Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2003

СИСТЕМА  Д.Б.ЭДЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Евгения ПОДШИВАЛОВА,
учитель-экспериментатор школы № 91
г. Москва

Тетрадь открытий

Учителя, работающие по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, стремятся взрастить своих учеников инициативными, самостоятельными в своем познании, не боящимися рисковать, когда идет поиск нового способа решения задач. Чтобы желаемое стало реальностью, в рамках системы разрабатываются педагогические средства, помогающие учителю создавать условия для развития детей в этом направлении.
Один из возможных подходов по поддержанию и развитию детской инициативы предлагает учитель-экспериментатор школы № 91 г. Москвы Евгения ПОДШИВАЛОВА.  Автор статьи, опираясь на собственный опыт, показывает как с помощью “Тетради открытий” можно воспитывать в детях стремление к самостоятельному поиску в решении учебных задач.

1. Возможные основания для классификации записей в "Тетради открытий"

Тетрадь открытий – это общеклассный альбом (книга), в которой фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в изучаемом материале.

Возникает вопрос: что фиксировать и как фиксировать?

Разведем эти две линии, так как в процессе урока они идут параллельно друг другу и их трудно различить.

1.1. Содержание записей

Все записи, которые делаются в "Тетради открытий", можно разделить на три больших блока:

1) записи – "догадки" детей;
2) записи – результаты общеклассных письменных работ детей;
3) записи – обобщения пройденного материала (данные записи аналогичны тем, что мы делаем в Справочнике).

В свою очередь, в первом блоке можно выделить еще несколько оснований для классификации:

1) форма:

  • вопрос;

  • гипотеза, версия, мнение;

  • вывод;

2) срок:

  • учебный материал изучается в рамках намеченной темы;

  • учебный материал изучается в следующих темах или даже при обучении в последующих классах;

3) поиск:

общеклассный – как итог работы всего класса по данному вопросу (теме), но обобщенный и высказанный одним ребенком;

самостоятельный – как результат самостоятельного поиска, происходящего вне школьной ситуации (например, дома, по собственной инициативе, ребенок возвращается к изучаемому материалу, анализирует его, приводит к каким-то выводам, а потом на уроке высказывает результат своего поиска).

Итак, все вышесказанное можно свести в следующую схему:

1.2. Этапы работы по ведению "Тетради открытий"

Для того чтобы "Тетрадь открытий" стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Критерии учитель выделяет совместно с детьми исходя из той ситуации, которая возникла на уроке. Работа в этом направлении проходит в три этапа:

1 этап – учитель сам выделяет ситуации, когда высказывание ребенка можно занести в "Тетрадь открытий". При этом учитель подробно объясняет детям, почему данное высказывание ему хотелось бы занести в "Тетрадь открытий".

2 этап – ситуацию выделяет учитель, детям же предлагается подумать и объяснить, почему высказывание Пети можно записать в "Тетради открытий".

3 этап – дети сами выделяют ситуацию, предлагают сделать запись в "Тетради открытий", при этом сами обосновывают, почему можно это сделать.

Из вышесказанного видно, как учитель побуждает детей к самостоятельному отбору материала для записи в "Тетради открытий", помогая им вычленить из потока учебных ситуаций те, которые соответствуют значимым и для класса, и для ребенка открытиям, фиксировать авторов и выходить на класс с предложением сделать запись в "Тетради открытий". При этом дети в развернутой, аргументированной форме могут объяснить, почему это необходимо сделать.

Итак, вышеприведенный материал можно представить в виде следующей таблицы:

Этап

Кто выделяет ситуацию

Кто обосновывает необходимость записи

1 этап

учитель

учитель

2 этап

учитель

дети

3 этап

дети

дети

При этом нет четко установленных границ продолжительности каждого этапа. У двух учителей будут разные сроки, в двух классах у одного и того же учителя тоже, возможно, будут разные сроки продолжительности каждого этапа. Переход от одного к другому этапу обусловлен только индивидуальным продвижением детей, класса как коллективного субъекта в освоении и присвоении критериев выделения личностно значимого открытия.

В общих чертах я попыталась обозначить те узловые моменты, вокруг которых будет строиться вторая часть статьи, представленная в виде дневниковых записей, с комментарием ко всем происходящим событиям. Записи проводились в 1999–2001 учебных годах в школе № 91, примеры взяты автором статьи из "Тетради открытий" по русскому языку, которая велась начиная с первого класса1.

2. Анализ дневниковых записей согласно вышеизложенной классификации

2.1. Записи – "догадки" детей

Если учитель решает начать работу с "Тетрадью открытий", то перед ним неизбежно возникает вопрос: как ввести "Тетрадь открытий"? Рассмотрим возможный вариант введения "Тетради открытий" на конкретном примере.

22 сентября 1999 г. Тема "Гласные и согласные звуки". Федя А., 1 "Б" кл., задает вопрос: "Почему, когда мы произносим звук [ж], в горле у нас дребезжит так же, как при произнесении гласных звуков?".

На 22 сентября в арсенале знаний детей нет ответа на этот вопрос. Что делать учителю?

  • Сделать вид, что он не слышит вопрос Феди.

  • Ввести понятие о звонких и глухих согласных.

  • Признать перед всем классом, что Федя А. сделал очень интересное для всех нас открытие. (Ведь нас же интересуют звуки и все, что с ними происходит?!)

Сегодня мы еще не можем ответить на его вопрос, но будет день, когда мы обязательно найдем ответ. А чтобы не забыть такой важный для всех нас вопрос, мы с сегодняшнего дня заведем в классе "Тетрадь открытий" и будем туда записывать все важные вопросы, которые у нас возникают.

Итак, 22 сентября 1999 г. в 1 "Б" классе была введена новая форма работы – "Тетрадь открытий", и появилась первая запись:

22 сентября 1999 г.
Почему, когда мы произносим звук [ж], в горле у нас дребезжит так же, как при произнесении гласных звуков?

Федя А., ученик 1-го "Б" класса

Ниже показано, как проходило принятие детьми этой новой формы, как дети вырабатывали к ней свое отношение.

23 сентября 1999 г. У Алисы Л. с Вовой С. при работе в паре возникло непонимание. Алиса Л. настаивала на том, что в схеме к слову "Кис" есть ошибка – . Но Вова С. с ней не соглашался и требовал, чтобы Алиса доказала свой вывод. Алиса в качестве доказательства использовала не только старый способ (скандирование, хлопки), но и новый, до этого никогда не звучавший в классе: "Потому что в слове столько слогов, сколько гласных".

Этот вывод был сделан Алисой самостоятельно, без предварительного обсуждения в классе. Вова С. не мог понять, почему количество слогов зависит от количества гласных, а Алиса Л. не могла самостоятельно объяснить это ему (вспомним, что на дворе еще сентябрь – начало букварного периода).

Вызвала их к доске, чтобы они продолжили диалог перед классом. Первая реакция детей: давайте проголосуем, кто прав. Предлагаю помочь Алисе и Вове, создать группы поддержки и в совместной работе найти доказательства той или иной точки зрения (групповые формы работы у учащихся формировались с самого начала обучения в рамках курса Г.А. Цукерман "Введение в школьную жизнь"). Не успеваю закончить фразу – дети посыпались к доске, как горох. Уже у доски идут оживленные споры. Во всей этой неразберихе спонтанно создаются группы. "Кто в нашу команду?" – так возникла группа Зои П., Вики З., Алисы Л., Светы Г. (при обсуждении в ней преобладают сильные эмоции). Группа Насти А., Ани Д., Юры Ж., Феди А. работает спокойно, через некоторое время они показывают, что готовы. Поднимаю руку – знак тишины. Это побуждает детей вернуться на свои места. У доски остаются отвечающие от групп: Зоя П., Стас Т., Федя А. При этом Стас и Федя продолжают обсуждение. Прошу объяснить суть их разговора. Федя очень настойчиво пытается разъяснить, что он не понимает: "Почему может быть один слог из одного гласного, а из одного согласного не бывает?" Подключается Зоя. С помощью схемы, которую начертила ее группа на доске, объясняет, почему так не может быть.

В результате Стас Т. произносит: "Сколько в слове гласных, столько и слогов". На что Федя А. говорит, что это обязательно надо записать в "Тетради открытий". Дети с этим соглашаются и уже на перемене ставят свои подписи (имена) под формулировкой нового способа определения количества слогов в слове.

В итоге в "Тетради открытий" появляется запись:

23 сентября 1999 г.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Ученики 1 "Б" класса

Что произошло в классе? В начале ситуации реплика об определении количества слогов в слове принадлежала только Алисе Л., была ее "личным достоянием". В связи с тем что Алиса Л. не могла доказать свой вывод, а Вова С. требовал от нее этого, возникла ситуация общеклассного обсуждения, на которое был вынесен не запланированный учителем материал. Данный способ определения количества слогов по плану должен вводиться через два урока. Итак, мы уже во второй раз встречаемся с ситуацией опережающего движения детей в предметном материале. Федя А., имея уже собственный опыт личностно значимого открытия, предлагает сделать запись в "Тетради открытий". Так как это итог работы всего класса, то авторство здесь не отмечается.

Хотелось бы остановиться и сделать небольшое разъяснение. В первой части обозначены этапы овладения детьми критериями отбора записей в "Тетрадь открытий". При анализе вышеприведенного примера может создаться впечатление, что класс буквально на следующий день перескочил с первого этапа на третий. Чтобы избежать этого противоречия и абсурдности самой ситуации, расставим все точки над i. В любом классе есть дети, которые по своему развитию опережают сверстников. Именно эти дети будут в первую очередь выходить с предложением сделать запись в "Тетради открытий", но наша задача – чтобы данная форма работы была принята всеми детьми. О том, что весь класс все-таки находится на первом этапе, свидетельствовала следующая ситуация.

23 сентября 1999 г. Сегодня на перемене ко мне подошла Алиса Л.2 и сказала, что она тоже придумала вопрос и хотела бы знать, можно ли его записать в "Тетрадь открытий". Вопрос Алисы Л.: "Почему звукомор Ам желтый, а сам боится красного цвета? Звукомор Палецвротнеклади зеленый, а боится желтого цвета?"3

От Алисы Л. исходил запрос на то, чтобы еще раз в классе были подробно рассмотрены критерии, по которым отбираются те или иные высказывания для записи в "Тетрадь открытий". В классе так и прозвучало: "Алиса Л. хотела бы знать, какие вопросы мы будем заносить в "Тетрадь открытий". Она придумала вопрос и спрашивает: можно ли его занести в "Тетрадь открытий"? Ответ детей: "Между костюмами звукоморов и тем, каким цветом мы закрашиваем фишки звуков, нет никакой связи – цвет костюма придумал художник, а о том, как закрашивать фишку, мы договорились сами. Этот вопрос не про звуки, поэтому мы не будем записывать его в "Тетрадь открытий".

Итак, основное правило для введения "Тетради открытий" – исходить из конкретной ситуации в классе, идти от детей, от их готовности к новой форме работы. Если же "Тетрадь открытий" вводится учителем вне всяких на то оснований (без проблемной ситуации), есть риск, что смысл введения ее будет не понятен детям, не найдет в них эмоциональный отклик, а значит, будет выполняться формально.

В вышеобозначенных примерах было показано, как вводилась "Тетрадь открытий". В следующей статье мы рассмотрим, что стало объектом записи в эту тетрадь.

Продолжение следует