Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Осенние праздники

Осень – красивое и богатое время года. Перед нами предстает все многоцветье красок: зеленые, желтые, красные, бордовые, оранжевые. А сколько овощей, фруктов, грибов дарит нам природа! Но после всего этого изобилия цвета и праздника урожая наступает предзимье – достаточно грустная пора.
Пока оно не наступило, попробуйте обратить внимание детей на красоту природы, ее изменчивость и скоротечность времени. А в этом вам помогут материалы, представленные в нашей газете.

1-й класс

ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ

Оборудование. Костюмы, маски для участников; яблоки, картофелина; рисунки деревьев со съемными листьями.
Для проведения праздника класс делится на 3 группы.
I группа – Деревья; II группа – Овощи; III группа – Звери (у детей соответствующие маски).

ХОД ПРАЗДНИКА

I. Вступление

Ведущий.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая!

Входит Осень.

Осень.

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравятся наряд лесной,
Осенние сады и парки,
Мои осенние подарки?

Дети (хором).

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки.

Дети (хором). Значит, будут пироги.

Осень. А уж яблоки – как мед.

Дети (хором). На варенье и компот.

Осень.

Принесла я меду
Полную колоду.

Ученик 1.

Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и меду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети (хором). Не хотим, не надо!

Осень. Ну что же, станет солнечным сегодняшний день, но с вашей помощью, ребята. Ответьте на мои вопросы, и у этого круга (желтый круг прикреплен на доске) появятся лучи.

Какие осенние месяцы вы знаете?
Каких птиц я проводила на юг?
Кто из зверей ложится спать на зиму?

Дети отвечают. Осень прикрепляет лучики к солнышку.

II. Выступление детей I группы

Осень. Как ярко и нарядно стало в классе! Заиграло солнце в пестрой листве деревьев. Выходите в круг, мои друзья, расскажите, как встречаете меня, Осень.

В центр выходят дети в шапочках, к которым прикреплены листья деревьев.

Осина.

В саду осеннем у дорожки
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Ее ладошки покраснели.

Дуб.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.

Ива.

Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье!
Свесила ветви с обрыва
Тихая, грустная ива.

Тополь.

Тополь – это знают все –
Чемпион по росту.
И достать мою макушку
Вам совсем не просто,
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.

Береза.

Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.

Клен.

Клен встречает самым первым
Осени приход.
Кружит в воздухе веселый
Листьев хоровод,
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Рябина.

Я нарядная рябинка,
На моих плечах – косынка.
Бусы ярки, как огонь,
Только их пока не тронь.
Мои бусы – украшенье
И для птичек угощенье.
Любят птички зимним днем
Угощение мое.

Осень благодарит выступивших ребят, приглашает занять свои места и обращается ко всем.

Осень. Много деревьев растет в лесах, но не все есть в наших краях. Сейчас мы поиграем в игру "Хлопок – молчок". Я называю дерево. Если оно растет в наших краях – хлопайте в ладоши, если такое дерево не встретишь у нас в лесу – молчите.

Осень читает стихотворение. После каждого слова делается пауза.

Осень.

Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

После игры те, кто ошибся, исполняют один общий номер – песню или танец. Осень приглашает всех детей в осенний хоровод под любую песню из разученных на уроке музыки на осеннюю тему.

III. Выступление детей II группы

Ведущий.

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов!
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем!

В центр выходят: Горошек, Свекла, Капуста, Огурец, Морковь, Лук, Картошка. Разыгрывается сценка "Спор овощей".

Осень (обращаясь ко всему классу). Кто же из овощей всех полезней и нужней?

Дети отвечают.

Осень. Не только овощами богата я, но и грибами. Собирайся, народ, идем в лес по грибы с песней.

Дети исполняют песню "Гриб, гриб, появись", сопровождая ее движениями.

IV. Выступление детей III группы

Осень. А что это притихли звери лесные? Или холодно вам? Или голодно? Ну-ка, к нам выходите, о себе расскажите.

Дети загадывают загадки о зверях и после отгадывания надевают шапочки с изображениями зверей.

Ученик 1.

Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Ты смотри, меня не трожь,
Я колючий серый...

Дети. Еж.

Ученик 2.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Дети. Лось.

Ученик 3.

За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник-ворище
По чаще рыщет, добычу ищет.
Зубами – щелк! Кто это?

Дети. Волк.

Ученик 4.

Прыг-скок, трусишка,
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и на лето.

Дети. Заяц.

Ученик 5.

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

На сцену выходят Лиса и Медведь. Они разговаривают, не обращая ни на кого внимания.

Лиса. Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь?

Медведь. Я-то? Да ем!

Лиса. А днем?

Медведь. И днем ем!

Лиса. А утром?

Медведь. Тоже ем!

Лиса. Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем!

Лиса. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Лиса. А когда ты сыт бываешь?

Медведь. Да никогда!

Осень. Молодцы, звери лесные, все здоровы и веселы. Значит, не страшна вам зима холодная. А вот некоторых птиц, кому зима опасна, я отправила в теплые страны. С нами прощается скворец своей грустной песенкой.

Ученик исполняет песню "Скворушка".

Ведущий. Какая грустная песня! Вот-вот Осень расплачется – зарядит дождь тогда на много дней подряд.

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник еще длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

V. Игры и конкурсы

1. Игра для зверей – "Схвати угощенье"

На полу разложены яблоки, их на одно меньше, чем участников конкурса. Все участники под музыку танцуют. Как только музыка останавливается, все должны схватить по яблоку. Кому не досталось – выходит из игры. Убираем одно яблоко и продолжаем, пока не останется один участник. Он – победитель!

2. Игра для Овощей – "Горячая картошка"

Дети становятся в круг. Под музыку все быстро передают по кругу картошку. Музыка останавливается. У кого в руках осталась картошка, выходит из игры. Побеждает один оставшийся.

3. Игра для Деревьев – эстафета "Листопад"

Дети делятся на две команды. Подбегая по очереди к дереву (каждая команда к своему), снимают с него по одному листу. Листьев много, каждому ученику приходится бежать два-три раза. Побеждает та команда, на чьем дереве не осталось листьев.

VI. Заключительная часть

Айболит. Мы сегодня говорили о деревьях и грибах, о зверях и овощах. А у меня есть советы для мальчиков и девочек, как им сохранить свое здоровье и осенью, и холодной зимой.

Дома сел, советы сочинил,
Пока в школу шел, чуть-чуть забыл.
Мне, ребята, помогите,
По словечку подскажите.

Айболит и ведущий читают свои советы, ребята добавляют последнее слово, которое подходит по рифме, но не подходит по смыслу. Айболит их поправляет.

Айболит.

Если вы не лежебоки,
Утром делайте...

Дети. Уроки.

Айболит. Не уроки, а зарядку.

Ведущий.

Чтоб здоровы были детки,
Надо чаще грызть...

Дети. Конфетки.

Айболит. Морковку!

Ведущий.

Чтобы не было беды,
Руки мой после...

Дети. Еды.

Айболит. После улицы.

Дальше Айболит читает советы, где дети правильно подбирают слова.

Айболит.

Чтобы в школе не зевать,
Вовремя ложитесь...

Дети. Спать.

Айболит.

От простуды и ангины
Защитят вас...

Дети. Витамины.

Айболит.

Будут с вами пусть всегда
Солнце, воздух и...

Дети. Вода!

Айболит. Молодцы, ребята! Будьте все здоровы!

VII. Угощение

2-й класс

ОСЕННЕЕ НАШЕСТВИЕ

Оборудование. Костюмы животных, загадки, призы участникам, карточки с буквами, листья деревьев, три коллажа, карточки со стихотворениями и заданиями.

ХОД ПРАЗДНИКА

I. Диалоги о животных

Проводится по принципу одноименной телевизионной передачи. Центр класса оформлен как студия. Ведущий – мальчик-второклассник – играет роль Ивана Затевахина.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире передача "Диалоги о животных", в студии Иван Затевахин. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Как изменила она все вокруг – и на лугу, и в лесу! Вот в лес мы сейчас и отправимся. Сейчас такое удивительное событие – там сейчас листопад!

Девочки исполняют танец "Листопад".

Ведущий. Здесь, в лесу, живет и работает известная художница Пищуха Синичкина. Наш следующий репортаж – с ее выставки.

Выходит девочка в костюме Синички с рисунками, которые второклассники рисовали к празднику.

Синичка. Я веду свой репортаж с выставки рисунков "Мир животных". Наши художники-любители представляют здесь свои произведения.
Интересно ли вам познакомиться с их произведениями? Давайте посмотрим их работы. А чтобы оживить нашу экскурсию, поступим так: я буду загадывать загадки о тех животных, которые изображены на рисунках, и показывать их после того, как загадки будут отгаданы.

Девочка загадывает загадки, и демонстрирует рисунки детей.

Ведущий. Да, осень – замечательное время года. Но не всем, к сожалению, она нравится. Почему же жалуются звери? Это мы узнаем из нашего следующего репортажа.

Выходят четыре ученика в костюмах Бабочки, Лисички и двух Зайчиков. Поют песню "Дождик" (куплеты исполняют солисты, припев – все вместе).

Все.

Хорошо на свете, если солнце светит.
Ну а если дождь, то куда пойдешь?

Припев:

Дождик, дождик, приходи!
Солнце, солнце, выходи!

Белочка.

Дождик – как из бочки,
Где сушить грибочки?
Заберусь в дупло –
Там всегда тепло.

Припев.

Лиса.

Дождик – как из кружки,
Мокнут хвост и ушки.
Спрячусь под кустом –
Вот и весь мой дом.

Припев.

Зайчата.

Нам, Зайчатам, жалко,
Что уже не жарко.
Дождик – как из губки,
Мокнут наши шубки.

Припев.

Ведущий. Осень – время жаркое. Не в смысле погоды, а в смысле заготовки запасов на зиму. И я имею в виду не только зверей, но и, конечно, людей. Все лето работали они на своих огородах, заготавливали полные погреба овощей да фруктов. Теперь можно и зиму встречать: раз закрома полны – значит, будут на столе и огурчики с помидорчиками, и картошечки вдоволь.
А у меня в гостях сегодня Марфа-огородница, дачница-удачница, большой знаток огородных дел.

Входит девочка в крестьянском наряде с лукошком в руках.

Ведущий. Здравствуй, Марфа-огородница. Как осень встречаешь?

Марфа. Осень я встречаю богатым урожаем. Вырастила на огороде и овощи, и фрукты – все, что вкусно и полезно. А кое-что принесла с собою в корзинке. Овощи эти самые обычные, да попробуйте отгадать, какие? Кто узнает, тому и в подарок его отдам.

Марфа-огородница загадывает загадки про овощи и растения. В каждой загадке по два-три определения. Если после первой подсказки загадку не разгадывают, дается следующая.

Загадки про петрушку

1. Так зовут куклу – маленького мальчика и это растение.
2. Греки вручали олимпийцам венок, сплетенный из нее.
3. У нее едят и вершки и корешки.

Загадки про лук

1. Этот овощ за свою жизнь три раза имя меняет. (Лук-чернушка, севок, репка.)
2. С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба.
3. Каким овощем был сказочный Чиполлино?

Загадки про чеснок

1. Этот овощ давали поклевать петухам перед петушиным боем, чтобы дрались задорнее.
2. Им кормили рабов в Древнем Египте и воинов в дальних походах.
3. Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не заболеть гриппом.

Загадки про свеклу

1. Мангольд – это ее родственница, у нее едят листья, а у этого овоща – плод.
2. Когда раньше не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев их этим овощем, разрезанным пополам.
3. Этот овощ делает чай сладким.

Загадки про тыкву

1. Плод этого растения может быть ведром, бутылью, барабаном и бочкой для засола огурцов.
2. Крупнее этих плодов нет на свете, бывают они до 100 кг весом.
3. Из нее волшебница сделала карету для Золушки.

Загадки про перец

1. Это растение прибыло к нам из Южной Америки. Индейцы называли его "ахи" и использовали вместо соли.
2. Бывает черный, бывает красный – горше полыни, острее ножа.
3. Для украшения стола плоды этого овоща – желтого, зеленого, красного цвета – хозяйки нарезают кольцами.

Марфа. Теперь я прощаюсь с вами, дорогие зрители. Желаю вам хорошо отдохнуть зимой, чтобы с первыми весенними деньками – снова на свои сотки, в поход за новым урожаем. (Уходит.)

Ведущий. Весь урожай с огородов собран. Опустели грядки. А чей же это тогда плач доносится с огородной делянки?

Четверо детей инсценируют стихотворение Г.Кружкова "Чучело": мальчик – в костюме огородного пугала, а три девочки – в костюмах птичек.

Я чучело, я чучело,
Несчастный мы народ.
Мне жизнь моя наскучила,
Наскучил огород.
Машу, кричу я птицам,
Сорокам и синицам:
– Меня пугаться бросьте,
Пожалуйте-ка в гости,
Прошу попробовать горох –
Совсем неплох!
Или поклюйте огурцов,
В конце концов.
Но птицы возле грядки,
Заметив мой халат,
Несутся без оглядки,
Щебечут и пищат:
– Ой, там ужасный кто-то,
Похож на бегемота,
Отчаянный на вид,
Наверное, бандит,
В огромной шляпе драной,
На жерди деревянной.
Он машет рукавами,
И машет, и кричит:
– Я чучело, я чучело,
Несчастный мы народ...

Ведущий. Как печально не иметь ни кола ни двора. Срочно сообщим Марфе-огороднице и определим несчастное чучело в теплое местечко.
Плохо быть бездомным. Куда лучше и счастливее живется домашним животным. Они наши любимцы. Им и осень, и зима нипочем: хозяева позаботятся и о жилье, и о еде. Сегодня у нас в гостях ребята со своими домашними питомцами.

Эта часть праздника зависит от того, какие домашние животные есть у детей: морские свинки, черепашки, рыбки, кошки и т.п.
Ведущий задает ребятам вопросы, они отвечают. Затем делают заранее подготовленные короткие сообщения о своем питомце.

Ведущий (после ухода гостей из студии). Но вернемся в лес. Наш корреспондент Жужа Мушкина поделится с нами своими наблюдениями за жизнью самых мелких представителей местной фауны. Причем история весьма поучительная.

Трое учеников инсценируют басню И.Крылова "Стрекоза и муравей".

Ведущий. Да, зима не прощает тех, кто легкомысленно проводит лето и не задумывается о том, что впереди – долгие холодные зимние дни. А осень – вот она – мелькнула за окошком, пробежала по лесу, промчалась птицей к югу, прозвучала тихой осенней песней. Слышите?

Все дети исполняют песню про осень.

Ведущий. На этом наша передача заканчивается. До новых встреч, дорогие зрители!

II. Угощение. Игровая программа "Осенний турнир"

Дети садятся за три стола, по желанию. На столах – флажки: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".
Проводят конкурсы родители – жюри, помощники, консультанты.

1. "Собери свое название"

Каждой команде вручается набор карточек-букв, которые раздаются членам команд. Нужно встать в шеренгу так, чтобы слева направо читалось название команды: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".

2. "Листопад"

Участвуют по 2 человека из команды. Нужно среди множества листьев, рассыпанных на полу, собрать листья тополя (клена, березы). Время – 1 минута.

3. "На вернисаже как-то раз..."

Каждая команда получает рисунок, на котором изображено фантастическое животное, составленное из пяти настоящих животных. Нужно определить, части каких животных соединены, и дать название неизвестному зверю.

4. Поэтический конкурс

К данным трем строчкам стихотворения добавить четвертую. Побеждает команда, чей вариант будет ближе к авторскому.

а) Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат...

б) Белка спряталась в дупло –
В нем и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод...

в) Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода...

Ответы:

а) ...двое маленьких ежат.
б) ...столько, что не съешь их за год.
в) ...неподвижна и тверда.

5. Конкурс пантомимы "Сломанный телевизор"

Ведущий. В телевизоре пропал звук, осталось только изображение. Командам после небольшой подготовки нужно изобразить пантомимой одну из осенних примет. Если болельщики узнали по пантомиме эту примету, команде засчитывается очко.

Учитель раздает карточки с заданиями:

1. Птицы улетают в теплые страны.
2. Медведь ложится спать.
3. Белка сушит грибы.

Жюри подводит итог, награждает команды (медали в виде листочков – желтых, красных, коричневых).

3–4-й класс

ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ

Оборудование. Карточки с текстом стихотворения; нитки; ягоды рябины; рисунки тучки, капель дождя; ложки с веревкой; ветки и плоды растений; кроссворд с загадками.

Оформление. Класс украшен гирляндами из листьев, на доске нарисовано большое дерево, к которому прикреплены бумажные листочки. Подготовка: класс заранее делится на три команды. Каждая готовит рекламу осеннего овоща или фрукта.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Кто эта художница?

Дети. Это осень.

Ведущий. Как же изменяет она все вокруг?

Дети рассказывают.

Ведущий. Я приглашаю в центр семерых ребят. Мы сейчас попробуем рассказать, что происходит в природе с приходом осени.

Ведущий раздает семерым детям полоски бумаги с написанным и пронумерованным двустишьем.

Ведущий. Станьте по порядку и прочитайте свою часть – получится стихотворение.

Ученик 1.

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.

Ученик 2.

Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.

Ученик 3.

Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.

Ученик 4.

Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.

Ученик 5.

Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.

Ученик 6. Хвою щиплют глухари.

Ученик 7.

Зимовать к нам прилетели
Северяне снегири.

Ведущий. Где красивее всего погожим осенним деньком?

Дети. В лесу.

Ведущий. Как красив осенний лес в солнечный тихий день! Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели остались по-летнему темно-зелеными. И от этого еще наряднее сделался лес в пестром осеннем уборе.
А в нашем классе только одно дерево, но особое. Мы с вами сейчас окажемся в лесной школе, а на этом дереве, на листочках, – расписание уроков и переменок. Предметы в этой школе – обычные, знакомые, а вот задания на уроках мы будем выполнять особые – лесные, осенние.

Ученики по одному подходят и срывают любой листочек с дерева. В зависимости от того, какой предмет записан на них, и проводятся конкурсы.

I. Математика. Конкурс "Бусы"

Участвуют по два человека от команды. Нужно за 1 минуту нанизать на нитку ягоды рябины. Чьи бусы окажутся длиннее, та команда побеждает.

II. Чтение. Конкурс "Вопрос из тучки"

На доске – тучка, под которой капли дождя из бумаги. На этих каплях – "осенние" вопросы.
Если ученик отвечает правильно – забирает себе каплю, при неправильном ответе капля остается у ведущего.

1) Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена.)
2) Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
3) Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и собираются все в одну кучу.)
4) Где раки зимуют? (В норах, по берегам рек и озер.)
5) Куда исчезают на зиму лягушки? (В тину, в ил, под мох, иногда зимуют в погребах.)
6) У какого зверя осенью детеныши родятся? (У зайца, называют зайчат "листопадничками".)
7) Закончите пословицу: "Лето со снопами..." (...осень с пирогами.)
8) Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
9) Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? (В гору: у зайца передние ноги короче, задние длиннее.)

III. Русский язык. Эстафета "Башня"

На доске в три ряда записаны, например, слова листок, спячка, снежок. Каждая буква в этих словах – первая для новых слов, обозначающих название любого животного: птицы, рыбы, зверя, насекомого. Подбегая, ученики дописывают такие слова. У каждой команды должно получиться по шесть слов.

IV. Пение. "Конкурс хорового пения"

Участвует вся команда. Одну из известных песен (достается команде по жребию) участники должны прохрюкать, прокуковать или промычать.

V. Труд. Игра "Пришей команду"

Одному участнику дается ложка с привязанной к ней веревкой. Нужно этой "ниткой с иголкой" сначала "сшить" всех членов команды (за петельки, за одежду и т.д.) как можно быстрее, а потом "расшить" команду.

VI. Природоведение. Конкурс "Ветки и детки"

Нужно разложить попарно на столе ветки деревьев и стебли травянистых растений с их плодами.

Возможные пары: сосновая ветка с шишкой; еловая ветка с шишкой; ветка и ягода ежевики; ветка ясеня и крылатка; ветка и ягоды боярышника; листы и колос с семенами подорожника и т.д. Учавствуют по одному человеку от команды.

VII. Рисование. Конкурс "Волшебный круг"

Каждой команде дается лист бумаги, на котором нарисовано пять кругов. Их нужно дорисовать так, чтобы получилось пять различных животных.

VIII. ОБЖ. Конкурс "Одно быстрое животное"

Каждая команда получает листочек с кроссвордом. Разгадав загадки и заполнив кроссворд, по вертикали получают в выделенных клетках искомое слово "леопард".

1. В капусту он забрался
Осеннею порой –
Рогатый и лохматый
И с длинной бородой.

2. Сок из цветов она берет
И в сотах копит
Сладкий мед.

3. Водяные мастера
Строят дом без топора –
Дом из хвороста и тины
И плотину.

4. Я не камень на дороге,
У меня есть хвост и ноги.
Не похожа на птенца,
Хоть родилась из яйца.

5. Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет.

6. Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.

7. По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тех, кто в речку угодил,
Вниз утащит...

Ответы: 1. Козел. 2. Пчела. 3. Бобры. 4. Черепаха. 5. Паук. 6. Крот. 7. Крокодил.

IX. Домашняя работа

Команды представляют рекламу овощей и фруктов.

Наталья ШАЛАМОВА,
пос. Маслова Пристань,
Шебекинский р-н,
Белгородская обл.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Ведущий.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Праздник "Золотая осень" открывает свои двери.

Ученик 1.

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.

Ученик 2.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Выходит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Много хороших слов услышала я о себе, а теперь порадуйте меня своими знаниями – отгадайте мои загадки.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Осень. Без рук, без ног, в двери стучится, в избу проносится.

Дети. Ветер.

Осень. Чем радует осень человека?

Дети. Фруктами, овощами, хлебом, красками...

Осень. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет.

Дети. Лист.

Осень. Пришел сентябрь – осенний месяц. Начинается...

Дети. Учебный год.

Осень. Ребята, а почему меня называют золотой?

Предположения детей.

Осень. Да, именно я, Осень, радую вас разноцветным нарядом – яркой окраской листьев, богатством плодов.

Ведущий (обращается к Осени).

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов,
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем!

Исполняется песня "Урожай собирай".

Осень.

Урожай у вас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Исполняется песня "Урожай".

Ведущий. Однажды группа ребят отправились в лес за грибами. Угадайте, каких грибов насобирали ребята.

Выходят дети в шапочках с изображениями грибов.

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я...

Подберезовик.

Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще.

Боровик.

И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден...

Опята.

Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу.

Лисички.

Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом –
Золотистые...

Выходит мальчик-грибник.

Грибник. Послушайте, ребята, какая забавная история приключилась со мной однажды в лесу.

Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы,
В кузовках у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под елкою лисичка!
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Громко сердце мое бьется,
А сестра смеется:
– Нас не съест она, поверь:
То грибок такой, не зверь.

Ведущий. Какое важное событие происходит осенью в жизни птиц? Споем об этом песню.

Исполняется песня "Скворушка прощается".

Осень. Молодцы, ребята. Хорошие стихи и песни вы обо мне исполнили, но не все. Ведь столько поэтов посвятили мне свои творения! Давайте устроим конкурс стихов об осени.

Проводится конкурс стихов (Осень – в составе жюри).

Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса, послушайте, какой разговор произошел на болоте.

Сценка "Лягушки и цапля".

Ведущий.

Осень. Дождик за окном,
Не гремит уж в небе гром.
На болоте с утра
Так и слышится...

Лягушки (хором). Ква-ква!

Ведущий.

И о чем они болтают,
Лишь они, наверно, знают.

Лягушка 1. Осень, птицы улетают.

Лягушки (хором). Ква-ква-ква-ква.

Лягушка 2. Все лягушки это знают.

Лягушки (хором). Ква-ква-ква-ква.

Лягушка 3.

Птицы в Африку летят
И в тепле там жить хотят.

Ведущий.

Тут откуда ни возьмись
Цапля прилетела.
Над болотом покружилась,
У болота села.

Цапля.

Улетаю, улетаю,
Надоели холода.
Всюду птицы улетают,
Всюду шум и суета.

Лягушка 1.

Надо цаплю попросить
Нас с собою захватить.

Лягушка 2.

Сколько можно здесь сидеть?
Хочу мир я поглядеть!

Лягушка 3.

Ой, подружки, берегитесь,
Лучше с цаплей не водитесь.

Лягушка 1.

В Африке тепло всегда,
Точно знаю, ква-ква-ква.

Лягушка 2.

А как хочется лететь,
Мир огромный поглядеть!

Лягушка 3.

Лучше здесь нам всем остаться,
Цаплю нужно нам бояться.

Ведущий.

Цапля быстро обернулась,
На лягушек тех наткнулась.

Цапля.

Очень видеть вас я рада,
Познакомиться нам надо!

Лягушка 1.

Мы хотим лететь далеко,
Тут зимою одиноко.

Ведущий.

Открывает цапля рот –
Сейчас лягушку в рот возьмет!

Лягушка 3.

Ой, спасайся кто куда!
Цапля съест нас всех! Беда!

Ведущий.

И лягушки все от страха
Громко так сказали:

Лягушки (хором).

Лучше здесь зимой сидеть,
Чем в клюве цапли умереть!

Ведущий.

Лягушки прыгнули, пропали,
Как будто здесь и не болтали.

Подводятся итоги конкурса семейного рисунка об осени (объявлен заранее).

Осень. На прощание хочу я узнать, кто из вас самый наблюдательный. Кто собирает яблоки спиной?

Дети. Еж.

Осень. У кого щека вместе мешка?

Дети. У бурундука.

Осень. Птицы осенью летят на юг – это всем известно. А бывают ли перелетные животные?

Дети. Летучие мыши.

Осень. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?

Дети. Белка.

Осень. А сейчас прошу покружиться ребят вместе со мной в осеннем вальсе.

Исполняется вальс. Осень уходит, прощаясь. Праздник заканчивается чаепитием.

Ирина ЛУПАНОВА,
г. Камышин,
Волгоградская обл.

1-й класс

КРАСКИ ОСЕНИ

Действующие лица

Грибочки.
Осень.
Фея леса.
Лиса.
Скворец.
Медведь.
Заяц.

Подготовка. За несколько дней в классе объявляются конкурсы рисунков об осени, осенних букетов, поделок из природного материала.

На доске эпиграф:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

(А.С. Пушкин)

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит музыка. На сцене – полянка.

Фея леса.

По травам неслышно ступая,
Бегу по цветам луговым.
Все тайны лесные я знаю,
Друзьям доверяю своим.
Подруги – русалки, и эльфы,
И феи, и тролли лесные.
Мы все любим сказки, и часто
Являемся в сны мы людские.

Подходит на цыпочках к спящей Осени. Присаживается рядом.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт. "Осень")

Осень просыпается и начинает плакать. Фея убегает. На сцене появляются Грибы.

Гриб 1.

Под сосною у дорожки я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы.

Гриб 2.

И я под шапкою цветной на ноге стою одной.
У меня свои повадки: я всегда играю в прятки.

Гриб 1.

Слышишь, брат, здесь кто-то плачет.
Может, это друг наш – Зайчик?

Гриб 2.

Может, Волк кого обидел?
Я давно его не видел. (Подходят к Осени.)

Гриб 1. Смотри, смотри, это же девочка.

Гриб 2. Откуда она в нашем лесу? Почему плачет? (Успокаивает.)

Не плачь, девочка, не плачь, маленькая.
Расскажи нам, что случилось?
Может, что тебе приснилось?

Осень.

Мне приснился грустный сон:
Будто я пришла в свой дом,
Но его я не узнала...
(Помолчала, что-то ищет.)
Я где-то краски потеряла.

Осень плачет. На полянку выскакивает Заяц.

Заяц.

Я длинное ухо, комочек пуха,
Я прыгаю ловко, люблю морковку.
Кто в лесу нашем шум устроил?
Грибы зовут его к себе.

Гриб 1.

Зайка, Зайка, хорошо, что ты прискакал!
Ты нигде в пути красок Осени не встречал?

Заяц. Не-е-е-т!

Гриб 2. Что же делать? Чем ее успокоить? Что придумать?

Заяц. Что тут думать! Действовать надо!

Эй, лесные птицы, звери!
Все дела свои бросайте,
На полянке собирайтесь!

На полянку выбегает Лиса.

Лиса.

Что, Косой, ты крик поднял?
Ты зачем меня позвал?
Я ведь хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Мой пушистый хвост – краса,
А зовут меня Лиса.
Вот сейчас я тобой и пообедаю!

Заяц.

Оставь, Лиса, свои повадки!
Нам не до этого сейчас!

Лиса. А что такое? Что такое?

Гриб 1. Не встречала ли ты, Лисонька, краски Осени по дороге?

Лиса. Нет! А они какие?

Гриб 2. Вот те раз! Мы и сами не знаем.

Обращаются к детям. Дети из зала называют приметы осени, краски осени, читают стихи.

Мелькает желтый лист на зелени дерев.
Работы кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Приметы осени во всем встречают взор.
Там тянется, блестя на солнце, паутина;
Там скирд виднеется; а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.

(Греков. "Приметы осени")

Лиса. Что же вы сразу не сказали? Эй, Осень, не плачь, малышка! Мы тебе вместе поможем. Вот, возьми мою рыжую краску. Мне не жалко, бери, рисуй!

Зовет Медведя: "Миша, Миша!" На сцену выходит Медведь.

Медведь.

Я хозяин лесной,
Просыпаюсь весной,
А зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.

Выбегает Фея леса.

Фея леса. А осенью?

Медведь. Что осенью?

Лиса. Осенью что ты делаешь?

Медведь. Не знаю.

Заяц. Вот теперь будешь знать! У тебя есть мед?

Медведь (прячет бочонок). Не-е-е-т! Ну разве что совсем немножко.

Грибы (хором). Мишенька, ты же добрый! Поделись с Осенью! Ей желтая краска медовая ох как нужна!

Медведь. Что вы, ребята, я без меда никуда! Что же я делать без него буду?

Осень. А я тебе помогу. Я песенку спою.

Поет песенку на мотив колыбельной.

Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.
Вот они плывут куда-то –
То назад, а то вперед.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвет.
Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные
Золотые паруса...

(В.Степанов. "От рассвета до заката")

Медведь.

Ох, ребята, в самом деле, не до меда мне теперь.
Я найду в лесу местечко и устрою там постель.

На сцену вылетает Скворец.

Скворец. А я тебе, Осень, подарок принес, мне дятел его передал. (Дарит Осени красную краску.) А мне улетать пора. (Поет песенку.)

Осень-непогодушка, тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
Веточка качается,
Дождик не кончается.
С нами милый скворушка
До весны прощается.

Все провожают Скворца.

Заяц.

В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.
С осинок ветер косынки сбросит,
В лесу осиновом наступит осень...

Ну, а мне бежать пора. Нужно успеть новую шубку надеть. (Убегает.)

Лиса. Надо же, какой шустрый! Придется мне теперь за ним по всему лесу бегать! (Убегает.)

Грибы.

Крик печальный журавлиный
Над деревнею летит.
Ягод столько на рябине,
Что глаза от них рябит.
И дрозды, и свиристели,
Прилетайте, в добрый час!
Нынче ягоды поспели
Очень вкусные у нас!

(А.Берсенев)

А нам пора скорей бежать, от грибников спрятаться.

Осень. Ну вот, убежали, а я даже поблагодарить всех не успела.

Фея леса. Не огорчайся! Вот тебе кисть, за работу берись!

Карусели, карусели!
Всюду листья полетели,
С крепких веток сорвались,
Закружились, понеслись.
Лиловые...
Розовые....
Кленовые...
Березовые...
И в мое влетел окошко,
Опустился на тетрадь
Листик дуба, как ладошка,
Мне здоровья пожелать!
С праздником осенним!
С ярким, карусельным!

(Ю.Щербаков)

Осень.

Листопад, листопад...
Загрустил осенний сад.
Словно птицы перелетные,
Листья по ветру летят.
Дней прошедших не вернуть,
В небе облачная муть.
Машут ветками деревья,
Провожая листья в путь.
Листопад, листопад...
Но живет надеждой сад,
Что весною, словно птицы,
Листья снова прилетят.

(А.Шлыгин)

Учитель. И у нас, осень, для тебя подарки припасены. Посмотри, сколько рисунков нарисовали дети! А сколько букетов из осенних цветов и листьев! Какие чудесные поделки смастерили они вместе с родителями!

Подводятся итоги конкурсов. Осень и Фея читают стихотворение.

Осень и Фея.

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде,
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

(Е.Благинина. "Улетают, улетели...")

Учитель. Вот и заканчивается наш праздник. Но не заканчивается на этом осенняя сказка. Вы обязательно узнаете ее продолжение, когда попадете в лес и внимательно послушаете его рассказ.

Светлана ГАРИПОВА,
г. Нижняя Салда,
Свердловская обл.

ОСЕННЯЯ СКАЗКА

Ведущий.

Мы пять раз в ладоши хлопнем
И пять раз ногами топнем,
В гости осень позовем,
Праздник осени начнем.

Дети хлопают и топают.

Ведущий.

Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы шуршит.
Кто б ты ни был, заходи
Да ребят повесели.

Раздается музыка, шорох, входит Шуршик.

Ведущий. Ты кто?

Шуршик. Я Шуршик.

Ведущий. Шуршик! Какое странное имя, впервые слышу.

Шуршик.

На самой крепкой ветке дуба
Я в тесном желуде сидел.
Пришла пора, и я оттуда
На кучу листьев полетел.
Я по листве осенней мчался
И вашу гостью повстречал
И к вам ее сюда доставил
На ваш осенний бал.
В платье из желтого ситца,
Бусы-рябинки на грудь,
В уши сережки-листочки –
Дорого-любо взглянуть.
Девушка Осень гуляет,
Ножкой сбивая росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.
Может порадовать солнцем,
Может дождем угостить,
Может снежком припорошить
И серебром принакрыть.

Осень. Здравствуйте, ребята! Все правильно рассказал обо мне Шуршик. Но сегодня я к вам пришла не с дождем и не со снегом. А пришла я рассказать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве
За семью лесами, за семью болотами
Жил да был один царь,
Русский царь-государь.
Совсем не стар – не так уж плох
И звался просто – царь Горох!

И была у царя Гороха дочь, принцесса Горошина, – первая красавица королевства. Но вот беда – с самого рождения ни разу не улыбнулась. И тогда случилось вот что:

Царь умылся, нарядился,
В огороды покатился.
За царем стрельцов отряд
В овощной приехал ряд.
На колени все тут пали (овощи падают)
И "ура!" царю кричали.
Молвил царь:

Царь.

Велю сейчас
Огласить всем мой указ!

Повелеваю – сего числа, месяца, года явиться овощам и фруктам с разных огородов и садов, которые смогут рассмешить принцессу Горошину. Кому удастся сия прихоть, тот получит в награду банку варенья!

Год – сегодняшний,
Осень – нынешняя,
Царь Горох!

Осень.

Царь вернулся в терем свой,
Потерял совсем покой.
Он умылся, нарядился
И на трон свой взгромоздился.
Царь Горох не ест, не пьет,
Овощных героев ждет.

Ведущий.

Овощи и фрукты собираются –
Все, конечно, совещаются:
Что им делать? Как им быть?
Как принцессу рассмешить?
Группа лидеров идет
И на блюде что-то несет.

Заходят Яблоко и Груша.

Яблоко.

Я на яблоньке висело,
Наливалось, розовело,
А потом упало вниз,
А зовут меня Анис.
Вот я какое!

Груша.

Я спелая крымская груша,
Румяная, сладкая я.
Горошина, хочешь – пожалуйста, скушай,
Но вымой сначала меня!

Дают Горошине фрукты, она кусает – и как заревет! Фрукты убегают.

Капуста.

Горошина, отгадай загадки, что мы за овощи?
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
И для нее готовят кадки
И крупной соли полмешка.

Горошина (плачет). Не знаю.

Лук.

Я никого и никогда не обижал на свете.
Чего же плачут от меня и взрослые, и дети?

Горошина (плачет). Да не знаю, не знаю...

Картошка.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"

Горошина. И тебя я не знаю. (Плачет.)

Ведущий. Ребята, а вы узнали, что за овощи пришли веселить Горошину?

Лук. Я лук от семи недуг. Недаром так говорят в народе. Ведь во мне столько витаминов, которые укрепляют организм человека, убивают вредные бактерии!

Картошка. Я картошка, родом из Америки. Люди сначала не знали, как употреблять картофель. Дамы украшали его цветами свои шляпы. Использовали ботву в пищу, отчего получали отравления. Но теперь все знают и с удовольствием применяют в пищу клубни.

Капуста. Я капуста, у которой сто одежек, и все без застежек. Откуда взялась? С Пиренейского полуострова. Там, где лежит страна Испания. Иверы – жители острова – одомашнили растение и назвали "ащи". А римляне из-за формы плода назвали "капут", что значит голова. А в России меня назвали капуста. Я и во щах хороша, да и в салатах тоже.

Поют песню на мотив "Ай-яй-яй, девчонка..."

Ая-яй-яй, Горошина, где взяла такие ножки?
Ая-яй-яй, Горошина, топай, топай по дорожке.
Ая-яй-яй, Горошина, вытри, вытри свои глазки.
Ая-яй-яй, Горошина, столько плакать ведь опасно.
Ая-яй-яй, Горошина, что ж ты плачешь, ты нас мучишь!
Ая-яй-яй, Горошина, успокойся-ка ты лучше.
Ая-яй-яй, Горошина, мы пришли к тебе с весельем.
Ая-яй-яй, Горошина, будь и ты повеселее!

Припев:

Ая-яй-яй, Горошина, пришли к тебе, родная,
Ая-яй-яй, Горошина озорная!
Ая-яй-яй, давай засмейся веселее!
Ая-яй-яй, и будет на душе милее!

Горошина слушает невесело и плачет. Овощи, махнув рукой, уходят.

Помидор 1.

Привязан кустик к колышку,
На кустиках – шары.
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары.

Помидор 2.

А я, детки, помидор,
Кругленький и красный.
Я с утра надел костюм
На себя атласный.

Помидор тоже родом из Южной Америки. Местные народы – инки и ацтеки – называли меня "томатль", то есть "крупная ягода". Когда плоды попали в Италию, здесь их стали называть "помидорро" – "золотые яблоки". Наверное, это были желтые помидоры.
Однажды знатные гости из Рима привезли заморский продукт в Петербург Екатерине Второй. Императрице он понравился. С тех пор у нас в стране и прижился помидор.

Все.

Ты, Горошина, не реви,
На нас лучше посмотри.

Танцуют танец.

Горошина. Не нравится. А-а-а-а! (Плачет.)

Царь.

Что же делать? Как же быть?
Как ее развеселить?

Входит Морковь.

Морковь.

За зеленый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
Расту на грядке я – красная,
Длинная и сладкая.

Сейчас я проведу игру-конкурс, может, Горошина отвлечется и перестанет плакать. Осень – самое время собирать грибы. Кто их больше соберет?

Проводится игра "Лукошко".

Горошина. Невесело! (Плачет.)

Входит Свекла.

Свекла.

В земле сижу, хвост наверху.
Сахар из меня можно добыть,
Вкусный борщ сварить.

А принесла я букет из осенних листьев, но не простой, а с загадками. Давайте отгадаем их (загадывает).

Отгадывают, но Горошина плачет. Входит Колос.

Колос.

Я усач! Я богач!
Я и крендель, и калач,
Я и сдобный, и простой –
Вот я хлебушек какой!
У народа есть слова:
"Хлеб – всей жизни голова".
Славится он первым на столе,
Слава хлебу на земле!

Царь (Горошине).

Ах, душечка, не плачь! Не плачь!
Дайте ей скорей калач!

Колос. А пока Горошина ест калач, давайте станцуем.

Все танцуют, а Горошину воруют.

Осень. А где же принцесса?

Царь.

Ой, беда, беда, беда!
К нам пробрался враг сюда!
Кто же, кто же это был,
Кто принцессу захватил?

Осень.

Добрый молодец, явись!
Стручок Бобович, появись!

Стручок.

Эй, гоните скуку прочь,
Я беде смогу помочь!

Осень. А пока Стручок Бобович ищет Горошину, давайте проведем викторину.

Проводится викторина.

Царь.

Ой, радость-то какая!
Чудеса случаются –
Принцесса улыбается!

Стручок.

Вот нашел воришек я
И привел скорей сюда!

Дыня.

Желтая я, а не репа.
Круглая, а не солнце.
С семечками, а не подсолнух.

Сообщается информация о дыне.

Арбуз.

Сам я алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

Сообщается информация об арбузе.

Осень.

И устроил царь пир
На весь мир!
И народу там было полным-полно,
И было там веселым-весело,
И я там была,
Чайку да меду попила,
И веселилась, наконец... (Стук в дверь.)
Кто это еще к нам пожаловал?

Входит Каравай.

Каравай.

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой –
Шел я к вам издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Я пожаловал – пришел.
Здесь – здоровье, наша сила,
Здесь – чудесное тепло.
Сколько рук меня растило,
Охраняло, берегло!

Ученик 1.

Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зернышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.

Ведущий. Конечно же, какой праздник урожая, да и сама осень без каравая!

Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками –
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых лучах
В июльский полдень солнечного лета.

Ученик 2.

Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: "Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: "Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!"

Ученик 3. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Остался живым – значит, победа!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Ученик 4.

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
"Хлеб – всему голова!"

Под проигрыш песни "Хлеба налево..." читается текст.

Ученик 5. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Смолоду учитесь ценить труд других!

Ученик 6. Святое дело – выращивать хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около миллиграмма муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется десять тысяч зерен. Так сколько же надо, чтобы накормить народ?

Не мечтали мы о чуде,
К нам полей живая речь:
– Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!

Ученик 7.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем –
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Ученик 8.

С караваем соль подносим,
Поклонясь (все кланяются гостям) отведать просим –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Хлеб-соль раздают гостям. Подводятся итоги: у кого больше всех фишек – 1-е место, звание Короля или Королевы Осени (корона из осенних листьев); 2-е и 3-е места – помощники Осени (поощрительные призы), грамоты.

Ольга МУХАМЕДЬЯНОВА,
п. Краснобашкирский,
Абзелиловский р-н,
республика Башкортостан

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Оформление сцены. Cцена украшена шалями с национальным рисунком; картина с изображением русской избы; скамьи у печи.

Оборудование. Предметы домашнего быта, обихода; макеты деревьев: березы, рябины; снопы, серпы; вырезанные из бумаги осенние листья с загадками на обратной стороне; леденцы, конфеты, петушки, печенье в виде птичек, хлеб-каравай, рушник.

ХОД ПРАЗДНИКА

Приглашаются участники всех классов начальной школы и родители.
Ученик читает стихи Ю.Капустиной.

Ученик 1. 

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.

Ведущий 1. Народ собирается, праздник начинается.

Ученик 1. Фольклор – что же это такое?

Ученик 2. Фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Ученик 3. Из произведений устного народного творчества мы узнаём о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Ученик 1. Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Ведущий 2. Но сегодня наш праздник посвящен только осенним русским обычаям.

Ведущий 1.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших предков работа.

Ведущий 2. Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому и звали его по-разному: то жнивень, то серпень – жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.
В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

Ведущий показывает на картине, где находятся красный (передний) угол и сноп.

Ведущий 1.

Солнце поднимается, заря разгорается,
А наши жнецы на поле идут, песней заливаются.

Под музыку "Пойду ль да выйду ль я". На фоне музыки ученик рассказывает стихи про жнецов, а девочки исполняют танец с серпами.

Ученик 4.

Где девушки шли, где красные шли,
Сарафанами трясли
Ивановы жнеи, жнеи льняные,
Серпы лубяные.
Они не жали, а на меже лежали,
Все ворон считали.
А мы жнеи молодые –
У нас серпы золотые.
Мы все поле пожали
И в копну поклали:
В поле копнами,
На гумне стогами,
На столе пирогами!

Заканчивая танец, девочки ставят сноп в угол.

Ведущий 2. А сейчас вы увидите исполнение еще одного танца.

Дети исполняют песню "Каравай", двигаясь в такт музыке.

Как на осенние именины
Испекли мы каравай (ходят по кругу):
Вот такой вышины (взявшись за руки, подняли вверх),
Вот такой низины (садятся на корточки),
Вот такой ширины
(взявшись за руки, расходятся широко по кругу),
Вот такой узины (все сближаются к центру)!
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.

Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.

Ведущий 2. Говорят в народе: "Есть хлеб – будет и песня!"

Две девочки исполняют песню "Как погнала я корову на росу".

Как погнала я корову на росу,
Там увидела медведя во лесу.
Я медведя испугался,
За часты кусты бросалася:
"Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку (2 раза),
Не губи мою головушку!
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду!"

Ведущий 1. Месяц сентябрь народ метко назвал хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть: "Тит последний гриб растит". Давайте сыграем в игру "Собери грибы".

Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю, в корзину. Кто быстрее и больше соберет, тот выиграл – получает приз.

Ведущий 2. Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21-го числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Исполняется танец "Во поле березка стояла".

Ведущий 1. Октябрь месяц – от латинского слова "окто", что означает "восемь". У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года, но назывался по-другому – листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.
Предлагаю вам игры с листьями.
Участвуют две команды по пять человек.

1. Каждый участник игры собирает разбросанные листья (дубовые или кленовые, каждый свой лист) в корзину и передает следующему. Тот обратно раскладывает, передает корзину следующему и т.д. Победителям вручаются призы.

2. Двум командам дают по корзине с осенними листьями, на которых с обратной стороны написаны загадки. Участники игры по очереди выбирают листья, загадывают загадки команде, а те по очереди отгадывают.

Ведущий 2. 27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно "тепло сдвинет, а холод надвинет". С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками да играми.

Исполняется танец ложкарей.

Ложкарь 1.

Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари!

Ложкарь 2.

Эх, топну ногой
Да притопну ножками!
Развеселый у нас будет
Танец с ложками.

Звучит песня "Эй, ухнем!".

Ведущий 2.

У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!

Ведущий 1.

Добры молодцы, не сидите,
Перетягивать канат скорей к нам выходите!

Команды состязаются в перетягивании каната.

Ведущий 2. Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?
Птицы летят высоко или комары вдруг поздней осенью появились – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи низко летят – ну, тогда готовься к долгой, суровой зиме.

Ведущий 1.

За то, что слушали нас внимательно
И хлопали вы нам старательно,
Спасибо всем за внимание!
Концерт окончен, до свидания!

Нина ШВЕДОВА,
Наталья ЕГОРОВА,
пос. Заречье,
Одинцовский р-н,
Московская обл.

Рисунки Н.Трениной

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Панорама Оконный Супермаркет». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.panorama-group.ru/, Вы можете узнать подробнее об услугах компании, получить онлайн-консультацию по интересующему Вас вопросу в считанные секунды или вызвать замерщика. Все это можно сделать моментально, всего за несколько кликов на главной странице. Более того здесь Вы найдете множество акций и скидок. Приятным дополнением станет для клиентов и раздел «Все про окна», где размещены полезные советы и статьи «оконной» тематики.