Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2003

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Вы спрашивали...

В своей педагогической практике в последние годы учителя все чаще сталкиваются с детьми, чье обучение в общем потоке оказывается непосильно трудным как для них самих, так и для учителей и родителей. Каковы же причины стойкой неуспеваемости и что необходимо для успешного обучения детей? Какой может быть тактика помощи ребенку, который испытывает трудности в обучении? И всегда ли плохая успеваемость говорит о том, что ребенок отстает в своем психическом развитии?

В моем первом классе учится девочка, у которой практически нет интереса к школьным занятиям, она беспокойна и недисциплинированна, не всегда понимает ситуацию урока, может ходить по классу во время урока или задать вопросы, не имеющие отношения к теме. Учебные задания делает медленно, неохотно, с большим количеством ошибок. Работать может минут 10, да и то при внешнем контроле, за темпом обучения класса не успевает. А на перемене она активна, знает много интересных игр.

Вопрос психолога: "Какой она была на момент поступления в школу?"

Худенькая, щупленькая, вид болезненный, и вообще, она была похожа на дошкольницу, хотя ей уже было почти 7 лет. Подскажите, как помочь этому ребенку?

Для того чтобы грамотно выстроить тактику и стратегию помощи практически любому ребенку, испытывающему трудности в обучении, необходимо понимать как учителю, так и его родителям причины его дезадаптации в школе. Поэтому необходимо прежде всего провести аналитическую диагностику и комплексно оценить особенности психического развития ребенка. Об этом очень подробно пишет в своей книге "Школьные трудности "нестандартных" детей" дефектолог А.О. Дробинская. Аналитическая диагностика включает в себя:

  • психологическое обследование – качественную и количественную оценку интеллектуального развития ребенка, исследование его эмоционально-волевых и личностных особенностей, темпа деятельности, уровня работоспособности и т.д.;

  • педагогическое исследование – оценить соответствие усвоенных ребенком знаний и навыков требованиям программы, скорость приобретения навыков, их устойчивость и т.д.;

  • логопедическое обследование – анализ состояния речи в целом;

  • соматоневрологическое исследование, выявление особенностей развития нервно-психического и соматического здоровья.

Кроме того, для выбора методов индивидуальной помощи, адекватных конкретному ребенку, необходимо оценить уровень соответствия его биологического и календарного возраста, уровень зрелости центральной нервной системы. Для этого следует получить данные нейрофизиологических и нейропсихических исследований (ЭЭГ, РЕГ, М ЭХО). Если мы хотим помочь ребенку и определить возможный прогноз его развития, то для этого требуется взаимодействие специалистов разных профилей (педагогов, психологов, логопедов, медиков и др.). Такое взаимодействие осуществляется на разных уровнях – на уровне психолого-медико-педагогических консультаций, консультационно-диагностических центров, на уровне школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. И, наконец, это взаимодействие лежит в основе лечебной педагогики.
Вполне возможно, что в основе школьных трудностей девочки, о которой говорил учитель начальных классов, лежит не интеллектуальная недостаточность, а ее психическая незрелость и несколько инфантильные черты личности ребенка. То есть интеллект девочки сохранен, она обучаема, но в условиях "массового" класса с быстрым темпом прохождения программного материала ей реально трудно, да и учитель не может уделить ей достаточного внимания и помочь в преодолении ее специфических трудностей. В этом случае следует серьезно подумать о возможности использования других форм обучения, которые в последнее время используются в педагогической практике.

В школу приходят разные дети, но мы, учителя, знаем, что число "трудных и проблемных" год от года растет. На какие же особенности развития и состояния ребенка следует обратить внимание учителям и, конечно же, родителям?

Вопрос этот очень важен, так как перед школьным порогом и в самом начале обучения нужно очень серьезно задуматься и родителям, и учителям, кого мы вводим в школьную жизнь. Что же может насторожить родителей и педагогов?

  • Неблагоприятные беременность и роды (тяжелые заболевания, стрессы во время беременности, родовые травмы).

  • Серьезные проблемы в первый год жизни ребенка (болезни, общее беспокойство, нарушенный сон, трудности вскармливания).

  • Общее развитие ребенка шло с запаздыванием (поздно начал сидеть, ходить, говорить).

  • На момент поступления в школу он имеет нарушения в состоянии здоровья, а его речевое и двигательное развитие и сейчас вызывает беспокойство.

  • Импульсивен, двигательно расторможен.

  • Неловок, плохо координирован.

  • Пассивен, медлителен и в движении, и в речи.

  • Замкнут, любит быть один, устает от общества сверстников или, наоборот, агрессивен.

  • Быстро пресыщается любой, даже интересной для него работой.

  • Часто меняется настроение, плаксив, не проявляет интереса к окружающему.

Эти проявления не всегда говорят об отставании в психическом развитии или о каком-либо заболевании. Но педагогическая практика показывает, что именно эти особенности ребенка могут привести к стойким учебным трудностям. Поэтому они должны стать поводом для консультации у специалистов.

В моем классе несколько детей, не усваивающих школьную программу. Я, как педагог "массового" класса, исчерпала все свои возможности: занималась индивидуально, привлекала к занятиям и психолога, и логопеда. Может быть, было бы правильнее направить этих учеников в классы коррекционно-развивающего обучения? Какие дети в первую очередь нуждаются в таких классах?

Прежде чем рекомендовать какому-либо ребенку класс коррекционно-развивающего обучения, необходимо провести с ним психолого-медико-педагогическое обследование, о целях и задачах которого мы говорили с вами ранее. Основанием для обучения в этих классах является нарушение познавательной и учебной деятельности, связанное с:

  • недостаточностью внимания;

  • недостаточностью эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля и самоорганизации;

  • недоразвитием процессов памяти, мышления, восприятия;

  • речевыми нарушениями;

  • низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью;

  • двигательной расторможенностью и недостаточной координацией движений;

  • низким темпом деятельности и работоспособности.

Как правило, в классах КРО учатся дети с различными вариантами задержки психического развития. Однако в условиях обучения таких классов остро нуждаются и дети с нарушением работоспособности и повышенной истощаемостью.
Цель этой формы обучения – создание максимально щадящих условий для ребят с ослабленной нервной системой и затруднениями в адаптации к условиям "массового" класса. Здесь обучение строится по индивидуальному плану и за основу обучения берется программа, рекомендованная ребенку специалистами. Форма и темп обучения приспосабливаются под его индивидуальные особенности.
Следует добавить, что все рекомендации специалистов по обучению ребенка могут быть реализованы только с согласия родителей. Именно поэтому важнейшей частью работы педагогов в отношении детей со стойкими трудностями в обучении является работа с родителями. Следует доброжелательно объяснить родителям суть проблем ребенка, рассказать о неблагоприятных последствиях для него обучения в "массовом" классе, познакомить их с условиями обучения в коррекционно-развивающих классах. Важно донести до родителей, что все усилия педагогов, психологов и медиков, работающих в этих классах, направлены на то, чтобы их ребенок смог скорее справиться со своими проблемами, снять возможный диагноз болезни, догнать своих сверстников и, главное, не быть сломленным обучением в школе, а получать от процесса познания радость.

Есть в моем классе несколько учеников, с которыми мне очень трудно работать. Учатся они плохо: проблемы с письмом, счетом, с пересказом. Но вот стоит дать нестандартное задание или изменить форму подачи материала, как они преображаются. И результаты при этом выдают просто отличные. Скажите, с чем это может быть связано? Всегда ли плохая успеваемость ребенка говорит о проблемах в его психическом развитии?

Конечно же, далеко не всегда плохая успеваемость ребенка говорит о возможной задержке его психического развития. Дело в том, что в возникновении трудностей обучения большую роль играют помимо биологических еще и социально-педагогические факторы. Конфликтная семья, эмоциональные проблемы самого ребенка, трудности общения со сверстниками – все это, без сомнения, мешает ребенку полноценно включаться в школьную жизнь.
Но, с другой стороны, есть еще и индивидуальный стиль обучения. Речь идет об индивидуальных, иногда очень нестандартных методах восприятия и переработки информации конкретным ребенком. Так, некоторые дети с трудом усваивают послоговое чтение, тогда как целостный образ слов и даже текстов не вызывает у них трудностей. Эти особенности, как правило, присущи детям с левшеством, их еще называют "правополушарными". Им свойственно эмоционально-интуитивное восприятие окружающего мира, его целостное впитывание.
Стиль обучения определяет, как ребенок лучше всего воспринимает, понимает и запоминает учебный материал. Вместе с психологом педагог может определить индивидуальный стиль обучения каждого ребенка своего класса. А это, в свою очередь, поможет ребятам справляться с трудностями, совершенно естественными в школьной жизни каждого.
В заключение хочется сказать, что возможности компенсации (доразвития) у растущего детского организма велики. Но они будут работать только при правильном подходе сопровождающих это развитие взрослых (родителей, педагогов и др.), только при адекватном индивидуальным особенностям ребенка обучении и, если необходимо, при лечении его в сочетании с обучением. Необходимо создать для любого, а особенно для "проблемного" ребенка такие условия, которые позволили бы максимально использовать его природный потенциал и корректировать при этом нежелательные стороны его развития. От этого зависят становление ребенка как личности и возможность его самореализации в будущем.