Галина ПАНИНА,
психолог
Вы спрашивали...
В своей педагогической практике в последние
годы учителя все чаще сталкиваются с детьми, чье
обучение в общем потоке оказывается непосильно
трудным как для них самих, так и для учителей и
родителей. Каковы же причины стойкой
неуспеваемости и что необходимо для успешного
обучения детей? Какой может быть тактика помощи
ребенку, который испытывает трудности в
обучении? И всегда ли плохая успеваемость
говорит о том, что ребенок отстает в своем
психическом развитии?
В моем первом классе учится девочка, у которой
практически нет интереса к школьным занятиям,
она беспокойна и недисциплинированна, не всегда
понимает ситуацию урока, может ходить по классу
во время урока или задать вопросы, не имеющие
отношения к теме. Учебные задания делает
медленно, неохотно, с большим количеством ошибок.
Работать может минут 10, да и то при внешнем
контроле, за темпом обучения класса не успевает.
А на перемене она активна, знает много интересных
игр.
Вопрос психолога: "Какой она
была на момент поступления в школу?"
Худенькая, щупленькая, вид болезненный, и
вообще, она была похожа на дошкольницу, хотя ей
уже было почти 7 лет. Подскажите, как помочь этому
ребенку?
Для того чтобы грамотно выстроить
тактику и стратегию помощи практически любому
ребенку, испытывающему трудности в обучении,
необходимо понимать как учителю, так и его
родителям причины его дезадаптации в школе.
Поэтому необходимо прежде всего провести аналитическую
диагностику и комплексно оценить
особенности психического развития ребенка. Об
этом очень подробно пишет в своей книге
"Школьные трудности "нестандартных"
детей" дефектолог А.О. Дробинская.
Аналитическая диагностика включает в себя:
психологическое обследование –
качественную и количественную оценку
интеллектуального развития ребенка,
исследование его эмоционально-волевых и
личностных особенностей, темпа деятельности,
уровня работоспособности и т.д.;
педагогическое исследование –
оценить соответствие усвоенных ребенком знаний
и навыков требованиям программы, скорость
приобретения навыков, их устойчивость и т.д.;
логопедическое обследование –
анализ состояния речи в целом;
соматоневрологическое исследование,
выявление особенностей развития
нервно-психического и соматического здоровья.
Кроме того, для выбора методов
индивидуальной помощи, адекватных конкретному
ребенку, необходимо оценить уровень
соответствия его биологического и календарного
возраста, уровень зрелости центральной нервной
системы. Для этого следует получить данные
нейрофизиологических и нейропсихических
исследований (ЭЭГ, РЕГ, М ЭХО). Если мы хотим
помочь ребенку и определить возможный прогноз
его развития, то для этого требуется
взаимодействие специалистов разных профилей
(педагогов, психологов, логопедов, медиков и др.).
Такое взаимодействие осуществляется на разных
уровнях – на уровне
психолого-медико-педагогических консультаций,
консультационно-диагностических центров, на
уровне школьных психолого-медико-педагогических
консилиумов. И, наконец, это взаимодействие лежит
в основе лечебной педагогики.
Вполне возможно, что в основе школьных
трудностей девочки, о которой говорил учитель
начальных классов, лежит не интеллектуальная
недостаточность, а ее психическая незрелость и
несколько инфантильные черты личности ребенка.
То есть интеллект девочки сохранен, она обучаема,
но в условиях "массового" класса с быстрым
темпом прохождения программного материала ей
реально трудно, да и учитель не может уделить ей
достаточного внимания и помочь в преодолении ее
специфических трудностей. В этом случае следует
серьезно подумать о возможности использования
других форм обучения, которые в последнее время
используются в педагогической практике.
В школу приходят разные дети, но мы, учителя,
знаем, что число "трудных и проблемных" год
от года растет. На какие же особенности развития
и состояния ребенка следует обратить внимание
учителям и, конечно же, родителям?
Вопрос этот очень важен, так как перед
школьным порогом и в самом начале обучения нужно
очень серьезно задуматься и родителям, и
учителям, кого мы вводим в школьную жизнь. Что
же может насторожить родителей и педагогов?
Неблагоприятные беременность и роды
(тяжелые заболевания, стрессы во время
беременности, родовые травмы).
Серьезные проблемы в первый год жизни
ребенка (болезни, общее беспокойство, нарушенный
сон, трудности вскармливания).
Общее развитие ребенка шло с
запаздыванием (поздно начал сидеть, ходить,
говорить).
На момент поступления в школу он
имеет нарушения в состоянии здоровья, а его
речевое и двигательное развитие и сейчас
вызывает беспокойство.
Импульсивен, двигательно
расторможен.
Неловок, плохо координирован.
Пассивен, медлителен и в движении, и в
речи.
Замкнут, любит быть один, устает от
общества сверстников или, наоборот, агрессивен.
Быстро пресыщается любой, даже
интересной для него работой.
Часто меняется настроение, плаксив,
не проявляет интереса к окружающему.
Эти проявления не всегда говорят об
отставании в психическом развитии или о
каком-либо заболевании. Но педагогическая
практика показывает, что именно эти особенности
ребенка могут привести к стойким учебным
трудностям. Поэтому они должны стать поводом для
консультации у специалистов.
В моем классе несколько детей, не усваивающих
школьную программу. Я, как педагог
"массового" класса, исчерпала все свои
возможности: занималась индивидуально,
привлекала к занятиям и психолога, и логопеда.
Может быть, было бы правильнее направить этих
учеников в классы коррекционно-развивающего
обучения? Какие дети в первую очередь нуждаются в
таких классах?
Прежде чем рекомендовать какому-либо
ребенку класс коррекционно-развивающего
обучения, необходимо провести с ним
психолого-медико-педагогическое обследование, о
целях и задачах которого мы говорили с вами
ранее. Основанием для обучения в этих классах
является нарушение познавательной и учебной
деятельности, связанное с:
недостаточностью внимания;
недостаточностью
эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля и
самоорганизации;
недоразвитием процессов памяти,
мышления, восприятия;
речевыми нарушениями;
низким уровнем учебной мотивации и
общей познавательной пассивностью;
двигательной расторможенностью и
недостаточной координацией движений;
низким темпом деятельности и
работоспособности.
Как правило, в классах КРО учатся дети
с различными вариантами задержки психического
развития. Однако в условиях обучения таких
классов остро нуждаются и дети с нарушением
работоспособности и повышенной истощаемостью.
Цель этой формы обучения – создание максимально
щадящих условий для ребят с ослабленной нервной
системой и затруднениями в адаптации к условиям
"массового" класса. Здесь обучение строится
по индивидуальному плану и за основу обучения
берется программа, рекомендованная ребенку
специалистами. Форма и темп обучения
приспосабливаются под его индивидуальные
особенности.
Следует добавить, что все рекомендации
специалистов по обучению ребенка могут быть
реализованы только с согласия родителей. Именно
поэтому важнейшей частью работы педагогов в
отношении детей со стойкими трудностями в
обучении является работа с родителями. Следует
доброжелательно объяснить родителям суть
проблем ребенка, рассказать о неблагоприятных
последствиях для него обучения в "массовом"
классе, познакомить их с условиями обучения в
коррекционно-развивающих классах. Важно донести
до родителей, что все усилия педагогов,
психологов и медиков, работающих в этих классах,
направлены на то, чтобы их ребенок смог скорее
справиться со своими проблемами, снять возможный
диагноз болезни, догнать своих сверстников и,
главное, не быть сломленным обучением в школе, а
получать от процесса познания радость.
Есть в моем классе несколько учеников, с
которыми мне очень трудно работать. Учатся они
плохо: проблемы с письмом, счетом, с пересказом.
Но вот стоит дать нестандартное задание или
изменить форму подачи материала, как они
преображаются. И результаты при этом выдают
просто отличные. Скажите, с чем это может быть
связано? Всегда ли плохая успеваемость ребенка
говорит о проблемах в его психическом развитии?
Конечно же, далеко не всегда плохая
успеваемость ребенка говорит о возможной
задержке его психического развития. Дело в том,
что в возникновении трудностей обучения большую
роль играют помимо биологических еще и
социально-педагогические факторы. Конфликтная
семья, эмоциональные проблемы самого ребенка,
трудности общения со сверстниками – все это, без
сомнения, мешает ребенку полноценно включаться в
школьную жизнь.
Но, с другой стороны, есть еще и индивидуальный стиль
обучения. Речь идет об индивидуальных, иногда
очень нестандартных методах восприятия и
переработки информации конкретным ребенком. Так,
некоторые дети с трудом усваивают послоговое
чтение, тогда как целостный образ слов и даже
текстов не вызывает у них трудностей. Эти
особенности, как правило, присущи детям с
левшеством, их еще называют
"правополушарными". Им свойственно
эмоционально-интуитивное восприятие
окружающего мира, его целостное впитывание.
Стиль обучения определяет, как ребенок лучше
всего воспринимает, понимает и запоминает
учебный материал. Вместе с психологом педагог
может определить индивидуальный стиль обучения
каждого ребенка своего класса. А это, в свою
очередь, поможет ребятам справляться с
трудностями, совершенно естественными в
школьной жизни каждого.
В заключение хочется сказать, что возможности
компенсации (доразвития) у растущего детского
организма велики. Но они будут работать только
при правильном подходе сопровождающих это
развитие взрослых (родителей, педагогов и др.),
только при адекватном индивидуальным
особенностям ребенка обучении и, если
необходимо, при лечении его в сочетании с
обучением. Необходимо создать для любого, а
особенно для "проблемного" ребенка такие
условия, которые позволили бы максимально
использовать его природный потенциал и
корректировать при этом нежелательные стороны
его развития. От этого зависят становление
ребенка как личности и возможность его
самореализации в будущем.
|