Светлана ВОЛЧКОВА,
с. Сосновка,
Пензенская обл.
"Осень проснется и заплачет..."
3-й класс (1–4)
Тема. "К.Д. Бальмонт.
Стихотворение "Осень"".
Цели. Совершенствовать
выразительное чтение стихотворного
произведения; учить выразительному чтению;
развивать наблюдательность, чуткость к
поэтическому слову; воспитывать
эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение; формировать у школьников
способность воспринимать красоту родной
природы.
Оборудование. Учебник "Родная
речь", 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет
К.Д. Бальмонта; картины осенней природы,
рисунки детей; грамзапись П.И. Чайковского
"Времена года" – "Октябрь". Осенняя
песнь; журнал "Начальная школа" № 6, 1997;
Серебряный век: Поэзия. (Школа классики). – М.: АСТ,
Олимп, 1997; Бальмонт К. Избранное.
Стихотворения, переводы, статьи. – М.: Правда, 1991;
Русские писатели: Библиографический словарь в 2
ч. Ч I. А–Л (Просвещение, 1990); В.Даль. Толковый
словарь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На доске:
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.
|
Учитель. Что написано на доске?
Дети. Скороговорка.
У. Прочитайте ее выразительно.
Дети читают.
– О чем эта скороговорка?
Д. О листопаде.
– Об осени.
У. Какие слова опорные?
Д. Листья, листопад.
Учитель подчеркивает на доске опорные
слова.
У. Произнесем скороговорку с
радостной интонацией… а теперь с грустной.
Дети выполняют задание.
III. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть стихотворение
М.Ю. Лермонтова "Осень" (четыре-пять
учеников) и анализируют чтение своих
одноклассников.
IV. Постановка темы урока
У. Ребята, сегодня мы продолжим
читать стихотворения об осени и познакомимся со
стихотворением Константина Дмитриевича
Бальмонта "Осень".
На доске:
К.Д. Бальмонт (1867–1942).
"Поэт с утренней душой".
(А.Блок) |
Учитель читает эпиграф к уроку.
– Ребята, сейчас я вам расскажу о
поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок
назвал его "поэтом с утренней душой".
V. Рассказ учителя о поэте
У. Константин Дмитриевич
Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище
Владимирской губернии. Мать Бальмонта,
"высокообразованная, умная и редкостная
женщина", ввела поэта в мир музыки,
словесности, истории, языкознания. В пять лет
Костя уже научился читать самостоятельно,
подсматривая за старшим братом, которого учила
мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым,
молчаливым человеком, любил природу и охоту.
Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве
глубоко проник в красоту лесов, полей, болот,
лесных речек. Это радостное ощущение детства и
родных мест "среди цветов и песнопений"
отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с
утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта –
всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души
таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи
очень певучи и музыкальны.
Для своей дочери Нины поэт написал замечательные
"Фейные сказки". Это настоящие детские
стихи. В них среди "мошек и блошек", пьющих
"капельки с ромашек", живет нежная фея,
"занятая своим делом". Она проверяет
росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну.
Послушайте отрывок из его стихотворения
"Наряды Феи".
Подготовленные ученики читают
стихотворение К.Бальмонта из сборника "Фейные
сказки".
– В детских песенках Бальмонта
можно найти героев русских народных сказок,
песен, прибауток: серенького козлика, русалку,
БабуЯгу, Кощея.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга –
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Замечательные картины русской природы
можно увидеть в стихах Бальмонта "Береза
родная, со стволом серебристым...".
Стихотворение Бальмонта
"Росинка" читает подготовленный ученик.
VI. Знакомство со стихотворением
У. А сейчас я вам прочитаю
стихотворение К.Бальмонта "Осень".
Стихотворение Бальмонта "Осень"
учитель читает под музыку П.И. Чайковского
"Октябрь. Осенняя пора".
– Понравилось ли вам это
стихотворение? Что особенно понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
– Какие картины осени рисует нам
автор?
Дети находят нужные строки в тексте.
– Какой литературный прием он
использует?
Д. Метафоры: "Солнце реже
смеется", "Осень проснется и заплачет".
У. Найдите в словаре Даля
объяснение слова "благовонье".
Д. Благовонье – приятный запах.
У. Это слово старое (архаизм) и
сейчас уже не употребляется.
VII. Работа над выразительным
чтением стихотворения
У. Возьмите в руки карандаш,
составим "партитуру" стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова,
обозначьте паузы (II – долгая, I – короткая),
повышение голоса (), понижение голоса (?),
выберите темп чтения.
Дети выполняют задание в учебнике
карандашом.
– А теперь построчно прочитаем
стихотворение.
Учитель ведет за собой. Он читает
одну строку, а дети – другую с учетом пауз и
интонаций.
– Какие краски возьмем, чтобы
нарисовать осень?
Выслушиваются предложения детей.
– Вы достаточно хорошо
подготовились к выразительному чтению.
Послушаем, что у вас получится.
Прослушивается выразительное чтение
стихотворения тремя-четырьмя учениками,
анализируется их выразительное чтение.
VIII. Коллективное сочинение
стихотворения об осени (Проба пера)
У. Ребята, Бальмонт писал, что
стихи у него рождаются сами.
"Рождается одна строка, за ней
встает другая..."
Сейчас мы тоже попробуем сочинить
стихи. Закройте глаза, представьте, что вы
входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая
тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья
падают в лесу..."
Учитель пишет строчку на доске.
– Давайте подберем рифму к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису,
принесу, красу.
У. Появляется строчка: "Я
домой их принесу".
Продолжаем придумывать другие
строчки.
Д. "Прячут рыжую лису".
– "Вижу рыжую лису" и т.д.
Учитель помогает дальше.
У. "А когда зима завьюжит..."
Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
Образец стихотворения,
составленного детьми:
Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.
IХ. Подведение итогов урока
У. С произведением какого поэта
вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали?
Понравилось ли вам его стихотворение? Почему?
Научились ли вы читать его выразительно? Что
больше всего понравилось на уроке?
Ответы детей.
Х. Домашнее задание
У. Выучите стихотворение
К.Бальмонта "Осень" и попробуйте
самостоятельно сочинить стихи об осени.
|