Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лилия УПРАВИТЕЛЕВА,
г. Вологда

Чебурашка учится считать

Всегда приятно встречаться со своими любимыми сказочными персонажами. Дети с удовольствием подпоют героям мультфильмов, нарисуют их, решат про них всевозможные задачи. Воспользуйтесь этим, как сделала Лилия УПРАВИТЕЛЕВА из г. Вологды, и вы увидите, с каким желанием и интересом будут работать ваши малыши.

1-й класс

Тема. "Путешествие с друзьями".

Цели. Повторить нумерацию чисел в пределах 10; закрепить решение задач разных типов; продолжить работу над формированием вычислительных навыков; развивать внимание, память, мышление, воображение; воспитывать дружелюбие, доброту.

Оборудование. Костюмы героев сказки Э.Успенского; кроссворд; "вагончики"; "монеты"; индивидуальные места с изображением Чебурашки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с героями одной замечательной сказки, которую вы недавно прочитали. Как называется эта сказка?

Дети. "Крокодил Гена и его друзья".

У. Кто автор книги?

Д. Эдуард Успенский.

У. Чтобы узнать, кто с нами будет путешествовать по страницам учебника, давайте разгадаем кроссворд и вспомним имена героев этой сказки.

ВОПРОСЫ

По вертикали:

1. Бедный песик, которого бросила хозяйка.
2. Верная спутница Шапокляк.
3. Имя крокодила, который работал в зоопарке крокодилом.
4. Обезьяна с очень интересным именем … Францевна.
5. Лев, которому не хватало друга.
6. Имя вредной старухи.
7. Жирафа, которая любила пожевать домашние цветы.

По горизонтали:

5. Неизвестной породы зверек.

ОТВЕТЫ

По вертикали:

1. Тобик. 2. Лариска. 3. Гена. 4. Мария. 5. Чандр. 6. Шапокляк. 7. Анюта.

По горизонтали:

5. Чебурашка.

– Понравилась вам эта сказка?

Д. Да.

У. О чем она?

Д. Она о дружбе. О том, как важно, чтобы у тебя был друг.

У. Конечно. Я желаю вам, чтобы вас окружали хорошие друзья и сами вы были настоящими друзьями.

III. Повторение изученного материала

1. Устный счет

У. Сегодня мы с нашими героями отправимся в путешествие на поезде. Но что такое? Один из героев сделал пакость – переставил нумерацию вагонов, и поезд не может отправиться. Кто бы это мог сделать?

Д. Шапокляк.

У. Наверное, это она.

Дети по очереди выбегают и переставляют номера вагонов местами.

 Что общего у всех этих выражений?

Д. Они все на вычитание.

2. Повторение состава числа 5

У. Поезд готов к отправлению. Герои покупают билеты. Билет стоит 5 рублей. Как по-разному можно заплатить за билет?

Ответы детей.

3. Пространственная ориентировка

1-я станция – "Школьная".

У. А теперь рассадим наших героев.

Чебурашка едет в первом вагоне. Рядом с Чебурашкой едет крокодил Гена. Жирафа – между крокодилом и обезьянкой. Лев едет в предпоследнем вагоне. Перед львом едет собачка. В пятом вагоне едет Галя. Как же располагаются наши герои?

Ответы детей.

Выходят дети в костюмах героев сказки.

(Чебурашка, Гена, жирафа, обезьянка, Галя, Собака, Лев.)

IV. Физкультминутка

Дети исполняют танец сидя под музыку песни "Голубой вагон" В.Шаинского.

V. Работа над задачами

2-я станция – "Задачкина карусель".

У. На этой станции есть большая карусель. Всем героям так хочется покататься. Но не так-то просто попасть туда. Пропускной билет – это задача. Все герои быстро составили задачи. Давайте посмотрим, какие задачи составили герои, и решим их.

Дети решают устно, в тетрадях записывают ответы.

Чебурашка. Когда я ехал в ящике, я ел апельсины. Сначала я съел 4 апельсина, а потом 5. Сколько всего апельсинов я съел Чебурашка?

Д. 4 + 5 = 9. Чебурашка съел 9 апельсинов.

Гена. Я написал 8 объявлений. 5 из них уже наклеил. Сколько еще объявлений осталось наклеить?

Д. 8 – 5 = 3.

– Гене надо наклеить 3 объявления.

Галя. Я учусь в школе хорошо. В тетради у меня 5 пятерок и 3 четверки. На сколько больше пятерок у меня в тетради?

Д. 5 – 3 = 2.

– На две пятерки больше.

Лев. Я для друзей купил 8 шариков синего и зеленого цвета. Синих шариков было 2. Сколько зеленых шариков я купил?

Д. 8 – 2 = 6.

– Шесть зеленых шариков.

Тобик. Сегодня я съел 6 косточек, а вчера на 2 меньше. Сколько косточек я съел вчера?

Д. 6 – 2 = 4.

– Тобик съел 4 косточки.

Жирафа. На одном боку у меня 3 черных пятнышка, а на другом на 4 больше. Сколько пятнышек у меня на другом боку?

Д. 3 + 4 = 7.

– 7 пятнышек у жирафы на другом боку.

Обезьянка. У меня 4 спелых банана и 2 зеленых. Я отдала один банан жирафе. Сколько бананов у меня осталось?

Эту задачу учитель разбирает, используя наглядность.

Д. Сначала надо узнать, сколько всего было бананов.

– 4 + 2 = 6

– А потом – сколько бананов осталось. Всего 6. Значит, 6 – 1 = 5. Осталось 5 бананов.

Шапокляк. На березе росло 7 груш. 2 груши съели. Сколько осталось?

Д. Эту задачу решить нельзя, так как на березе груши не растут.

У. А вы хотите покататься на карусели? Тогда и вам придется составить задачу по книге Э.Успенского.

Дети составляют свои задачи.

VI. Физкультминутка

Я мчу на карусели
Вверх-вниз (2 раза).
То взлетели, то присели,
Закружились и запели:
"Хорошо на карусели!"

VII. Проверка вычислительных навыков

3-я станция – "Художник-математик".

У. На этой станции все ребята станут художниками. Но вы будете не только рисовать, но и считать. Перед вами портрет Чебурашки. Вы решаете выражения. Если в ответе получается 2, то вы раскрашиваете эту часть портрета коричневым цветом, если 5 – черным, а если 3 – желтым.

Дети считают и раскрашивают рисунок.

– Проверка.

У. А вот рисунок Шапокляк. Верно ли он раскрашен?

Дети находят ошибки.

VIII. Игра на внимание

4-я станция – "Лесная".

У. Мы приехали в настоящий лес.

Звучит грамзапись "Голоса птиц".

– Если вы будете внимательными, то лес откроет вам все свои тайны. Давайте поднимем листочек.

На доске рисунок листа.

– Кого увидим?

Д. Гусеницу.

Учитель показывает рисунок гусеницы.

У. Понаблюдаем за ней.

Игра "Гусеница"

Гусеница может передвигаться в соседнюю клетку (по диагонали нельзя двигаться).

У. Допустим, гусеница находится в клетке А1. Куда она может двигаться?

Д. А2, Б1.

У. Гусеница находится в летке Б2. Куда она может ползти?

Д. Б3, Б1, В2, А2.

Игра "Муха"

У. А вот над ухом зажужжала муха.

Учитель показывает рисунок мухи.

 

– Муха находится в центре. Начинает двигаться. Клетка вправо, вверх, влево, вниз, влево, вниз, вправо.

Дети следят глазами за движением мухи, а затем показывают клетку, где муха остановилась.

– Где оказалась муха?

Д. В клетке Б1.

Игра "Циферки-чиселки"

У. Все устали. Присели на травку, решили отдохнуть и поиграть в игру "Циферки-чиселки".

К доске выходит ученик, берет указку и называет числа от 1 до 9, показывая как можно быстрее цифру. Затем другой ученик показывает и называет числа от 9 до 1.

IX. Осенний букет

У. Пока все отдыхали, Чебурашка, обезьянка и Тобик решили собрать букет из осенних листьев.

На доске открываются рисунки листьев с записями примеров.

 У Чебурашки в букете листья, в выражениях результат 4. У Обезьянки – 5, а у Тобика – 3. Сколько листьев собрал каждый герой?

Выражения записаны на листочках:

2 + 3, 1 + 2, 2 + 2, 7 – 2, 5 – 2, 7 – 3,
4 + 1, 4 – 1, 1 + 3, 6 – 1, 5 – 1, 8 – 3, 6 – 2

 Сколько листочков в букете у Чебурашки?

Д. Пять.

У. Сколько листочков в букете у Обезьянки?

Д. Пять.

У. А сколько у Тобика?

Д. Три листика.

Снова звучит музыка песни "Голубой вагон".

У. Нам пора в обратный путь. А герои сказки все на местах?

Д. Нет, Шапокляк нет на месте.

У. Пусть она останется в этом чудесном лесу, успокоится, может, изменит свое поведение.

Х. Итог урока

У. Наше путешествие заканчивается. Мы с вами катались на карусели, рисовали, играли, собирали букеты, а теперь возвращаемся на нашу станцию "Школьная".