Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Елена ВОСТОРГОВА

Родителям о системе развивающего обучения

Новое явление всегда вызывает множество вопросов, а особенно в такой области, как образование, – ведь это то, что непосредственно касается каждой семьи. Любым родителям приходится решать вопрос о том, куда отдать учиться своего ребенка, тем более что сейчас выбор школы одновременно означает выбор учебников и педагогического подхода, который они реализуют.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций. Именно поэтому эта система вызывает множество сомнений и вопросов. Мы предлагаем вам ответы на некоторые из них.

Есть мнение, что эта система рассчитана не на всех учеников, а только на самых способных, подготовленных детей. Так ли это?

Нет, это совсем не так. Это один из самых распространенных мифов о развивающем обучении. Есть достаточный опыт обучения детей самого разного уровня подготовки, в некоторых школах (и не только московских) по нашим программам обучаются даже коррекционные классы. Очень многое зависит от учителя. Пожалуй, лучше было бы сказать, что наша система рассчитана не на всех учителей, а только на способных, профессионально подготовленных педагогов.
В связи с этим часто задают вопрос о жизнеспособности образовательной системы: мол, где же взять хороших учителей – ведь зарплата низкая, классы переполнены и т.п. На наш взгляд, это как раз хорошо, что появляются образовательные системы, которые задают определенную планку профессионализма педагога. В этом, если хотите, можно усмотреть особую миссию системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Содержание программ в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова очень насыщенное и сложнее обычных программ. Не приводит ли это к перегрузке учащихся?

Нам часто говорят, что наша программа очень сложная. Но заметьте: об этом нам говорят либо родители, либо учителя, либо администраторы, рецензенты, управленцы и пр. – то есть говорят нам об этом только взрослые. Дети, которым и адресованы наши учебники, почему-то так не говорят.
На самом деле материал, который взрослым, кажется чрезмерно сложным, ребенок может усвоить достаточно быстро, но при одном условии – то, что ребенку надлежит усвоить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и должно появиться как результат его собственных действий. Именно так и построено обучение в системе Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в наших программах и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в нашей системе более глубокое изучение тех же понятий, которые изучаются при традиционном обучении. И вовсе не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом: чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия – письма, вычислений и пр., он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе этих действий. Перегрузка, на наш взгляд, возникает только там, где ребенок выполняет множество непонятных для него действий, где успешность обучения в основном зависит от памяти ребенка и его исполнительности. Если же ребенок усваивает материал благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем, – такое обучение, напротив, способствует разгрузке, прежде всего психологической.

Как родители могут помочь своим детям в обучении, если они не понимают того, что те изучают?

На наш взгляд, помощь родителей должна заключаться не в том, чтобы объяснить ребенку, как решается та или иная задача, а в том, чтобы помочь ему осознать, почему он затрудняется, например, при выполнении домашнего задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно с ним справиться.
Лучшая помощь – это искренний интерес родителей к тому, что происходит на каждом уроке, что узнал их ребенок именно сегодня, какие у него возникли вопросы, может ли он применить то, что узнал сегодня на уроке, при выполнении домашнего задания, а если нет, то почему. То, что родители обучались по совершенно другим программам, в данном случае только "плюс" – они могут искренне удивляться тому, как известные им вещи интерпретирует их ребенок. Родители могут попросить его разъяснить непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые получил ребенок в школе.

Почему учебники по данной системе так сильно отличаются от традиционных – в них почти нет определений, правил, одни только вопросы и задания? Как родителям проконтролировать усвоение детьми учебного материала?

Учебник – это главный носитель содержания обучения. Если в разных образовательных системах различаются содержание и принцип организации обучения, то должны различаться и учебники. В традиционном обучении учебник является, главным образом, носителем учебной информации. В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова главным содержанием обучения является не информация о чем-либо, а способы получения этой информации, способы решения определенных задач в рамках изучаемого предмета. Поэтому учебник в данной системе нацеливает ребенка на самостоятельный (конечно, не без участия учителя и других учеников) поиск таких способов. В учебнике содержится система заданий, которая помогает учителю организовать поисковую деятельность учащихся. Понятно, что при таком подходе учебник не может изобиловать правилами и определениями, которые должны быть результатом исследовательских действий самих учеников, а не навязываться им учителем или авторами учебника.
Контролировать усвоение детьми учебного материала родители не должны, их помощь нужна в другом – о ней мы уже говорили.

Почему в этой образовательной системе не нужны отметки? Не приведет ли это к безответственности учащихся и отсутствию интереса к учебе?

Мы уже говорили, что система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова нацелена на формирование учебной самостоятельности ребенка, которая обязательно должна включать в себя и оценочную самостоятельность. Эта способность проявляется, например, в том, что, готовясь к экзамену, ученик может ясно различить, чтоR он твердо знает и ясно понимает, чтоR надо подучить, а чего именно он не знает совсем.
Оценочная самостоятельность означает, с одной стороны, сформированность у ребенка собственных оценочных критериев, с другой стороны – понимание, как устроены критерии, по которым его учебные достижения оценивает общество. Понятно, что общепринятая "отметочная" система не создает условий для формирования указанной способности. Выполняя функцию чисто внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, она исключает возможность оценки учеником собственных действий, сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).
Традиционная система балльного оценивания, как утверждают многие психологи, приводит к возникновению зависимости ребенка от чужого мнения, замене познавательного интереса соревновательным мотивом и вовсе не способствует воспитанию у детей ответственности, чувства долга и любви к учебе, как многие полагают.

Разработаны ли программы и учебники для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в основной школе? Стыкуются ли программы начальной школы с традиционными программами для 5–9-х классов?

Конечно, наша система должна иметь продолжение и в основной школе. В настоящее время лабораторией Психологического института РАО разрабатываются новые предметные курсы биологии, химии, физики, географии, а также предметы, продолжающие предметные линии начальной школы: русский язык, литература, математика, изобразительное искусство. Эти курсы апробируются в целом ряде экспериментальных школ в разных регионах России. Первые варианты учебников для 5–6-х классов, вероятно, уже появятся через один-два года.
Программы начальной школы полностью соответствуют образовательному минимуму по каждому из предметов, поэтому после начальной школы можно переходить и на традиционное обучение.

Как давно разработана эта система и насколько основательно она апробирована? Не ставим ли мы очередной эксперимент на детях?

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует в школьной практике уже более сорока лет. Но до конца 80-х г. XX столетия она существовала только в экспериментальном режиме. За это время были проведены достаточно основательные исследования, доказывающие возможность и чрезвычайную эффективность новой образовательной системы. В начале 90-х г. был выпущен комплект учебников и учебных пособий, одобренных Министерством образования Российской Федерации и имеющих соответствующий гриф. С переходом на четырехлетнее начальное обучение авторами были переработаны учебно-методические комплекты. Новые учебники соответствуют всем современным требованиям, как содержательным, так и полиграфическим. Все учебно-методические комплекты прошли экспертизу Федерального экспертного совета Министерства образования РФ, имеют гриф, включены в Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ.

Почему система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, несмотря на все ее преимущества, слабо внедряется в массовую школу?

Это связано прежде всего с проблемой переподготовки учителей. Ведь для того чтобы качественно работать по нашей системе, нужна специальная подготовка. Вместе с тем, для того чтобы система была реализована эффективно, желательно, чтобы вся школа (хотя бы начальное звено) работала в рамках одного педагогического подхода. Поскольку система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – это не новая методика, а новая философия образования, создание педагогического коллектива школы, целиком разделяющего идеи развивающего обучения, – совсем непростая задача. И если бы внедрение системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова было стремительным, нас бы это скорее настораживало, чем радовало.

Поддерживается ли развитие данной системы на государственном уровне – Министерством образования, в первую очередь?

Безусловно, да. Как уже было сказано, все учебники по нашей системе имеют гриф Министерства образования. Учебно-методические комплекты по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используются в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который осуществляется в настоящее время. Специалисты по системе участвуют в обсуждении новых проектов Министерства образования РФ: стандарта образования, нового Базисного учебного плана и т.п.
В январе 2003 г. состоялась встреча представителей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с министром образования Российской Федерации В.М. Филипповым, на которой обсуждались перспективы развития новой образовательной системы. Был принят целый ряд важных решений по поддержке, продвижению и внедрению в практику российской школы системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.