Юлия ПАВЛОВА,
учитель гимназии № 426
г. Ломоносов
Загадки от совы
Писать красиво нелегко... Как провести
урок письма так, чтобы он прошел на одном дыхании?
Чтобы дети удивились тому, как много они сделали
за урок? Примером такой работы может являться
урок, разработанный Юлией ПАВЛОВОЙ, учителем
гимназии № 426 г. Ломоносова.
Тема. "Письмо строчной буквы с".
Цели. Познакомить учащихся с
написанием строчной буквы с;
отрабатывать каллиграфические навыки письма
других изученных букв; совершенствовать у
учащихся навыки чтения буквенного анализа;
развивать у ребят речь, внимание, мышление,
мелкую моторику.
Оборудование. Рисунок и трафарет
совы; схемы к словам; слоговая таблица; ребусы;
трафареты букв, выполненные из наждачной бумаги;
загадки; прописи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Проверьте готовность к
уроку. У вас на партах должны быть ручка, цветные
карандаши, пропись, тетрадь для раскрашивания,
трафареты букв, выполненные из наждачной бумаги.
II. Сообщение темы урока, постановка
учебной задачи
У. Сегодня к нам на урок пришел
гость. Отгадайте, кто это.
Угадайте,
что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
Это…
Дети. Сова.
У. Кто же, ребята, пришел к нам
сегодня в гости?
Д. Сова.
У. Скажем хором слово сова.
Дети произносят хором.
– С каким новым звуком, который
есть в названии нашей птицы, мы познакомились на
уроке чтения?
Д. Со звуком [с].
У. А как называется буква,
которая на письме обозначает этот звук?
Д. "Эс".
У. Сегодня на уроке письма
мудрая сова научит нас писать строчную букву с.
Но перед этим она предложит нам различные
задания.
III. Развитие мелких мышц рук
Во время физкультминутки учитель
проводит пальчиковую игру – сочетая движения с
проговариванием.
У. Сова предлагает начать работу
с зарядки для рук.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Дети выполняют движения.
– Давайте откроем тетради-раскраски.
Кто у нас сегодня там спрятался?
Д. Сова.
У. Сова просит вас нарисовать ее
портрет, используя цветные карандаши.
Дети раскрашивают, соблюдая правила
штриховки: направление линий – в одну сторону,
нет белых пятен, за контур не заходить, цвет –
одинаковый по насыщенности.
– Покажите сове, что у вас
получилось. Молодцы, ребята, очень красиво.
IV. Звуко-буквенный анализ
У. Ребята, посмотрите, сова
расстроилась. Знаете почему?
Д. Нет.
У. Оказывается, она не может
выбрать свою схему.
На доске.
– Давайте поможем сове выбрать
нужную схему.
Дети выбирают схему.
– Проверим, правильно ли вы
выбрали схему. Произнесем слово по слогам.
Д. Со-ва.
У. Сколько слогов в слове?
Д. Два.
У. Произнесем слово, выделяя
голосом ударный слог.
Д. Со-ва'.
У. Назовите ударный слог.
Д. Ва.
У. Назовите первый слог. Как
называется такой слог?
Д. Со, слог-слияние.
У. Назовите второй слог.
Д. Ва. Это тоже слог-слияние.
У. Твердые или мягкие согласные
в этих слияниях?
Д. Твердые, так как гласные о
и а не указывают на мягкость согласных
звуков.
У. Молодцы! Вы правильно выбрали
схему.
Сова приготовила вам несколько
ребусов, давайте их разгадаем. Что у вас
получается?
Д. Стог, сон, сокол, стол.
У. Назовите первый звук в каждом
слове.
Д. Звук [с].
У. Правильно.
V. Работа в прописях
У. Вы справились со всеми
заданиями, и теперь пришла очередь совы научить
вас писать строчную букву с, слоги и слова
с этой буквой. Откройте прописи. Вспомните
правила посадки при письме.
Дети повторяют правила о положении
тетради, ручки; осанки при письме.
– Посмотрите все на доску. Я покажу
вам, как пишется буква с.
Учитель показывает на доске.
– Возьмите в руки ручки, пропишем
букву с в воздухе.
Дети в воздухе "пишут" новую
букву.
– Положите перед собой шаблон
буквы, выполненный из наждачной бумаги. Чтобы
"почувствовать" букву с, проведите
по ней пальчиками.
Дети несколько раз проводят по букве
пальчиками. Учитель обращает внимание на высоту
и толщину букв.
– Обведите образцы в прописи по
точкам.
Дети выполняют задание. Учитель
оказывает индивидуальную помощь.
– Теперь работаем со слоговой
таблицей. Прочитайте слоги сначала так: СГ
(согласный + гласный).
Д. Са, со, си, су,
сы.
У. А теперь так: ГС (гласный +
согласный).
Д. Ас, ос, ис, ус,
ыс.
У. Сейчас я буду показывать
слоги вразнобой, а вы читайте.
Дети читают.
– Нам нужно научиться писать те
слоги, которые мы только что прочитали.
Учитель показывает написание
каждого слога, обращает внимание на то, что в
слогах си, сы, су – верхнее
соединение, а в слогах со, са – нижнее.
– Сова приготовила две загадки:
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Д. Аист.
У. Прочитайте первую пару слов у
вас в прописи.
Д. Аист – аисты.
У. Чем отличаются эти слова?
Д. Первое слово говорит о том,
что аист один, второе – что аистов несколько.
У. Назовите ударный гласный.
Д. Ударный гласный а.
У. Почему под буквой и
стоит точка?
Д. Звук и безударный,
плохо слышится, надо быть внимательными при
письме.
Учитель показывает образец
написания слов, обращает внимание на соединения.
Дети пишут в прописях, учитель оказывает
индивидуальную помощь.
У. Отгадайте вторую загадку.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
Д. Оса.
У. Прочитайте следующую пару
слов в прописи.
Д. Оса – осы.
У. Сколько предметов называет
первое слово?
Д. Один.
У. А второе?
Д. Много.
У. Какие первые гласные в словах?
Д. Буква о.
У. Почему в первом слове под ней
стоит точка?
Д. Гласный безударный, при
письме, надо быть внимательным.
У. А почему мы пишем о,
ведь слышится звук [а]?
Д. В слове о'сы
гласный о под ударением четко слышится.
Это слово – проверочное. Значит, в слове оса
пишем тоже о.
Учитель показывает образец
написания слов, обращает внимание на соединения.
Дети прописывают стро-чку.
У. Посмотрите, сколько
предложений записано в прописях.
Д. Два.
У. Прочитайте вопрос.
Д. Кто тут?
У. Прочитайте ответ.
Д. Тут аист.
У. Какие правила записи
предложений вы знаете?
Д. В начале предложения пишется
заглавная буква, в конце – ставится точка.
У. Сколько слов в первом
предложении?
Д. Два.
У. Сколько слов во втором
предложении?
Д. Два.
Учитель на доске показывает образец
письма предложения. Дети записывают их в
прописях.
VI. Итог урока
У. Молодцы, ребята! Вы сегодня
хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы
сегодня учились на уроке?
Д. Писать букву с и слова
с этой буквой.
У. Кто у нас сегодня был в гостях?
Д. Сова.
У. Какие задания вам предлагала
выполнить сова?
Д. Разгадывать ребусы,
отгадывать загадки.
У. Правильно. Наш урок подошел к
концу. Можете отдыхать.
|