Лилия УПРАВИТЕЛЕВА,
г. Вологда
Чебурашка учится считать
Всегда приятно встречаться со своими любимыми
сказочными персонажами. Дети с удовольствием
подпоют героям мультфильмов, нарисуют их, решат
про них всевозможные задачи. Воспользуйтесь
этим, как сделала Лилия УПРАВИТЕЛЕВА из
г. Вологды, и вы увидите, с каким желанием и
интересом будут работать ваши малыши.
1-й класс
Тема. "Путешествие с
друзьями".
Цели. Повторить нумерацию чисел в
пределах 10; закрепить решение задач разных типов;
продолжить работу над формированием
вычислительных навыков; развивать внимание,
память, мышление, воображение; воспитывать
дружелюбие, доброту.
Оборудование. Костюмы героев
сказки Э.Успенского; кроссворд; "вагончики";
"монеты"; индивидуальные места с
изображением Чебурашки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами
отправимся в увлекательное путешествие вместе с
героями одной замечательной сказки, которую вы
недавно прочитали. Как называется эта сказка?
Дети. "Крокодил Гена и его
друзья".
У. Кто автор книги?
Д. Эдуард Успенский.
У. Чтобы узнать, кто с нами будет
путешествовать по страницам учебника, давайте
разгадаем кроссворд и вспомним имена героев этой
сказки.
ВОПРОСЫ
По вертикали:
1. Бедный песик, которого бросила
хозяйка.
2. Верная спутница Шапокляк.
3. Имя крокодила, который работал в зоопарке
крокодилом.
4. Обезьяна с очень интересным именем …
Францевна.
5. Лев, которому не хватало друга.
6. Имя вредной старухи.
7. Жирафа, которая любила пожевать домашние
цветы.
По горизонтали:
5. Неизвестной породы зверек.
ОТВЕТЫ
По вертикали:
1. Тобик. 2. Лариска. 3. Гена. 4. Мария. 5.
Чандр. 6. Шапокляк. 7. Анюта.
По горизонтали:
5. Чебурашка.
– Понравилась вам эта сказка?
Д. Да.
У. О чем она?
Д. Она о дружбе. О том, как важно,
чтобы у тебя был друг.
У. Конечно. Я желаю вам, чтобы вас
окружали хорошие друзья и сами вы были
настоящими друзьями.
III. Повторение изученного материала
1. Устный счет
У. Сегодня мы с нашими героями
отправимся в путешествие на поезде. Но что такое?
Один из героев сделал пакость – переставил
нумерацию вагонов, и поезд не может отправиться.
Кто бы это мог сделать?
Д. Шапокляк.
У. Наверное, это она.
Дети по очереди выбегают и
переставляют номера вагонов местами.
– Что общего у всех этих
выражений?
Д. Они все на вычитание.
2. Повторение состава числа 5
У. Поезд готов к отправлению.
Герои покупают билеты. Билет стоит 5 рублей. Как
по-разному можно заплатить за билет?
Ответы детей.
3. Пространственная
ориентировка
1-я станция – "Школьная".
У. А теперь рассадим наших
героев.
Чебурашка едет в первом вагоне. Рядом с
Чебурашкой едет крокодил Гена. Жирафа – между
крокодилом и обезьянкой. Лев едет в
предпоследнем вагоне. Перед львом едет собачка. В
пятом вагоне едет Галя. Как же располагаются наши
герои?
Ответы детей.
Выходят дети в костюмах героев сказки.
(Чебурашка, Гена, жирафа, обезьянка,
Галя, Собака, Лев.)
IV. Физкультминутка
Дети исполняют танец сидя под музыку
песни "Голубой вагон" В.Шаинского.
V. Работа над задачами
2-я станция – "Задачкина
карусель".
У. На этой станции есть большая
карусель. Всем героям так хочется покататься. Но
не так-то просто попасть туда. Пропускной билет –
это задача. Все герои быстро составили задачи.
Давайте посмотрим, какие задачи составили герои,
и решим их.
Дети решают устно, в тетрадях
записывают ответы.
Чебурашка. Когда я ехал в ящике, я
ел апельсины. Сначала я съел 4 апельсина, а потом 5.
Сколько всего апельсинов я съел Чебурашка?
Д. 4 + 5 = 9. Чебурашка съел 9
апельсинов.
Гена. Я написал 8 объявлений. 5 из
них уже наклеил. Сколько еще объявлений осталось
наклеить?
Д. 8 – 5 = 3.
– Гене надо наклеить 3 объявления.
Галя. Я учусь в школе хорошо. В
тетради у меня 5 пятерок и 3 четверки. На сколько
больше пятерок у меня в тетради?
Д. 5 – 3 = 2.
– На две пятерки больше.
Лев. Я для друзей купил 8 шариков
синего и зеленого цвета. Синих шариков было 2.
Сколько зеленых шариков я купил?
Д. 8 – 2 = 6.
– Шесть зеленых шариков.
Тобик. Сегодня я съел 6 косточек, а
вчера на 2 меньше. Сколько косточек я съел вчера?
Д. 6 – 2 = 4.
– Тобик съел 4 косточки.
Жирафа. На одном боку у меня 3
черных пятнышка, а на другом на 4 больше. Сколько
пятнышек у меня на другом боку?
Д. 3 + 4 = 7.
– 7 пятнышек у жирафы на другом боку.
Обезьянка. У меня 4 спелых банана и 2
зеленых. Я отдала один банан жирафе. Сколько
бананов у меня осталось?
Эту задачу учитель разбирает,
используя наглядность.
Д. Сначала надо узнать, сколько
всего было бананов.
– 4 + 2 = 6
– А потом – сколько бананов осталось.
Всего 6. Значит, 6 – 1 = 5. Осталось 5 бананов.
Шапокляк. На березе росло 7 груш. 2
груши съели. Сколько осталось?
Д. Эту задачу решить нельзя, так
как на березе груши не растут.
У. А вы хотите покататься на
карусели? Тогда и вам придется составить задачу
по книге Э.Успенского.
Дети составляют свои задачи.
VI. Физкультминутка
Я мчу на карусели
Вверх-вниз (2 раза).
То взлетели, то присели,
Закружились и запели:
"Хорошо на карусели!"
VII. Проверка вычислительных навыков
3-я станция –
"Художник-математик".
У. На этой станции все ребята
станут художниками. Но вы будете не только
рисовать, но и считать. Перед вами портрет
Чебурашки. Вы решаете выражения. Если в ответе
получается 2, то вы раскрашиваете эту часть
портрета коричневым цветом, если 5 – черным, а
если 3 – желтым.
Дети считают и раскрашивают рисунок.
– Проверка.
У. А вот рисунок Шапокляк. Верно
ли он раскрашен?
Дети находят ошибки.
VIII. Игра на внимание
4-я станция – "Лесная".
У. Мы приехали в настоящий лес.
Звучит грамзапись "Голоса птиц".
– Если вы будете внимательными, то
лес откроет вам все свои тайны. Давайте поднимем
листочек.
На доске рисунок листа.
– Кого увидим?
Д. Гусеницу.
Учитель показывает рисунок гусеницы.
У. Понаблюдаем за ней.
Игра "Гусеница"
Гусеница может передвигаться в
соседнюю клетку (по диагонали нельзя двигаться).
У. Допустим, гусеница находится
в клетке А1. Куда она может двигаться?
Д. А2, Б1.
У. Гусеница находится в летке Б2.
Куда она может ползти?
Д. Б3, Б1, В2, А2.
Игра "Муха"
У. А вот над ухом зажужжала муха.
Учитель показывает рисунок мухи.
– Муха находится в центре. Начинает
двигаться. Клетка вправо, вверх, влево, вниз,
влево, вниз, вправо.
Дети следят глазами за движением
мухи, а затем показывают клетку, где муха
остановилась.
– Где оказалась муха?
Д. В клетке Б1.
Игра "Циферки-чиселки"
У. Все устали. Присели на травку,
решили отдохнуть и поиграть в игру
"Циферки-чиселки".
К доске выходит ученик, берет указку и
называет числа от 1 до 9, показывая как можно
быстрее цифру. Затем другой ученик показывает и
называет числа от 9 до 1.
IX. Осенний букет
У. Пока все отдыхали, Чебурашка,
обезьянка и Тобик решили собрать букет из
осенних листьев.
На доске открываются рисунки листьев
с записями примеров.
– У Чебурашки в букете листья, в
выражениях результат 4. У Обезьянки – 5, а у Тобика
– 3. Сколько листьев собрал каждый герой?
Выражения записаны на листочках:
2 + 3, 1 + 2, 2 + 2, 7 – 2, 5 – 2, 7 – 3,
4 + 1, 4 – 1, 1 + 3, 6 – 1, 5 – 1, 8 – 3, 6 – 2 |
– Сколько листочков в
букете у Чебурашки?
Д. Пять.
У. Сколько листочков в букете у
Обезьянки?
Д. Пять.
У. А сколько у Тобика?
Д. Три листика.
Снова звучит музыка песни "Голубой
вагон".
У. Нам пора в обратный путь. А
герои сказки все на местах?
Д. Нет, Шапокляк нет на месте.
У. Пусть она останется в этом
чудесном лесу, успокоится, может, изменит свое
поведение.
Х. Итог урока
У. Наше путешествие заканчивается. Мы с
вами катались на карусели, рисовали, играли,
собирали букеты, а теперь возвращаемся на нашу
станцию "Школьная".
|