Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2003
< background="nsc_fon.gif" topmargin="0" link="#8000FF" alink="#FB00FB">

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина ГЕРАСЕНКОВА,
УВК № 1647,
г. Москва

Где поставить ударение

2-й класс (1–4)

Тема. "Ударение".

Цели. Закрепить умение находить ударный слог; выяснить роль ударения в слове; воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать; развивать мышление, устную и письменную речь, умение наблюдать, сравнивать.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, откройте тетради и напишите число, "Классная работа".

II. Минутка чистописания

У. Буквы, которые мы сегодня будем записывать на минутке чистописания, все перепутались. Чтобы их записать в нужном порядке, следует ориентироваться на прямоугольники – от самых высоких к самым низким.

У

Р

Е

Д

Е

Н

И

Е

На доске появляется запись:

ударение

III. Знакомство с новым материалом

У. Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети. Мы сегодня будем говорить об ударении.

У. Что мы уже знаем об ударении?

Д. Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове. Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Чтобы найти ударный слог, нужно "позвать" слово.

У. Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем, какова же роль ударения в слове. Об этом я расскажу историю, которая произошла в Стране русского языка. Ваша задача – быть внимательными и ничего не пропустить.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек.
Но слова забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: "Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю у вас значения!"
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо'к и сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!" Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо'к, а перед взором других слов предстал За'мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки' и сказали: "Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает". Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бе'лки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Стре'лки получилось Стрелки', вместо Кру'жки – Кружки'. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

Во время рассказа учитель обращает внимание детей на слова, написанные на доске, и показывает, что происходит с ударением.
Дети в тетради записывают слова, которые проучило Ударение.

На доске:

замо'к – за'мок
белки' – бе'лки
стрелки' – стре'лки
кружки' – кру'жки

У. Посмотрите на слова, которые вы записали. Чем они похожи?

Д. Пишутся одинаково. В каждом слове по два слога.

У. Ну, а чем они отличаются?

Д. Слова отличаются местом ударения.

– Значением.

У. Какой же вывод мы можем сделать?

Д. От ударения зависит смысл слова.

У. Работы у ударения – невпроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру. Это вам не через скакалку прыгать: надоело – бросили. Ударение – главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение.

Напиши номер ударного слога:

У. В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Пари'ж, пальто', портре'т, портфе'ль. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо бы'стро говорят быстро' (так, кстати, возникло название маленьких кафе).

А теперь поиграем. Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Дети выполняют задание.

Публикация статьи произведена при поддержке сервиса «Туристер». Посетив сайт «Туристера», который располагается по адресу http://www.tourister.ru/responses/croatia, Вы можете прочитать туристические отзывы об отдыхе в Хорватии с детьми, посмотреть фотоочеты о местных достопримечательностях, а также сразу забронировать авиабилет или номер в отеле. Отзывы о Хорватии станут полезным источником информации, если Вы сами собираетесь в путешествие – из них Вы узнаете о главных туристических маршрутах страны и достопримечальностях.

IV. Физкультминутка

На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Раз-два!
Хватит-хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит.
Вдохнули, выдохнули.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Ну вот, все отдохнули и готовы снова работать. Все, кроме ударения. Оно вдруг захотело сегодня понежиться. Видно, устало. Оно просит дать ему два выходных. В словах, конечно. В конце концов, у всех, кто работает, тоже есть выходные дни: суббота и воскресенье.
Когда же знак ударения может не выходить на работу в словах? Когда не нужно ставить косую черточку над словом?

Д. Когда в слове один слог.
– В словах с буквой ё.

У. Расскажи-ка,
Буква Ё,
Как твоё
Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт отчёт:
– Ничего житьё.
Течёт.
Я – ударная всегда!
– Ой-ё-ёй,
Вот это да!

Вот и получил знак ударения два выходных. Как у мам и пап на работе. Только эти выходные не суббота и не воскресенье, а особые слова, над которыми знаку ударения становиться не нужно. Пока ударение отдыхает, мы с вами выполним упражнения.

Упражнение 1

Переставь строчки так, чтобы получилось стихотворение. Поставь над словами знак ударения.

Кот и ёж
Очень растревожился
Кот идёт, навстречу – ёж.
И, как ёж, наёжился.
На ежа стал кот похож.

У. Найдите в тексте родственные слова.

Д. Ёж, наежился.

Упражнение 2

Прочитайте. В каждой цепочке слов найдите одно "лишнее". Ответ обоснуйте.

Берёза, осина, тополь, рябина

Д. Тополь – ударение падает на первый слог.

У. Стужа, вишня, туча, мотор.

Д. Мотор – ударение падает на второй слог, а везде на первый.

У. Дорога, сон, молоко, петух.

Д. Сон, так как в слове один слог и ударение не ставим.

VI. Итог урока

У. Молодцы!

Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Какие же это секреты? Приведите примеры.

Д. Ударение может изменить смысл слова.

– Ударение в русском языке может стоять на любом слоге.
– Если в слове один слог, то ударение не ставим.
– На ё всегда падает ударение.