Галина КАРАСЕВА,
учитель ННОУ "Школа "Феникс",
г. Москва
Умножаем на 8
2-й класс
Тема. "Таблица умножения на 8".
Цели. Познакомить с новыми
случаями умножения на 8; повторение темы
"Сложение в пределах 100", табличных случаев
умножения, развитие логического мышления.
Оборудование. Рисунки: большая
ракета и ракеты с выражениями из таблицы
умножения для домашней работы; образцы написания
цифр 1 и 7; макеты космических звезд (6 шт.);
вертикальная целлофановая лента с кармашками;
карточки с числами и буквами; таблица умножения
на 8; задание для самостоятельной работы
"Расшифруй слова"; дощечка "Фантазия".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня на уроке
математики мы отправляемся в фантастическое
путешествие в космос.
Запишем дату отправления в полет.
На доске:
Учитель прикрепляет на доску
плакат с изображением ракеты.
У. Мы полетим в космические дали
на этом корабле. Его номер – 17. Запишем цифры, из
которых состоит это число.
Учитель показывает образцы
написания цифр.
На доске:
– Составьте числа из этих
цифр.
Дети. 17, 71.
У. Запишем их.
На доске:
– Чем похожи эти числа?
Д. Они двузначные, состоят из
одинаковых цифр, нечетные, сумма цифр обоих чисел
равна 8.
На доске:
У. Найдите
закономерность в ряду чисел. Продолжите ее. Какой
ключ у закономерности?
Д. Следующее число на 8 больше
предыдущего.
У. Как вы продолжили этот ряд
чисел?
Д. 24, 32, 40...
II. Устный счет
У. Чтобы путешествие было
безопасным, необходимо проверить
работоспособность всех систем ракеты.
Начнем с двигателя. Посмотрите на его детали,
установите закономерность между ними, дорисуйте
последнюю деталь.
На доске:
Учащиеся рисуют на "волшебных
дощечках".
– Проверим наполнение топливных
отсеков горючим. Они заполняются постепенно,
топливо поднимается все выше и выше. Для этого
расположите единицы измерения длины начиная с
наименьшей.
На доске:
Учащиеся записывают на
дощечках: мм, см, дм, м.
– Почему вы не записали –
"килограмм"?
Д. Это единица измерения массы.
У. В отсеке управления полетом
нет двух "контактов" в системе изоляции
кабины космонавтов от космической среды,
губительной для жизни человека. Надо их вставить.
На доске:
802 х (20 – 15) 6 х 802
700 : 10700 : 5 |
"Контакты" – это знаки
"больше" и "меньше", которые вставляют
учащиеся, аргументируя свой выбор.
– Корабль проверен, но у нас нет
руководителя полета. Его определит блиц-турнир.
Учащиеся записывают решения на
дощечки. Те, кто быстрее решает, получают
звездочку, после их подсчета определяется
руководитель полета.
Задача 1
Продолжительность суток на Земле – 24
часа, что на 14 часов больше, чем на Юпитере. Какова
продолжительность суток на Юпитере?
Задача 2
Всего в Солнечной системе 9 планет. 4 из
них газовые, а остальные состоят из твердых
веществ. Сколько планет состоит из твердых
веществ?
Задача 3
У Юпитера 16 спутников, а у Урана на 5
спутников больше. Сколько спутников у Урана?
III. Постановка темы урока
У. Найдем кодовое слово –
слово-"пароль", которое поможет завести
двигатели ракеты.
На доске:
Около примеров висит
вертикальная целлофановая лента с кармашками, в
которые вставляются карточки с ответами. На
обратной стороне карточек написаны буквы,
составляющие слово "умножение". Учитель
переворачивает эту ленту на обратную сторону.
– Прочитаем кодовое слово.
Д. "Умножение".
Учитель убирает ленту.
У. На какие две группы можно
разбить все эти математические выражения?
Д. В одну группу – умножение, во
вторую – деление.
Учитель стирает на доске
математические выражения на деление.
У. Чем похожи оставшиеся
математические выражения?
Д. Второй множитель одинаковый
– 8.
У. Собираю программу нашего
полета: "Таблица умножения числа 8".
IV. Знакомство с новым материалом
У. Руководитель полета дает
старт.
На доске:
– Как рациональнее, а значит,
быстрее и удобнее составить таблицу умножения?
Д. Случаи до 8 х 8 берем из
предыдущих таблиц, пользуемся переместительным
свойством умножения, а с 8 х 8 прибавляем по 8.
У. Какие новые случаи умножения
числа 8 надо выучить?
Д. 8 х 8, 8 х 9.
У. Запишите их в тетради и
запомните.
V. Самостоятельная работа
У. Каждый в полете имеет свое
задание.
Учитель раздает листочки с заданием.
– Необходимо угадать зашифрованные
слова.
Учитель вывешивает таблицу
умножения на 8, в которой закрывает случаи
умножения до 8 х 8. Слабым учащимся учитель
дает всю таблицу умножения.
Учащиеся выполняют задание.
– Какие слова были зашифрованы?
Д. "Солнечная система".
Для сильных детей – дополнительные
примеры:
7 х 6 =
9 х 6 =
6 х 4 =
7 х 8 =
5 х 7 =
9 х 5 =
7 х 3 =
6 х 8 = |
54 : 9 =
40 : 5 =
36 : 9 =
32 : 4 =
20 : 4 =
16 : 2 =
18 : 9 =
14 : 2 = |
У. В Солнечной системе звездой
является только Солнце. А самая ближайшая к нам –
из созвездия Туманность Андромеды – находится
на расстоянии 4,5 световых лет. Если лететь со
скоростью, меньшей скорости света в 20 раз, то
долететь до нее можно за 90 лет. Но ни один наш
космический корабль не может пока летать с такой
скоростью. Чтобы развить такую скорость,
необходимо сверхмощное топливо.
Решим задачу.
На доске:
За 1 день ракета расходует
8 л топлива. Сколько ракета израсходует
топлива за 2 дня? за 5 дней? за 8 дней? |
Со слабыми учениками учитель
разбирает задачу; учащиеся, которые работают
медленно, отвечают на 1-й и 2-й вопросы; все
остальные решают задачу полностью.
Осуществляется коллективная проверка.
VI. Итог урока
У. Путешествие наше
заканчивается. Вы должны показать, что не зря
отправились в такую даль и теперь знаете всю
таблицу умножения на 8.
Запишите на дощечках ответы.
VII. Домашнее задание
У. Выучите таблицу умножения на 8.
Раскрасьте ракету.
|