Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва
Продолжение. Начало в № 21, 22, 24, 29/2003
Леворукие дети и математика
Учимся писать цифры
Зеркальное изображение букв и цифр
преследует многих шестилеток, хотя для ребенка
5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование
признаны физиологической нормой, они бывают
неустойчивы и быстро исчезают. Феномен
зеркального письма обычно связывают с
левшеством, поскольку у этих детей зеркальное
изображение букв, цифр, чисел и слов может
закрепиться и носить более стойкий характер.
Причем в этом случае сам ребенок ошибочных
изображений не замечает и поэтому не исправляет.
Вызвано данное явление, по мнению ряда
специалистов, нарушениями
оптико-пространственного восприятия и
зрительно-моторной координации в процессе
становления межполушарного взаимодействия.
Таким образом, феномен зеркальных движений
возникает как результат функциональной
недостаточности мозолистого тела, которое
обычно достигает своей функциональной зрелости
к 9–10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка
количество зеркальных изображений идет на убыль.
Исследования показывают, что
зеркальные изображения недолговечны у детей с
однородным латеральным профилем, то есть с
ведущими левыми рукой, глазом и ухом. А вот в
случае несовпадения ведущих руки и глаза
зеркальные ошибки носят достаточно стойкий
характер, поэтому необходимо начинать
коррекционную работу по предотвращению
зеркального письма по крайней мере на начальном
этапе обучения, а еще лучше – в дошкольном
возрасте.
Ведь зеркальное написание цифры или
буквы "не в ту сторону" само по себе не так
страшно, но перевернутая "вверх ногами"
двойка уже воспринимается в примере пятеркой…
Путаница в направлениях право – лево приводит к
прочтению примера в обратном порядке, а слоRва с
конца… К сожалению, встречаются и более сложные
варианты зеркального письма. Мир в тетради
уходит из-под контроля ребенка, потому что ему
самому эти оплошности совсем не заметны. Поэтому
надо придерживаться системного подхода во всем.
Постоянно работая над понятиями право – лево,
верх – низ, учим правильно писать цифры,
привлекая образы и другие яркие приемы, при этом
каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и
ручка по строчке движутся слева направо, причем
начало строки хорошо пометить ярким значком.
Движение глаз по строке надо отрабатывать
специально, но лучше в игровой форме, выложив,
например, строчку разноцветных кружков, когда
ребенок последовательно называет их цвета.
Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание
немного усложняем, то есть работаем и с целостным
восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно.
Понятно, что особое внимание уделяем тем цифрам,
которые могут быть изображены зеркально и
перепутаны друг с другом: 2 и 5, 6 и 9, плохо
написанная в противоположную сторону 7 может
быть воспринята как 1.
Надо настойчиво обращать внимание
ребенка на неверное изображение, исправляя и
придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с
проговариванием этого сравнения вслух.
Часто неверное зеркальное изображение
букв или цифр закрепляется у ребенка именно в
дошкольном возрасте, когда он сам начинает
писать их. Однако на этом этапе требования к
малышу существенно мягче, такие искажения
вызывают улыбку, надежды на их недолговечность и
в лучшем случае мягкое замечание. Однако если
ребенок – левша или еще не может отдать
предпочтение какой-либо руке, такое отношение
чревато неприятными последствиями. Ведь
переучивать всегда труднее.
Значительно полезнее порисовать эту
цифру вместе с ребенком, выяснить, на что она
похожа, акцентируя внимание на том, "куда она
смотрит", тем более, что, услышав о важности
правильного изображения, малыш сам озаботится
этим требованием и будет у вас постоянно
сверяться. Даже во взрослом возрасте, особенно в
ситуации стресса, левше трудно быстро назвать
направление право или лево. В детстве левша
выбирает для себя эти ориентиры по родинке на
руке, по неровности на зубе. А один первоклассник
при просьбе определить у себя правую руку
сначала представлял себя на кухне и
ориентировался на кухонное окно…
Поэтому при знакомстве с единичкой
после выяснения того, из каких элементов она
состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а
можно пририсовать цифре головку, чтобы она
протягивала влево руку-палочку, – ведь такой
образ цифры намного ярче и лучше запомнится.
Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет
верно ориентированному изображению закрепиться,
– ведь на плоскости наборного полотна цифра
неподвижна. Собранная же из конструктора единица
будет ребенком при игре повернута, что может
внести ненужную сумятицу и только добавит
путаницы. А вот данное на занятии по изучению
цифры задание по зачеркиванию в ряду единичек ее
зеркальных вариантов цели не достигнет,
поскольку образ цифры пока не закреплен.
Считаем, что поскольку мы пишем слева
направо, то направление "вперед" совпадает с
направлением письма. Поэтому получается, что 1, 2,
3, 4, 5, 7 и 9 "идут" или "смотрят" назад и
только 6 "стоит" к ним спиной, а 8 и 0
"дружат" со всеми. Можно придумать про это
целую историю, и тогда надежды на верное
написание обретут реальность.
Тысячи детей научились писать цифры
без таких премудростей, возразит кто-то. Они не
были левшами или у них не было сложностей с
зеркальным изображением… А может, не придумав
такой истории про цифры, они что-то в жизни и
упустили. Мы же ставим задачу лучше учить левшей
и решаем ее наиболее гибко. Хотя подобные
открытия не могут разом и полностью застраховать
нашего малыша от зеркального изображения цифр,
но помочь и сократить количество описок смогут,
как смогут и сделать его усилия более
привлекательными.
Часто цифры у детей внешне очень
похожи на изучаемые, но отличаются чем-то
неуловимым, они как бы не собираются надолго
задерживаться и остановились на бегу. Причина
этого эффекта – в неверном направлении письма.
Этакие цифры-акробаты. Девятка такого типа
рисуется снизу вверх, пятерку и четверку
постигает та же участь. Выращивание цифр снизу
вверх очень быстро и прочно закрепляется и с
большим трудом поддается коррекции. Чем это
грозит, кроме неопрятности письма? Такие цифры
обычно не признают клеток, что приводит к ошибкам
в письменных вычислениях, они легко теряют свой
облик и принимаются за другие: 9 за 0, 4 за 1. И в
недалеком будущем можно ожидать полной
неразберихи в оформлении работ и обидных ошибок
в вычислениях, а что ожидает хозяина подобной
тетради при изучении обыкновенных дробей, можно
с грустью прогнозировать.
Конечно, у такого способа написания
цифр есть свои причины, о которых лучше расскажет
нейропсихолог, но при последовательном обучении
этих ошибок можно было бы избежать.
Поскольку большинству детей к моменту
прихода в школу уже знакомы образы цифр, а
некоторые дошкольники умеют каким-то образом и
изображать их, то становится очень важным первое
знакомство ребенка с цифрой. Обучающему следует
обращать внимание не только на целостный образ,
но и на элементы, его составляющие, направление
письма и точку, из которой начинать написание. А
для этого надо обсудить с малышом "главные
точки", в которых направление письма меняется.
К сожалению, левша усваивает такие сведения с
трудом, но на крупных изображениях, размером в
альбомный лист, пробовать стоит.
Ту же цифру прописываем в воздухе,
по-прежнему не забывая, откуда начинать и куда
вести. Затем очень полезно прописать ее через
кальку, чтобы, с одной стороны, кинестетически
закрепить образ, а с другой стороны, показать, как
здорово у малыша может получиться. Потом уже
можно перейти к прописыванию в крупных клетках
под контролем взрослого, чтобы вовремя
остановить зеркальное написание до его
закрепления, с последующим доброжелательным
разбором получившегося ряда. Следует иметь в
виду, что шестилеткам, за редким исключением,
понравятся все цифры при одной достойной, в
лучшем случае. Тут стоит непростая задача
закрепить именно ее, похвалив хозяйку за ее
необыкновенную старательность, а если мы имеем
дело с мальчиком, то попросить объяснить, как он
добился такого великолепного результата. В обоих
случаях будет достигнут эффект закрепления.
Долго и однообразно малыши работать не
могут. Интересное и трудное задание для ребенка
состоит в отгадывании написанной вами в воздухе
в вертикальной плоскости цифры. При этом
упражнении взрослый пишет зеркальное
изображение, стоя к ребенку лицом, и обычное,
расположившись к ученику спиной и следя за ним
из-за плеча. Начните с легкого изображения,
например с круга. Если же отгадать не получается,
не стоит сразу сдаваться. Дети прекрасно умеют
повторять чужое движение: так они выучились
ходить, прыгать, танцевать. Воспользуйтесь такой
возможностью, чуточку корректируя движение
малыша, и продолжайте отгадывать. Он анализирует
образ зрительно, но так как следа не остается, то
подключается его кинестетическая память на
движение, участие которой в запоминании способа
письма неоценимо. Подскажите немного, на что
похожа загадываемая цифра, превратите занятие в
увлекательную игру. Помните: то, что с высоты
вашего опыта кажется ерундой, для малыша может
стать счастливым открытием, но может и не стать…
Совершенно сказочным занятием для
старшего дошкольника, да и для первоклассника
станет отгадывание цифр (букв), нежно написанных
вашим пальчиком на его спинке. В этом задании
изображение ребенку недоступно, используя
тактильные ощущения и кинестезии, мы формируем
образ в его сознании. Если с трех раз малыш не
отгадал, разрешите ему посмотреть, как вы это
делаете на тыльной стороне его ладошки, пусть
привыкнет к ощущениям. Начав с легкого,
впоследствии можно так решать примеры, писать
слова. Не сделайте ребенку больно, и такое
упражнение доставит обоюдное удовольствие, но
если малыш сопротивляется, опасаясь
неизвестного мероприятия, не настаивайте,
поиграйте на вашей руке, и ему тоже захочется.
А когда материал усвоен, то рисуется
"толстая" цифра, которая делится на три и
более дорожек, на которых отрабатывается
направление письма. Каждая из полосок
последовательно, по очереди расписывается
крестиками, кружочками, снежинками в направлении
письма цифры. Так, при изображении четверки
дорожки идут немного наклонно сверху вниз,
поворачивают направо, затем по второй палочке
снова идут сверху вниз. О безотрывном письме речи
не идет.
Не следует расписывать дорожки
изображением одной и той же цифры. Ведь ставится
задача отработать направление письма и
закрепить "главные точки" смены направления
движения, что взрослый может ответственно
контролировать даже в группе детей. Стоит
заменить рисунки на само изображение изучаемой
цифры, как ситуация полностью выходит из-под
контроля, и варианты зеркального изображения
будут замечены только после их закрепления.
Задание не только потеряло свою ценность, но и
нанесло вред.
Таким образом, одновременно
достигается несколько целей: отрабатываются
образ цифры (аналогично поступаем и с буквой),
направление ее письма, совершенствуется
моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем
на порядок меньше. Поскольку нет ограничения для
творчества, то это же задание развивает
изобретательность и эстетическое восприятие при
придумывании вариантов росписи дорожек.
Конечно, учитель на уроке в свое время
расскажет и детально покажет, как и откуда писать
цифру или букву, куда вести линию. И ученики
честно пропишут все необходимое по воздуху и за
учителем в воздухе по изображению на доске, но…
Оставшись один на один со своей тетрадью, ребенок
с элементами левшества и с
"непроработанной" склонностью к
зеркальному письму привычно напишет знакомый
ему образ старым способом. А учительница, обегая
тридцать учеников, аккуратно исправит и сделает
замечание, спеша дальше… И если не подключиться
на этом этапе настойчивому взрослому, то
последствия предсказуемы.
Главное при работе с маленьким левшой
– это присутствие духа и вера в победу, если и
неполную, то хотя бы в постепенное,
последовательное улучшение. Поддерживайте
своего ученика, ведь ему намного труднее!
Продолжение следует
|