Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2003

МАСТЕРСКИЕ

Марина ГЛАЗОВА

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 1 - 7

  • Раздел 1. Исходные формы. Уроки 8 - 20

  • Раздел 2. Доработка исходных форм

  • Раздел 3. Сложные изделия

Я леплю из пластилина

(Продолжение)

ТЕМА "КАРТИНА ИЗ ПЛАСТИЛИНА"

Уроки 8, 9, 10

Тема "Картина из пластилина" – базовая. Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-"краской" впервые, охотно выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.
В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. По своему усмотрению учитель может использовать эту технику в качестве разгрузочных уроков между уроками объемной лепки. Особенно хорошо включать такие уроки в программу лепки, проводимую по разделам в 1-м, 2-м и 3-м классах. Тогда можно в каждой параллели усложнять сюжет картины и усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.
В нашей программе, рассчитанной на один год, тема "Картина из пластилина" представлена двумя заданиями, базовое задание "Осеннее небо" и дополнительное задание "Портрет".
По календарному плану тема "Картина из пластилина" выполняется осенью. Осеннее небо – это то небо, которое дети могут наблюдать из окна класса. Поэтому задание "Осеннее небо" весьма актуально.
Учитель обсуждает с учениками жанр пейзажа.

Учитель. Какие предметы могут быть изображены в пейзаже?

Дети. Дома, небо, земля, трава, деревья, дорога...

У. Такие сложные вещи, как дома, деревья, изображать трудно и долго. Поэтому будем изображать более простые предметы, например облака, солнце, дождик. Из них сделаем картину на тему "Осеннее небо". Сейчас осень. Очень удобно наблюдать за осенним небом. Какого цвета осеннее небо?

Д. Иногда голубого, а чаще бывает серого или даже темно-серого. Когда выглядывает солнышко, в этом месте небо бывает голубое.

У. Но осенью на небе бывает много облаков разных цветов: белых, серых и темных. Темные облака называют тучами. Из них на землю падают капельки дождя. Все это мы с вами будем изображать.

Учитель показывает готовые работы прошлых лет.

– Чтобы получилась такая красивая картина с солнышком, облаками и дождем, надо сначала сделать фон для всех предметов, то есть изобразить цвет самого неба.
Все остальные предметы: солнышко с лучиками, тучки, облака, капельки дождя, которые падают вниз из тучек, – будут располагаться на этом фоне. Еще можно изобразить листики. Ведь осенью в воздухе всегда летают осенние листья. Они такие красивые, яркие. Они прекрасно оживляют, делают веселее серые краски осени.
Посмотрим, какого цвета пластилин у нас в наборах. Получится ли из этих цветов осеннее небо?

Д. Наверное, нет.

У. Какие нужны цвета для изображения неба?

Д. Голубой, сероватый и более темный. А такого пластилина в наборе нет.

У. Как быть?

Д. Не знаем.

У. А что вы делаете, когда нет нужной краски?

Д. Смешиваем подходящие цвета.

У. Какие цвета надо смешать, чтобы получить голубой цвет?

Д. Белый и синий.

У. Такой пластилин есть в наборе?

Д. Есть.

У. Значит, надо взять белого побольше, а синего – чуть-чуть, как в красках, будем смешивать эти два цвета. Сложим их вместе и будем переминать и разминать до тех пор, пока не получится новый, голубой цвет.

Во время беседы учитель выполняет действия, о которых рассказывает. Дети повторяют за ним.

Рис. 33

Рис. 33

Дальше по ходу урока учитель рассказывает поэтапно исполнение фона (рис. 33), показывает на своей картине, а дети выполняют эти действия также поэтапно. Размазывая пластилин сверху по картону тонким слоем, надо постараться, чтобы пластилин хорошо прилип к картону. Добавляются темные цвета в нужных пропорциях и замазываются средняя и нижняя части картона. Пока дети составляют новые цвета, учитель, проходя по рядам, показывает свою работу как образец, помогает определить нужное количество пластилина для составления новых цветов и т.д. Он объясняет, что на голубом фоне лучше всего изображать солнце с лучами, а внизу картины на темном фоне красиво будут выглядеть светлые капельки дождя. Но дождик обычно падает из тучек и облаков. Поэтому их надо изображать в верхней части картины – эти облака будут закрывать часть солнышка, а из облаков и тучек, расположенных в средней части картины, падать вниз на землю капельки. А в средней и нижней части картины можно расположить падающие осенние листья.
Если кто-либо из учеников быстро справился с выполнением фона, можно предложить подобрать нужные цвета для изображения облаков. Объясните, что облака могут быть разных цветов – от белого до очень темного. Для этого нужно использовать белый, синий, черный и даже красный пластилин, чтобы сделать цвет, похожий на фиолетовый. Если выбранные цвета перемешивать не до конца, а оставлять цветные прожилки, то облака будут необычными по цвету, а картина красочнее. Цвет с прожилками будем называть фактурным.
На этом этапе изготовления картины работу можно закончить. Картину убрать в коробку и приступить к уборке рабочего места.
На втором уроке учитель предлагает продолжить работу над картиной "Осеннее небо" лепкой облаков. Говорит, что для красивых облаков и тучек надо подобрать красивые цвета и оттенки, отличные от чисто-белого цвета, – сероватые, голубоватые и даже розоватые, словно окрашенные лучами солнца. Из новых цветов пластилина надо раскатать шарики разных цветов и размеров – побольше и поменьше, затем каждый шарик сдавить пальцами. Получится небольшая лепешка. Из этих лепешек составить стайки облаков и тучек. Во время объяснения учитель сам выполняет все действия, показывая каждый этап работы классу. Лучше, если показ будет проводиться по рядам. Ученики выполняют те же действия за учителем.

Один из вариантов композиции "Осеннее небо". Верхнюю группу можно составить из более светлых кружочков на фоне голубого неба и рядом поместить солнце также в виде кружочка средних размеров, подобрав нужный цвет: желтый, оранжевый или красный. А группу облаков лучше составить из кружков-лепешек разных размеров и разных оттенков светлых тонов. Такое облако будет смотреться очень красиво. В середине картины можно поместить облако, составленное из более темных кружочков разных размеров и цветов. Из-за верхнего облака будет выглядывать солнышко, а из нижних облаков – падать капельки дождя (рис. 34).

Рис. 34

Рис. 34

Вокруг солнца надо разместить лучики. Лучики – это длинные ровные треугольники, расположенные широким концом к солнцу. Такие треугольники легко получаются из маленьких длинных конусов.

Учитель показывает плакат "Конусы малых размеров".

Рис. 35а

Рис. 35а

Рис. 35б

Рис. 35б

Объясняет способ раскатывания малого длинного конуса. Показывает практически раскатывание на пластилине прямолинейным перекатыванием пластилина по выпуклой части ладони (рис. 35а). А затем, придавливая, помещает лучик на своей картине и проносит ее по рядам. Предварительно нужно пронести по рядам отдельно выполненный конус и проконтролировать исполнение его учениками. Таких лучиков надо сделать столько, сколько их помещается вокруг солнца до облаков. Широкие концы лучиков должны касаться друг друга.

Вдруг пошел осенний дождик, из темных облаков полетели светлые капельки. Учитель поэтапно показывает исполнение малого короткого конуса, указывая на соответствующий рисунок, объясняет его (рис. 35б).

1. Раскатать шарик размером с маленькую горошину из белого пластилина (можно из светлого цветного).

2. Взять шарик двумя пальцами за одну половинку и покатать в пальцах, как на плакате, – из шарика вытягивается короткий "хвостик", а стенки получаются с прогибом. Получилась форма, похожая на капельку. Капельку положить на нужное место в картине и придавить.

Учитель проносит по классу сначала горошину-шарик для ориентирования детей в размере, потом готовую капельку, чтобы дети яснее видели ее форму, а затем свою картину с помещенной на ней капелькой. Затем дети самостоятельно заполняют нижнюю часть картины дождиком, а учитель проводит индивидуальную работу с учениками.
Для выполнения листиков учитель предлагает подобрать подходящие цвета: желтый, оранжевый, красный, коричневый и их смеси. Напоминает, что листики будут красивее, если цвета не перемешивать до конца. Из такого разноцветного пластилина раскатать шарики, как для лучиков, а затем вытянуть с двух противоположных сторон по "хвостику", как у "капельки". Шарик с "хвостиками" сдавить пальцами и нарисовать стеком длинные и короткие жилки листика. Смешивание пластилина, раскатывание шариков, вытягивание концов и сплющивание – за исполнением всех этих действий учитель постоянно наблюдает, проходя по классу.
Листиков нужно сделать 3–5 разных цветов, разместить их внизу картины среди капелек. Если есть пустые места несколько выше, то их также можно заполнить листиками.
В конце занятия учитель проводит обсуждение готовых картин. Лучшими признаются те, которые имеют наиболее соразмерные детали, удачно скомпонованы, детали имеют четкую правильную форму и выполнены из красиво подобранных цветов. Индивидуальная оценка выставляется в журнал и в дневник.
Если занятия проводятся в сильном классе, всю работу можно провести на одном уроке.

Задание "Портрет" дополнительное, разгрузочное. Это может быть портрет мамы, папы, бабушки. При недостатке времени им можно пренебречь. Цель задания – закрепить умения в составлении новых цветов, познакомить детей с портретным жанром, потренировать в наблюдательности и в зрительной памяти. Фоном закрываем картон, предназначенный для портрета. Цвет фона выбираем сами согласно цвету будущих "налепов". Цвета, накладываемые на фон, должны быть к нему контрастны. Контрастность цветов дети уже в 1-м классе изучают на уроках рисования, что и должно быть использовано учителем. В этой работе на фон кладутся "волосы прически" и "одежда" портретируемого. Фон должен быть одноцветный и гладкий. Чтобы лучше ориентироваться в размере головы, хорошо бы по краю картона вылепить рамку будущей картины. Рамка займет некоторую ширину и сократит внутреннее пространство картины. Рамку делаем красивую, контрастную к фону, не слишком широкую, но толстую, украшенную каким-либо орнаментом. Можно нанести стеком равномерные насечки наискосок рамки, продавить углубления на равных расстояниях друг от друга или налепить жгутики и шарики.
Украшение рамки дети выполняют как домашнее задание, чтобы не тратить на эту работу драгоценное время урока. На остальном пространстве картины нужно разместить голову портретируемого. Чтобы голова попала на нужное место, чуть выше центра картины, сделаем вспомогательную разметку. Проведем две прямые линии: из верхнего левого угла к правому нижнему и из верхнего правого угла к левому нижнему (рис. 36).

Рис. 36

Рис. 36

Рис. 37

Рис. 37

Пересекутся линии точно в середине картины. Чтобы голова красиво разместилась, надо на это пересечение поместить рот. Значит, нижний край подбородка будет ниже, вся голова – нос, глаза, лоб, волосы – выше. Рисуем стеком овал лица, оставляя место для прически. Затем очерчиваем примерный контур прически. Ниже подбородка намечаем шею и плечи (рис. 37).

Рис. 38

Рис. 38

Рис. 39

Рис. 39

Линии разметки, оставшиеся на фоне, нужно загладить, а в нарисованных контурах намазать новые фоны (рис. 38). Для лица и шеи подобрать телесный цвет, состоящий из белого, красного, желтого цветов (белого больше), для волос – светлый (белый, коричневый, желтый, от телесного он должен хоть немного отличаться) или темный (черный + красный = коричневый; или коричневый + желтый + красный, или другие сочетания).

Так же подобрать фон одежды.

Последний этап работы – лепка деталей. Нос налепляем, если хотим его выделить объемно, телесным цветом или рисуем стеком по фону головы. Глаза, рот, брови оставляем на усмотрение авторов. Пряди волос можно налепить жгутиками, можно нарисовать стеком, но другие цвета, отличные от основного цвета волос, лучше не использовать (рис. 39).

Украшения на ушах, шее и на платье – дело всецело авторское. Важно только, чтобы автор не пренебрег правилами соразмерности. По разметке этого портрета можно предложить детям множество других портретов: лучшего друга, любимого животного, птицы, инопланетянина и проч. (рис. 40).

Рис. 40

Рис. 40

ТЕМА "ЧАЕПИТИЕ"

Уроки 11, 12, 13, 14

Тема "Чаепитие" – базовая. Она знакомит детей с приемами использования цилиндрического жгута, с новой исходной формой жгут веретенообразный, тренирует глазомер, знакомит со схемами и обозначениями на них, закрепляет полученные знания.
Тема представлена базовыми изделиями "тарелка", "баранка", "крендель", дополнительными изделиями "конфеты", "чайный сервиз".
Поскольку все изделия темы – лакомства к чаю, то первым изделием следует лепить предмет, на котором будут лежать эти лакомства. Итак, первое изделие темы – "тарелка".

Изделие "Тарелка"

Учитель проводит беседу с учениками о том, как дома они собираются пить чай, например, в воскресенье, когда вся семья в сборе, чем отличается чаепитие, например, от обеда или десерта. Учитель предлагает слепить тарелку. Показывает готовое изделие, чтобы определиться с размером. Объясняет, как легче сделать ровный круг одинаковой толщины нужного размера. Конечно, легче и удобнее сделать его с помощью жгутов.
Учитель предлагает начать лепить тарелку с раскатывания жгутов одинаковой толщины. Подсказывает, что толщина жгутов определяет толщину тарелки. Поэтому надо их делать не слишком толстыми, чтобы тарелка не была грубой. И не слишком тонкими, чтобы края ее не гнулись. Далее учитель проводит лепку тарелки по нотации, то есть показывая каждый этап работы на своем материале, давая возможность детям повторить этот этап из своего пластилина и контролируя исполнение. Убедившись, что большинство детей справилось с одним этапом, можно переходить к другому.

Нотация на изделие "Тарелка"

1. Раскатать насколько цилиндрических жгутов одной толщины из одноцветного пластилина. Толщина жгутов не более 5 мм (рис. 41).

Рис. 41

Рис. 41

2. Обрезать неровные концы у жгута и свернуть его улиткой, как показано на рис. 42.

Рис. 42

Рис. 42

3. Приставить к концу первого жгута обрезанный конец второго жгута, загладить шов и продолжать закручивать улитку. Продолжать присоединять и накручивать жгуты, пока не получится круг нужного размера.

4. Конец последнего жгута примазать, а все швы между жгутами замазать с обеих сторон круга (рис. 43).
Внимание! Толщина жгутов в круге должна сохраняться.

Рис. 43

Рис. 43

5. Для того чтобы ободок-подставку тарелки поместить на нужное место, надо произвести разметку. На одной стороне круга стеком проводим две прямые линии, делящие круг пополам вертикально и горизонтально. А затем каждую половинку прямой линии также делим пополам и ставим небольшую засечку стеком (рис. 44).

Рис. 44

Рис. 44

6. Раскатать жгутик чуть тоньше, чем для тарелки. Проложить его через засечки кружочком. Отрезать лишние концы и соединить, как кольцо пирамиды (рис. 45).

Рис. 45

Рис. 45

7. С наружной стороны кольцо примазать к кружку тарелки стеком или пальцем. Это значит – загладить шов между ободком-подставкой (кольцом) и тарелкой. При этом толщина жгута (кольца) должна сохраняться (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 46

8. Края тарелки начиная от кольца отогнуть вверх, в то время как ободок-подставка остается снизу (рис. 47).

Рис. 47

Рис. 47

Учитель демонстрирует свою работу и работы учеников прошлых лет, предлагает детям сравнить их изделия с предложенными образцами, поправить свои тарелки, если они деформировались. А затем показывает некоторые удачные работы, выполненные на уроке, всему классу.

Учитель напоминает о теме нескольких уроков – "Чаепитие". Поэтому тарелок для сладостей надо сделать несколько. Чтобы не тратить время на уроке, дети дома могут слепить еще одну или две тарелки. Это домашнее задание. Готовое изделие надо взять домой, чтобы оно служило образцом. К следующему уроку у каждого на рабочем столе должна быть хотя бы одна тарелка.

Изделие "Баранка"

Учитель просит достать изделие "тарелка". Затем концентрирует внимание детей на плакате "баранка", просит определить, из какой исходной формы она сделана. Дети определяют исходную форму как цилиндрический жгут (рис. 48). Учитель напоминает способ раскатывания и проверки правильности формы цилиндрического жгута. Затем предлагает подготовить к работе пластилин подходящего цвета, напоминает необходимые действия при исполнении цилиндрического жгута.

Рис. 48

Рис. 48

Этапы раскатывания цилиндрического жгута: пластилин покатать между ладонями, потом на рабочей доске до нужной толщины жгута, ровности формы и гладкости поверхности. Учитель обращает внимание учеников на толщину жгута, показывая готовое изделие. Объясняет, что толщина должна быть не более 5–7 мм. Иначе баранка будет слишком большая по отношению к тарелке. Чтобы угощение выглядело естественно, как это бывает в жизни, надо, чтобы на тарелке уместилось хотя бы пять баранок. Учитель раскатывает цилиндрический жгут, проносит по рядам, сравнивая его с работами учеников по толщине, ровности формы и качеству поверхности. При сравнении с изделием учителя выявляются очевидные ошибки в работах учеников, которые должны быть исправлены до следующего этапа работы.
Учитель напоминает детям изделие "пирамида", где из таких жгутов дети делали кольца. Дети вспоминают, как они определяли размер кольца и соединяли концы жгута. При этом учитель сгибает свой жгут в кольцо, накладывая его концы друг на друга. Затем объясняет, что в пирамиде ширина кольца определялась толщиной середины пирамиды; в изделии "баранка" дети должны сами правильно установить ширину кольца согласно указанной на рисунке пропорции (рис. 49).

Рис. 49

Рис. 49

Учитель объясняет детям значение цифр на рисунке и зависимость внутреннего отверстия от толщины жгута. На своей работе учитель наглядно показывает различные варианты пропорций: большое отверстие и малое отверстие делают баранку неузнаваемой. А соблюдение пропорции, указанной на рисунке, делает изделие похожим на всем знакомую баранку. Поскольку внутреннее отверстие должно быть вдвое больше толщины жгута, то легче определить эту пропорцию следующим образом: свернуть жгут в кольцо, положить стек на кольцо ребром ровно посредине кольца, как бы собираясь порезать кольцо пополам, потом внимательно сравнить толщину кольца и расстояние до стека. Если эти величины примерно одинаковы, то пропорция правильная. Если расстояние до стека слишком велико, то надо сдвинуть концы жгута до нужного размера (рис. 50).

Рис. 50Рис. 50

Рис. 50

Если просвет мал, то, наоборот, раздвинуть концы, увеличивая просвет. А затем стеком разрезать жгут в месте наложения концов, как в изделии "пирамида". Учитель проделывает эти действия на своей работе и показывает ученикам результат, пронося по классу.
Затем соединение обрезанных концов заглаживанием делается точно так же, как в изделии "пирамида" (рис. 51). Форма всей баранки выправляется, если в процессе лепки не образовалась круглая форма. Баранка укладывается на тарелку. Дети сравнивают размер полученной баранки с тарелкой, определяя на глаз соразмерность изделий. Выясняют, можно ли в эту тарелку положить еще 3–5 баранок такого же размера.

Рис. 51

Рис. 51

Учитель напоминает цель изготовления баранок – угощение к чайному столу. А угощать всего одной баранкой не совсем красиво, поэтому нужно вылепить еще несколько. Недостающее количество изделий дети лепят дома к следующему уроку (рис. 52).

Рис. 52

Рис. 52

Рис. 52

Изделие "Крендель"

При лепке изделия "крендель" дети знакомятся с новой исходной формой жгут веретенообразный. На учебном плакате показан способ исполнения жгута раскатыванием на доске; разнообразие жгутов: короткие толстые, средние с острыми концами и с округлыми концами и веретено – старинный инструмент для прядения ниток вручную (рис. 53).

Рис. 53

Рис. 53

Современные дети с веретеном не знакомы. Да и многие молодые преподаватели тоже. Веретено – это небольшая круглая деревянная палочка длиной 30–40 см. Форма ее своеобразная. В середине она толстая, а к концам тонкая. Один конец тонкий и длинный – это ручка. За нее веретено вертят вокруг оси. А на другой конец с небольшим утолщением накручивают готовую перевитую в нитку пряжу. По форме этого раньше всем хорошо знакомого инструмента названы жгуты, похожие на него. Этот инструмент теперь уже не встретишь, если только в музее, но познакомить с ним детей можно. Вспомним "Сказку о царе Салтане", где "три девицы под окном пряли поздно вечерком" таким веретеном. Покажем рисунок на плакате и объясним, почему жгуты называются веретенообразными.

А теперь посмотрим на крендель, который мы будем лепить. Крендель – это такая сладкая булочка. Тесто в ней закручено в своеобразную форму. Если крендель распрямить, заготовка будет иметь форму веретенообразного жгута. Чтобы получить такой жгут из пластилина, надо вспомнить, как раскатывается жгут цилиндрический. Начинаем точно так же – пластилин катаем между ладонями. А потом кладем его на доску и дальше раскатываем на доске прямолинейно, но при перекатывании на середину нажимаем совсем слабо, а к концам нажим равномерно усиливаем. Затем жгут надо свернуть в крендель. Делается это так: сгибаем концы вниз, подковой, а потом подгибаем правый конец вверх влево, а левый конец – вверх вправо. Если длина жгута позволит, концы между собой можно разок перекрутить. Надо только, чтобы концы обязательно достигали толстой части или накладывались на нее. Иначе крендель не будет красивым и прочным.

На тарелку, приготовленную заранее, надо положить несколько кренделей, примерно 3–5. Это будет вторая композиция по теме "Чаепитие". В композиции должно быть все соразмерно, значит, сами крендели должны быть небольшими, но все между собой по размеру одинаковы. Ведь в магазине мы покупаем изделия одного вида все одинаковые по форме и по размеру. Если мы выполним эти условия, то наша композиция будет выглядеть совсем как настоящая.

На этом уроке одинаковый размер изделий детям придется определять на глаз. Это довольно сложно. Но пока способ изготовления равновеликих деталей мы не рассматриваем. Расскажем о нем в разделе "Доработка исходных форм". Учитель, показывая раскатывание жгута, в целях тренировки исполнения нового вида жгута и заготовки основы для будущих изделий может предложить детям сразу раскатать жгуты одинаковых размеров. Такая работа отлично развивает глазомер. Но на этом этапе многие дети могут не справиться с пропорциями и размерами – задача учителя своевременно указывать на ошибки, добиваться того, чтобы дети увидели их.

Изделие (дополнительное) "Конфеты"

В самом деле, что же это за чаепитие без конфет? Это изделие лепим при наличии учебного времени и по желанию детей. На рис. 54в, ж предложены два основных вида конфет: карамель в бумажных фантиках и шоколадные конфеты также в обертке.

Для лепки карамели понадобится пластилин разных цветов. При подготовке пластилина к работе надо попросить детей отрезать несколько небольших цветных кусочков. Каждый кусочек делим пополам. Из одной половины раскатываем цилиндр, у которого скругляем концы (рис. 54а). Пропорции смотрим на рисунке, а также ориентируемся на образец учителя. Затем второй кусочек тоже делим пополам. Из половинок раскатываем шары, а из шаров конуса (рис. 54б) по уже известным правилам. Учителю необходимо каждое новое действие подробно объяснить словами и показать на пластилине, а во время исполнения этого действия проследить за правильностью исполнения и указать ошибки. Собирается изделие просто. Проминаем основания конусов вовнутрь чем угодно – пальцем, спичкой, стеком – и соединяем с цилиндром (рис. 54в). Соединять лучше на спички, зубочистки, проволочки, чтобы не сильно поломать узкие концы конусов. Если при этом боковая стенка конусов помнется, что иногда бывает огорчительно, то это даже хорошо: "закрученные фантики" будут выглядеть вполне естественно.

Рис. 54а

Рис. 54а

Рис. 54б

Рис. 54б

Рис. 54в

Рис. 54в

Шоколадные конфеты тоже можно лепить из фактурного пластилина, но можно из одноцветного. Тогда фантик можно будет украсить своим рисунком, налепив цветной контрастный пластилин. Все размеры и пропорции смотрим на плакате.

Нотация на изделие "Конфеты"

1. Раскатать цилиндр и скруглить концы.
2. Разметкой разделить на четыре равные части: пополам и еще каждую часть пополам (рис. 54г).

Рис. 54г

Рис. 54г

3. Две крайние части придавить (рис. 54д).

Рис. 54д

Рис. 54д

4. Придавленные лепешки обрезать стеком уголком средних размеров (не длинным и острым и не слишком коротким и тупым) (рис. 54е).

Рис. 54е

Рис. 54е

5. Украсить конфету (рис. 54ж).

Рис. 54ж

Рис. 54ж

Композиция этого изделия состоит из тарелки с конфетами. Впрочем, дети уже много раз лепили тарелки. Если с повтором тарелки возникнут проблемы, то можно предложить детям слепить другую посуду самостоятельно. Однако композиционные требования соразмерности должны сохраняться.
Общие требования к композиции всегда одинаковы: форма, пропорции и соразмерность, подбор цветов, красота.

Изделие "Чайный сервиз"

Это еще одно дополнение к чайному столу. Задание дополнительное. Сложность лепки в доработке исходных форм, которые опережают программу. Изделие для подготовленных детей, трудолюбивых, усидчивых и заинтересованных. Больше подходит для девочек. Можно предлагать в старших классах. Первоклассники с ним не справятся. Состоит из чайника, сахарницы, чашки с блюдцем для показа лепки и проработки. Количество изделий надо лепить по потребности. Если до конца налепить все предложенные в теме изделия, то можно итоговой композицией сделать сервировку чайного стола. Столом для этой композиции могут быть прямоугольники из картона или рабочие доски.

Изделие "Чайник и сахарница"

Оба изделия делаем из исходной формы шар. Чтобы они были одинаковых размеров, надо сразу раскатать два равных шара. Сравнивать размеры можно только у одинаковых форм!

Нотация на изделие "Чайник и сахарница"

1. Раскатать два равных больших шара способом "на столе".

2. Двумя пальцами сжать каждый шар и повернуть (рис. 55а) между пальцами вокруг оси, чтобы сгладить острые ребра, образующиеся от сжатия. Высота изделия должна быть меньше, чем ширина.

Рис. 55а

Рис. 55а

3. Раскатать два шара средних размеров способом "в руках".

4. Придавить шары на доске, уменьшив высоту шара вдвое (рис. 55б).

Рис. 55б

Рис. 55б

5. Смазать пальцем верхнюю половину вниз, образовать внизу шаров острое ребро. Это крышки для чайника и для сахарницы.

6. Раскатать два малых шара способом "на ладони" и придавить его сверху на крышки (рис. 55в).

Рис. 55в

Рис. 55в

7. Раскатать три одинаковых по толщине и по длине цилиндра и один конус.

8. Сделать на конусе изгибы, а цилиндры согнуть подковой (рис. 55г).

Рис. 55г

Рис. 55г

9. Из тонких жгутиков сделать кольца, как в изделии "неваляшка" (рис. 55д).

Рис. 55д

Рис. 55д

10. Большие шары для устойчивости ставим на кольца из жгутов.

11. С боков присоединяем к чайнику согнутый цилиндр и изогнутый конус (рис. 55е).

12. К сахарнице присоединяем два согнутых цилиндра тоже по бокам, швы соединений желательно заглаживать стеком для прочности и красоты (рис. 55е).

Рис. 55е

Рис. 55е

13. Сверху большие шары немного приминаем, если они получились слишком выпуклыми, и прижимаем готовые крышки.

14. Затем украшаем посуду ярким пластилином.

Изделие "Чашка и блюдце"

Оба изделия выполняем из исходной формы шар равных размеров, средней величины, способом "в руках".

1. "Чашка". В шаре сделать глубокое вдавливание, поворачивая шар вокруг оси, чтобы углубление было равномерным (рис. 56а).

Рис. 56а

Рис. 56а

2. Раскатать жгутик для ручки и согнуть его (рис. 56б).

Рис. 56б

Рис. 56б

3. Из более тонкого жгутика согнуть кольцо и поставить на него чашку (рис. 56в).

Рис. 56в

Рис. 56в

4. Сбоку прилепить ручку, шов крепления загладить.

5. Чашку украсить (рис. 56г).

Рис. 56г

Рис. 56г

6. "Блюдце". Шар придавливанием превратить в толстую лепешку.

7. Середину лепешки ровно промять, загладить края и дно блюдца.

Основным цветом изделий может быть не только белый цвет. Можно использовать любой светлый или даже темный. Сейчас в продаже можно встретить посуду любого цвета. Но украшать ее надо всегда контрастными цветами пластилина.

ТЕМА "С НОВЫМ ГОДОМ!"

Урок 15, 16, 17

Тема "С Новым годом!" – разгрузочная. По календарному плану она выполняется в конце второй четверти. При наличии достаточного времени тему можно выполнять в полном объеме представленных изделий. Если у преподавателя имеется всего 2–3 урока или класс слабый, то можно сократить тему до 1–2 изделий, доступных для исполнения. Новогоднюю композицию можно составить с любым количеством изделий, а с одним изделием – всего за один урок. В теме исполняются изделия: "снеговик" на основе изделия "неваляшка"; "елочка пушистая" на основе изделия "пирамида коническая"; "Дед Мороз" на основе изделия "снеговик" и "Cнегурочка" на основе изделия "Дед Мороз".

Изделие "Cнеговик"

Анализ формы деталей проводится в виде беседы. Все детали снеговика сделаны из шаров и конусов разных размеров. Относительные размеры деталей надо смотреть на учебном плакате и на готовых изделиях. Снеговик состоит, как и неваляшка (вспомним это изделие), из туловища, головы и двух ручек-шариков. Туловище делается из двух шаров разных размеров. Нижний шар большой, а верхний меньше. Голова делается из исходной формы конус, а руки так же, как и туловище, из шаров, но меньшего размера (рис. 57а).
Туловище, голова, руки – это основа снеговика. Все остальные, дополняющие основу детали – это налепы. У снеговика налепы – шапочка-колпак или ведро. Нос – это малый конус, пуговицы шарики малого размера (рис. 57б).
За время беседы и анализа форм изделия дети должны подготовить пластилин к работе. Лучше всего лепить снеговика из белого пластилина. Если же его уже мало, то можно взять любой светлый цвет, которого хватит на изделие.

Нотация на изделие "Снеговик"

1. Раскатать большой шар.

2. Раскатать средний шар.

Рис. 57а

Рис. 57а

Рис. 57б

Рис. 57б

3. Раскатать конус средних размеров. Все действия учитель показывает на своем пластилине.

4. Отрезать способом перекатывания кончик конуса, примерно третью часть длины, если мы хотим сделать перевернутое ведро на голове снеговика. Это традиционный головной убор. И не отрезать, а оставить острый конец, если снеговик будет украшен колпаком.

5. Оставшуюся часть конуса разделить по высоте пополам. На уровне этого деления стеком провести разметочную линию по окружности конуса (рис. 57в).

Рис. 57в

Рис. 57в

Рис. 57г

Рис. 57г

6. Раскатать тонкий жгут из яркого пластилина, проложить его по разметочной линии, соединить и загладить (вспомнить соединение жгутов в пирамиде).

7. Весь жгут по окружности головы примазать к узкому концу конуса (рис. 57г) и "закрасить" цветом жгута весь пластилин основы. Загладить все неровности (рис. 57д). Проследить, чтобы непримазанная часть жгута оставалась ровной линией. Надо объяснить, что так делается в лепке любая другая шапочка. Если поля шляпы большие, то жгут для них делают толще.

Рис. 57д

Рис. 57д

8. Соединить все детали основы на спички. Голову присоединить так, чтобы шапка смотрела не вверх, а наискосок. Большой шар сделать устойчивым либо придавливанием его к доске либо с помощью жгутика, как в неваляшке. Действие знакомое, но учитель еще раз показывает на своем изделии. Ведется контроль качества сборки, чтобы при сборке форма деталей не сломалась, и контроль устойчивости изделия (рис. 57е).

Рис. 57е

Рис. 57е

9. Раскатать два одинаковых шара для рук, как у неваляшки. Обратить внимание на пропорции к остальному изделию и на равные размеры шаров. Так как дети пропорции еще не видят, равные размеры не чувствуют – требования к пропорциям минимальные. Надо постараться дать детям возможность чаще сравнивать свою работу с образцом для выявления ошибок.

10. Руки снеговика присоединить на спички в верхней части среднего шара.

12. Раскатать малый конус длинный способом "на ладони", как лучик у солнышка в работе "Осеннее небо". Поместить его на середину лица и придавить.

13. Раскатать два совсем маленьких шара равных размеров. Прижать спереди к среднему шару, как пуговицы у неваляшки.

14. Глаза продавить зубочисткой, рот нарисовать стеком. Готового снеговика можно для устойчивости поставить на пластилиновую подставку (рис. 57ж).

Рис. 57ж

Рис. 57ж

Изделие "Елочка пушистая"

Изделие похоже на пирамиду коническую. Так же как и в пирамиде, в середине елочки ее ствол – это большой конус, на который прикрепляются колючие пушистые "ветки" ярусами, как кольца у пирамиды. Для лепки елочки понадобится три цвета пластилина: коричневый для конуса, зеленый для веточек и белый для снежного сугроба-подставки, из которого растет елка.

Нотация на изделие "Елочка пушистая"

1. Из коричневого пластилина раскатать конус большой средних пропорций. Высота конуса равна или немного больше высоты снеговика. Придавить основание конуса к доске, сделать его устойчивым, поставить вертикально на основание (рис. 58а).

Рис. 58а

Рис. 58а

Рис. 58б

Рис. 58б

Рис. 58в

Рис. 58в

Рис. 58г

Рис. 58г

2. Раскатать жгут из белого пластилина толщиной, как для пирамиды. Обернуть жгут вокруг основания конуса, как первое кольцо пирамиды, обрезать и соединить концы заглаживанием. Все как в конической пирамиде. Снизу укрепить на конусе кольцо из жгута заглаживанием шва между конусом и кольцом (рис. 58б).

3. Раскатать жгут из зеленого пластилина толщиной, как белое кольцо. Обернуть им конус на некоторой высоте от белого кольца, примерно на толщину жгута или чуть выше. Обрезать лишние концы жгута, соединить их и загладить, как в пирамиде (рис. 58в).

4. Верхний край зеленого жгута примазать к конусу-стволу по окружности конуса. Неровности от примазывания не заглаживать, оставить ребра (рис. 58г).

5. Наружный край зеленого жгута украсить защипами, сжимая край пластилина в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном (рис. 58д). Если сказать детям, что каждый защип делается, как клювик у птички, задача окажется совсем простой. Защипы надо сделать по всей длине жгута и почаще. С ними елочка становится пушистой и нарядной.

Рис. 58д

Рис. 58д

Рис. 58е

Рис. 58е

Повторить действия пунктов 3, 4, 5 до конца ствола-конуса, делая зеленые кольца все уRже и уRже. Это тоже новое, поэтому учитель еще раз объясняет выполняемые действия, показывая их на своем изделии, пронося по классу, контролируя понимание и исполнение. Последнее кольцо у самой вершины конуса, примазывая, вытягиваем вверх, заостряем, делаем вершину елки. На этом кольце поместится немного защипов. Их надо делать поменьше размером и уместить не менее трех-четырех вокруг вершины. Это кольцо надо делать из более тонкого жгута. Вообще, желательно, чтобы к вершине коRльца равномерно были бы чуть тоньше, чем нижние. Всего на елке нужно уместить 3–5 колец. Тогда елка будет стройная и красивая (рис. 58е).

Есть еще два варианта елочек, они делаются без защипов. При изготовлении елочки из конусов (рис. 59) нужно уметь делать доработку исходных форм и видеть правильную форму. Елочка из цилиндрических жгутов (рис. 60) заимствована у мастеров дымковского промысла. Исполнение ее требует значительного навыка в лепке и развитого объемного видения. Елочку из конусов можно предложить при лепке раздела "Доработка исходных форм" детям постарше, во 2–3-м классах. Елку из жгутов могут сделать успешно в конце 2-го–3-м классах при условии лепки по нотации.

Рис. 59

Рис. 59

Рис. 60

Рис. 60

Изделие "Дед Мороз"

Анализ формы в виде беседы. Дед Мороз (рис. 61) похож на снеговика своей основой. Туловище и голова, как у снеговика, состоят из большого и среднего шаров и головы-конуса. Руки из длинных закругленных конусов небольшой толщины. Остальными деталями основа превращается в Деда Мороза. Подол шубы, пояс, манжеты рукавов и опушка шапки выполняются из цилиндрических жгутов разной толщины (рис. 62). Воротник, борода и усы – из веретенообразных жгутов разного размера (рис. 63).

Рис. 61

Рис. 61

Рис. 62

Рис. 62

Рис. 63

Рис. 63

Изделие будет красивым, если подобрать для деталей яркие цвета. Основным цветом выполняют шубу. Одним цветом нужно сделать большой и средний шары и руки-конусы. Опушку шубы и шапки, манжеты и воротник делают цветом, похожим на мех, – рыжим, серым или бежевым. Черный цвет сделает фигуру Деда Мороза мрачной. Для пояса надо подобрать яркий цвет, контрастный к цвету шубы. Голова изделия выполняется, как у снеговика, из белого пластилина. Также можно оставить острый колпак или обрезать его на треть. В середине высоты обернуть его жгутом-опушкой, а оставшуюся белой верхнюю часть шапки "закрасить" цветным пластилином. Нос красный или оранжевый, усы и борода голубоватые, из фактурного пластилина.

Нотация на изделие "Дед Мороз"

1. Раскатать большой и средний шары из выбранного для шубы пластилина (рис. 64а).

Рис. 64а

Рис. 64а

2. Раскатать конус средних размеров и пропорций из белого пластилина, острый конец конуса скруглить или не докатывать его до острого конца (рис. 64б). Раскатать из пластилина цвета меха цилиндрический жгут самой меньшей толщины из всех жгутов, предназначенных для опушек, и проложить жгут-опушку шапки, как в изделии снеговик. Прокладывая жгут, его надо слегка придавливать, чтобы крепче соединить с основой.

Рис. 64б

Рис. 64б

3. Собрать на спички туловище и голову изделия, наклонив шапку наискосок. Работа уже знакомая, если перед Дедом Морозом был вылеплен снеговик. Учителю следует напомнить необходимые действия и проследить за исполнением (рис. 64в).

Рис. 64в

Рис. 64в

4. Раскатать цилиндрический жгут для опушки подола шубы. Этот жгут должен быть наиболее толстым из всех жгутов для опушек и цветом, выбранным для меха. Основу поставить вертикально на доску, слегка придавив большой шар к доске. Жгут обернуть вокруг большого шара, положив его на доску, соединить и загладить. Снизу укрепить на шаре заглаживанием шва, как в изделии "елочка пушистая".

5. Раскатать цилиндрический жгут чуть меньшей толщины, чем для опушки шубы, из яркого пластилина. Между двумя шарами, большим и средним, проложить жгут и придавить. Концы можно обрезать, как на всех других соединениях жгутов. Но можно не обрезать, а расплющить и наложить друг на друга, опустив вниз. Так выглядят длинные завязанные пояса.

6. Раскатать два конуса одинакового размера. Соразмерность и пропорции смотреть по плакату. Острый конец скруглить. Цвет пластилина, как у туловища основы.

7. Присоединить конусы толстыми концами к верхней части среднего шара – верхней части туловища (рис. 64г). Присоединение делается придавливанием и заглаживанием шва. В лепке заглаживание шва между двумя деталями называется примазкой.

Рис 64г

Рис 64г

8. На каждой руке, отступив немного от конца конуса, проложить жгутик-манжет, обрезать лишние концы пластилина на манжете, соединить срезы и загладить. Учителю проследить толщину жгутика для манжета и место его прокладки.

9. Раскатать жгут веретенообразный такой длины, чтобы его хватило обернуть вокруг шеи. Жгут изогнуть дугой, как в изделии "крендель" (рис. 64д). Внутреннюю сторону жгута слегка сплющить, чтобы эта часть воротника поместилась между туловищем и головой. Воротник поместить на место, соединив концы спереди. Это действие новое – требуются тщательное объяснение, демонстрация на пластилине, близкий показ (по рядам), индивидуальная работа.

Рис. 64д

Рис. 64д

10. Поскольку цвета пластилина у шубы и воротника разные, укрепить воротник можно следующим образом. Снять со спички голову Деда Мороза, примазать воротник сверху к среднему шару туловища и снова надеть на спичку голову. Этот прием также следует показать и проследить исполнение.

11. Раскатать веретенообразный жгут меньшего размера, согнуть подковой, слегка сдавить его толщину. Учителю надо помочь определить размер жгута для бороды. В каждом конкретном случае он должен внутренней частью облегать круглую часть конуса, упираясь острыми концами в "меховую опушку" шапки. Приложить бороду на место вокруг нижней части головы. Узкие концы упираются в шапку и ограничивают лицо, широкая часть бороды прикрывает соединение воротника спереди.

12. Из красного или оранжевого пластилина раскатать шарик малого размера, как пуговка у неваляшки, и поместить ее на середину лица. Работа простая, не требует внимания учителя.

13 . Раскатать совсем маленький веретенообразный жгутик, согнуть дугой, прилепить толстой частью сразу под носом. Концы усов опускаются на бороду. Хорошо, если между внутренними краями в середине бороды и усов образуется некоторое расстояние, которое будет имитировать рот. Если так не получается, а усы накладываются прямо на бороду, то уменьшить толстую часть бороды, то есть снять бороду и раскатать новый жгут, более тонкий в середине.

14. Глаза обозначить спичкой или черным пластилином. Над глазами можно поместить брови из очень маленьких жгутиков. Но работа эта, прямо скажем, ювелирная. Бывают дети – любители миниатюры, они легко с этим справляются. Дополнить и украсить изделие можно пуговицами на шубе. Руки согнуть и вложить в них посох и мешок с подарками.

Можно предложить сделать посох более красивым: раскатать два жгута вдвое тоньше, чем должен быть посох в готовом виде и перекрутить их между собой веревочкой. Этот прием в дымковском промысле называется "коса". Если в изделии "Дед Мороз" этот прием только предлагается к исполнению, то в следующем изделии он применяется обязательно и играет роль косы у Снегурочки.

Изделие "Снегурочка"

Снегурочка делается точно так же, как Дед Мороз. Основа, как у снеговика. Пояс и меховая отделка подола, рукавов, шапки и воротник, как у Деда Мороза. Носик у Снегурочки выполняется из пластелина белого цвета. Рот красный, как у неваляшки. Остальные новые элементы оформления Снегурочки учитель показывает на своем изделии и индивидуально помогает в их исполнении. Во время лепки учитель напоминает действия и контролирует исполнение. Он может также лепить свое изделие параллельно с учениками, если будет успевать, а может заранее подготовить изделие до пункта 12 и дальше лепить с классом.

Нотация на изделие "Снегурочка"

1–10. Исполняется из тех же форм и в той же последовательности, что и снеговик, от пункта 1 до пункта 10. Чтобы Снегурочка была немного меньше Деда Мороза, все исходные формы надо раскатывать чуть меньше, чем для Деда Мороза.

11. Носик Снегурочки выполнять из белого пластилина. В пальцах раскатать маленький шарик размером с зернышко, поместить на середину лица и примазать. При этом действии часть пластилина уйдет на примазку, а останется маленький пупырышек. Для Снегурочки вполне подходящий носик. Все неровности тщательно загладить (рис. 64е).

Рис. 64е

Рис. 64е

12. Под носом придавить красный шарик, такой же маленький, как для носа. Если этот кружок разделить стеком пополам на верхнюю и нижнюю губу, то рот получится замечательный. Такой мы уже делали для неваляшки.

13. Над носом у самого края шапки размещаем "волосы". Их можно сделать разными способами. Самый простой
способ – это налепить по краю шапки маленькие шарики (рис. 64ж). Они имитируют кудри. Можно сделать прическу посложнее: раскатать очень тоненький жгутик, толщиной в 1–1,5 мм, сложить пополам и скрутить в косу. Если сделать два таких элемента и прилепить их прямо на нижнюю кромку шапки сгибами жгутов навстречу друг другу, то мы получим очень знакомую прическу "на прямой пробор" (рис. 64з).

Рис. 64ж

Рис. 64ж

Рис. 64з

Рис. 64з

14. С любой стороны между головой и воротником прикрепляем уже знакомый жгут "коса" и прокладываем его по переду шубы. Эта коса должна быть довольно толстой,
3–5 мм толщиной, в зависимости от размеров изделия. Длина косы произвольная, но не до низа шубы. Учителю надо следить за соразмерностью всех налепов и вовремя требовать исправления. Ведь все диспропорции сильно уродуют персонаж. А красота – это главный закон лепки. Об этом надо постоянно напоминать и всегда заботиться.

15. Рукам Снегурочки придаем естественное положение: опускаем вниз, как-то сгибаем, что-нибудь даем в руки. Осмысление персонажа лепки дело сугубо авторское. Учитель может показать примеры готовых изделий, если ими располагает, предложить варианты, и только (рис. 64и, к).

Рис. 64и

Рис. 64и

Рис. 64к

Рис. 64к

Композиция по теме "С Новым годом!"

С каждым из представленных персонажей и со всеми вместе можно составить ряд композиций, символизирующих этот радостный и долгожданный праздник. Прежде всего, дополнением к персонажу, одному или всем сразу, может быть подарок. В мешке ли, в красиво ли убранной коробке, в кулечке и просто без упаковки – сам предмет, предназначенный в подарок. Елка, конечно же, сразу после исполнения на этом же уроке при наличии времени украшается "игрушками". Шариками разных размеров и ярких цветов, жгутиками, изображающими бусы, серпантин и другие украшения. Главное – чтобы они были по возможности соразмерны елке и чтобы елка не была ими перегружена. Часто большое количество довольно крупных украшений совершенно скрывают саму елку.
Кроме этих дополнений, в композиции могут присутствовать другие персонажи. Например, птички, зайчики, мышки.
Предметы композиции размещаем на картоне подходящего размера. Размер выбирается так, чтобы не было тесно и не было много пустого пространства между изделиями. Предметы, если их много, группируем (вспомним правила размещения предметов в теме "Магазин игрушек"). Главный предмет композиции, например елка, должен быть помещен среди остальных персонажей, которые занимают свои места по их значимости в композиции. Подарки могут быть расположены "под елкой", то есть рядом с елкой, и соразмерны с ней. У Деда Мороза могут быть свои подарки в мешке. Снегурочка и снеговик могут быть украшены сидящими на них или около них птичками. Лепка птичек вызовет затруднения у первоклассников. Учителю следует показать их лепку и даже пролепить один раз по нотации.

Нотация на изделие "Птичка"

1. Вариант 1 – исходная форма конус (рис. 65).

Вариант 2 – исходная форма жгут веретенообразный (рис. 66). Размеры исходной формы минимальные, в шарообразном состоянии не более горошины. Учитель может выбрать и показать один вариант для меньшего возраста и оба варианта на выбор для детей более старшего возраста.

Рис. 65

Рис. 65

Рис. 66

Рис. 66

2. При варианте 1 исходную форму сгибаем дугой. Острый конец – хвостик (у конуса), толстый конец – голова, на которую в нужном месте прикрепляем клювик, или клювик вытягиваем из пластилина головы. При варианте 2 другой острый конец отгибаем в сторону. Этот острый кончик и будет клювом. Но тогда птичка вся будет одноцветна, на фоне остальных цветных изделий будет смотреться заготовкой.

3. Основной цвет птички (то есть исходной формы), должен быть светлый или контрастный к цвету, на котором она будет помещена. Клювик контрастный к цвету птички. Глазки при желании можно сделать пластилином, можно продавить спичкой. И не обязательным, но желательным дополнением птички могут быть крылышки. Также цветные и яркие, налепленные на бока туловища. Крылышки делаются из маленьких конусов-капелек, расплющенных в пластинку. На грудку птичек можно налепить красные плоские кружочки, как бы "покрасить" их. Тогда все зрители увидят в птичках снегирей. Особенно похожи на снегирей птички, вылепленные из исходной формы конус. Подставка – сдавленный шарик.

Другие дополнения-персонажи учитель не обязан показывать, поскольку придумать можно что угодно и на всех не угодишь. Здесь помогает такое негласное правило, заведенное учителем: "Придумал сам и лепи сам, как знаешь. А если не знаешь, как слепить, то выбери то, что знаешь". Нельзя лепить то, о чем не имеешь представления! Твоя придумка – работа самостоятельная, а если ты не знаешь, как ее делать, учителю придется выполнять эту работу за тебя.
Нельзя идти на поводу у детей, которые часто придумывают трудное и необычное для исполнения изделие, желая выделиться перед классом за счет учителя. Получив раз-два желаемое, они станут постоянно эксплуатировать учителя.
Конечно, учитель может подсказать ребенку, с какой исходной формы лучше начать, какие приемы применить, показать готовое изделие требуемого персонажа, если оно есть в наличии. Но лепить за ребенка не надо. Можно слепить образец для показа заведомо большего размера, если у учителя есть для этого время. А в своей композиции ребенок пусть повторит образец сам в нужном размере. Такая помощь будет иметь огромную пользу для ребенка.
Все украшения и дополнения изделий входят в задание по композиции. Создать композицию по теме значит придумать ситуацию, осмыслить персонажи, разместить их соответствующим образом, согласно их значимости. Позаботиться о собранности и соразмерности, о целостном и разумном виде композиции. Композиция должна быть красива и интересна зрителю.
Композиция может иметь разное принципиальное размещение. Она может быть ориентирована на круговой обзор с центральной доминантой, когда главный персонаж расположен в середине подставки, а остальные предметы дополняют главный персонаж, украшают его, но не перебивают и не загораживают, и с любой стороны такая композиция ориентирована на зрителя и интересна зрителю. А фронтальное решение рассчитано на просмотр только спереди и немного с боков. В случае фронтальной композиции персонажи также размещаются по смысловой значимости, но располагаются все в ряд и главным своим видом развернуты в одну сторону. Кроме того, персонажи композиции должны быть разумно связаны между собой группировкой друг с другом или разворотом фигур, поворотом головы, движением рук, туловища. Мягкий пластилин позволяет минимальные манипуляции с готовыми изделиями. Надо помнить, что подставка для композиции, картонная или пластилиновая, всегда играет служебную роль – и слишком просторной, а тем более пустой быть не должна. Лишнюю подставку вокруг персонажей лучше всего обрезать.
Композиция "С Новым годом!" может быть решена любым способом. Главным персонажем в ней является новогодняя елка. Наверное, все дети будут такого мнения. Но, может быть, некоторые дети решат, что "главнее елки Дед Мороз с подарками". Это их право, пусть думают сами. Скорее всего, дети выберут фронтальное решение. И это тоже их право. Им надо помочь разумно и красиво разместить персонажи, дополнения и украшения. Фронтальная композиция будет удобнее смотреться на выставочной полке. Просто ее не захочется крутить, чтобы все увидеть, она будет спасена от поломок.
Многофигурные композиции, располагаемые на картоне, вызывают затруднения в их креплении. При малейшем колебании, подъеме и переносе композиции персонажи часто падают с картона. Можно предложить некоторые способы крепления. Во-первых, покрыть картон мягким пластилином, как в теме "Картина из пластилина". На этот пластилин придавить персонаж. Если укрепляемое изделие небольшое и имеет широкую плоскость снизу, то при аккуратном обращении с композицией такого крепления будет достаточно. Второй вариант: снизу через картон продавить канцелярскую кнопку. Обычная металлическая кнопка имеет плоскую широкую головку, которая не мешает картонной подставке. Если картон тонкий, то короткий острый конец еще сможет войти в изделие и как-то удержать его. Но часто короткий кончик бывает мал. А кнопки с длинными иглами имеют толстые шляпки. Если персонажей много, то несколько таких кнопок сделают подставку устойчивой. К композиции из одного-двух персонажей такое крепление не подойдет. Кнопки можно заменить проволокой, проколов картон снизу в двух нужных местах и наколов на них изделия. Если соединить вместе два способа крепления, то крепление станет вполне надежным.

ТЕМА "КТО НА ЛИСТИКЕ ЖИВЕТ?"

Уроки 18, 19, 20

Тема дополнительная. Персонажи из мира насекомых состоят из исходных форм разных размеров. Изделия более сложные и трудоемкие для исполнения, некоторые содержат приемы, изучаемые в следующем разделе программы. Тема расширяет и дополняет предметный ряд программы, тренирует глазомер, мелкую моторику пальцев рук, воспитывает терпение и усидчивость. В 1-м классе успешно лепят изделия "гусеница", "улитка", "бабочка". Изделия "гусеница из шаров", "сороконожка", "стрекоза" охотнее исполняют ученики старшего возраста, во 2-м или в 3-м классах. С каждым изделием возможно выполнить самостоятельную композицию, а когда их наберется довольно много, то можно их все соединить в одну сложную композицию на картоне. При использовании яркого пластилина и аккуратной лепке и отдельные композиции, и большая композиция смотрятся забавно и весело.
В обязательной базовой программе эта тема не предлагается, но при наличии учебного времени может быть выполнена отдельными изделиями. Тема особенно хороша для дополнительных внеклассных занятий по лепке.

Изделие "Гусеница"

Простое изделие. Не содержит ничего нового. Может выполняться только по плакату при словесном пояснении учителя, самостоятельно.
Для основы персонажа используется самый яркий пластилин, контрастный зеленому цвету. Основа – тело гусеницы – раскатывается в руках без правки на рабочей доске. Пальцами раскатываются шарики-глаза и шарики-ножки из черного или коричневого пластилина. Прикрепляются шарики придавливанием на свои места. Глаза – по бокам одного из концов жгута, а ножки – по четыре так же на концах жгута снизу. Таким способом выполняются еще 1–2 гусеницы. Затем из зеленого пластилина исполняется лист достаточного размера, чтобы на нем уместились 2–3 гусеницы. Лист можно сделать из большого конуса, расплющив его в пластину, или из шара, также превратив его в пластину, а затем вырезав из него нужную форму. На листе рисуются линии жилок и прикрепляется черенок, сделанный из малого конуса или жгута. Гусеницам придается характерная для них форма. Помещают гусениц на лист-подставку. Если вырезать в пластине листа круглые дырки, прогрызенные этими гусеницами, то композиция будет выглядеть более естественно и забавно (рис. 67).

Рис. 67

Рис. 67

Изделия "Гусеница" и "Сороконожка"

Изделия для усидчивых и трудолюбивых. Содержит прием исполнения деталей равного размера с помощью цилиндрического жгута. Требует тщательного разъяснения, показа на пластилине и контроля.
Оба изделия выполняются из шариков одинакового размера. Из большего размера набирается туловище. Из меньшего размера набираются ножки и глаза. Поскольку круглые формы соединить прочно без поломки формы деталей невозможно, то в этих изделиях соединять шарики туловища лучше на кусочек мягкой проволоки. Способ получения шариков одного размера прост. Раскатываем цилиндрический жгут нужной толщины, например в толщину карандаша, и нарезаем из него одинаковые по длине кусочки (рис. 68а). Из всех этих кусочков можно раскатать шарики. Все они будут одного размера. Отмерять одинаковую длину будет удобнее, если длина кусочка будет равна толщине жгута. Проекция такого кусочка будет представлять квадрат, пропорции которого детям знакомы. Если 1–2 шара понадобятся другого размера, то от этого же жгута отрезаем кусочек длиннее или короче остальных. Если нужны шарики совсем маленькие для ножек и для глаз, то надо раскатать жгут меньшей толщины.

Рис. 68а

Рис. 68а

Таким же способом получаем равные детали побольше и поменьше размером в любом количестве. Для гусеницы достаточно всего 5–6 шариков и голова чуть большего размера. А для сороконожки понадобится гораздо больше шариков – 7–10. Иначе это будет не сороконожка. У гусеницы ножки располагаются на краевых шарах туловища попарно, а у сороконожки на каждом шарике туловища также парами. К последнему шарику туловища можно прилепить маленький хвостик в виде конуса, который как бы завершит изделие. Глаза, выполненные из темного пластилина, как и ножки, будут невыразительны и незрячи. Гусеница может "прозреть", если спереди глаза "покрасить" белым кружочком, а на нем нарисовать зрачок (рис. 68б). Гусеница и сороконожка независимо друг от друга и парой могут быть расположены на листе подходящего размера и формы. Можно использовать персонажи по отдельности. Например, в 1-м классе для тренировки в усидчивости предложить к исполнению гусеницу, а во 2-м и в 3-м классах – сороконожку.

Рис. 68б

Рис. 68б

Изделие "Улитка"

Изделие содержит элементы доработки исходной формы, изучаемые в следующем разделе программы. Поэтому все действия придавливания, встречающиеся при исполнении изделия, надо тщательно объяснять, показывать на пластилине, помогать и контролировать.
Основа улитки, ее тело, выполняется из светлого пластилина – желтого, бежевого или светло-коричневого. Раскатываем веретенообразный жгут небольшого размера. Пропорции жгута берем визуально с рисунка на плакате (рис. 69а). Основу сгибаем в середине вверх и верхний конец отгибаем вперед, как в изделии "птичка" (рис. 69б). Горизонтальную часть основы примять в пластину, на которую поместим домик улитки (рис. 69в). Голова улитки дополняется глазами-шариками и рожками, выполненными из тонкого жгута. Жгут согнуть пополам и придавить к голове сверху между глаз.

Рис. 69а

Рис. 69а

Рис. 69б

Рис. 69б

Рис. 69в

Рис. 69в

Домик для улитки можно сделать разными способами.
На плакате предложены два варианта. Первый, наиболее простой из исходной формы шар. Шар среднего размера (рис. 69г) придавливается на доске одной стороной без изменения формы остальной части шара (рис. 69д). При давлении на боковые стенки шара его надо поворачивать вокруг оси для более быстрого и легкого придавливания. Полученная полусфера плоской стороной должна быть соразмерна плоскости туловища улитки. Верхнюю часть домика можно украсить жгутиками, шариками (рис. 69е). Цвета пластилина надо подбирать яркие, радостные. Готовый домик помещаем на плоскую часть улитки. Оформление головы глазками и рожками лучше выполнять в последнюю очередь, поскольку эти мелкие и нежные детали легко ломаются.

Рис. 69 г

Рис. 69 г

Рис. 69д

Рис. 69д

Рис. 69е

Рис. 69е

Второй вариант домика представляет собой придавленные шары, последовательно уменьшающиеся в размере
(рис. 69ж), ярких цветов, которые гармонично сочетаются между собой, и положенные друг на друга пирамидой (рис. 69з). Затем каждый шар украшается также жгутиками и шариками из контрастного по цвету пластилина. Можно ввести в декор дополнения в виде точек и линий, продавленных и нарисованных зубочисткой (рис. 69и).

Рис. 69ж

Рис. 69ж

Рис. 69з

Рис. 69з

Рис. 69и

Рис. 69и

 

Композиция также состоит из одной-двух улиток, помещенных на зеленый листик-подставку (рис. 69к).

Рис. 69к

Рис. 69к

Изделие "Бабочка"

Изделие эффектное. Не содержит никаких новых приемов и форм. Новым в изделии является использование цвета пластилина в жгуте.

Этот вариант бабочки выполняется из известных исходных форм. Туловище – жгут веретенообразный; голова – шар малого размера (рис. 70а); глаза и ножки – шарики, как у гусеницы; усики из жгутика, как у улитки. Ножки состоят из трех пар шариков, расположенных в передней части туловища снизу (рис. 70б). Ножки из жгутиков лучше не делать. Очень тонкие все равно сделать не удается, а толстые выглядят слишком грубо, напоминая ноги паука. Готовую основу бабочки без крыльев, ее туловище, лучше слегка прогнуть. Такое положение туловища сделает бабочку более живой после присоединения к ней крыльев.

Рис. 70а

Рис. 70а

Рис. 70б

Рис. 70б

Крылья бабочки, ее украшение, можно сделать неожиданно нарядными и интересными. Нужно набрать несколько кусочков пластилина ярких цветов и необязательно одинакового размера, соединить их последовательно, не перемешивая, и раскатать из них тонкий жгут (рис. 70в). Жгут должен быть длинный, а толщина его может быть в пределах 3–5 мм. Более тонкий жгут не удержит прямой плоскости, будучи свернут спиралью. Более толстый жгут будет тяжел, громоздок и груб. Пластилина на такое крыло пойдет слишком много, и на маленьком туловище бабочки удержать его не удастся. Затем на доске сворачи-ваем спиралью оба конца жгута навстречу друг другу
(рис. 70г, д). Одна спираль из одной трети жгута, другая из двух третей – приблизительная пропорция для размеров спиралей. Две спирали соединяются придавливанием, но это непрочное соединение. Лучше соединить их на кусочек тонкой проволоки. Подкрепить прочность крыла можно разноцветными яркими шариками, вставленными в образовавшиеся пустоты. Форму крыльев можно оставить круглой, но можно наружные витки жгута заострить (рис. 70е, ж). Чтобы цвет и рисунок двух крыльев на одной бабочке был одинаков, надо оба жгута раскатывать из одинаково набранного пластилина по цвету и по размеру, хотя бы приблизительно. Бабочка с разными крыльями, как по цвету, так и по размеру, будет выглядеть странно, если не безграмотно. При лепке бабочки это необходимо объяснить детям. Вообще, такое изготовление крыла – это новое использование жгута. И, как все новое, требует тщательного объяснения и показа, помощи и контроля. Прикрепить крыло к туловищу лучше всего на тонкую проволочку. Толстые спички или зубочистки держат плохо, скорее всего, детали вскоре поломаются и отпадут. Подставку для бабочки дети могут придумать самостоятельно. Учитель может предложить традиционный зеленый лист или простой формы цветок, например ромашку. Поскольку бабочка сложное и трудоемкое изделие, то предлагать его к исполнению надо детям развитым и активным в работе, или в старшем классе. В слабом классе это изделие можно упростить. Вместо предложенного крыла из жгута можно вырезать крылья из пластилиновой пластины или заранее подготовить крылья из бумаги, а при соединении вдавить часть крыла в туловище и т.д.

Рис. 70в

Рис. 70в

Рис. 70г

Рис. 70г

Рис. 70д

Рис. 70д

Рис. 70е

Рис. 70е

Рис. 70ж

Рис. 70ж

Изделие "Стрекоза"

Изделие "стрекоза" (рис. 71) состоит из изученных исходных форм. Выполняется в конце темы "Кто на листике живет?", и поэтому даже встречающийся прием придавливания не является новым. Изделие простое, но требует строгого соблюдения пропорций. Ученики должны иметь довольно развитый глазомер, поэтому изделие успешнее исполняется в старших классах.

Рис. 71

Рис. 71

Основа стрекозы состоит из цилиндра-хвоста, туловище, голова и глаза – шарики разных размеров (рис. 72а). Ножки – из жгутов (рис. 72б). Крылья стрекозы можно делать из пластилина, подобрав нужный цвет. Чтобы крылья были равного размера, заготовки для них нужно делать с помощью жгута, как в изделии "сороконожка". Из полученных заготовок раскатываются конусы одинаковых пропорций, а затем эти конусы превращают в пластины придавливанием. Собирать туловище стрекозы лучше всего на проволоку. Пластины крыльев держаться не будут: тонкий пластилин в комнатной температуре быстро размягчается и форму не держит. Чтобы персонаж был жизнеспособен, крылышки надо вырезать из плотной белой бумаги (рис. 72в). Крылышки соединить с основой можно довольно просто, сделав горизонтальный прорез в шарике туловища и вложив в разрез соединение между крыльями, а затем снова слепить части шара (рис. 72г). Ножки прикреплять придавливанием (рис. 72д).

Рис. 72а

Рис. 72а

Рис. 72б

Рис. 72б

Рис. 72в

Рис. 72в

Рис. 72г

Рис. 72г

Рис. 72д

Рис. 72д

Подставкой для персонажа могут быть несколько листиков травы, собранных пучком, которые выполняются из длинных расплющенных конусов разных размеров. Тогда это будет самостоятельная композиция, которую нельзя присоединить к другим. Остальные композиции вполне могут быть соединены на картоне в одну большую.

Рисунки Н.Трениной