Мария ОРЕХОВА,
учитель развивающего обучения
А была ли ошибка?
Мы уже привыкли к тому, что нас кто-то
оценивает: в школе это обязательно учитель, а в
жизни – такие же люди, как и мы. Но о школьных
отметках говорят мало. Существуют критерии
выставления этих маленьких однозначных цифр.
Однако эти критерии не имеют никакого отношения
к личности, а могли бы до нее снизойти. Ведь вот
что получается: пишет второклассник контрольную
по математике или диктант. Он старается изо всех
сил. Но вдруг – потекла ручка или вспомнил:
"Это же через "о" надо писать!.." – и
исправил. Сам вспомнил, сам исправил. Проверив
еще раз, убедился, что он молодец. Но Мария
Ивановна поставила "3" – грязно! Представьте
же недоумение, огорчение, негодование маленькой
личности: ведь сам учил, сам исправлял. Ну и что,
что грязно?! Ребенок начинает сердиться на себя,
так, мол, мне и надо, не мог чище написать. А
"Марь Иванна" еще и поучает: не разводи грязь
в тетради!
Мне кажется, было бы целесообразно
пересмотреть критерии, как и за что ставить
отметку 5 (4; 3; 2; 1), установленные когда-то высшими
инстанциями. Ведь давая контрольные работы, мы
смотрим на то, что усвоил ученик, что мы смогли
вложить, чтобы он показал нам свои знания. Вася,
например, не сделал ни одной ошибки, но допустил
много исправлений. По стандартам это "3", но
ведь ошибок-то нет. Что же мы тогда оцениваем –
грязь? Да, расположение материала в тетради,
запись слов, столбиков, задач по общепринятому
образцу – все это, разумеется, надо учитывать. Но,
наверное, можно как-то гуманно подойти к
"грязи" и небрежности. Как правило,
ребята-"грязнули" – умные, отзывчивые. Они
очень стараются, но где-то не хватило
усидчивости, где-то – внимательности, отсюда и
исправления. А часто ли исправляем мы, взрослые?
Даже в классных журналах иногда напишешь не ту
тему или перепутаешь цифру, что же мы тогда
требуем "стерильности" от детей?
На мой взгляд, к аккуратности,
правильной компоновке материала в тетради надо
приучать с первых дней в школе, но снижать
отметку контроля знаний за то, что ребенок
проанализировал свой труд, нашел погрешность и
ликвидировал ее – это жестоко и приводит к
заниженной самооценке учащихся. Может быть,
стоит ввести двойную отметку – 5/2, 4/3 и т.д., как по
русскому языку за диктант (грамотность/задание).
Ведь не каждый учитель скажет детям: "Если вы
получили "2", от этого вы не стали хуже, вас
так же любят, просто надо постараться, быть
внимательней, лучше выучить". А маленькая
личность думает, что о ней судят по тому, как она
учится, какие отметки получает, и за каждой
оценкой прячется ее промах, с которым подчас так
трудно справиться... Хотелось бы, чтобы при оценке
контрольных работ были более справедливые
критерии. Ведь мы оцениваем не "грязь", а
знания.
|