Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Программа "Одаренный ребенок в массовой школе"

Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.
Александр САВЕНКОВ считает, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников.
О том, как это сделать, расскажет серия статей под общим названием – "Одаренные дети в массовой школе".

Раздел 1. Пояснительная записка

Цель и задачи

Представленный материал ориентирован на то, чтобы методические и психологические службы начальных школ (прогимназий и др.) могли выстроить собственную образовательную программу таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.

Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.

Общая характеристика содержания программы

Программа содержит простой алгоритм действий педагогов, практических психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода и ни в коем случае не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Содержание материала структурировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая, базовая, проблема – концепция одаренности. Очевидно, что без ответа на вопрос о том, какое психическое явление следует считать одаренностью, невозможны поиски решений прикладных проблем. Концепция одаренности дает общий ответ на вопросы о том, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным. Это позволяет создать общую схему выявления детской одаренности в образовательном учреждении и разработать методический инструментарий для практического решения этих задач. В свою очередь, решение этих по традиции психологических задач создает почву для решения проблем сугубо педагогических. Это прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Описанный выше алгоритм, по которому выстроено содержание программы, более наглядно представлен на схеме.

Схема

Схема.

Программа разрабатывалась и проходила проверку в условиях эмпирического исследования в государственных образовательных учреждениях города Москвы:

  • прогимназия №1611, директор – заслуженный педагог РФ Е.В. Каминская;

  • начальная школа – детский сад №1669, директор – заслуженный педагог РФ Л.В. Лисогорова;

  • прогимназия №1882, директор – заслуженный педагог РФ Е.В. Пелих.

В структуру программы входят следующие разделы:

Введение.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Раздел 2. Концепция одаренности и цели образования.
Раздел 3. Система диагностики детской одаренности в дошкольном учреждении.
Раздел 4. Обогащение содержания образования.
Раздел 5. Формы организации образовательной деятельности.
Раздел 6. Методы, методики, технологии образовательной деятельности.

Раздел 2. Концепция одаренности и цели образования

Детская одаренность и цели образования

Всякая педагогическая работа начинается с постановки цели. Поэтому нам следует определить свои педагогические ориентиры. Чем яснее мы себе представляем цель, тем больше шансов ее достичь. Но при этом все же следует понимать, что нашим поведением и нашей деятельностью, часто руководят целевые установки и мотивы, которые нами не осознаются и мы не можем их выразить словесно. Они живут в нас где-то на уровне подсознания, там, где не все может быть выражено словами. Но они действенны и существенно влияют на то, что мы делаем.

Поэтому, определяя цель обучения и развития, надо стремиться не столько к ее полному осознанию и словесному оформлению, сколько к собственному включению в процесс ее понимания. Это значит, что, определив ее для себя в наиболее общем виде, нам надо постоянно ее корректировать в ходе своей деятельности.

Определение своих педагогических целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Начнем с основных терминов.

"Одаренные дети" и "детская одаренность"

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что этот подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает без меры, не скупясь, а кого-то "обходит стороной".

Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании слов "одаренность" и "дети". Поменяем их местами, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого.

Итак, вывод: человек способен мыслить творчески, и вне всякого сомнения, что это чудеснейший из даров. Подчеркнем, что "даром" этим отмечен каждый. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Обычно одаренностью называют – генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный компонент – "дар" – в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

Однако сразу оговоримся, что это "статический" взгляд на одаренность. Реально она всегда существует лишь в динамике, то есть в постоянном развитии. Вся психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов.

Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить "природный дар" в выдающийся талант.

Одаренность "общая" и "специальная"

Одним из важнейших является вопрос о том, существует ли так называемая "общая одаренность", как "универсальная способность" (способность ко всему), или дар всегда узконаправлен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует, что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях. В структуре психики есть некие "общие свойства, характеристики", которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе – большая редкость.

Давайте рассмотрим эту проблему, применив популярный в биологии научный прием – "метод модельных систем". Природа, как известно, строит свои системы по общим законам, часто используя одни и те же алгоритмы развития. Нам в качестве такой "модельной системы" послужит живое дерево.

Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Из корня вырастает общий ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каков корень, а также от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это в нашем случае и есть аналог тех самых "общих способностей" или "общей одаренности". Той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" – частные проявления одаренности.

От ствола идут сначала крупные ветви, они, в свою очередь, делятся на ветви поменьше, те, в свою очередь, еще и еще... Представим себе, например, ветвь – "художественная одаренность". Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. Но при этом они имеют много общего. Это общее мы обычно и объединяем словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому как из большой ветви вырастают ветви поменьше, так из "общих художественных способностей" вырастают изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятия живописью, для писателей иллюстрирование своих произведений.

Чем больше у человека этих частных способностей – "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности, тем воображаемое дерево выглядит более органичным.

Вопрос об "общей" и "специальной одаренности" имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

"Актуальная" и "потенциальная" одаренность

Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

Не менее часто бывает и наоборот: те, кто не проявил себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается не востребованным и не замеченным окружающими.

Продолжение следует