Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила КЛИМАНОВА

Обучение грамоте по учебнику "АБВГДейка"

(планирование уроков)

С каждым годом растет число учителей, желающих обучать детей грамоте по новой азбуке, обучать интересно и эффективно. Они обращаются с просьбой дать планирование уроков, которое помогло бы им лучше ориентироваться в учебном комплекте "Азбука первоклассника", в который, кроме "АБВГДейки", входят тетради "Рисуй, думай, рассказывай", "Мой алфавит", пособие по речевому этикету "Школа вежливости" и "Читалочка" для развития навыка чтения целыми словами.

Прежде всего следует сказать несколько слов об особенностях обучения по "АБВГДейке".

Большинство современных букварей и азбук составлено на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Это самый распространенный и популярный метод обучения грамоте, хорошо знакомый каждому учителю. Используется этот метод и в "АБВГДейке". Он обеспечивает развитие фонематического слуха детей, учит анализировать звучащую речь, готовит к чтению и письму: дети сначала выделяют определенные звуки в слове, устанавливают их количество, последовательность, определяют связи звуков в слоге и слове, осваивают системы гласных и согласных фонем, учатся воссоздавать звуковую структуру слова и переводить ее в графическую модель. Учащиеся знакомятся с такими терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение и др., учатся выделять предложения из речевого потока и самостоятельно составлять их. Однако указанные классические приемы обучения грамоте, затрагивающие главным образом формальную сторону языка, в "АБВГДейке" приобретают новое звучание. Эффективность обучения повышается благодаря введению новых принципов обучения – коммуникативного и познавательного.

1. Коммуникативный принцип помогает ребенку с первых шагов обучения грамоте осознавать язык как важнейшее средство общения, а учителю – формировать у детей первоначальное чтение и письмо как письменные формы общения. Благодаря этому принципу обучения письму и чтению, развитие речи и усвоение языка, литературное чтение объединяются в единую систему, которая имеет практическую направленность. Обучение через общение обеспечивает безболезненный переход ребенка от игровой деятельности к учебной, так как на уроках используются коммуникативно-речевые ситуации, игровые формы обучения с ролевыми установками и речевыми задачами. Первоклассники учатся ориентироваться в ситуации общения: кто, кому и что говорит, советует, объясняет, сообщает, как и зачем он это делает. Дети приучаются слушать (т.е. анализировать) речь собеседника, партнера по речевому общению, осознавать цель и главное средство общения – язык (слово, предложение), помогающий человеку говорить и выражать свои мысли.

Уроки строятся на основе диалога, а не на обмене монологами, как уроки общения. Например, чтение рассказа как воображаемое "общение" детей с писателями, как условное "общение" с героями сказок и рассказов.

Обучение первоначальному чтению и письму связывается с разнообразными видами деятельности: игровой, литературно-художественной, иллюстративной, учебной и др., так как известно, что мотивы самой речевой деятельности, как правило, лежат за ее пределами, т.е. в других видах деятельности. Например: а) Придумайте рисунки, пиктограммы по охране живой природы для использования их в лесопарке. О чем они будут предупреждать посетителей? б) Предупредите Буратино, что не следует продавать свою азбуку и т.п.

Включение речевых навыков в разнообразные виды деятельности повышает мотивацию при их освоении.

Коммуникативная направленность обучения не только обеспечивает интенсивное формирование таких речевых умений, как умение слушать, говорить, читать и писать, но дает и другое представление о тексте. Текст рассматривается как продукт (результат) речевого общения. Работа с текстом в азбуке разнообразна: и самостоятельное его составление по картинкам, и придумывание продолжения рассказа ("Аист"), воспроизведение сюжета сказок с помощью пиктограмм ("Колобок"), запись рассказа с использованием пиктограмм ("Мальчик и бабочка") и др.

2. Познавательный принцип на материале учебника в доступной игровой форме раскрывает перед детьми другую важную сторону языка как инструмента, как средства познания окружающего мира. Создаются предпосылки для развития и речи, и мышления. Азбука позволяет использовать все ступени познания: и чувственное восприятие, и обобщающие представления, возникающие на основе воображения, интуиции, творческой фантазии, и абстрактно-логическое мышление, осуществляемое в форме понятий и суждений. Особенность учебных материалов в том, что они способствуют развитию не только логического, но и образного мышления детей. Например, такие абстрактно-логические понятия, как речь, предложение, слово, ударение и др., сначала даются детям в образной форме, на иллюстративно-художественной основе, а потом и в терминах. Так, например, при изучении речи используется образ царевны из сказки А.Пушкина, речь которой журчит словно реченька; слово сравнивается с орешком, в котором есть ядрышко и скорлупка, ударение – с молоточком Мальчика-Колокольчика и т.п. Опора на образное мышление значительно облегчает детям аналитическую работу по усвоению абстрактной терминологии, повышает интерес к обучению. Формирование у детей речевых понятий опирается на основные ступени развития мышления младшего школьника: на наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Например, усвоение понятия "ударение" осуществляется в три этапа, начиная с практического уровня с протяженного, долготного произнесения гласного звука (позови Машу: "Ма-а-а-ша"), затем используется образный уровень (Мальчик- Колокольчик) и, наконец, формируется понятие об ударении, вводится значок для обозначения ударения в слове ( / ).

Для запоминания букв, обозначающих гласные и согласные звуки, вводится не схема, а наглядный образ "узелков на память", который помогает классифицировать буквы гласных и согласных звуков и т.д. и лучше запомнить их.

Нацеленность новой системы обучения на развитие речевого мышления младших школьников предполагает учет особенностей формирования речи и мышления. Направленность их развития на определенных ситуациях не совпадает: мышление развивается от целого к части, а речь – от части к целому.

Поэтому в азбуке для развития языкового мышления предполагаются целостные речевые или проблемные ситуации и различные тексты (иллюстративно-художественные, пиктографические и обычные тексты – отрывки из литературных произведений), а для изучения речи сначала предлагается детям слово, а потом – предложение и текст. Такой подход, развивающий мышление детей, делает доступной и понятной саму речь, осмысление которой он начинает со слова, т.е. более доступной единицы, чем предложение, помогает избежать механического зазубривания терминов.

Со словом дети знакомятся с первых страниц азбуки. Оно предстает перед ними как имя (имя собственное), как название вещи, предмета.

Путь изучения языка от наблюдения за словом в конкретных речевых ситуациях к фонетическим и грамматическим обобщениям и усвоению абстрактных языковых понятий – самый естественный для ребенка, так как он отвечает его познавательным возможностям.

Особенность курса обучения грамоте по "АБВГДейке" состоит еще и в том, что обучение чтению и письму начинается не с фонетических упражнений, а с рассмотрения письма в культурно-историческом аспекте, с предыстории письменной речи. В "АБВГДейке" изучение письма начинается с коммуникативно-игровых ситуаций, с включением в них жестов, рисунков, пиктограмм. Освоение этих коммуникативных ситуаций постепенно приводит детей к овладению алфавитным звуко-буквенным письмом.

Традиционное начало обучения грамоте с фонетических упражнений придает обучению формальный характер и не позволяет формировать чтение и письмо как виды речевой деятельности.

Игровой материал с предысторией письменной речи, включенный в "АБВГДейку", позволяет детям использовать письмо как средство общения еще до изучения букв (т.е. писать записки, письма, тексты с помощью пиктограмм), осознавать смысловую сторону письменной речи и постепенно переходить к пониманию ее формальной (фонетико-графической и грамматической) стороны. Обучение чтению и письму наполняется смыслом и значением, перестает быть формальным, скучным, неинтересным. Повышается мотивация обучения. Обучение грамоте, построенное "от ребенка", от смысла речи (от лексической ее стороны) к ее звуко-буквенной форме, обеспечивает развитие языкового мышления, которое по своей природе "значечное".

Отсюда вытекает еще одна особенность новой системы. Она связана с новым подходом в изучении самого слова.

3. Слово впервые рассматривается как языковой знак, как двусторонняя единица речи, как единство значения и звучания. В азбуке даются простейшие модели слов, в которых звуковая его часть является лишь частью слова. В модели обозначается (условно) и значение слова. Слову как структурно-семантической модели в азбуке уделяется большое внимание. Слово анализируется и со стороны значения, и его звучания. Этому помогает наглядно-образная модель слова – орешек, имеющий внешнюю форму и определенное содержание (зерно).

Учащиеся на моделях слов легко устанавливают взаимосвязь звучания и значения, слова усваивают словесноразличительную роль звуков в слове, проводят звуковой анализ. Обозначение звуков в звуковых схемах мотивировано, оно проводится на основе наблюдения за произношением определенных звуков речи, артикуляцией гласных и согласных. Гласные, как ртораскрыватели, обозначаются кружками, символизирующими свободное прохождение воздуха через рот. Согласные, ртосмыкатели, обозначаются перекладинкой в круге, символизирующей преграду при их произнесении. Мягкие согласные обозначаются волнистой чертой, напоминающей детям о небольших передвижениях языка при их произнесении.

Азбука предоставляет детям возможность самим "открывать" новые звуки и обозначать их буквами (Д, Ж). Текстовый материал учебника содержит большой воспитательный потенциал. Используя материал азбуки, учитель может научить детей общаться, проявлять уважение к собеседнику, которое выражается уже в умении с интересом выслушивать собеседника, быть доброжелательным к окружающим. Большое внимание уделяется культуре общения, умению разрешать конфликтные ситуации мирными средствами (с помощью убеждения, доброжелательного отношения, сочувствия, любви, а не грубостью и кулаками). Литературно- художественные тексты азбуки способствуют духовно-нравственному развитию детей, проявлению их творческой самостоятельности. Тексты имеют различную стилистическую направленность (художественные, деловые, научные).

Таким образом, "АБВГДейка" создает благоприятные условия не только для эффективного овладения чтением и письмом, но и для гармоничного развития ребенка, его языкового мышления и нравственного совершенствования.

Обучение грамоте проводится в несколько этапов, которые имеют свои цели и задачи, свои приемы и средства обучения: подготовительный, основной, обобщающий.

Эти три этапа составляют азбучный период, в котором тесно взаимосвязано изучение и освоение языка, письменной речи, литературного чтения.

После азбучного периода изучение русского языка и освоение литературного чтения продолжается по самостоятельным учебникам.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Zinf.RU. Посетив сайт интернет проекта Zinf.RU, Вы сможете в самые быстрые сроки найти и недорого снять квартиру на сутки в Новосибирске. Все квартиры, представленные на сайте Zinf.RU, сопровождаются подробными описаниями и фотографиями интерьера. Благодаря услугам интернет проекта Zinf.RU посуточная аренда квартир в Новосибирске стала по настоящему простой и удобной.

1-й класс – 207 ч (23 недели)

Подготовительный период "Введение в мир общения"

6 недель (чтение – 5 ч, письмо – 4 ч)1

1 неделя

№ урока, учебник "АБВГДейка", ч. 1

№ урока, тетрадь "Рисуй, думай, рассказывай"

1–3. Введение в мир общения

Мы узнаем мир по именам (с. 4–5; 6–7). Запись своего имени (по желанию).
Знакомство детей; их имена собственные; "Ктототам" – необычное имя загадочного героя.
Практическое введение понятия "общение" (рис. на с. 4).
Зачем общаются люди? Партнеры по общению (практическое представление о цели, средствах и результатах общения). Класс – новая семья; правила общения в классе, эмблема класса. Культура общения.
Осмысление номинативной (назывной) функции слова. Собственные имена героев литературных сказок. Слово – название предметов окружающего мира; слово – "имя вещи" (слова мы произносим и слышим, будем учиться их записывать). Игра "Кто знает больше слов?" (Учащиеся соревнуются в точном назывании предметов, окружающих их в классе.)

4. Мы – хорошие друзья (с. 8–9)

Культура общения. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций "Кому достался гриб?", "Однажды мама ушла..." Варианты разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении: драка, кулаки или убеждения, совет, доброе слово.
Культура общения: внимание к людям, забота и любовь. Лексическая работа: тематическая классификация (игрушки, грибы); игра "Что лишнее?" – различение слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия ребенка (звал, плакал, кричал, голосил...). Игра-соревнование "Кто больше назовет слов?". Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова. Игра "Слушаем, как звучит слово".

5. Слова и жесты (с. 10–11)

"Страшный зверь" – составление рассказа по картинкам. Слова и жесты в общении. Уместность использования жестов в речевом общении. Культура общения. Игры и коммуникативно-речевые ситуации с использованием жестов. "Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем". Лексическая работа. Слова, обозначающие признаки и свойства предметов окружающего мира: страшный, большой, громадный, ужасный и др. Проблемный вопрос: Слово или жест помогает нам лучше выразить мысль?

1–2. Подготовка к письму. Ориентировка на листе: центр, слева, справа (с. 3–7)

Знакомство с Аней и Ваней – персонажами книжки, с их друзьями. Обведение предметов и рисунков по образцу.
Графический тест: проверка умения видеть пробелы между словами, точно воспроизводить графический "рисунок" слова. Ориентировка в тетради: рабочая строка, верх, низ (c. 5).
Рассказ по картинке (с. 6). Определение учебной задачи (нахождение центра листа). Самостоятельная работа на свободном листе. Предметная классификация. Составление бордюра (с. 7).

3. Сравнение предметов и линий по величине (с. 8–9).

Большие – маленькие, выше – ниже. Устные рассказы о зоопарке (с. 9). Обведение прямых и наклонных линий. Раскрашивание рисунков. Игра "Кто больше назовет слов – названий животных?"

4. Счет предметов парами (с. 10–11, доп. 18–19)

Обобщение первоначальных математических представлений. Установление взаимного соответствия предметов. Устный рассказ "На отдыхе". Сравнение предметов, понятия "длиннее" – "короче". Обведение, штриховка.

2 неделя

6. Роль жестов в общении (с. 12–13)

"Первый школьный звонок" – составление рассказов с использованием жестов. Осмысление ситуаций, где жесты помогают определить намерения и желания взрослых и детей. Взаимосвязь словесных и несловесных форм общения. Имена собственные героев телепередачи "Спокойной ночи, малыши". Устный рассказ. Предметная классификация. Наименование предметов (учебные вещи, игрушки), различение слова и предмета. Предварительная ориентировка в звуковой структуре слова.

7. Общение без слов. Жест и его значение (с. 14–15)

Устный рассказ "На уроке". Многозначность жеста. Практическое введение понятия "значение". Загадки. Наглядно-образное изображение предметов, загадки и отгадки, метафоричность загадок. Знакомство с фразеологическими выражениями (Филя "навострил уши" – прислушивается с интересом; Степашка "прячется в кусты" – хочет увильнуть от дела; Каркуша "клюет носом" – дремлет). Игра "Изобрази и расскажи". Пересказывание отрывков из книги Г.Остера "Зарядка для хвоста". Культура общения. Разыгрывание ситуаций без слов, только с использованием жестов.

8–9. Общение в мире природы (с. 18–19, доп. 20–21).

"Язык" животных: звуки, выразительные движения, позы; их значение. "Угадай-ка" – изображение движений животных, птиц с помощью пантомимы, расшифровка этих движений (их значение). Исполнение песенки про веселых гусей. Подбор слов-синонимов для описания поведения гуся, его состояния. Определение по движениям, когда гусь выражает тревогу, нерешительность, обороняется, трусит, готовится к наступлению. Отработка номинативной функции слова.

Составление предложений и мини-рассказа "Тигр и зайцы", игра "На уроке кота Леопольда", отработка умения по позе и телодвижениям животных определить их намерения.

10. Мы пришли в театр. Роль мимики, интонации в общении (с. 22–23)

Театральные маски как символическое изображение различных мимических выражений лица. Символическое изображение настроения ребят, соотнесение его с фразеологическими оборотами слезы градом, со сравнениями надулся как пузырь, улыбается словно солнышко. Символическое изображение своего настроения (грустное, обычное, радостное). Барометр настроения (для всего урока). Лексическая работа. Слова, обозначающие настроение, состояние и движения Золушки: сидит, бежит, торопится, спешит, мечтает, скучает, думает, грустит... Игра "Кто больше?" Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций из сказки с использованием жестов и мимики.

5. Обозначение жестов с помощью линии (с. 12–13)

Сравнение жестов и стрелок.

Использование стрелки как указателя направления. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций "В городе". Штриховка, раскрашивание, обведение линий по стрелке. Составление орнамента, обведение рабочей строки (упражнение для развития мелкой моторики руки).

6. "Где чей домик?" Рассказы по картинке (с. 14–15)

Обведение предметов по пунктирной линии, штриховка по образцу. Проведение прямых и наклонных линий в рабочей полосе. Раскрашивание бордюров. Предварительная звуковая ориентировка в слове: кот, рыбы, осы.

Придумывание коммуникативно-речевой ситуации "Путаница" (с. 15) (распределить роли, дать имена героям и т.д.).

7. Игра "Лото" (с. 16–17)

Группировка слова, подбор слов с общим названием для каждой группы. Раскрашивание, штриховка. Игра "Правильно – неправильно" – ассоциативная классификация предметов (чашка – блюдце). Продолжение бордюра, раскрашивание.

8. Часть и целое (с. 20–23)

Определение, с помощью каких фигур составлены рисунки. Устные рассказы по рисункам. Симметричное изображение частей целого "Посмотри и дорисуй". Классификация предметов (с. 22). Составление целого из деталей. Штриховка, обведение с помощью вертикальных и горизонтальных линий. Увеличение рисунка по клеткам (с. 22). Логическое упражнение "Составь целое" (с. 23).

3 неделя

11. Узнай и расскажи сказку (с. 24–25)

Наблюдение над мимикой и жестами героев сказок, обобщение. Выбор сказки для устных рассказов. Работа с термином "сравни": сравнение предметов в сказке K.Чуковского (подушка как лягушка; мыло как оса...), сравнение настроения Мойдодыра, малыша в начале и в конце сказки и др. Воссоздание интонации героев сказок "Гуси-лебеди", "Золотой ключик" и др. Роль интонации в общении. Разыгрывание диалогов героев сказок, упражнения в изменении интонации речи в зависимости от цели высказывания.

12. Слова или предметы (с. 26–27)

Игра "Вместо слов – предметы, или О чем рассказал Гулливер?" Слова-названия предметов, действий и свойств предметов окружающего мира. Сказка "Кошкин дом", рассказывание эпизодов или разыгрывание их. Вывод: чтобы тебя понимали, надо прежде всего знать, как называются предметы, и правильно их называть. Наблюдения над смысловыми связями слов, объединение слов в группы (классификация); различение слов для обозначения отдельных предметов (вишня, слива...) и обобщающих слов, общих названий, терминов (ягоды, фрукты и др.)

13. Общение с использованием посредников: предметов, символов, знаков, подготовка к письменной речи (с. 28–29)

Устный рассказ "Как найти дорогу". Роль предметов, меток-ориентиров в общении, эпизоды из сказки "Мальчик-с-пальчик". "Дорога к дому" – план дороги с метками-ориентирами. Словесное описание дороги с использованием предметов-ориентиров. Предварительная звуковая ориентировка (выделение в словах похожих звуков – звук [д] в словах: дом, дорога, дерево...).

14. Общение с использованием рисунков (подготовка к усвоению письменной речи) (с. 30–31)

Рисование как способ записи речи. "Удивительная встреча". Реальное и символическое (условное) изображение созвездий. Объяснение их названий. Знаки Зодиака. (Зодиак – круг, астрологический пояс, в котором движутся Солнце, Луна, большие и малые планеты. Обычно он разделяется на 12 знаков Зодиака по числу созвездий.) Символическое изображение созвездий. Знаки созвездий – знаки Зодиака. Первое представление о знаке как заместителе, представителе чего-либо, какого-либо предмета.

15. Знаки в городе (с. 32–33)

Практическое представление о знаке и его значении. Предварительное знакомство детей со знаком и его значением (на иллюстративной основе) готовит их к пониманию особенностей слова как единства звучания и значения. Устные рассказы с использованием дорожных знаков, объяснения значения дорожных знаков. Содержание дорожного знака раскрывается с помощью рисунка или символа, условного обозначения. Дорожные знаки используются вместо целого сообщения ("Путь закрыт", "Сейчас будет поворот направо" и др.). Классификация слов: виды транспорта. Игра-соревнование "Найди самый безопасный путь к школе".

9. Нахождение закономерности (с. 24–25)

"Угадай-ка" – найди последовательность расположения линий (найди закономерность). "Дорисуй предмет". Написание прямых, наклонных линий и овалов в рабочей полосе. Дополнительные задания для классов с подготовленными детьми: написание элементов печатных букв как сенсорных образцов известных детям звуков [а] – арбуз, астра, [б] – бабочка, белка (на уроках письма продолжается развитие умения слышать и находить определенные звуки в начале, конце или середине слова. А для подготовленных детей умение обозначать эти звуки буквами).

10. В квартире веселые превращения (с. 26–27)

Устные рассказы по картинкам, обведение, штриховка. Для подготовленных детей дополнительно упражнения в написании элементов печатных букв в рабочей полосе. Составление рассказов по картинке. Диалог героев. Классификация: игрушки, учебные вещи, приборы и т.п.
Нахождение звуков [в] – [в’], [г] – [г’] в словах: веник, ведро, грабли.

11. В магазине одежды (с. 28–29)

Устные рассказы "Чей домик?". Обведение вертикальных, наклонных и горизонтальных линий.
Классификация слов, подбор слова с обобщающим названием: одежда, жилище, изба. Штриховка, обведение предметов. Предварительная звуковая ориентировка (дом, дерево). Дополнительно письмо элементов печатных букв.

12. В походе (с. 30–31)

Обведение предметов. Устные рассказы "В походе", "На привале". Лексическая работа: платоккакой? – белый, полосатый, мягкий... Ориентировка в звуковой форме слов (жук, замок, зайка). Дополнительно для подготовленных детей: письмо элементов печатных букв.

4 неделя

16. Путешествие по Цветочному городу (с. 34–35)

Закрепление представлений о знаке и его значении. Имена собственные и нарицательные: коротышки, Знайка, Пилюлькин, Гусля и др. Составление сообщений с использованием знаков.
Рисование знаков-вывесок для домиков коротышек. Диалог коротышек. Запись адресов коротышек, визитных карточек с использованием условных знаков.

17. Знаки в городе и дома (с. 36–37)

Чтение знаков, то есть понимание их значения. Закрепление понятия о чтении как извлечении смысла, как понимании написанного (а не традиционного представления о чтении как озвучивании). Оформление "витрин", использование знаков, раскрытие их значения. Словесное описание витрин. Классификация слов, выделение обобщающего слова инструменты. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Обобщение: словом можно обозначить, назвать предметы, их свойства; слово мы слышим и произносим.

18–19. Не быть равнодушным (с. 38–41)

Придумывание, запись и чтение знаков по охране природы. Конкурс-соревнование на лучший знак, показывающий бережное отношение к природе. Устные рассказы по картинкам. Классификация слов-названий зверей, птиц и т.д. Игра "Кто больше?" Придумывание заглавия к рассказу о мальчике и бабочке, запись заглавия с помощью пиктограммы. Пересказ текста по рисункам (составление картинного плана – по выбору). Запись известной сказки "Колобок" с помощью рисунков и пиктограмм. Характеристика героев сказки. Интонация как средство выразительности речи. Ориентировка в звуковой форме слова.

20. Загадочное письмо (с. 42–43)

Уроки, связанные с усвоением знаков, можно объединить в 2–3 урока. Закрепление представления о слове: словом можно назвать любой предмет, слово мы произносим и слышим, слово можно записать с помощью рисунков. Составление предложений из слов-рисунков, чтение записанных предложений. Закрепление представлений о предложении, графическое оформление предложений: точка в конце и вертикальная черта в начале предложения. Отделение одного предложения от другого точкой (самостоятельно). Рисуночное письмо – один из древнейших видов письма. Запись заглавия рассказа о Буратино с помощью пиктограмм. Сравнение звучания слова и его значения в словах, записанных пиктографическим способом.

13. Обведи и раскрась (с. 32–33)

Проведение безотрывных линий по образцу. Звуковая ориентировка в словах. Письмо элементов печатных букв. Устные рассказы: "На коньках", "В лесу".

14. Морское путешествие (с. 34–35)

Проведение безотрывных линий для развития пластичности движения руки. Классификация слов катер, яхта, корабль – это... Бордюры в полосе, прямые и наклонные линии в рабочей полосе. Элементы звукового анализа. Запись элементов печатных букв.

15. Мы рисуем (с. 36–37)

Разыгрывание диалога "На лугу", распределение ролей. Раскрашивание, обведение рисунков безотрывной линией. Графические упражнения в рабочей полосе: элементы печатных букв, бордюры. Развитие воображения: дорисовывание овалов, превращение их в веселые предметы.

16. Под грибом (с. 38–39)

Придумывание истории с грибом.
"Хитрая" штриховка, которая закрывает предмет или "прячется" за предметом, не затрагивая его. Звуковой анализ слов: паук, перо, рыба. Нахождение закономерности в расположении рисунков на зонтиках.

5 неделя

21. Мир полон звуков (с. 44–45)

С этого урока начинается формирование действия звукового анализа как определения последовательности звуков в слове. Обобщение представлений о звуках речи, отличие их от звуков природы. Передача фонетическими средствами звуков в природе и городе. Значки-символы для обозначения звуков речи ("Собери слово из звуков-бусинок"). Обозначение звуков с помощью точек (бусинок) в звукоподражательных словах: ку-ку, кап-кап, кар-кар...

22. Звуки речи (с. 46–47)

Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций "На даче", обозначение в словах-междометиях последовательности звуков "бусинками". Игровой (акрофонический) способ записи звуков с помощью картинок. Отгадывание загадок. Артикулирование звуков речи.

23. Гласные и согласные звуки (с. 48–49)

Артикулирование гласных и согласных звуков, обозначение гласного с помощью кружка, а согласного – кружком с перекладинкой (преградой). Коммуникативно-речевая ситуация с котенком. Звуковой анализ слова мама, составление звуковой схемы. Чтение слова по следам звукового анализа. Знакомство с понятием "моя родословная". Составление родословных с помощью родителей. Имена собственные и нарицательные. Имена и отчества родителей. Введение понятия "модель слова" (на практическом уровне): звучание слова и его значение. Модель слова сын: звуковая схема и значение слова (символическое изображение малыша). Самостоятельное составление звуковой схемы слова папа.

24. Звуковой анализ (с. 50–51)

Коммуникативная ситуация "В гостях у дедушки". Самостоятельная работа с моделями слов: мак, лук, жук, кот. Определение последовательности звуков в словах, указание значения слов.

25. Мягкие и твердые согласные (с. 52–53)

Звуковой анализ слов кит – кот, обозначение мягкости согласных звуков в схеме. Смыслоразличительная роль звуков (мал – мял). Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации по сказке Д.Мамина-Сибиряка. Сопоставление моделей слов макмяч, заполнение схемы слов и обозначение твердого и мягкого согласных. Самостоятельная работа с моделями слов: (лук люк).

Для закрепления звукового анализа и умения различать звучание и значение слова используется дополнительный материал (с. 54–55).

17. Мы – спортсмены (с. 40–41)

Коммуникативно-речевая ситуация в спортивном магазине. Логическое упражнение: "Что лишнее?" Звуковой анализ слов: спорт, сани, каток. Запись элементов печатных букв в рабочей строке. Составление предложений по схеме.

18. Вспомни сказку (с. 42–43)

Штриховка, раскрашивание. Составление предложений. Нахождение закономерности в раскрашивании фонариков. Звуковой анализ (имена героев сказки: Ниф, Наф, Нуф), письмо элементов печатных букв.

19. В гостях у бабушки (с. 44–45)

Роспись наличников – самостоятельная работа по выбору.
Расширение словарного запаса слов: части дома (крыша, фундамент, фронтон и др.). Штриховка, раскрашивание. Устные рассказы.
Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации "Приглашение в гости", "Чаепитие" (распределение ролей, определение целей общения). Составление предложений, их запись с помощью схемы (или пиктограмм).

20. Мы – художники (с. 46–49)

Упражнение в написании элементов букв. Звуковой анализ слов: чай, чашка. [ч’], [ш].
Придумывание юмористической ситуации: "У кого на спинке щетинка?"

6 неделя

26. Деление слов на слоги (с. 56–57)

Введение понятия "слог", деление двусложных слов на слоги (скандирование слов: ма-ма, па-па, ма-лыш). Составление слого-звуковой схемы слов (книги, Буратино, дом). Чтение слов по следам анализа. "Кто больше?" – игра-соревнование в подборе слов к одной схеме. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации "Мышонок и карандаш". Самостоятельное договаривание слогов до целого слова.

27. Ударение, ударная гласная (с. 58–59)

Сравнение слов заRмокзамоRк, выделение ударного слога и ударного гласного. (Символ ударного гласного – молоточек у Мальчика-Колокольчика; обозначение ударного гласного знаком ударения). Работа с моделями слов: башмаки, лапти, кеды. Звуковой анализ слов, взятых из ситуации "На балу". Упражнения в перемещении знака ударения с одного слога на другой, наблюдение над образованием новых слов и слов, лишенных значения: круRжкикружкиR, груRшигрушиR, слиRвысливыR и др.).
Чтение акрофонической записи слова торт (труба, ослик, рука, труд).

28. Слово и предложение (с. 60–61)

Рассматривание моделей слов, заполнение слого-звуковых схем слов; составление из слов предложений. Озвучивание предложения про белочку. Сопоставление правильной схемы предложения с его неправильным смыслом. Закрепление понятий о слове и предложении. Запись сказки с помощью схемы предложений. Озвучивание конца сказки (с последнего предложения). Определение количества слов в предложении. Дорисовывание недостающих героев.

29. Практическое представление о речи, ее характеристика (по отрывку из сказки А.С. Пушкина) (с. 62–63)

Образно-символическое изображение слова как орешка, в котором ядро как значение слова, а звуко-буквенное обозначение – как звучание самого слова. Сравнение речи с журчащей реченькой.

30. Повторение – мать учения (с. 64–66)

Обобщение: "Что помогает людям общаться?"
Рассматривание картинок, составление предложений.

21. Прогулка в парк (с. 50–51)

Слого-звуковой анализ простейших слов: слон, мишка, парк, экран и др. Раскрашивание, штриховка, запись элементов печатных букв. Устные рассказы "Умеешь ли ты читать знаки в городе?". Игра "Кто больше?" (изображение и чтение знаков).

22. Найди пару (с. 52–53, 54–55)

Классификация предметов по разным основаниям: цвет, форма, размер, живое, неживое и др. Раскрашивание бордюра, упражнения в написании элементов письменных букв.

23. Упражнения по выбору (с. 56–59)

Звуковой анализ слов. Запись звуковых схем. Подбор разных слов к одной и той же схеме. Написание элементов письменных букв.
Логические упражнения. Свободное написание элементов письменных букв на чистом листе бумаги.

24. Упражнения по выбору (с. 60–63)

Упражнения в написании элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Самостоятельные упражнения по выбору. "Орудия" письма, их видоизменение. Логические упражнения. Коммуникативно-речевая ситуация "Приглашения Робика". Чтение пословицы детьми, знающими буквы "Есть терпение – будет и умение".

Основной период – "Веселое путешествие от А до Я"

14 недель (чтение – 5 ч., письмо – 4 ч.)

7 неделя

31. Звук [а], буква а (с. 67–70)

При изучении букв целесообразно проводить комбинированные уроки "письмо – чтение". Тетрадь "Мой алфавит" предоставляет такие возможности, так как дает звуковые модели слов и образцы печатных букв.
Приглашение в страну АБВГДейку. Устные рассказы. Рассматривание забавного алфавита (на форзаце). Выделение из сказки К.Чуковского слов со звуком [а]; звуковой анализ слов; характеристика звука [а]; обозначение звука [a] буквой. Печатание буквы а под схемами в моделях, ударение в словах; чтение слов по следам анализа. Составление предложений, их интонационное чтение. Подчеркивание а в тексте.

32. Звук [о], буква о (с. 71)

Разыгрывание диалогов (по книге К.Чуковского). Звуковой анализ слов со звуком [о], заполнение схем, характеристика звуков (гласные/согласные). Обозначение звука [о] буквой о. Печатание букв под схемами, чтение по следам анализа. Составление предложений, чтение. Подчеркивание букв а, о в тексте.

33. Звук [у], буква у (с. 72)

Озвучивание коммуникативно-речевой ситуации "В деревне". Выделение звука [у] и обозначение буквой. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у], подпись печатной у под схемами, чтение слов по следам анализа. Ребусы. Подчеркивание букв а, о, у в тексте.

34. Звук [э], буква э (с. 73)

Игра "Эхо", звуковой анализ слов со звуком [э]. Обозначение звука [э] буквой э. Звуковое лото. Печатание букв под схемами, чтение по следам анализа. Сопоставление слов с изученными буквами, запись их с помощью графической или акрофонической (рисуночной) схемы. Выразительное чтение предложений, подчеркивание изученных букв а, о, у, э в тексте.

25. Буква а

Сравнение печатных и письменных букв. Упражнения в написании элементов письменных букв. Загадки слов, чтение акрофонической схемы слова аист, заполнение звуковой схемы, характеристика звуков (гласные/согласные). Печатание буквы а по опорным точкам. Анализ графической формы строчной буквы а; самостоятельное ее воспроизведение в вертикальной полосе. Повторный анализ буквы а и запись ее по образцу на рабочей строке. Аналогичная работа идет и с заглавной буквой А (написание заглавной буквы А можно перенести на урок чтения № 35, "Повторение"). Классификация слов, звуковой анализ (тыква, лук, банан).

26. Буква о

Загадки слов, звуковой анализ. Печатание буквы о, ориентируясь на точки. Графический анализ письменной буквы о. Самостоятельное ее воспроизведение в вертикальной полосе. Повторный анализ. Сравнение с образцом и повторный анализ. Заглавная и строчная буква о. Работа с моделями слов, звуковой анализ, подписывание печатных букв под схемами. Чтение слов по следам анализа.

27. Буква у

Рассматривание наглядно-образного изображения буквы у, ее печатание по опорным точкам и стрелкам. Анализ графической формы строчной буквы у. Самостоятельное воспроизведение буквы у в вертикальной полосе, сверка с образцом. Запись строчной буквы у в рабочей полосе после повторного анализа. Запись слов ау, уа. Анализ графической формы заглавной буквы У и воспроизведение ее на рабочей строке. Загадки слов, звуковой анализ слов с новой буквой. Составление предложений, запись их с помощью схемы.

28. Буква э

Чтение акрофонической схемы слова эму, запись слого-звуковой схемы слова. Ребусы. Печатная буква э. Анализ графической формы строчной и заглавной буквы Э, их запись по стрелкам и образцу.

35. Повторение (с. 70–73). Урок письма – чтения

Звуковой анализ слов со звуками [a], [о], [у], [э], печатание изученных букв под схемами. Чтение по следам анализа, постановка в словах знака ударения. Письмо слов с изученными буквами, их запись в тетради "Мой алфавит" (с. 9, 11, 13). Сопоставление слов, запись букв под схемами, чтение слов.

8 неделя

36. Сопоставительное изучение звуков [и], [ы], букв и, ы (с. 74–75)

Распутывание "Путаницы". Нахождение двух героев из сказок "Курочка Ряба" и "Царевна-лягушка", которые все странички перепутали и попали не в свою сказку. Упражнения на подражание плачу деда и бабы (ы–ы... , и–и...), отыскивание новых звуков в словах игларыбы, заполнение звуковых схем. Обозначение звуков [и], [ы] буквами И, и, ы; печатание букв под схемами, чтение слов по следам анализа. Обозначение мягкости согласного с помощью звука [и]. Сравнение слов мышка – мишка. Чтение слов: мышка, мишка, мушка, мошка. Характеристика гласных и согласных (твердые/мягкие звуки). Имя собственное (Иван – акрофоническая схема), работа с моделями слов-омонимов (лук).

37. Узелки на память (повторение) (с. 76–77)

Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Чтение имен героев сказки по акрофонической схеме (сова, ослик).
Как произносятся согласные перед [и]? Правописание имен собственных. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации "Именины Кролика". Подчеркивание изученных букв в тексте. Самостоятельное выкладывание слов ау, уа из букв разрезной азбуки. Чтение ребусов.

38. Звуки [м], [м’], буква м

Устные рассказы "Мама и мы". Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Сравнение звучания [м] – [м’] в словах миска – маска. Обозначение звуков [м] – [м’] буквой м. Тренировочное чтение слогов с новой буквой в различных темпах: ма-мо-мы-ми... Хоровое, групповое и индивидуальное чтение слов, предложений и текстов. Моделирование наглядного образа буквы м (сравнение с предметами, пластическое изображение буквы с помощью движения рук: индивидуально и в паре). Сравнения слова и предложения.

39. Звуки [с], [с’], буква с (с. 79)

Чтение заглавия "Школа" (акрофоническая запись).
Коммуникативно-речевая ситуация: приглашение сказочных героев на урок, распределение ролей, чтение слогов за каждого из них. Модели слов, нахождение общих звуков в звуковой схеме, характеристика звуков [с], [с’].
Обозначение звуков [с], [с’] буквой с. Чтение слов на доске, подчеркивание букв, обозначающих мягкий согласный звук. Определение в словах ударного слога, постановка знака ударения. Чтение фразеологического выражения "Мы сами с усами", соотнесение его с выражениями "У нас тоже есть усы" или "Мы не хуже, не глупее других".

29. Буквы и, ы

Слого-звуковой анализ слов: игла, кит, кот. Звук [и] после согласных, его роль в слове. Печатание буквы и по опорным точкам и стрелкам, сравнение написанной буквы с образцом. Графический анализ и письмо строчной буквы и. Письмо строчной буквы ы, сравнение ее с буквой и. Логические упражнения "Игрушки".

30. Заглавная буква И

Письмо по памяти: шесть букв для обозначения гласных звуков. Письмо заглавной И. Правописание имен собственных (имя ослика Иа-Иа). Закрепление написаний заглавных букв А, И, О, Э, У. Придумывание с ними имен, составление предложений (с. 18). Звуковой анализ слов: тигр, куры, утки. Работа в паре.

31. Буква м

Загадки слов, нахождение звуков, которые произносятся мягко, заполнение звуковых схем. Печатание буквы м, по точкам. Сравнение строчной и заглавной буквы, нахождение в написании общего и различий. Письмо буквы м по образцу, под счет. Письмо слогов с буквой м. После графического анализа заглавной буквы М и ее воспроизведения запись предложения "Мама!", состоящего из одного слова. Составление предложений и сказки. Запись схемы.

32. Буква с

Загадки слов, ребусы, звуковой анализ, подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки. Печатание буквы с по образцу. Анализ графической формы буквы с, самостоятельное воспроизведение по образцу (в вертикальной полосе). Письмо строчной и заглавной буквы с, С. Работа с моделями слов: свекла, капуста, василек; классификация слов: овощи, цветы, растения.
Характеристика звуков: [м] – [м’], [с] – [с’].
Запись слов по образцу. Обведение слов в предложениях. Чтение письменного текста.

40. Повторение (с. 78–79), "Мой алфавит" (с. 17–19). Урок письма – чтения

Индивидуальное и хоровое чтение слов текстов, предложений на с. 78–79.
Работа в парах: выкладывание слов и предложений из букв разрезной азбуки: Мы, сом, сами, Сима. Мы у мамы. (Можно заменить печатанием.) Упражнения в написании письменных слов и предложений в тетради "Мой алфавит".
Работа со словами-омонимами (одинаково звучащими, но имеющими разное значение – это изображено на рисунке).

9 неделя

41. Звуки [н], [н’], буква н

"В гостях у коротышек" – рассказы, воспроизведение диалогов. Выделение слов со звуками [н], [н’]. Обозначение звуков буквой н. Составление слогов с новой буквой, освоение позиционного чтения (с ориентировкой на гласный). Сравнение звучания согласных перед звуком [и]: нити, ноты. Самостоятельное чтение слов с предварительной постановкой в них ударения. Работа в паре: чтение слов по слогам и целиком.

42. Звуки [л], [л’], буква л

"На луну" – составление рассказов, предложений. Выделение слов со звуками [л], [л’], обозначение звуков буквой л. Позиционное чтение слогов, сравнение звучания согласных в слогах лы-ли. Характеристика согласных звуков [л], [л’] в моделях слов: луна – линейка – лупа. Чтение слов и текста. Логические упражнения: лиса, лама, сомы, налим, ослы (рыбы, звери). Упражнения в выразительном чтении.

43. Повторение (с. 82–83)

Игры. Чтение слов, записанных разными способами: ребусами, с помощью акрофонии, буквами. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки (печатание): луна, лоси, лиса, Нина, Сима, Мила, сон, нос... Чтение и договаривание сложных слов само...вар. Упражнения на классификацию: осина и сосна – это ... Игра в лото: составление слов из данных слогов.

44. Звуки [т], [т’], буква т (с. 84)

"Картина Тюбика" – устные рассказы.
Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Знакомство с буквой т и ее печатание под звуковыми схемами. Рассматривание модели многозначного слова труба. Чтение слов и предложений со словами-омонимами (Тюбик – тюбик). Чтение текста по слогам, а потом целыми словами. Выразительное чтение.

33. Буква н

Загадки слов, ребусы. Печатание буквы н. Графический анализ и письмо строчной и заглавной буквы н, Н. Работа с моделями слов: различение значения слова и его звучания. В названии каких предметов [н] произносится мягко? Слуховой диктант: и, ы, мы, ми, ма, ни, со, усы...

34. Буква л

Наглядный образ буквы л. Звуковой анализ слов-омонимов: лист (дерева) – лист (бумаги), лисичка (гриб) – лисичка (животное). Печатание буквы л. Письмо буквы л после графического анализа строчной и заглавной буквы л, Л. Воспроизведение слов по опорным точкам и самостоятельно. Запись предложений.

35. Закрепление написания изученных букв и слов с ними (с. 27–29)

Звуковой анализ слов. Печатание слов под схемами. Работа в паре: дописывание букв, потерявших свои элементы. Запись слов и текстов. Работа с моделями слов. Зрительный диктант: лимон, малина. Задания повышенной сложности: запись предложений: У мамы мыло. У Сони сани. Раскрашивание буквенных мозаик (с. 40).

36. Буква т

Загадки слов, слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Печатная буква т, письменные буквы т, Т (строчная и заглавная), их сопоставление. Соотнесение звуковых схем с рисунками, их исправление: дописывание вертикальной черты, так как Тима и Тома – это имена ребят. Печатание имен собственных. Их правописание.

45. Повторение (с. 84–85). Урок письма – чтения

Устный рассказ "Сон аиста". Придумывание вариантов его окончания. Ударение в словах. Чтение целыми словами. Буквенная мозаика (выкладывание букв из элементов). Письмо по слуху: Тима, Тома, Нина; слон, сон, сны; мост, аист (тетрадь "Мой Алфавит"). Понятия "звук", "буква", "гласные", "согласные" ("твердые"/"мягкие"). Списывание рассказа (с. 33).

10 неделя

46. Звуки [к], [к’], буква к (с. 86–87)

Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Обозначение звуков буквой к. Характеристика твердого и мягкого звуков [к], [к’] в схемах слов клоун – кепка. Чтение слогов, слов (по выбору), текста.

47. Узелки на память (с. 88–89)

Соотнесение изученных букв с именами литературных героев. Ребусы, логические упражнения. Чтение текстов повышенной трудности (с. 90–91). Повторение: шесть гласных звуков, гласные/согласные, твердые/мягкие согласные, слог, ударение, ударный гласный...

48. Звуки [р], [р’], буква р; звуки [в], [в’], буква в (с. 92–93)

Устный рассказ "Туристы". Разыгрывание диалога: представьте, что вы увидели чью-то норку у палатки. Слого-звуковой анализ слов со звуками [р], [р’]: крот, рубашка, брюки. Чтение слогов и слов с новой буквой р. Упражнения в темповом чтении слогов и слов. Чтение текста "Туристы". Звуковой анализ слова ворона, нахождение известного звука [р] и нового звука [в] в начале слова. Придумывание слов со звуками [в], [в’], обозначение их буквой в. Сравнение графической формы двух букв pв (общее и различное). Работа с многозначным словом вилка, сравнение звуков [в], [в’] в словах: вилка, ворота, ворона.

49. Повторение (с. 90–93)

Сравнение звуков [в], [в’], чтение слогов и слов с ними. Чтение текста "Ворона". Орфографическое и орфоэпическое произношение слова ворона (оа). Слушание текстов про клоуна (с. 90–91). Чтение по выбору (индивидуально или в парах). Игры в лото, составление слов из заданных букв.

37. Буква к

Загадки слов, слого-звуковой анализ слов кроткит. Печатная буква к, анализ графической формы строчной буквы к. Слоги и слова с новой буквой. Слуховой диктант: н, л, к, т; лук, кит. Характеристика [к].

38. Заглавная буква К

Буквенная мозаика (с. 40). Графический анализ заглавной буквы К (с. 35). Письмо буквы по элементам, по опорным точкам. Письмо слов с буквой к: клоун, кактус, носки, колокол (по выбору). Дописывание предложения: У Кати кукла. Списывание печатного текста. Работа в паре (с. 36–37).

39. Буква р

Загадки слов, ребусы. Печатание буквы р. Анализ графической формы строчной и заглавной буквы р, Р. Письмо по образцу и по точкам. Слова с новой буквой. Самостоятельный слого-звуковой анализ слов группы "цветы": роза, ирис, ромашка, астры. Запись слов. Списывание предложений с доски: У Риты ирис.
У Ромы астры
(по выбору).

40. Буква в

Загадки слов, ребусы. Печатная буква в, письмо по образцу. Анализ строчной и заглавной буквы в, В; письмо букв, слов. Составление предложений со словами: сосны, ивы, осины; утро, мыли, руки; трава, осока, ранка; растут, лилии, ирис, астры. Запись предложений по выбору. Самостоятельное обведение слов в предложении (по точкам). Работа в паре: звуковой анализ слов (с. 45). Списывание слогов: вы – ви; характеристика гласных и согласных звуков.

50. Закрепление изученных букв (с. 90–93). Урок письма – чтения

Слого-звуковой анализ слов с новыми буквами. Подбор слов к предложенным учителем схемам. Чтение текста по выбору. Буквенная мозаика (тетрадь "Мой алфавит"). Слуховой или зрительный диктант. Самостоятельное списывание слов и предложении с печатного (и письменного) текстов (тетрадь "Мой алфавит"). Вариант: составление рассказа по опорным словам: утро, рано, Вова, Рита...

11 неделя

51. Звуки [п], [п’], буква п (с. 94)

Составление рассказа "Парник". Слого-звуковой анализ слов парник – пила. Характеристика звуков [п], [п’]. Обозначение этих звуков буквой п. Логические упражнения: лук, укроп, капуста... – это...?; слова-омонимы: петрушка (зелень) – Петрушка (клоун). Чтение текста (хором, самостоятельно, в парах). Заучивание огородной приговорки. Вариант: печатание по памяти любого предложения.

52. Звуки [г], [г’], буква г (с. 95)

Звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Сравнение этих звуков в моделях слов грибы – гири. Обозначение звуков [г], [г’] буквой г. Чтение цепочки слов в разных темпах. Чтение текста целыми словами, выразительно. Работа со словами-антонимами (громко – тихо).

53. Повторение. Сравнение звуков [г] – [к] (с. 96–97)

Чтение текста "Артисты". Сравнение слогов и слов: га-ка, гора – кора. Ребусы, классификация слов. Характеристика согласных звуков [г] – [к]. Самостоятельный подбор слов с данными звуками, запись слов (печатание). Чтение текста "На лугу". Сравнение звуков [г], [г’] – [к], [к’] в конце слов: луг – лук, луга – лука. Классификация слов: галка, сорока, иволга – ... ;
астра
, примула, маргаритка – ... ; суслик, сурок, крыса – ... . Чтение по выбору (с. 98–99).

54. Буквы е, ё в начале слова и после гласных (с. 100–101)

Чтение ребусов с буквой е, обозначение звуков [й’э] буквой е. Чтение слов с новой буквой: ел – ели, енот – Егор. Работа с текстом, отработка чтения словами. Сравнение звучания и значения слов-омонимов: лапы (кота) – лапы (ели). Чтение текста-загадки "Кто Егор?" Отгадывание ребуса с буквой ё (ёжик). Обозначение звуков [й’] буквой ё. Упражнения в чтении слов с буквой е. Воспроизведение текста-диалога "Ёлка". Работа с переносным значением слов ёжик, ёршик.

41. Буква п

Звуковой анализ слов со звуками [п], [п’] (с. 50). Печатная буква п. Графический анализ строчной и заглавной буквы п, П. Письмо букв по образцу. Сравнение графической формы букв п л (печатных). Письмо слов по точкам. Запись имен собственных (с. 51). Сравнение написания строчных и заглавных букв п г, в р.

42. Буква г

Загадки слов, печатание буквы г. Строчная и заглавная буква г, Г. Запись слогов и слов с новой буквой. Составление рассказа про гнома на основе записанных опорных слов: Гном, Гога, строит, грустит, ворона, украла, ворота, растут, сливы, пионы, малина.

43. Повторение

Диктант на основе изученных букв.

Сравнение звуков [г], [г’] – [к], [к’]. Обозначение их буквами. Запись слов парами: гора – кора, голос – колос, игра икра. Списывание с печатного текста. Самостоятельные упражнения "Пишу красиво".

44. Буквы е, ё

Печатание изученных букв. Анализ и письмо строчных букв е, ё. Запись слов: ели, енот, ёлка. Составление и запись предложения. У ёлки иголки колки.

55. Повторение. Буквы е, ё в начале слова и после гласных (с. 98–101). Урок письма – чтения

Чтение текста "Ёлка" (в парах). Сравнение букв е ё. Нахождение этих букв в тексте. Работа с текстом на с. 98–99. Печатание слов с буквами её: енот, Егор, ёлки, моё, твоё. У ёлки нора енота. Письмо заглавных Е, Ё (с. 55–57). Списывание слов и предложений.

12 неделя

56. Буквы е, ё после согласных (с. 102–103)

Сравнение звучания согласных звуков в слогах: но – не, ма – ме, мал – мел, мёл, лён. Чтение слов и текстов. Овладение позиционным принципом чтения: мы – ми, мэ – ме, ро – ре, то – те... Подчеркивание букв е, ё в тексте. Обобщение: е, ё, и указывают на мягкость предшествующего согласного. Чтение и пересказ текста "На Волге". Исключи лишнее слово: плот, плотва, плотник.

57. Закрепление изученных букв е, ё

Упражнения в чтении слогов: но – не – нё, то – те – тё, во – ве – вё... Повторение: е, ё в начале слов и после гласных; е, ё после согласных.

58. Узелки на память (с. 104–105)

Обобщение: гласные, согласные (твердые, мягкие) звуки, особенности букв её. Темповое чтение слогов и слов. Работа с загадками и скороговорками. Печатание слов: ров – рёв, песни – пёсик, вол – вёл.

59. Звуки [з], [з’], буква з (с. 106)

Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’] (зима, зонт). Обозначение звуков буквой з. Чтение слогов и слов со звуками [з], [з’]. Отгадывание загадок, чтение отрывков из сказки "Лиса и Заяц".

45. Буквы е, ё после согласных

Сравнение звучания согласных перед гласными в словах: мыл, рыл, мил, пил; пел – пол, палка; вол – вес – овёс. Списывание слов: лес, поле, ёж, Егор и составление с ними предложений. Запись слов с комментированием: лён, клёв, свёкла, тёрка; нос – нёс, вол – вёл, мол – мёл; село – сало, пол – пел, мыл – мел. Закрепление написания строчных и заглавных букв е, Е; ё, Ё. Самостоятельная запись слогов с буквами е, ё (с. 58–59).

46. Буквы е, ё

Дописывание предложений: Ёж, Лев и Лиса на карнавале. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Списывание с печатного текста.

47. Повторение

Сравнение написания букв: её, рв, пл. Слуховой диктант (буквы, слоги, слова). Зрительный диктант: запись предложений. Буквенная мозаика (с. 63). Выписывание из текста про Егора двухсложных слов с буквой е (с. 62)

48. Буква з

Загадки слов. Анализ формы буквы з, ее печатание. Самостоятельное воспроизведение строчной и заглавной буквы з, З в вертикальной полосе. Повторный анализ буквы з и запись ее на рабочей строке. Запись слов по точкам. Составление предложений. Списывание с печатного текста.

60. Сравнение звуков [з], [з’] – [с], [с’]. Буквы зс (с. 107). Урок письма – чтения

Чтение текста. Сравнение звуков [з], [з’] – [с], [с’] в словах: зимаСима, замок – совок, коза коса. Характеристика этих звуков. Правописание слов со звуками [з] и [с]: глаз, лес, вёз, нос. Запись слов со звуками [с] – [з] на конце слова ("Мой алфавит", с. 66).

13 неделя

61. Звуки [б], [б’], буква б (с. 108)

"В театре" (по сказке "Приключение Буратино"), выделение слов со звуками [б], [б’]. Сравнение их в словах билетБуратино. Обозначение звуков буквой б. Чтение слогов, слов, текстов. Отработка произношения звуков [б], [б’] вместе с Тортилой.

62. Звуки [б] – [п], [б’] – [п’], буквы бп (с. 109)

Сравнение звуков [б] – [п], [б’] – [п’] в словах: балка палка, белка пенка. Чтение текста. Характеристика звуков [б] – [п], [б’] – [п’]. Составление слов из слогов. Чтение и отработка скороговорок.

63. Повторение (с. 110–111)

Скороговорки, ребусы, загадки. Отработка чтения целыми словами. Темповое чтение цепочек слов.

64. Звуки [д], [д’], буква д (с. 114)

Звуковой анализ слов дуплодерево. Выделение звуков [д], [д’], обозначение их буквой д. Чтение цепочек слов с новой буквой. Чтение текста (опережающее включение буквы ж). Отработка скороговорок.

49. Буква б

Загадки слов, письмо строчной и заглавной буквы б, Б. Запись слов с новой буквой. Самостоятельный анализ слов, печатание букв под схемами. Игра "Третий лишний" (с. 68).

50. Сравнение звуков [б] – [п], [б’] – [п’], буквы бп (с. 70)

Письмо слов с буквой б. Запись предложений. Сопоставление и запись слов парами: белка – палка, борт – порт, столб – столбы. Самостоятельный звуковой анализ слов (с. 70).

51. Закрепление изученных букв

Распознавание печатных букв, потерявших элементы, их дописывание. Списывание слов и предложений. Упражнение "Пишу красиво" (с. 71).

52. Буква д

Наглядно-образное изображение буквы д, подбор слов с новым звуком и буквой. Печатание буквы д. Анализ графической формы строчной и заглавной буквы, их письмо, запись слов. Упражнение в написании слогов со звуками [д] – [д’] (с. 72). Письмо предложений по точкам.

65. Звук [ж], буква ж. Урок письма – чтения (с. 115)

Знакомство с новым звуком [ж] и буквой ж. Звуковой анализ, чтение слов, предложений и текстов. Характеристика звука [ж] как согласного, твердого. Слог жи. Печатание слов с новой буквой. Анализ графической формы буквы (строчной и заглавной). Письмо новой буквы в тетради "Мой алфавит" (с. 74–75).

14 неделя

66. Повторение (с. 116–119)

Чтение текстов с изученными буквами (с. 116–117). Сопоставительное чтение слов: Дима – Тима, дом – том, дети – тети... Сравнение звуков [д], [д’] и [т], [т’], их характеристика. Чтение скороговорок, загадок, работа с многозначными словами (с. 119).

67. Узелки на память (с. 122–123)

Соотнесение букв с именами героев сказок. Чтение и работа с текстом. Закрепление: звук-буква, гласные-согласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные. Дополнительно используется материал со с. 118.

68. Буква я в начале слова и после гласных (с. 124–125)

Анализ слова яблоки, обозначение звуков [й’а] буквой я. Чтение ребусов. Составление и чтение слов я-годы, мо-я. Работа с текстом.

69. Буква я после согласных (с. 125–126)

Овладение позиционным принципом чтения: да дя, та тя, ма мя... Чтение слов: мал мял, paд ряд... Составление рассказа по опорным словам.

53–54. Закрепление

Сравнение звуков [д], [д’] и [т], [т’], запись слогов и слов: ды – ди, до – де... ; сад – садик, пруд – ... , виноград – ... . Составление предложений (с. 73). Повторение и закрепление изученных букв. Буквенная мозаика (с. 77). Правописание слов со звонкими/глухими согласными бп, дт, зс (первые наблюдения). Списывание предложений (с. 76). Правописание слов с жи (с. 75). Упражнение "Пишу красиво" (с. 78).

55. Буква я

Чистописание: письмо основных элементов ("Мой алфавит", ч. 2, c. 3). Печатная буква я. Анализ формы строчной и заглавной буквы я, Я, написание букв. Письмо слов по образцу. Я в начале слова и после согласных (як, моя) (с. 4).

56. Буква я (повторение)

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я: Ната – няня, масло мясо, лапа Ляля... Запись слогов (ба – бя, та – тя...). Письмо слов с мягкими согласными под диктовку. Дописывание предложений. Взаимопроверка.

70. Закрепление. Урок письма – чтения (с. 120–121, 127)

Чтение текста "Спортсмены". Классификация слов "Спортивные игры". Составление веселых рассказов. Чтение. Логические упражнения: "Где Рая, Маня, Соня, Тоня?". Письмо слов, предложений ("Мой алфавит", ч. 2, с. 6–7).

15 неделя

№ урока, учебник "АБВГДейка", ч. 2, "Читалочка", "Школа вежливости"

№ урока, тетрадь "Мой алфавит", ч. 2

71. Повторение (с. 4–5)

Упражнения в чтении слов с буквой я. Игра в слова, чтение текста по ролям. Классификация: страны, города, реки. Работа с "Читалочкой": расстановка в словах ударения, чтение по слогам и целыми словами.

72. Звуки [х], [х’], буква х (с. 6–7)

Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’], обозначение их буквой х. Темповое чтение цепочек слов с новой буквой. Чтение веселых текстов. Придумывание необычных слов с корнем смех. Обучение выразительному чтению диалога.

73. Мягкий знак – показатель мягкости согласных (с. 8–9)

Сравнение звучания и смысла слов хор – хорь, знакомство с ь. Преобразование слов: угол – уголь, ел – ель... Уроки веселой арифметики: ь в конце и середине слова. Чтение текста "Весна". Обучение чтению диалога. Выразительное чтение загадок.

74. Звук [й’], буква й (с. 10–11)

Слого-звуковой анализ слов с новым звуком, обозначение его буквой. Чтение слов и текста. Работа с антонимами и синонимами. Чтение и заучивание поговорок.

57. Буква я (закрепление)

Письмо слов и предложений. Обведение и дописывание. Контрольное списывание с печатного и рукописного текстов.

58. Буква х

Звуковой анализ слов, обозначение звуков [х], [х’] буквой х; письмо буквы х, X (строчная и заглавная). Составление и преобразование слов, их запись (с. 10–11). Составление поговорки из букв: Хлеб – всему голова.

59. Мягкий знак

Знакомство с ь (печатный и письменный вариант). Соотнесение звуковой схемы и записи данного слова. Письмо слов с ь, обведение слов по точкам. Запись предложений (с. 12–13).

60. Буква й

Знакомство с новой буквой й (с. 18–19). Образование слов с ней, их запись. Классификациям по вопросу какой? Запись слов с буквой й. Вставка печатных букв в текст (с. 21).

75. Закрепление. Урок письма – чтения

Перечитывание букварных страниц (с. 6–11). Работа с тетрадью "Мой алфавит" (с. 14–17). Списывание текста. Чистописание, упражнение "Пишу красиво" (с. 16–17).

16 неделя

76. Буква ю в начале слова и после гласных (с. 12)

Анализ слов Ю-ля, Ю-ра. Обозначение звуков [й’у] буквой ю. Чтение слов и текстов с новой буквой. Сравнение звучания и значения слов: юла – Юля. Упражнение в чтении слогов с твердыми и мягкими согласными.

77. Буква ю после согласных (с. 13–15)

Овладение позиционным принципом чтения: ну – ню, ту – тю... ; лук – люк, урок – урюк... Чтение песенок, загадок, приговорок.

78. Узелки на память (с. 18–19)

Чтение веселых стишков. Обобщение: десять гласных букв. Буквы я, е, ё, ю, и указывают на мягкость предшествующих согласных. Обозначение мягкости согласных ь.

79. Хлеб – всему голова (повторение) (с. 16–17)

Чтение текстов, пословиц и поговорок. Заучивание наизусть. Работа с "Читалочкой". Чтение хором и в паре.

80. Чтение по выбору (с. 20–21)

Слушание и чтение текстов, работа в парах. Самостоятельное чтение по выбору. Работа с "Читалочкой". Отработка чтения целыми словами.

61. Буква ю

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю. Письмо по точкам. Слова с ю в начале слова и после гласных (с. 22–23). Списывание предложений.

62. Закрепление

Запись слогов и слов с твердыми и мягкими согласными: лу – лю, py – рю, Луна – Люба, рука – рюкзак (с. 24).

63. Буквы ю, я, и, е, ё (повторение)

Обозначение мягкости на письме согласных звуков с помощью букв ю, я, и, е, ё. Закрепление написания слов с ними и предложений.

64. Повторение

Списывание с печатного текста. Письмо по памяти. "Школа вежливости". Списывание вежливых слов. Буквенная мозаика. "Пишу красиво" (с. 25–26).

17 неделя

81. Звук [ш], буква ш

Знакомство с новым звуком и обозначение его буквой. Характеристика нового звука. "Веселые истории" – чтение и рассказывание. "Читалочка".

82. Звуки [ж], [ш], буквы ж, ш (повторение) (с. 23)

Сравнение звуков [ж], [ш] – звонкий и глухой. Чтение слов с сочетаниями жи-ши. Игры. Чтение веселых стихов. Ударение в словах. "Читалочка" – чтение целыми словами.

83. Звуки [ч’], [щ’], буквы ч, щ (с. 24–25)

Звуко-буквенный анализ. Полная характеристика звуков. Чтение слогов и слов с новыми буквами. Чтение текстов с буквами ч, щ.

84. Закрепление (с. 24–25)

Отработка чтения текста "Девочка чумазая". Освоение чтения диалога. Упражнение в повторном чтении слов с новыми буквами (с. 22–25). Чтение письменных предложений из тетради "Мой алфавит", их печатание (с. 34–35). "Читалочка".

65. Буква ш

Письмо новой буквы ш и слов с ней. Письмо слов и предложений по точкам (с. 28–29).

66. Правописание сочетаний жи-ши

Зрительный диктант: письмо слов с буквосочетаниями жи-ши. Списывание текста (с. 30–31).

67. Буква ч

Письмо печатной, строчной и заглавной буквы ч, Ч. Сравнение. Правописание буквосочетаний ча, чу (с. 32–33).

68. Буква щ

Письмо новой буквы щ. Отработка правописания буквосочетаний щу-ща. Самостоятельная запись слов, составление предложений и коротких текстов (с. 36–37).

85. Закрепление пройденного. Урок письма – чтения

Чтение печатного текста про щенков, списывание отдельных слов и предложений из текста. Обобщение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, запись слов с ними. Упражнения по "Читалочке" – обучение чтению целыми словами. "Мой алфавит" (с. 38–39).

18 неделя

86. Звук [ц], буква ц (с. 26)

Знакомство с новой буквой ц после звукового анализа. Чтение диалога "Цыпленок и утенок" (с. 28–29).

87. Звуки [ф], [ф’], буква ф (с. 27, 29)

Знакомство с новой буквой. Чтение текста. Различение звуков [ф], [ф’] – [в], [в’], обозначение их буквами в, ф: вилкафиалка, вата – фото... Составление слов из букв разрезной азбуки.

88–89. Моя первая энциклопедия (с. 30–31)

Знакомство с научно-популярными текстами. Пересказы текстов. Упражнения в чтении слов с ударением.

90. Разделительные ь и ъ знаки (с. 32–33)

Сопоставление слов с разделительными знаками: зубы – зубья, листы – листья, сел – съел, обед – объезд.

69. Буква ц

Печатание новой буквы, строчная и заглавная буква ц, Ц (с. 40–41). Письмо слов и предложений. Сравнение букв ц, ш, щ.

70. Буква ф

Письмо новой буквы ф и слов с ней (с. 44–45). Диктант: фо – во, фи – ви, вишня – фокус – фикус. Списывание с печатного текста.

71–72. Закрепление

Закрепление всех букв алфавита. Упражнение "Пишу красиво" (с. 42–43). Составление и написание текстов и предложений (с. 46–49).

19 неделя

91–92. Семья (с. 34–35)

Чтение текстов. Знакомство с пословицами. Отработка чтения слов с разделительными ъ и ь знаками. "Школа вежливости". Чтение слов с ь и ъ.

93. Узелки на память (с. 36–37)

Повторение букв ш, щ, ц, ч, ф, разделительными ь и ъ. Чтение текста в парах. Отработка чтения целыми словами. Многозначное слово щит. Индивидуальная работа с "Читалочкой". Упражнения в расстановке словесного ударения.

94. Повторение (с. 38–39)

Знаки в городе. Их "чтение". Знаки государственности: герб, флаг, гимн. Выразительное чтение пословиц. Их заучивание.

95. "Слово – это знак" (с. 40–41)

Различение на моделях слов значения слова и его звуко-буквенной формы. Отсутствие значения в слове плим. Заучивание стихотворения "Плим".

73. Разделительные ь и ъ знаки (с. 50–51)

Сравнение пар слов: сел – съел, семья – семя. Упражнения в написании слов с ь и ъ знаками.

74. Повторение

Закрепление правописания слов с разделительными ь и ъ знаками (с. 52–53).

75. Узелки на память

Классификация букв. Списывание со страниц Азбуки: гласные, парные согласные (с. 54–55). Диктант.

76. Закрепление

Самостоятельные упражнения и работа в парах (с. 56–57). Письмо под диктовку, запись гласных, парных согласных. Работа с "Читалочкой". "Школа вежливости": списывание слов и предложений.

20 неделя

96. Алфавит (с. 42–43)

Обобщение способов записи звуков: рисунки, ребусы, буквы. Загадки. Работа с "Читалочкой".

97. Старинные азбуки (с. 44–45)

Работа с "Читалочкой". "Школа вежливости": знакомство с пословицами.

98. По страницам азбук (с. 46–47)

Работа с "Читалочкой", "Школа вежливости".

77. Повторение изученных букв

Диктанты. Списывание с печатного текста.

78. Гласные – согласные (повторение)

Самостоятельная запись предложений. Разделительные ъ, ь знаки.

79–80. Буквы я, е, ё, и, ю после согласных (повторение) (с. 58–59).

Зрительный диктант с самопроверкой.

99–100. Уроки письма – чтения. Повторение правописания разделительного ь знака, сочетаний чу-щу, ча-ща, жи-ши

Работа с "Читалочкой" и "Школой вежливости". Тексты из "Старинных книг" (Азбука, с. 48–52)

Послеазбучный период

3 недели (27 ч.: 15 ч. – чтение, 12 ч. – письмо.)

21–23-я недели

100–115. Повторение

"Про все на свете" Чтение по выбору (с. 55–125).

81–92. Повторение

На уроках письма учитель может предложить не использованные ранее упражнения из тетради "Мой алфавит".

Для уроков чтения материала в Азбуке достаточно, чтобы организовать классное и внеклассное чтение, выбрать материал и для семейного чтения. Дополнительно в этот период могут быть использованы такие пособия, как "Читалочка" и "Школа вежливости".

Литературное чтение. Русский язык

7 недель (63 ч)

24–30-я недели

На уроки русского языка и чтения отводится 63 часа: 35 ч – чтение, 28 ч – русский язык. Обучение осуществляется по учебникам для 1-го класса четырехлетней начальной школы "Русский язык", авт. Зеленина Л.М., Хохлова Т.В., и "Родная речь", авт. Климанова Л.Ф. и д.р., из-во "Просвещение", комплект учебников "Школа России".


1 На уроки чтения отводится на 1 час больше, чем на письмо, так как некоторые уроки чтения проводятся совместно с уроками письма (интегрированные уроки).