Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина КАРАСЕВА,
учитель ННОУ "Школа "Феникс",
г. Москва

Умножаем на 8

2-й класс

Тема. "Таблица умножения на 8".

Цели. Познакомить с новыми случаями умножения на 8; повторение темы "Сложение в пределах 100", табличных случаев умножения, развитие логического мышления.

Оборудование. Рисунки: большая ракета и ракеты с выражениями из таблицы умножения для домашней работы; образцы написания цифр 1 и 7; макеты космических звезд (6 шт.); вертикальная целлофановая лента с кармашками; карточки с числами и буквами; таблица умножения на 8; задание для самостоятельной работы "Расшифруй слова"; дощечка "Фантазия".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке математики мы отправляемся в фантастическое путешествие в космос.
Запишем дату отправления в полет.

На доске:

17 октября

Учитель прикрепляет на доску плакат с изображением ракеты.

У. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Его номер – 17. Запишем цифры, из которых состоит это число.

Учитель показывает образцы написания цифр.

На доске:

1

7

– Составьте числа из этих цифр.

Дети. 17, 71.

У. Запишем их.

На доске:

1

7

 

7

1

– Чем похожи эти числа?

Д. Они двузначные, состоят из одинаковых цифр, нечетные, сумма цифр обоих чисел равна 8.

На доске:

0

 

8

1

6

У. Найдите закономерность в ряду чисел. Продолжите ее. Какой ключ у закономерности?

Д. Следующее число на 8 больше предыдущего.

У. Как вы продолжили этот ряд чисел?

Д. 24, 32, 40...

II. Устный счет

У. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты.
Начнем с двигателя. Посмотрите на его детали, установите закономерность между ними, дорисуйте последнюю деталь.

На доске:

Учащиеся рисуют на "волшебных дощечках".

– Проверим наполнение топливных отсеков горючим. Они заполняются постепенно, топливо поднимается все выше и выше. Для этого расположите единицы измерения длины начиная с наименьшей.

На доске:

дм

м

см

кг

мм

Учащиеся записывают на дощечках: мм, см, дм, м.

– Почему вы не записали – "килограмм"?

Д. Это единица измерения массы.

У. В отсеке управления полетом нет двух "контактов" в системе изоляции кабины космонавтов от космической среды, губительной для жизни человека. Надо их вставить.

На доске:

802 х (20 – 15) 6 х 802

700 : 10700 : 5

"Контакты" – это знаки "больше" и "меньше", которые вставляют учащиеся, аргументируя свой выбор.

– Корабль проверен, но у нас нет руководителя полета. Его определит блиц-турнир.

Учащиеся записывают решения на дощечки. Те, кто быстрее решает, получают звездочку, после их подсчета определяется руководитель полета.

Задача 1

Продолжительность суток на Земле – 24 часа, что на 14 часов больше, чем на Юпитере. Какова продолжительность суток на Юпитере?

Задача 2

Всего в Солнечной системе 9 планет. 4 из них газовые, а остальные состоят из твердых веществ. Сколько планет состоит из твердых веществ?

Задача 3

У Юпитера 16 спутников, а у Урана на 5 спутников больше. Сколько спутников у Урана?

III. Постановка темы урока

У. Найдем кодовое слово – слово-"пароль", которое поможет завести двигатели ракеты.

На доске:

Около примеров висит вертикальная целлофановая лента с кармашками, в которые вставляются карточки с ответами. На обратной стороне карточек написаны буквы, составляющие слово "умножение". Учитель переворачивает эту ленту на обратную сторону.

– Прочитаем кодовое слово.

Д. "Умножение".

Учитель убирает ленту.

У. На какие две группы можно разбить все эти математические выражения?

Д. В одну группу – умножение, во вторую – деление.

Учитель стирает на доске математические выражения на деление.

У. Чем похожи оставшиеся математические выражения?

Д. Второй множитель одинаковый – 8.

У. Собираю программу нашего полета: "Таблица умножения числа 8".

IV. Знакомство с новым материалом

У. Руководитель полета дает старт.

На доске:

– Как рациональнее, а значит, быстрее и удобнее составить таблицу умножения?

Д. Случаи до 8 х 8 берем из предыдущих таблиц, пользуемся переместительным свойством умножения, а с 8 х 8 прибавляем по 8.

У. Какие новые случаи умножения числа 8 надо выучить?

Д. 8 х 8, 8 х 9.

У. Запишите их в тетради и запомните.

V. Самостоятельная работа

У. Каждый в полете имеет свое задание.

Учитель раздает листочки с заданием.

– Необходимо угадать зашифрованные слова.

Учитель вывешивает таблицу умножения на 8, в которой закрывает случаи умножения до 8 х 8. Слабым учащимся учитель дает всю таблицу умножения.
Учащиеся выполняют задание.

– Какие слова были зашифрованы?

Д. "Солнечная система".

8

72

10

5

32

3

5

4

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

64

8

40

32

6

4

 

 

 

 

 

 

 

Для сильных детей – дополнительные примеры:

7 х 6 =
9 х 6 =
6 х 4 =
7 х 8 =
5 х 7 =
9 х 5 =
7 х 3 =
6 х 8 =

54 : 9 =
40 : 5 =
36 : 9 =
32 : 4 =
20 : 4 =
16 : 2 =
18 : 9 =
14 : 2 =

У. В Солнечной системе звездой является только Солнце. А самая ближайшая к нам – из созвездия Туманность Андромеды – находится на расстоянии 4,5 световых лет. Если лететь со скоростью, меньшей скорости света в 20 раз, то долететь до нее можно за 90 лет. Но ни один наш космический корабль не может пока летать с такой скоростью. Чтобы развить такую скорость, необходимо сверхмощное топливо.

Решим задачу.

На доске:

За 1 день ракета расходует 8 л топлива. Сколько ракета израсходует топлива за 2 дня? за 5 дней? за 8 дней?

Со слабыми учениками учитель разбирает задачу; учащиеся, которые работают медленно, отвечают на 1-й и 2-й вопросы; все остальные решают задачу полностью.
Осуществляется коллективная проверка.

VI. Итог урока

У. Путешествие наше заканчивается. Вы должны показать, что не зря отправились в такую даль и теперь знаете всю таблицу умножения на 8.

Запишите на дощечках ответы.

8 х 9 =
8 х 8 =
8 х 10 =

VII. Домашнее задание

У. Выучите таблицу умножения на 8. Раскрасьте ракету.