Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2003

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Валентина СОКОЛОВА

Вы спрашивали...

На сколько процентов в этом, 2003, году, был увеличен размер пенсии?

С 1 февраля 2003 г. размер базовой пенсии был увеличен на 6%, в связи с чем увеличение размера пенсии вылилось в среднем только на 30 рублей в месяц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. № 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии был утвержден в размере 1,126, а коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 г., утвержден в размере 1,307. В результате этого увеличение размера пенсии должно было составить в среднем 150 рублей в месяц.

Установлены ли ограничения в объеме учебной нагрузки учителям, директору, заместителям директора и другим категориям работников в школе?

В ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что верхний предел объема учебной нагрузки может быть установлен Типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Типовым положением об общеобразовательных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, учебная нагрузка на учебный год для учителей и других категорий работников верхним пределом не ограничивается.
Предельный объем учебной нагрузки, который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, – самим образовательным учреждением с учетом качества работы.

Имеет ли право учитель получить первую или высшую квалификационную категорию, минуя процедуру прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории?

В соответствии с приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" присвоение второй, первой и высшей квалификационной категории осуществляется после прохождения педагогическим работникам аттестации на соответствующую квалификационную категорию.
Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.
При этом могут применяться особые формы аттестации (упрощенные) в отношении педагогических работников, имеющих награды, ученые степени, звания, являющихся победителями, лауреатами профессиональных конкурсов и др.
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории является заявление работника.

Какова продолжительность рабочей недели классного воспитателя, работающего на полную ставку в школе?

В целях реализации ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
В этом постановлении Правительства не установлена продолжительность рабочей недели по должности классного воспитателя. В связи с этим Минобразование России своим письмом от 17 апреля 2003 г., которым оно доводило для руководства в работе органов управления образованием указанное постановление, было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель", продолжительность рабочей недели которому названным постановлением установлена 30 часов.
И это обстоятельство положительным образом скажется при назначении им досрочной трудовой пенсии по старости (то есть пенсии за выслугу лет), так как должность "старший воспитатель" поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на этот вид пенсии, а должность "классный воспитатель" не поименована, несмотря на неоднократные предложения Минобразования России о включении этой должности в названный Список.

За сколько часов в неделю выплачивается ставка заработной платы воспитателям образовательных учреждений для детей с задержкой в психическом развитии?

Воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, ставка заработной платы установлена за 25 часов педагогической работы в неделю (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений").
Задержка в психическом развитии ребенка является одним из отклонений в его развитии. Следовательно, воспитателям, работающим в образовательных учреждениях (группах) для детей с задержкой в психическом развитии, ставка заработной платы должна выплачиваться за 25 часов педагогической работы в неделю.

Обязан ли учитель в свой методический день приходить в школу, если у него в этот день нет ни уроков, ни каких-либо других мероприятий?

Действующим законодательством не предусмотрено предоставление учителям и другим педагогическим работникам методического дня в неделю. Наличие же свободных дней в неделю зависит от того, как будут составлены график работы и расписание занятий в образовательном учреждении. Расписание уроков должно составляться администрацией образовательного учреждения с учетом соблюдения санитарных правил с целью недопущения перегрузки учащихся, а также максимальной экономии времени учителя. Там, где это возможно, расписанием может предусматриваться свободный день в неделю для методической работы учителя и повышения квалификации. Учитель не обязан присутствовать в образовательном учреждении в свой свободный от занятий день, если на этот день не предусмотрено никаких мероприятий, в которых он был бы задействован.

Кто в настоящее время премирует руководителя учреждения, устанавливает ему доплаты и надбавки?

Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 145), вступившим в силу с 1 февраля 2002 г., установлено, что оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.
Для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций, финансируемых из федерального бюджета, Правительством Российской Федерации не издано постановления об оплате их труда. В связи с этим оплата труда этих работников (в том числе установление доплат, надбавок и их премирование) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 и 54), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 и постановлением Минтруда России от 20 января 1994 г. № 6.
В случае если субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления (не органами управления образованием) тоже не принято таких решений в отношении руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций, финансируемых соответственно из бюджетов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, то оплата их труда (в том числе установление доплат, надбавок и их премирование) также осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 и 54), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 и постановлением Минтруда России от 20 января 1994 г. № 6.
Для сведения сообщаем, что ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что установление различных доплат, надбавок, а также определение порядка и размеров премирования работников образовательного учреждения является компетенцией образовательного учреждения в пределах средств, выделяемых на оплату труда работников данного образовательного учреждения.
В соответствии с разъяснением Минтруда России от 20 января 1994 г. № 2, утвержденным постановлением Минтруда России от 20 января 1994 г. № 6, стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителям учреждений устанавливаются решением (приказом) органа управления образованием, в подчинении которого они находятся, применительно к порядку, определенному для других категорий работников данного учреждения (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки"). Вопросы премирования руководителей учреждений, установления им доплат решаются в соответствии с действующими в образовательном учреждении Положениями о премировании и порядке установления доплат, утверждаемыми советами образовательных учреждений.

На основании какого документа в настоящее время производится исчисление отпускных сумм?

Исчисление среднего заработка для оплаты отпуска осуществляется в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Когда будет решен вопрос о снижении нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов?

В целях реализации ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", в котором предусматривалось снижение нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов с 20 часов преподавательской работы в неделю до 18 часов в неделю. Однако при согласовании проекта постановления в установленном порядке Минтруд России и Минфин России не поддержали эти предложения из-за невозможности выделения дополнительных ассигнований на эти цели. В результате издано постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", в котором норма часов за ставку заработной платы у учителей начальных классов осталась прежняя, то есть 20 часов преподавательской работы в неделю.