких детей очень
незначительна. "Непослушная" ручка в любой
момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И
здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить,
необходимо давать возможность отдохнуть руке,
помогать, придерживая линейку при подчеркивании,
перевернуть исписанный листок, поменять ручку,
делать короткие передышки для массажа пальчиков,
ведь "ум ребенка находится на кончиках его
пальцев" (В.А. Сухомлинский).
Систематические упражнения по
тренировке движения пальцев наряду со
стимулирующим массажем являются, по мнению В.В.
Кольцовой, "мощным средством повышения
работоспособности головного мозга".
К трудным заданиям по русскому языку
относится творческая работа, так как зачастую
больной ребенок проводит все время в четырех
стенах своей квартиры и ему трудно описать
весенний день, зимние забавы, походы в лес.
Поэтому темы для творческих работ необходимо
подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:
Подробно составленный план, наводящие
вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как
правило, на вопросы дети отвечают простыми
предложениями, в них отсутствуют средства
литературной выразительности, творческие работы
получаются краткими и очень сжатыми. Хотя
внутренний мир ребенка, больного ДЦП, как
правило, богат. Такие дети с удовольствием
рисуют, используя всю палитру красок, и этот
положительный момент в работе следует
использовать как минутки отдыха между основными
уроками. Но особенно он эффективен на уроках
естествознания. Выполнение заданий в виде
рисунка на темы "Растения тундры",
"Животные леса", а также работа с
географическими картами дают положительные
результаты, хорошие оценки и моральное
удовлетворение от сделанной работы.
К трудным урокам можно отнести уроки
математики. Хорошо, если в 1–2-м классах ребенок
хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и
таблицу умножения: с таким учеником легко
отрабатывать вычислительные навыки в следующих
классах, но есть категория детей, которым трудно
запомнить такой объем информации. Для этого
необходим больший отрезок времени, и так как
программа не терпит и учебное время нельзя
растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были
перед глазами. Это способствует снятию ненужной
нервозности и развитию зрительной памяти,
которая сработает в необходимый момент.
Методика работы над задачей тоже
должна быть подкорректирована с учетом
особенностей ребенка. В 1–2-м классах обязательны
схема или рисунок, условия задачи. И только тогда
– поиск решения.
В 3–4-м классах можно практиковать
самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно,
времени на это уйдет немного больше, но это будет
способствовать развитию умений и навыков
работать самостоятельно, что, несомненно,
пригодится ребенку в будущем при работе над
другим материалом. Решение задачи записывается
сначала по действиям с пояснением каждого.
Труднее дается запись выражением или уравнением.
Задачи геометрического характера, как
правило, разбираются учеником легко, но
построение фигур, графиков вызывает затруднение
в силу опять-таки заболевания.
Все эти наблюдения, конечно, касаются
работы с больными, но практически обучаемыми
детьми.
И, как заповедь для врача, хочется
напомнить заповеди для учителя, который работает
с детьми вообще и с больными в частности.
Будьте терпеливы и наблюдательны.
Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в
отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком,
старайтесь понять, как он мыслит, что он знает,
как использует навыки.
Разговаривая с ребенком, давайте ему
время ответить на ваши вопросы, говорите по
очереди, помните о важности повторения.
Будьте последовательны. Двигайтесь
от простого к сложному, от одного навыка к
другому.
Разнообразьте занятия, ежедневно
вносите новые элементы в свой урок.
Будьте выразительны, эмоциональны,
меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не
сюсюкайте.
Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
Будьте практичны, давайте больше
самостоятельности ребенку в выборе методов
решения и ответов – это способствует развитию
самостоятельности.
Сохраняйте уверенность в себе.
Помните, что все дети откликаются на любовь,
заботу и внимание.
Воспитание должно быть щадящим к
детству – поре неумения, незнания, ошибок,
оплошностей, проступков и непонимания.
И последнее. Больной ребенок живет в
замкнутом пространстве любви, понимания и
тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель
заставляют ребенка вздрагивать, внутренне
сжиматься. И поэтому диалог между учеником и
учителем должен осуществляться больше при
помощи глаз, а если голоса, то очень тихого,
доходящего до шепота.
Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза
– это нить между нами.
|