Уроки здоровья
Уроков здоровья в курсе начальной школы как
отдельного предмета нет. Но говорить об охране
здоровья можно на занятиях по ОБЖ,
естествознанию, валеологии и истории. Этой теме
можно посвятить и внеклассное мероприятие.
Тема. "Питательные вещества и их
значение для роста и развития организма".
Цель. Обобщение знаний об основных
питательных веществах и их роли в обеспечении
жизнедеятельности организма; развитие умения
организовать полноценное разнообразное питание;
закрепление навыков правильного питания;
закрепление практических навыков
самооздоровления.
Оборудование. Учебник
"Естествознание". 3-й класс (авт.
И.П. Товпинец, Н.Л. Дмитриева), таблица
"Пищеварительная система", картины по
питанию из серии "Педагогика здоровья",
предметные картинки (хлеб, молоко, творог,
картофель, геркулес, гречка, мясо, шоколадные
конфеты, морковь, яблоко, шиповник, апельсин,
яйцо, рыба, растительное масло, сметана, торт,
сливочное масло; товарный вагон), стакан
простокваши, стакан простокваши без сливок,
ситечко, два пустых стакана, горелка, спички,
тарелка с водой, стекло, наборное полотно
"Витамины".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
Учитель вывешивает на доску таблицу
"Пищеварительная система".
Учитель. Вспомните, какие органы
относятся к пищеварительной системе?
Дети. Ротовая полость, глотка,
пищевод, желудок, печень, тонкая кишка, толстая
кишка.
У. Что происходит с пищей в
ротовой полости?
Д. Пища перемалывается,
смачивается слюной.
У. Для чего нужна слюна?
Д. Смоченная слюной пища
расщепляется в желудке быстрее.
У. Как желудок переваривает
пищу?
Д. Смачивает желудочным соком,
пища перемешивается, перерабатывается.
У. Как тонкая кишка всасывает
питательные вещества?
Д. Под действием кишечного сока,
в котором содержатся ферменты, полезные микробы,
вещества окончательно перерабатываются в
продукты их расщепления и всасываются в кровь
через стенки кишечника.
У. Что всасывает толстая кишка?
Д. Воду.
У. Какую огромную работу
проделывает пищеварительная система! А зачем все
это, зачем человек ест?
Д. Без пищи человек не может
жить, расти, двигаться, поддерживать тепло
организма и бороться с болезнями.
У. А вы знаете, сколько съедает
каждый человек за свою жизнь?
Д. Не знаем.
У. Приблизительно 50 тонн – целый
товарный вагон.
Учитель показывает рисунок
товарного вагона.
III. Сообщение темы урока
У. Что же есть такого в еде, что
без нее невозможно жить? Вот сегодня мы это и
выясним. Тема урока – "Питательные вещества и
их значение для роста и развития организма".
IV. Постановка целей урока
На партах у детей предметные
картинки (хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо,
яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло,
торт, сливочное масло, сметана, шоколадные
конфеты, морковь, яблоко, шиповник, апельсин).
У. Разделите предметные
картинки на группы. По какому признаку и на какие
группы можно разделить эти продукты?
Д. Первый способ. В первую
группу входят продукты растительного
происхождения: хлеб, картофель, геркулес, гречка,
растительное масло, шоколад, морковь, яблоко,
шиповник, апельсин.
Во вторую группу входят продукты животного
происхождения: мясо, яйцо, творог, молоко, рыба,
сливочное масло, сметана.
В третью группу входят продукты смешанного типа:
торт, шоколадные конфеты.
Второй способ. В первую группу
входят полезные продукты, которые можно есть
каждый день или как можно чаще: морковь, яблоко,
шиповник, апельсин.
Во вторую группу – продукты, которые можно есть
каждый день, но не переедая: хлеб, картофель,
геркулес, мясо, рыба, молоко, растительное масло,
яйцо, сметана.
В третью группу – продукты, которые нужно есть в
небольших, ограниченных количествах: торт,
шоколадные конфеты.
У. А сегодня мы сможем разделить
эти продукты питания на группы более грамотно.
Это будет третий способ. Пока уберем продукты,
которые нужно есть как можно чаще, – о них речь
особая.
V. Знакомство с новым материалом
Опыт 1
У. Работу по теме урока мы начнем
с проведения опыта.
Вчера в теплом месте мы оставили стакан молока.
Вот он. Что вы видите?
Д. Простоквашу.
У. Откуда она взялась?
Д. Молоко скисло.
У. Что покрывает молоко сверху?
Д. Жирные сливки.
У. Снимем их в отдельный стакан.
Итак, что содержит молоко?
Д. Жир.
Опыт 2
У. Прогреем простоквашу на
водяной бане.
Учитель нагревает простоквашу,
ученики наблюдают за происходящим.
– Что вы видите?
Д. Зеленоватую сыворотку и белые
хлопья.
У. Отделим, процедив через сито,
белые хлопья. Что получили?
Д. Творог и сыворотку.
У. Какого цвета творог?
Д. Белого.
У. Подумайте, как же называется
это вещество?
Д. Белок.
У. Что содержит молоко?
Д. Белок и молочную сыворотку.
У. Зафиксируем результаты наших
опытов.
На доске:
– Если я возьму сыворотку и буду
выпаривать из нее воду, то останется вещество –
молочный сахар, или углеводы. Какой вывод можно
сделать?
Д. Сыворотка состоит из воды и
углеводов.
У. Добавим запись в нашу таблицу.
На доске:
– Вот мы и проследили на примере
молока, что продукты питания состоят из
питательных веществ. Какие вещества вы можете
назвать?
Д. Жиры, белки, углеводы.
VI. Практическая работа
У. В продукте питания обычно
преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки
или углеводы. Так, в молоке больше белка – значит,
оно относится к белковой пище. Таким образом
можно разделить все продукты. Проделаем это
коллективно. Положите перед собой предметные
картинки, с которыми вы работали в начале урока.
Попробуйте разделить их на группы.
Дети выполняют задание.
Жиры |
Белки |
Углеводы |
растительное масло
сливочное масло
торт
сметана |
мясо
рыба
яйцо
молоко
творог |
хлеб
морковь
картофель
яблоко
геркулес
апельсин
гречка
шиповник |
VII. Физкультминутка
VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Итак, все продукты по
питательному веществу, которое составляет его
основу, можно разделить на три основные группы:
белки, жиры, углеводы. Послушайте, зачем они нам
все нужны.
Учитель вывешивает на доску условные
знаки-круги.
На доске:
– Белок – строительный материал
для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались,
чтобы были работоспособными, не поддавались
болезням, могли им сопротивляться.
Ученик 1.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
На доске:
У. Углеводы – топливо для
клеток, как бензин для машины, основной источник
энергии для подвижных игр, бега, физической и
умственной работы.
Ученик 2.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
На доске:
У. Жиры – продовольственные и
топливные склады (склад еды, топлива, одежды),
прежде всего, строительный материал для мозга и
нервной системы.
Ученик 3.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
IХ. Самостоятельная работа по
группам
У. А теперь вы будете работать в
группах. Вам надо составить рассказ о
питательных веществах, пользуясь предложенным
планом.
Первая группа составляет рассказ о белках,
вторая группа – о жирах, а третья – об углеводах.
На доске:
ПЛАН
1. Назовите питательное вещество.
2. В каких продуктах оно содержится?
3. Какую пользу приносит организму? |
4. Что случится с организмом, если
этого вещества будет в недостатке?
Выслушиваются рассказы каждой
группы.
Х. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Молодцы! У вас получились
полные, содержательные рассказы. Но для
нормальной работы организма необходимы еще
минеральные вещества: фосфор, железо, кальций и
вода. В организме ее – до 60 процентов. Все
обменные процессы происходят с помощью воды. Без
нее человек может прожить не более 3–5 дней.
Каждой клеточке организма необходимы витамины.
Величиной они с просяное зернышко, а значение их
огромно. Об этом мы узнаем, прочитав в учебнике
статью "Витамины".
Дети читают статью.
– Что вы узнали о витаминах? Какое
питательное вещество важнее всего для организма
человека?
Учитель показывает убранное ранее
наборное полотно с картинками "Витамины".
Д. Все важные.
У. Какой вывод мы сделаем?
Д. Чтобы быть здоровым,
необходимо питаться разнообразной пищей,
предпочтение отдавать овощам, фруктам, зелени,
кисломолочным продуктам.
У. Это очень важно, особенно в
детском и юношеском возрасте, когда идет
формирование скелета, мускулатуры, нервной
системы и т.д. А что значит "разнообразная
пища"?
Д. Пища, содержащая белки, жиры,
углеводы, витамины.
У. Как быть, если в доме
кончилось, например, молоко?
Д. Заменить другим белковым
продуктом: молоко – яйцом, сыр – творогом, гречку
– овсянкой.
У. Питание должно быть
разнообразным. Вид питания, о котором мы
говорили, называется сбалансированным. Но есть
другой вид питания, который имеет
оздоравливающий эффект. Но сначала угадайте, о
ком я говорю.
В нашем классе учится замечательный человек, с
огромной силой воли, неутомимым стремлением к
оздоровлению. Человек, который вынужден с
первого дня рождения бороться с такой коварной
болезнью, как аллергия. Вы хорошо его знаете. Кто
это?
Д. Это Дима.
У. Дима, я знаю, как трудно тебе
бывает в период обострения болезни. Какой же
способ оздоровления вы с мамой и папой нашли?
Дима. Раздельное питание.
У. Расскажи, пожалуйста, нам об
этом...
Дима. Сколько я себя помню, столько
меня пытались лечить от моей болезни. Четыре года
назад в Центре реабилитации моим родителям
посоветовали перевести меня на раздельное
питание. Это значит, что продукты, содержащие
белки и углеводы, есть вместе нельзя, потому что
белки усваиваются в организме 2 часа, а углеводы
– 20 минут. И между приемами пищи должно пройти не
менее двух часов. Но зато жиры и овощи можно
совмещать как с белками, так и с углеводами.
Это было не просто. На раздельном питании наша
семья находилась год. И сейчас придерживаемся
этого. Мне очень помогает такое питание, а папа
избавился от болезни желудка.
У. Спасибо, Дима, я верю, что ты
вырастешь не только здоровым, но и достойным
человеком. Ибо человек, у которого такая сила
воли, непременно добьется хороших результатов.
ХI. Работа в тетрадях
У. Проведем самоанализ. Дома вы
следили за своим питанием и записывали, какие
продукты были на вашем столе эту неделю.
Прочитайте внимательно и сделайте вывод, каких
питательных веществ не хватает в вашем рационе?
Выслушиваются ответы детей.
– Какой можно сделать вывод?
Д. Необходимо включать в питание
рыбу, сырые овощи и фрукты.
ХII. Итог урока
У. Мы не случайно подчеркнули –
сырые овощи. В сырых овощах значительно больше
витаминов, чем в вареных.
Настя вместе со своей бабушкой приготовили дома
салат, который так и называется – салат
"Здоровье", а готовится он из сырых овощей –
моркови, свеклы, редьки. Итак, слово Насте.
Настя. Салат "Здоровье" –
красивый, доступный, богатый витаминами и
необыкновенно вкусный. Попробовав раз, не
оторвешься и сейчас!
У. Дегустацию блюда проведем в
столовой во время завтрака. А сейчас попробуем
подвести итог урока, составив небольшие
рифмованные предложения, использовав для этого
слова "еда", "всегда".
Примерные ответы детей:
Полноценная еда
Хороша для нас всегда.
Фрукты, овощи всегда –
Вот отличная еда.
Будет разная еда –
Бодрым буду я всегда.
ХIII. Домашнее задание
У. Дома приготовьте блюдо
здоровой кухни и на следующем уроке познакомьте
нас с его рецептом.
Тамара РЫЖОВА,
учитель средней школы,
пос. Комсомолец
Тукаевского р-на,
Республика Татарстан
Приложение
Рецепт салата "Здоровье"
Состав: морковь – 1–2 шт., редька
черная – 1 шт., свекла красная – 1 шт., чеснок – 4
зубчика, майонез.
Все продукты сырыми протереть на терке (не очень
мелко).
1-й слой – морковь с чесноком, майонез.
2-й слой – редька, майонез.
3-й слой – свекла с чесноком, майонез.
Тема. "Хранение продуктов
питания в домашних условиях".
Цели. Формировать навык хранения
продуктов питания в домашних условиях;
познакомить учащихся с принципом расположения
продуктов в холодильнике, с приемами
распознавания продуктов, не пригодных к
употреблению.
Оборудование. Плакат с
изображением пищевых продуктов, холодильника,
отдельные рисунки продуктов питания, набор из
четырех настоящих яблок (сохраненное, увядающее,
слегка подгнившее, полностью испорченное),
пищевых продуктов для определения их
пригодности или непригодности в пищу;
фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Расскажите, какой путь
прошел выбранный вами продукт, прежде чем попал к
вам на стол?
Два-три ученика рассказывают каждый
о своем продукте.
III. Сообщение темы урока
У. На прошлом уроке мы говорили о
том, как сохраняют продукты в больших
количествах на фабриках и комбинатах, на базах и
в магазинах. Сегодня мы поговорим о том, как лучше
сохранить продукты в домашних условиях.
IV. Работа над темой урока
У. Посмотрите на плакат,
прикрепленный на доске, назовите продукты,
которые здесь изображены.
Дети. Ананас, растительное масло,
хлеб, молоко, курица, капуста, картофель, яйца,
апельсины, сыр, сливочное масло, помидоры,
вермишель.
У. На какие группы можно
разделить эти продукты по происхождению?
Д. Животного и растительного
происхождения.
– К продуктам животного происхождения
относятся молоко, курица, яйца, сыр, сливочное
масло.
– К продуктам растительного происхождения
относятся ананас, растительное масло, апельсины,
помидоры, вермишель.
У. На какие группы можно
разделить эти продукты по основным питательным
веществам?
Д. На белки, углеводы, жиры,
витамины.
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Витамины |
курица
молоко
яйца
сыр |
растительное масло
сливочное масло |
хлеб
картофель
вермишель |
ананас
капуста
апельсины
помидоры |
У. Представьте, что все эти продукты
вы только что принесли из магазина. Можно ли их
все сразу приготовить и съесть?
Д. Нет.
У. Правильно, съесть сразу такое
количество продуктов даже Трем Толстякам не под
силу. Представьте теперь, что все эти продукты
Толстяки принесли из магазина домой, выложили на
кухонный стол и пошли отдохнуть, а про продукты
забыли.
Что случится с продуктами через несколько часов,
через несколько дней?
Д. Продукты испортятся.
У. Действительно, ребята,
продукты начнут портиться. Подумаем, что
произойдет с каждым продуктом, о котором мы
говорили. Что произойдет с хлебом?
Д. Он зачерствеет.
У. А через день?
Д. Совсем засохнет.
У. Правильно.
На доске постепенно запись
приобретает следующий вид.
На доске:
Хлеб – черствеет, засыхает.
Ананас – вянет, усыхает, гниет.
Капуста – вянет, сморщивается, гниет.
Молоко – прокисает.
Растительное масло – не изменяется.
Курица – размораживается, плохо пахнет,
протухает.
Картофель – вянет, прорастает.
Вермишель – не изменяется.
Апельсины – вянут, гниют.
Сыр – сохнет, сморщивается, плесневеет.
Яйца – усыхают, протухают.
Сливочное масло – размягчается, становится
прогорклым.
Помидоры – вянут, гниют.
– Что вы заметили в этой таблице?
Д. Не все продукты портятся,
некоторые не изменяются.
У. Вы правильно подметили эту
особенность. Обведите синим фломастером те
продукты, которые не изменились.
Один ученик выполняет задание у
доски.
– Как вы думаете, ребята, где нужно
хранить такие продукты?
Д. В кухонном шкафу.
У. Какие еще продукты можно
хранить в шкафу?
Д. Муку, крупы, мед...
У. Обведите красным фломастером
все оставшиеся продукты. Назовите эти продукты
еще раз.
Дети называют продукты. Один ученик
выполняет задание у доски.
– Можно ли и эти продукты хранить в
шкафу?
Д. Нет.
У. Как же поступить с этими
продуктами?
Д. Их нужно убрать в холодильник.
У. Для чего?
Д. Чтобы продукты не
испортились.
У. Почему портятся эти продукты?
Выслушиваются два-три предположения
учащихся.
– В этих продуктах много
естественной влаги. В тепле влага быстро
испаряется, и продукты начинают вянуть и усыхать.
Вокруг нас в воздухе, на одежде, мебели, на наших
руках и на еде много бактерий и микробов. На
воздухе в тепле эти микробы и бактерии очень
быстро размножаются и легко поражают продукты
питания. Почему же в холодильнике продукты не
портятся?
Д. Холод тормозит размножение
микробов и бактерий и сохраняет наши продукты в
неизменном виде.
V. Физкультминутка
У. Я буду называть различные
продукты. Если продукт можно хранить в шкафу, вы
поднимаете руки вверх, если же продукт
обязательно хранить в холодильнике –
приседаете.
Дается 10–12 наименований продуктов.
VI. Практическая работа
У. Можно ли в холодильнике вечно
хранить продукты?
Д. Нет.
У. Почему? Чтобы ответить на этот
вопрос, проделаем следующую работу.
Задание 1
На демонстрационном столе у учителя
лежат в беспорядке яблоки: гнилое, спелое, со
следами начала гниения, вялое.
У. Расположите яблоки в таком
порядке, который кажется вам правильным.
Дети выполняют задание.
– Почему вы выбрали такой порядок?
Д. Сначала яблоко было спелым,
сочным и красивым. Потом оно стало увядать. Потом
оно начало портиться. А последнее яблоко совсем
испортилось.
У. Такой процесс изменения
продукта называется жизненным циклом. У каждого
продукта свой жизненный цикл, поэтому продукты
невозможно хранить в холодильнике вечно.
Какое из предложенных яблок вы предпочли бы
съесть? Почему?
Д. Спелое, сочное. Оно вкусное, в
нем много витаминов.
У. Итак, вы сказали, что
некоторые продукты нужно хранить обязательно в
холодильнике.
Учитель открывает на доске
изображение холодильника и ряда продуктов.
– Посмотрите на представленные
продукты. Вспомните и расскажите, на каких полках
они располагаются у вас дома.
Выслушивается и корректируется
два-три ответа учащихся.
– Действительно, в морозильной
камере хранят мясные и рыбные продукты, птицу. В
холодильной камере – яйца, молоко и молочные
продукты, фрукты и овощи. Нужно располагать
продукты на определенных полках, не смешивая их:
фрукты и овощи в специальных ящиках внизу, яйца
не кладут рядом с молочными продуктами.
Попробуем расположить продукты в нашем
холодильнике.
Дети по одному выходят к доске и
прикрепляют изображения продуктов на нужные
полки холодильника.
Задание 2
На демонстрационном столе у учителя
образцы следующих продуктов: в стакане –
прокисшее молоко, в закрытом прозрачном сосуде
–протухшее яйцо, свежий апельсиновый сок,
позеленевшая вареная колбаса.
У. Пожалуйста, рассмотрите
предложенные продукты и определите, пригодны ли
они в пищу?
К доске выходит ученик и берет в руки
стакан с молоком.
Ученик 1. В молоке изменилась
консистенция, появился кисловатый запах. Молоко
испортилось.
У. Можно ли такое молоко
использовать в пищу?
Д. В таком виде нельзя.
У. Но из него родители могут
приготовить простоквашу, домашний творог.
К доске выходит второй ученик и берет
в руки сосуд с яйцом.
Ученик 2. Свежесть яйца по цвету
определить сложно, но если открыть крышку, то
сразу чувствуется специфический запах тухлых
яиц. Яйцо есть нельзя, его нужно выбросить.
К доске выходит третий ученик и берет
в руки стакан с соком.
Ученик 3. У апельсинового сока
запах свежий, цвет чистый. Его можно пить.
К доске выходит четвертый ученик и
берет в руки сосуд с колбасой.
Ученик 4. У вареной колбасы
неприятный запах, неестественный зеленоватый
цвет. Колбаса непригодна к употреблению, ее нужно
выбросить.
У. По каким признакам вы
определяли годность предложенных продуктов?
Д. По цвету, запаху, внешнему
виду.
Учитель записывает эти слова на
доске.
У. Как определить пригодность
упакованного продукта?
Д. Посмотреть на срок годности
или срок реализации продукта.
VII. Охрана здоровья
У. Ребята, кому довелось
испытать на себе пищевое отравление? Какие
симптомы возникают при отравлении?
Д. Тошнота, слабость, боли в
животе, рвота, жидкий стул...
У. Что нужно делать, если вы
почувствовали отравление?
Д. Сообщить взрослым, вызвать
"Скорую помощь", до приезда "Скорой
помощи" лечь в постель, не заниматься
самолечением, так как симптомы отравления могут
совпадать с признаками серьезных заболеваний.
VIII. Итог урока
У. Как вы понимаете выражение
"жизненный цикл продукта"?
Д. Это то, как выглядит продукт,
пока еще свежий, и как он постепенно изменяется,
портясь.
У. Как можно сохранить продукты
в домашних условиях?
Д. В холодильнике.
У. Для чего нужен холод?
Д. Чтобы дольше сохранялась
влага в продуктах и медленнее размножались
микробы.
У. Как определить непригодные
для еды продукты?
Д. По сроку годности на упаковке
или по цвету, запаху, внешнему виду.
IХ. Домашнее задание
У. Нарисуйте жизненный цикл
какого-либо продукта питания.
Тема. "Лекарственные препараты и
обращение с ними".
Цели. Объяснить, что такое
лекарства, какие лекарства бывают, их назначение
и условия безопасного применения лекарств;
научить отличать пригодные к употреблению
лекарства от непригодных; обратить внимание на
недопустимость бесконтрольного приема лекарств.
Оборудование. Комплект лекарств
для демонстрации, для практической работы;
бланки итогового текста; макеты телефонных
трубок, этикетки; карточки для практической
работы; игрушка "Незнайка".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня на уроке
мы с вами будем говорить о лекарствах.
III. Знакомство с новым материалом
Раздается стук в дверь.
У. Извините, ребята, к нам кто-то
пришел!
Учитель открывает дверь и вносит в
класс куклу Незнайку. У Незнайки забинтовано
горло.
– Ребята, что случилось с Незнайкой?
Как ему помочь?
Дети. Надо дать ему лекарство.
У. Что такое лекарства? Для чего
они нужны?
Выслушиваются ответы детей.
– Лекарство – вещество,
применяемое для лечения или предупреждения
болезни. От какого слова произошло слово
"лекарство"?
Д. От слова "лечить".
У. Что значит слово
"лечить"?
Д. Применять медицинские
средства для избавления от болезни.
У. Какие бывают лекарства по
внешнему виду, форме? Подсказку вы можете найти у
меня на столе.
На вспомогательном столике у учителя
представлен набор различных по внешнему виду и
назначению лекарств.
Д. Лекарства выпускаются в виде
таблеток, капсул, капель, растворов, мазей, ампул
для инъекций...
У. Откуда мы берем лекарства?
Д. Покупаем в аптеках.
У. Где их изготавливают?
Д. На специальных заводах.
У. Кто назначает лекарства?
Д. Врач.
У. А можно ли самому решать,
какие лекарства принимать?
Д. Нет, нельзя.
У. Незнайка сам решил, что ему
нужно принять анальгин. Прав Незнайка или нет?
Почему?
Д. Не прав. Незнайка не должен
сам принимать лекарства, так как не знает точно,
чем он болен.
У. Кто определяет, какое нужно
принимать лекарство?
Д. Врач.
У. Можно ли самому решать,
сколько таблеток принимать?
Д. Нет. Это также определяет
доктор.
У. Незнайка решил, что ему не
стоит принимать лекарство так, как прописал
доктор: по одной таблетке 3 раза в день. Он решил,
что если сразу проглотить 10 таблеток, то и
выздоровеешь сразу. Прав ли Незнайка?
Д. Нет.
У. Почему нельзя нарушать
дозировку?
Д. Можно отравиться.
У. Каким требованиям должно
отвечать лекарство?
Д. На лекарстве обязательно
должны быть указаны название и срок годности!
У. Правильно. Посмотрите на
макет этикетки лекарства. Найдите на ней
название и срок годности лекарства.
Один ученик подходит к столику и
выполняет задание учителя.
– Кто определяет дозировку
лекарства?
Д. Врач.
У. Где указывает дозировку
доктор?
Д. На рецепте, который он
выписывает.
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа
Для выполнения практической работы
класс делится на группы.
Задание 1
Каждой группе предложено по
нескольку настоящих лекарственных препаратов.
У. Обоснуйте пригодность или
непригодность каждого препарата.
Задание 2
Каждой группе предложены карточки,
на которых "перепутаны" названия
лекарственных препаратов и пищевых продуктов.
У. Обведите названия лекарств
красным карандашом, а названия продуктов –
зеленым.
Проверка выполнения заданий
проводится по группам, фронтально.
VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Где в домашних условиях
хранятся лекарства?
Д. В аптечке.
У. Можно ли брать лекарства без
спросу?
Д. Нет.
У. А если очень хочется?
Д. Все равно нельзя.
У. Незнайке очень хочется выпить
таблетки из этого пузырька (учитель показывает
детям пузырек) – они такие красивые! Что вы
скажете Незнайке?
Д. Незнайка, нельзя этого делать!
Самолечением заниматься нельзя. Только врач
может назначать медикаменты.
У. Можно ли употреблять лекарств
больше, чем прописал врач?
Д. Нельзя.
У. Что же делать, если вдруг
выпил лекарство по ошибке или по глупости?
Д. Надо сразу обратиться ко
взрослым или к врачу.
У. Правильно. В такой ситуации
можно даже вызвать "Скорую помощь". Давайте
разыграем ситуацию звонка в "Скорую помощь".
(На столе у учителя два макета телефонных
трубок.) Кто из вас готов побывать в роли
ребенка, который проглотил без разрешения
лекарство, и теперь ему плохо?
К столу учителя выходит один ученик и
берет телефонную трубку. Он выступает в роли
потерпевшего. Вторую трубку берет учитель и
играет роль дежурного врача "Скорой помощи".
У. Алло, "Скорая помощь"
слушает!
Д. Помогите, мне нужен врач!
У. Что случилось?
Д. Я выпил без разрешения много
лекарств, мне плохо!
У. Дома есть взрослые?
Д. Нет, мама и папа на работе!
У. Сколько тебе лет?
Д. Семь!
У. Имя и фамилия?
Д. Петя Иванов!
У. Домашний адрес?
Д. Улица Доброслободская, дом 52,
квартира 16.
У. Жди, Петя, "Скорая помощь"
выезжает!
Ученик садится на место.
– Приблизительно такой диалог мог
состояться.
Что же должен хорошо знать каждый
ребенок, чтобы вызвать "Скорую помощь"?
Д. Свою фамилию, возраст и
домашний адрес.
У. Правильно. Но лучше, конечно,
чтобы таких диалогов в вашей жизни было как можно
меньше.
VII. Тестирование
У каждого ребенка на столе рисунок с
изображениями десяти лекарственных препаратов.
У. Нужно вычеркнуть все
непригодные к употреблению лекарства. На это
задание вам дается 5 минут.
Дети выполняют работу.
– Сколько лекарств пригодно?
Д. Три.
У. Почему эти лекарства можно
принимать?
Д. На этикетках этих лекарств
хорошо видны названия, и сроки годности не
прошли.
VIII. Итог урока
У. Какие четыре правила нужно
помнить, чтобы лекарство не принесло вреда?
Д. Принимать лекарство только по
назначению врача и под контролем родителей.
– На этикетке обязательно должно быть указано
название.
– Надо проверить срок годности.
– Нельзя принимать лекарство без спросу, а
если это произошло, нужно сказать об этом
родителям или другим взрослым. Если же дома
никого нет, срочно вызвать "Скорую помощь".
IХ. Домашнее задание
У. Проверьте домашнюю аптечку
вместе с родителями. Лекарства с поврежденными
этикетками и с истекшим сроком годности лучше
выбросить.
Лидия БОДЕНКО,
учитель школы № 1880,
г. Москва
Тема. "В здоровом теле –
здоровый дух". (Интегрированный урок:
окружающий мир, ОБЖ, история.)
Цели. Познакомить с историей
развития аптекарского искусства, с
"лекарствами с грядки"; повторить правила
пользования лекарственными средствами;
развивать наблюдательность, внимание;
воспитывать аккуратность.
Оборудование. Коробочки с сухими
лекарственными травами; иллюстрации (русские
печи, бани, овощи); загадки и кроссворд про овощи;
статья "Аптеки и аптечные огороды" из газеты
"Московская правда" от 16 июля 1996 г.; книга
Н.Кончаловской "Наша древняя столица".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Кто из вас может отгадать
тему сегодняшнего урока?
Если ученики затрудняются в
выполнении задания, то учитель подсказывает, что
читать надо начиная с отмеченной буквы по
часовой стрелке.
– Как же звучит тема урока?
Дети. В здоровом теле – здоровый
дух.
III. Повторение пройденного
материала
У. Как вы понимаете смысл этого
выражения?
Д. Когда человек здоров, он
весел, бодр, может выполнять какую-то работу,
общаться.
У. Что надо делать, чтобы быть
здоровым?
Д. Заниматься спортом,
физкультурой, закаляться, соблюдать режим,
правильно питаться...
У. Что делать, если вы уже
заболели?
Д. Вызвать врача, а если очень
плохо – "Скорую помощь".
У. Что надо знать для того, чтобы
вызвать врача?
Д. Телефон поликлиники, телефон
"Скорой помощи" – 03, свои фамилию, имя, адрес.
У. Какую помощь оказывает врач?
Д. Ставит диагноз, объясняет
способ лечения, выписывает рецепт.
У. Где надо брать лекарства?
Д. В аптеке.
У. Какие формы лекарственных
средств вы знаете?
Д. Таблетки, микстура, мазь,
капли, настои.
У. Как принимают лекарства?
Д. В тех количествах, которые
указывает врач.
У. Можно ли заниматься лечением
самостоятельно? Почему?
Д. Нет. Сами мы не можем
определить заболевание и правильно его лечить.
У. Поднимите руки те, у кого дома
есть аптечка.
Дети поднимают руки.
– Почти у всех. Вспомните, что в ней
находится?
Д. Бинт, вата, градусник, йод,
зеленка, анальгин, аспирин.
У. Разрешают ли вам родители
пользоваться аптечкой самостоятельно? Почему?
Д. Нет, так как самим нельзя
принимать лекарства.
У. Какие вы знаете правила
пользования лекарствами?
Д. Дозировка – строго по
предписанию врача, обращаем внимание на срок
годности лекарства.
У. Как определяем срок годности?
Д. Он проставлен на упаковках.
У. Молодцы! Вам хорошо известны
эти правила. Сегодня, пожалуй, нет ни одного
школьника, не знающего, что такое аптека. Каждый
из вас посещает различных врачей по мере
необходимости. Можете ли вы представить себе, что
какое-то время назад не было ни поликлиник, ни
врачей, ни аптек?
Д. Нет.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Давайте перенесемся на
несколько веков назад и кратко познакомимся с
историей развития аптекарского искусства.
Издавна на Руси верили в "сглаз",
"порчу", обращались к целителям, знахарям,
лечились травами, святой водой, заговорами. Что
из этого признает современная медицина?
Д. Лечение травами.
У. Правильно. Их нам и сегодня
выписывают врачи. Но мы не собираем их сами, как
делали люди раньше, а покупаем уже готовыми в
аптеках. Лечение травами – это своего рода наука.
Нужно знать, какое растение от каких болезней
помогает, когда и какие его части надо собирать,
как правильно сушить, настаивать или заваривать.
Лишь очень малая часть лекарственных растений
используется в "живом виде". Например,
листья подорожника – при ранениях и ушибах, сок
алоэ – при насморке. В основном растения
заготавливают впрок, сушат. Какие части растений
могут использоваться?
Д. Листья, цветки, кора, корни.
У. При заготовке растений
необходимо соблюдать определенные правила:
почки и кору растений собирают весной; листья – в
период цветения и только в сухую погоду; цветы –
в период цветения и только те, которые полностью
раскрылись; корни – в конце лета и осенью; ягоды
(плоды) и семена – только целые и неиспорченные.
Сушат лекарственные растения или их отдельные
части при сухой жаркой погоде, но не под прямыми
лучами солнца, а под навесами или в сушилках.
Обязательное условие – перемешивание.
Растение считается готовым, если при трении
листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются,
а корни гнутся, но не ломаются.
Хранить высушенные растения можно 1–1,5 года.
Только корни могут храниться 2–2,5 года.
Представляете, как непросто было собрать и
приготовить лекарственные растения? Лечимся мы
ими, приготавливая настои или отваривая
растения. Это тоже непросто. Поэтому на
коробочках с травами пишут способ приготовления
лекарства.
Можете ли вы назвать какие-нибудь лекарственные
растения?
Д. Алоэ – для лечения насморка,
ожогов.
– Ромашка – при ангине, зубной боли, для
укрепления волос.
– Валериана – для успокоения нервной системы,
при бессоннице.
– Крапива – для примочек и компрессов при
ожогах.
– Шиповник – для лечения язвы желудка, содержит
витамины.
V. Практическая работа
У. Я принесла на урок некоторые
из лекарственных растений. Давайте рассмотрим
коробочки. Найдите названия растений.
Д. Кора дуба, зверобой, липовый
цвет, ромашка, мать-и-мачеха, шалфей.
У. Прочитайте способ их
приготовления.
Дети выполняют задание.
– Найдите сроки годности этих
сборов. Есть ли здесь такие, которые уже нельзя
готовить? Почему?
Одна-две коробочки просрочены, дети
находят их и определяют, что этими травами
лечиться уже нельзя.
VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Русские люди были достаточно
крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть,
то лучшим лекарством они считали баню. Многие и
сегодня придерживаются этого способа лечения.
Раньше, когда еще не было бань, люди парились в
печах. Когда печь немного остывала, подкладывали
солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли
прямо в печь, взяв с собой веник и посудину с
квасом.
Учитель показывает на рисунке печи
место, где парились.
– Ложился человек на солому и
разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От
горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя
веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали
на себя холодную воду.
Париться в печах было не очень удобно, поэтому и
стали строить бани на берегах речек и прудов. Как
вы думаете, почему именно там?
Д. Потому, что рядом была вода.
У. Какие реки были в древней
Москве? Где могли возникнуть бани?
Д. Москва-река, Яуза, Неглинка.
У. Правильно. Есть и сегодня на
Неглинной улице Сандуновские бани. Но не о них
сейчас речь, а о тех, которое появились в ХVI веке.
А какие они были? Воду таскали из колодца, топили
печку березовыми дровами, давали бане
выстояться, чтобы гарь вышла через прорезь в
бревенчатой стене. Потом закрывали заслонку, и
сруб прогревался. После этого уже и мылись. Чем
жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парься,
помахивай веником – тут тебе и удовольствие, и
польза.
В углу бани делался очаг, на который клали
булыжники. Когда они раскалялись, на них
выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А
когда от жары невмоготу становилось, люди
выбегали без одежды на улицу и сразу в пруд или
реку бросались, а затем – снова в баню. От такой
закалки ни одна болезнь не могла одолеть
человека. И здоровый парился, и больной, и
маленькие, и взрослые, и мужчины, и женщины.
VII. Физкультминутка
VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Если все же баня не помогала,
то простые люди шли к знахарям, которые давали
рецепты на все случаи жизни, от всех болезней.
Послушайте некоторые из них:
От зубной боли – змею живую добыть,
вынуть из нее жало и той желчью мазать.
От грыжи – мазать конским мозгом или
собачьей кровью.
От глухоты – если человек оглохнет,
взять воронову желчь и пустить в уши.
От корысти – кожей собачьей обернуть.
А если сердце собаки высушить и
растереть мелко да смешать с каким-нибудь питьем
и мазать там, где сердце, тогда у человека
чрезмерный сон отводит.
В качестве лекарств использовались
даже драгоценные камни. В старинной книге
"Домострой" так говорилось о свойстве
камней:
"Если истолченный изумруд положить
в питье, то уймет смертоносный яд и заживит укусы
ядовитых гадов.
Когда человек с коня упадет, то камень
бирюза сохранит его от убиения.
А если топаз внутрь раны положить, то
кровь уймет и жжение раны телесной угасит".
Учитель объясняет смысл всех
непонятных устаревших слов.
У. Как вы думаете, стоит ли
пользоваться этими рецептами?
Д. Нет.
У. Правильно. Когда вы читаете
свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого
знака Зодиака есть свой камень-талисман, который
охраняет человека от различных неприятностей и
злых сил. Может быть, эти поверия как-то связаны
со старинными методами лечения.
Обо всем этом хорошо написала
Н.Кончаловская в книге "Наша древняя
столица".
Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили:
От озноба – зверобоем,
От зубов – льняным настоем,
От ожогов – бузиной,
А от ран – землей родной.
Варят старые знахарки
Из лечебных трав припарки,
Сушат в печке ножки жабьи,
Приговоры знают бабьи.
Набормочут разных слов –
И, глядишь, больной здоров!
Жив-здоров и сам доволен.
Он, видать, и не был болен!
Не было раньше ни аптек, ни
врачей-специалистов, к которым мы так сейчас
привыкли. Когда же стали появляться первые
аптеки, как люди лечились? Я предлагаю вам
прочитать статью из газеты "Московская
правда", которая называется "Аптеки и
аптечные огороды".
Детям раздаются тексты статьи.
Первая аптека создавалась трудами
приехавшего в Москву в 1561 г. англичанина
Френчама. Устроена она была для нужд царя и его
семейства, но довольно скоро из нее стали
выдавать лекарства и боярам. Простой же народ
покупал лекарственные травы, коренья и мази в
лавках Зелейного ряда.
В 1673 г. при Гостином дворе открыта так
называемая новая аптека Гутменша, где все
желающие могли по рецептам получить лекарства. В
1682 г. по указу царя Федора Иоанновича у
Никитских ворот рядом с первым гражданским
госпиталем открыта третья аптека "для того,
чтобы ходить со всяким рецептом в город
неудобно".
В 1701 г. император Петр I издал указ о
закрытии всех зелейных лавок, торгующих
лекарствами, и о даровании права открытия и
содержания вольных аптек всем желающим.
В документах ХVII в. неоднократно упоминаются
аптекарские сады, или аптечные огороды. Здесь под
наблюдением иностранных
"ботаников-огородников" рядом с
лекарственными растениями росли ягодные кусты и
плодовые деревья. Когда осенью 1661 г. создавали
новый "аптекарский двор, что у Каменного
моста", то сажали там черную, белую и красную
смородину, вишню и сливу, для чего взяты были
саженцы из частного сада боярина Никиты
Ивановича Романова, в котором также росли
"аптекарские всякие травы".
Аптекарские сады служили не только для
разведения лекарственных растений, но и для
приготовления здесь же самих лекарств. Так, при
главном из них находилась особая "коктория",
нечто вроде фармацевтической лаборатории. Итак,
что же вы узнали о первых аптеках?
Д. Они появились в ХVII веке в
Москве.
У. Кто пользовался их услугами?
Д. Царская семья и бояре.
У. Что такое аптекарские
огороды?
Д. Огороды, на которых
выращивали растения, шедшие на изготовление
лекарств.
У. Кто такой фармацевт?
Д. Фармацевт – специалист по
изготовлению лекарств.
У. Вот мы с вами и подошли к
следующему этапу нашего урока, который я назвала
"Лекарства с грядки". Как вы понимаете, ехать
в Москву за лекарствами, в аптеку могли далеко не
все. Что же им оставалось делать?
Д. Лечиться самостоятельно.
У. Издавна люди подмечали
какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек
использовал лечебные свойства растений и
передавал знания об этом своим детям и внукам.
Очень многие из этих "зеленых лекарей" вам
хорошо знакомы. Сейчас я буду показывать вам их
изображения, а после того как вы их назовете, я
расскажу об их лекарственных свойствах.
Учитель показывает иллюстрации, дети
называют увиденный овощ.
Д. Капуста.
У. Если свежий капустный лист
приложить к голове – помогает от головной боли.
Если на теле после уколов остаются бугры и шишки,
то можно приложить капустный лист, чтобы шишки
рассасывались.
Д. Морковь.
У. Тертую морковь прикладывают к
воспаленным участкам кожи, гнойным ранам, ожогам.
Полезно есть сырую морковь для улучшения состава
крови.
Д. Лук.
У. Сок лука применяется для
полоскания горла во время ангины; по 1 столовой
ложке 4–5 раз в день. При кашле, бронхите, коклюше
варят в воде лук с сахаром и медом в течение 3
часов. Принимают по столовой ложке 4–6 раз в день.
Д. Картофель.
У. Сок свежего картофеля пьют по
1/4 стакана при головных болях. При простуде
делают ингаляции паром над кастрюлей с
картофелем, сваренным "в мундире".
Д. Чеснок.
У. При гриппе ежедневно надо
съедать по 2–3 зубчика чеснока. При коклюше 5
зубчиков порезать на кусочки, истолочь,
прокипятить в стакане молока. Применять по 3
столовые ложки несколько раз в день. Используют
настой чеснока при насморках и гриппе. Вот как
его делают: 1 чайная ложка протертого или мелко
нарубленного чеснока на 30–50 мл кипяченой
воды. Настаивают
2 часа. Капают по 2–3 капли в нос. Настой меняют
каждые 2 дня. Полезно дышать чесноком при
различных вирусных инфекциях: ребенку дают
нюхать мелко истолченный чеснок 6–8 раз в день.
Д. Свекла.
У. Сок свеклы закапывают в нос
при насморке. Расскажите, если вы знаете, чем еще
можно лечиться?
Д. Медом.
У. Мед очень полезен. В качестве
лекарственного препарата он широко используется
в смесях с другими продуктами. Так, например,
медово-малиновая вода (при простуде): 2 столовые
ложки высушенных ягод малины на стакан кипятка,
настаивают 15 минут, процеживают, добавляют в
настой 2 столовые ложки меда. Или медово-лимонная
кашка (при лечении заболеваний горла): 100 г меда
смешивают с размельченным лимоном или соком 1
лимона. Пьют небольшими дозами между едой.
Можно привести еще много примеров использования
меда, фруктов и овощей. А на "закуску" хочу
дать вам рецепт вкусного лекарства от кашля.
В столовую ложку сахарного песка наливают
несколько капель воды и прямо в ложке
прокаливают на открытом пламени газовой горелки.
Полученный коричневый сахар сосут маленькими
кусочками. Только это лекарство надо готовить
взрослым, чтобы не случилось никаких
неприятностей с огнем.
IХ. Закрепление пройденного
У. А теперь вспомним
"лекарства с грядки". Для этого разгадайте
кроссворд.
На доске:
Вопросы
По горизонтали
4. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
5. Я вырос на грядке, характер мой
гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.
6. Над землей трава, под землей алая
голова.
По вертикали
1. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
2. Красный нос в землю врос, а зеленый
хвост снаружи.
3. Маленький, горький, луку брат.
Ответы
По горизонтали: 4. Картофель. 5.
Лук. 6. Свекла.
По вертикали: 1. Капуста. 2.
Морковь. 3. Чеснок.
Х. Итог урока
У. Мы совершили небольшое
путешествие в историю развития аптекарского
искусства. Что вам больше всего понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
– Как вы думаете, что легче:
лечиться или предупреждать заболевание?
Д. Предупреждать.
У. Вспомните, что для этого надо
делать?
Д. Закаляться, принимать
витамины, правильно одеваться, делать прививки,
при общении с больным пользоваться марлевой
повязкой...
У. Молодцы! Вы хорошо сегодня
работали.
ХI. Домашнее задание
У. Узнайте у родителей рецепты
лечения простудных заболеваний. Подберите
пословицы о "лекарствах с грядки".
Нина ТИХОМИРОВА,
педагогический колледж № 12,
г. Москва
Тема. "Мы все похожие и разные. Я
познаю других".
Цели. Формировать навыки общения
посредством эмоций, знакомство с правилами
личной гигиены с целью профилактики различных
заболеваний; научить внимательно относиться к
людям с нарушениями органов чувств (слуха и
зрения).
Оборудование. Схематичное
изображение эмоций (карточки), раздаточный
материал – те же схемы в конвертах, разрезанные
на две части, беруши, книга, заколка, трубочка,
пузырьки с водой и кнопками, игрушка, пластинка
"Звуки в лесу", карточки с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель. У нас сейчас будет
необычный урок – урок здоровья. Но прежде чем
определить его тему, ответьте на мой вопрос:
вокруг нас живет много людей, скажите, что у них
общего?
Дети. У всех людей есть руки, ноги,
тело.
У. Хорошо, а как это назвать
одним словом, что у людей общего?
Д. У всех общая форма тела.
– Все общаются с помощью речи.
У. Речь – это важнейший способ
общения.
Учитель вывешивает карточку со
словом "речь".
– Дети, а существуют ли отличия
людей друг от друга?
Д. Люди ведут себя по-разному.
– У всех людей бывает разное
настроение и разный характер. Люди бывают добрые
и злые, веселые и грустные.
У. Молодцы! Вы назвали много
отличий и общих черт людей. Догадались ли вы, чему
будет посвящен наш урок?
Д. Людям.
У. Верно. Прочитайте тему урока,
записанную на доске.
Учитель открывает запись темы на
доске.
III. Знакомство с новым материалом
У. Дети, с помощью чего мы можем
познавать окружающий мир?
Д. С помощью органов чувств.
У. Какие органы чувств вы знаете?
Д. Мы знаем органы зрения, слуха,
обоняния, осязания и вкуса.
У. Правильно. А теперь
представьте, что может произойти с человеком,
если у него не будет органов чувств?
Д. Человек не может обходиться
без органов чувств. Он погибнет.
У. Вспомните опыт, который
доказывает это.
Д. Человека поместили в темную
комнату, где не было звуков, в специальном
костюме. Человек не мог общаться, видеть, слышать,
чувствовать – и он сошел с ума.
У. Какие нарушения, связанные с
работой органов чувств, могут возникать у людей?
Д. Могут нарушиться зрение и
слух.
– Когда человек простудился,
нарушается обоняние.
У. В результате чего может быть
нарушение?
Д. После болезни, какой-нибудь
травмы, в результате аварии.
У. Хорошо. А какие трудности
могут испытывать люди, потерявшие зрение или
слух? Чтобы ответить на этот вопрос и лучше
понять таких людей, мы попробуем побывать в их
роли. У вас на партах есть вот такое
приспособление (учитель показывает беруши).
Что это?
Д. Похоже на ватку.
У. Это беруши. Как вы думаете, для
чего они используются?
Д. Может быть, чтобы уменьшить
звуки, которые мешают человеку.
У. Молодцы, правильно.
Посмотрите, как ими пользоваться. Надо сложить
противоположные уголочки 3 раза и положить в уши.
Итак, сейчас поиграем в игру. Вы должны закрыть
уши берушами и определить, что я произнесу.
Учитель произносит какую-то фразу (не
очень громко), затем показывает, что можно
открыть уши.
– Какое чувство я испытывала,
обращаясь к вам?
Д. Вы были веселая, радостная.
У. Как вы определили?
Д. Вы улыбались. У вас были
радостные глаза.
У. Посмотрите, у меня на доске
висят схемы лиц. Какая из них отражает мое
состояние?
На доске:
Ученик выходит к доске и показывает
схему.
– Как назовем схему?
Д. Радость.
Учитель прикрепляет табличку со
словом "радость" под выбранной схемой.
Учитель показывает иллюстрацию, на которой
изображен плачущий мальчик.
У. Как вы думаете, какое
чувство испытывает этот мальчик?
Д. Он грустит, расстроен.
У. Найдите схему,
соответствующую его состоянию.
Ученик выходит к доске и показывает
схему.
Учитель прикрепляет табличку "грусть".
– Как вы определили? Что изменилось
в чертах лица?
Д. Изменились рот, глаза, брови.
У. Теперь посмотрите на меня и
определите мое состояние. Выберите подходящую
схему.
Учитель изображает гнев и
недовольство.
Ученик выбирает схему.
– Как вы определили?
Д. У вас нахмурены брови.
У. А что при этом появилось на
лбу?
Д. Морщинки.
У. Да, когда человек хмурится, у
него появляются морщины. Как назвали схему?
Д. Гнев.
Учитель прикрепляет табличку со
словом "гнев" под схемой. На доске – две
картинки. На первой картинке изображение
мальчика, который удивляется, на второй –
мальчика, испугавшегося насекомого. Дети
определяют состояние мальчиков и соотносят их со
схемами.
У. Как вы определили состояние
детей?
Д. На первой картинке мальчик
удивляется, у него приподняты брови и широко
открыт рот, а на второй картинке у мальчика от
испуга широко раскрыты глаза.
У. Как назовем схемы?
Д. Первую схему –
"удивление", вторую – "страх".
Учитель прикрепляет таблички со
словами "удивление" и "страх" под
схемами.
У. Рассматривая иллюстрации и
схемы, мы обнаружили, что у них разное
расположение бровей, глаз и рта при определенном
состоянии. Кто знает, каким словом называют эти
различные выражения лица?
Выслушиваются ответы детей.
– Дети, это эмоции.
Учитель вешает на доску карточку со
словом "эмоции".
– Что еще помогает нам определить
состояние человека? Чем сопровождаются эмоции?
Д. Движениями.
У. Наши движения называются
жестами.
Учитель вешает на доску карточку со
словом "жесты".
– Сейчас я проверю, как вы запомнили
эмоции.
Учитель закрывает на доске схемы
эмоций.
– Возьмите конверт. В них разрезанные
на две части схемы эмоций. Составьте все пять
эмоций. На работу вам дается пять минут.
Ученики выполняют задание.
– Ребята, проверьте, справились ли
вы с заданием.
Учитель открывает схемы эмоций на
доске.
– Итак, как можно общаться друг с
другом?
Д. С помощью речи, эмоций и
жестов.
У. Как же могут общаться люди,
потерявшие слух?
Д. Эти люди общаются с помощью
эмоций и жестов.
У. Кто видел передачи по
телевидению, где дикторы общаются с помощью
эмоций и жестов? Что это за передачи?
Д. "Новости", "В мире
животных", "Вести".
У. Кто знает, как называют такое
общение?
Д. Не знаем.
У. Ребята, это сурдоперевод, а
дикторы – сурдопереводчики. "Сурдо"
означает ухо.
Учитель вешает на доску карточку со
словом "сурдоперевод".
– Теперь вы можете сказать, для кого
работают дикторы-сурдопереводчики?
Д. Они работают для глухонемых
людей.
IV. Физкультминутка
У. Все мои команды вы будете
выполнять с закрытыми глазами.
Учитель дает команды, дети их
выполняют.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Мы выполняли упражнения с
закрытыми глазами, и вы уже догадались, на месте
каких людей мы сейчас попробуем оказаться.
Д. На месте людей, которые
потеряли зрение.
У. Эти люди не могут видеть
эмоции и жесты. Давайте поиграем с игру, которая
поможет нам определить, с помощью чего эти люди
познают окружающий мир. Называется игра
"Отгадай, чей голосок". Сначала выбирается
водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором
говорит слова:
Как-то дружно встанем в круг,
Повернемся разом вдруг
И как скажем:
– Скок, скок, скок.
Отгадай, чей голосок?
А слова "скок, скок, скок" говорит
только тот, на кого я покажу. Водящий должен
угадать, кто говорит.
Игра повторяется 3–4 раза.
– Что помогло водящим определить
говорившего?
Д. Их голоса.
У. Верно.
Учитель вешает карточку со словом
"голос".
– А только ли голос? Закройте глаза,
положите голову на руки и послушайте, где мы с
вами сейчас окажемся.
Учитель включает пластинку "Звуки
леса".
– Где мы были, что слышали?
Д. Мы были в лесу и слушали пение
птиц, различные звуки.
У. Молодцы.
Учитель вывешивает карточку со
словом "звуки".
– Как еще могут познавать
окружающий мир люди, потерявшие зрение?
Ответы детей.
– Играем в еще одну игру. Надо с
закрытыми глазами определить предметы, которые
лежат на столе.
Выходят по очереди два ученика, им
завязывают глаза. Перед первым учеником лежат
заколка, пузырек с водой, игрушка, перед вторым –
трубочка, пузырек с кнопками, книга. Дети
пытаются узнать предметы.
– Что вы испытывали во время игры?
Легко или трудно было отгадывать предметы?
Д. Было сложно.
У. С помощью чего вы определяли
предметы?
Д. С помощью осязания.
Учитель на доске вывешивает карточку
со словом "осязание".
У. Перед нами лежит книга. А как
же эти люди читают? Или они не читают?
Д. Эти люди читают специальные
книги, в них дырочки вместо букв, и слепые люди
ощупывают дырочки в книге.
У. Молодцы! Вы много знаете.
Ребята, вам понравились игры?
Д. Да.
У. А хотели бы вы оказаться на
месте этих людей?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. У этих людей много трудностей.
У. А какие они испытывают
трудности?
Д. Людям, которые потеряли
зрение, трудно ходить по улице. Они не видят, куда
идут, могут упасть и сломать себе что-нибудь.
– Эти люди не могут видеть красоту природы, а
глухие не могут слушать пение птиц, музыку.
– Люди, которые не видят, не могут выбрать в
магазине продукты или вещи.
У. Да, людям, потерявшим зрение
или слух, намного тяжелее здоровых людей
приспосабливаться к окружающей среде. Как же
надо относиться к таким людям?
Д. Надо помогать им на улице
найти дорогу. Проводить до дома, если они просят,
купить продукты.
– Надо быть внимательными к таким
людям.
У. Что значит "быть
внимательным"?
Д. Слабослышащим не надо громко
кричать и раздражаться, а лучше написать то, что
хочешь сказать, или показать жестами с
выражением дружелюбия.
– Плоховидящим показать дорогу,
уступить место. И не допускать обидных намеков на
их недостаток.
У. Проявление чуткости и
внимания называют милосердием. Мы говорили, как
помогать людям, но если мы не будем ценить свое
здоровье, то у нас тоже могут возникнуть
нарушения органов чувств. Как вы думаете, какие
правила надо соблюдать, чтобы сберечь и свое
здоровье, и здоровье других?
Д. Чтобы сберечь зрение, надо
аккуратно обращаться с острыми предметами. Не
ходить по классу с ножницами. Не ходить без шапки
в холодную погоду, иначе можно застудить уши.
Нельзя засовывать в уши какие-либо предметы.
У. К каким врачам мы можем
обратиться за помощью, если вдруг что-то
случилось?
Д. К глазному и ушному врачам.
У. Глазной врач называется
"окулист", а уши, горло и нос лечит
отоларинголог.
Учитель вешает на доску карточки со
словами "окулист", "отоларинголог".
– Давайте беречь свое здоровье и
здоровье других.
VI. Итог урока
У. Что помогает нам познавать
мир?
Д. Органы чувств.
У. Какие органы чувств участвуют
в этом?
Д. Органы зрения, слуха,
обоняния, осязания, вкуса.
У. О каких органах чувств мы
говорили сегодня?
Д. О зрении, слухе и осязании.
У. Что помогает людям, лишенным
слуха, воспринимать окружающих людей?
Д. Жесты, эмоции говорящего.
У. Какие эмоции вы знаете?
Д. Радость, грусть, гнев,
удивление, страх.
У. Как называют дикторов на
телевидении, помогающих глухим людям получать
информацию?
Д. Сурдопереводчики.
У. Что помогает людям, лишенным
зрения, воспринимать окружающий мир?
Д. Звуки, голоса, осязание.
У. Как надо относиться к людям,
лишенным зрения или слуха?
Д. Быть к ним более
внимательными, помогать.
VII. Домашнее задание
У. Походите по комнате с
завязанными глазами и составьте рассказ о
трудностях, которые вы ощутили.
Ирина ГОВОРУШКИНА,
учитель школы № 112,
г. Москва
|