Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ПИЛЬЩИКОВА,
учитель Некрасовской начальной школы
Костромской области,

"Откуда пошла русская земля..."

(Урок литературного чтения)

4-й класс (1–4)

При знакомстве с разделом "Летописи" ученики младших классов всегда испытывают затруднения, которые связаны со сложностью изложения материала, с большим количеством незнакомых слов и т.д.
Как заинтересовать детей этим жанром литературы, сделать его понятным и доступным? Возможно, уроки, представленные Еленой ПИЛЬЩИКОВОЙ, учителем Некрасовской начальной школы Костромской области, помогут вам в работе.

Урок 1

Тема. "Откуда пошла русская земля..."

Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; воспитывать уважение к отечественной истории.

Оборудование. Родная речь. Кн. 3. Ч. I. М. / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.A. Климанова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Скажите, с какими жанрами художественной литературы вы уже знакомы?

Дети. Сказка, рассказ, басня, былина, загадка, стихотворение.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с летописями – жанром древнерусской литературы. Слово "летопись" вам знакомо из уроков истории. Давайте вспомним его значение.

Д. Летописи – это один из письменных исторических источников, из которых люди узнают о том, что было раньше. Составляли их монахи-летописцы, в древние времена они были самыми образованными людьми. Они вели записи важных событий из года в год (из лета в лето). Отсюда и название записей – летописи.

У. Рассмотрите иллюстрацию на с. 3 учебника, расскажите, что на ней изображено.

Д. На иллюстрации мы видим келью. Ночь. За столиком сидит монах в черной одежде, при свете свечи что-то пишет гусиным пером. Вероятно, он записывает события, свидетелем которых был или о которых слышал, то есть пишет летопись.

III. Постановка цели урока

У. Почему же мы изучаем летописи на уроке литературного чтения, а не на уроке истории? Что будет в центре нашего внимания? Исторические события, описанные в летописи, или что-то другое?

Д. Вероятно, что-то другое.

У. Цель наших уроков – выяснить, что такое летопись: исторический документ или художественное произведение.
Мы знаем, что главное отличие художественной литературы от других видов литературы в том, что в ней прослеживается отношение автора к тому, что он пишет, есть доля вымысла, присутствует художественный образ, используются особые изобразительно-выразительные средства, а именно – специальный подбор слов, употребление их в переносном значении, использование эпитетов, описаний, речевых характеристик с целью создания образа.
Прочитаем эпиграф к первому разделу учебника "Откуда пошла русская земля...". Это слова из "Начальной русской летописи" – "Повести временных лет", написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Как вы их понимаете? О чем пойдет речь в этой летописи?

Д. О народах, которые жили раньше на русской земле, про основателей русских городов, про князей, про героев, которые защищали Русь.

У. Задача нашего урока – найти признаки художественности в тексте летописи, которую мы будем читать. Поэтому сформируем эпиграф к сегодняшнему уроку немного иначе: "Откуда пошла русская литература..."

IV. Знакомство с фрагментом летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

У. Перенесемся в далекие времена. Начало Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей – греков, варягов, хазар, печенегов. И киевские князья, в свою очередь, совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства – Византии (в настоящее время на этой территории находится Турция). Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.
Император Византии стремился подчинить Русь, овладеть ее богатствами, превратить захваченных в плен славян в рабов.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был еще маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошел на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Царьград и торговать там беспошлинно. В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.
Послушайте, как об этом историческом событии записано в летописи.
Учитель читает отрывкок из летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда" .

У. Попробуем проанализировать этот текст с точки зрения его художественности. На первый взгляд, идет описание исторических фактов. Но это не совсем так. Подчеркните в тексте глаголы.

Д. Пошел, вышел, начал воевать, убийства сделал, разбил и пожег, повелел, остановил...

У. Это глаголы действия. Они создают впечатление мощного, стремительного движения русского войска к победе. Налицо – специальный подбор слов. А каким вы представили себе князя Олега?

Д. Мужественным, сильным, решительным, умным, уверенным в своей силе...

У. Найдите в тексте слова, которые дают нам представление о характере героя текста – князя Олега.

Д. В тексте нет таких слов.

У. Действительно, поразительный эффект летописи – ни слова не сказав о характере героя, неизвестный летописец создал образ князя Олега. Похож ли он на реального человека?

Д. Чем-то да, а чем-то нет. Скорее он похож на богатыря из русских былин.

У. Вы правы, автор создал характер наполовину сказочный, наполовину реальный, и если мы взглянем на иллюстрацию на с. 5 учебника, мы увидим человека, очень похожего на былинного героя, русского богатыря, прозванного в народе за свой ум и прозорливость Вещим.

V. Работа с учебником

У. Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой момент запечатлен на ней?

Д. Изображено, как князь Олег со своей дружиной выходит из побежденного города, оставляя в честь победы на воротах свой щит.

У. Каким мы здесь видим князя Олега?

Д. Он очень горд своей победой. Голова высоко поднята. Взгляд решительный. Князь Олег покидает город с чувством выполненного долга.

У. Прочитайте текст летописи самостоятельно. Подчеркните слова, которые требуют объяснения.

Дети выполняют задание.

VI. Словарная работа

У. Какие слова вы подчеркнули?

Дети называют малопонятные или неизвестные им слова. Учитель записывает их на доске.

– Кто из вас может объяснить смысл этих слов?

При затруднении учитель сам дает толкование.

Материал для справок

  • В лето – в год.

  • 6415 г. – летоисчисление от Сотворения мира.

  • 907 г. – летоисчисление от Рождества Христова.

  • Варяги, словены, чудь, кривичи, меря и др. – племена, жившие на славянских землях. "Великая Скифь" – так называли греки эти племена.

  • Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных.

  • Яства – еда, кушанья.

VII. Итог урока

У. Какое новое значение вы открыли для себя сегодня на уроке?

Д. Мы узнали значения новых слов. Узнали, каким был князь Олег и что он сделал для славянских земель.

У. Сегодня на уроке мы выделили в летописях некоторые признаки художественного текста, но пока этого мало, чтобы признать летопись художественным произведением. На следующем уроке наше исследование будет продолжено.

VIII. Домашнее задание

У. Ответьте на вопросы 2, 3, 4, 5 на с. 10 учебника.

Урок 2

Тема. "И вспомнил Олег коня своего..."

Цели. Закрепить знания учащихся о жанровых особенностях летописей, найти признаки художественности в тексте летописи, воспитывать уважение к отечественной истории.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Что такое летопись?

Дети. Летопись – письменный исторический источник, из которого люди узнают о прошлом.

У. Зачем люди записывали свое прошлое?

Д. Чтобы мы сегодня знали о том, как люди жили раньше, какие происходили события.

У. Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас?

Д. Раньше летоисчисление шло от Сотворения мира, а сейчас – от Рождества Христова.

У. Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?

Д. Поход князя Олега на греков.

У. Что получил Олег в результате победы над врагами?

Д. Русские купцы могли торговать на греческой земле беспошлинно. Олег получил много золота и товаров.

У. Какие города уже существовали на Руси?

Д. Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любек.

У. Какой веры придерживались греки, а какой – русичи?

Д. Греки – христианства, они "целовали крест", а русичи – язычества. Они поклонялись богам Перуну, Велесу и др.

У. Что вы можете сказать о князе Олеге?

Выслушиваются ответы детей.

III. Знакомство с фрагментом летописи "И вспомнил Олег коня своего..."

У. Сегодня мы продолжим чтение летописи, рассказывающей о необычной судьбе новгородского и киевского князя Олега.

Учитель читает второй отрывок летописи "И вспомнил Олег коня своего..." .

– Что нового вы можете добавить к характеристике князя Олега, прослушав этот отрывок?

Д. Олег очень любил своего коня, вместе с которым он одерживал победы в сражениях. Олег был очень самоуверенным человеком, не верил в судьбу, с насмешкой отнесся к словам кудесника.

У. Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега?

Д. Вероятнее всего, нет.

У. Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в тексте летописи.

Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям?

Д. Автор осуждает Олега за вызов богам, насмешку над судьбой.

У. Заметили ли вы в этом отрывке особенность построения предложений?

Д. Многие предложения начинаются с союза и.

У. Приведите примеры.

Д. И жил Олег, княжа в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего. И сказал ему кудесник один.

У. Перечитайте еще раз отрывок.

Дети читают текст.

– Почему Олег решил найти кости своего коня?

Д. Наверное, он хотел поклониться им, еще раз поблагодарить коня, который был ему верным другом во время походов против врага.

У. Сколько лет княжил князь Олег?

Д. "И было всех лет княжения его тридцать и три", то есть 33 года.

У. Как народ отнесся к смерти Олега? Почему?

Д. Все любили Олега, уважали его за смелость, мужество, были благодарны за покровительство и защиту, поэтому когда он умер, "оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица".

IV. Знакомство с "Песнью о вещем Олеге" А.С. Пушкина

У. О случае, приведшем к смерти князя Олега, написано еще одно художественное произведение. Это "Песнь о вещем Олеге", созданная Пушкиным. Послушайте ее.

Учитель или заранее подготовленным учеником читает "Песнь о вещем Олеге" (Русская поэзия: Сборник. – М., 1989. С. 18).

V. Сравнительный анализ текстов

У. Какое произведение вам понравилось больше?

Д. Произведение Пушкина.

У. Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Чем отличаются друг от друга фрагмент летописи и стихотворение?

Д. Летопись написана прозой, а у Пушкина – в стихотворной форме. И хотя в его "Песни" много незнакомых слов, она очень красива.

– У Пушкина эта история описана более подробно. Мне понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать его, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Мне кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он жалеет сначала, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.

– Жалко князя Олега, что он погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.

VI. Итог урока

У. От создания летописи до написания стихотворения прошло около 800 лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно изменилась. Тем не менее русские летописи по-прежнему остаются уникальными литературно-историческими произведениями: ведь, описывая исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал личное отношение к ним. Таким образом летописи можно считать прообразом зарождающейся русской художественной литературы.

VII. Домашнее задание

У. Перескажите второй фрагмент летописи, сохранив языковые особенности этого произведения.