Марина ГЛАЗОВА
Раздел 1. Исходные формы. Уроки 1 - 7
Раздел 1. Исходные формы. Уроки
8 - 20
Раздел 2. Доработка исходных
форм
Раздел 3. Сложные изделия
Я леплю из пластилина
(Начало)
Путь-дорога в мир объемных изображений
Предлагаемая программа по лепке из
пластилина рассчитана минимум на один год (30–35
часов) и соответствует одному уроку труда (1 час) в
неделю.
Предметный материал представляет собой
последовательность тщательно подобранных,
постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое
изделие базируется на уже изученном, содержит
знакомые формы и выполняется уже известными
ребенку приемами, но при этом дополнено новыми,
более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Изделия близки и понятны ребенку – это предметы,
с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо
знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы,
насекомые, птицы, древние и сказочные животные,
обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических
формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые
называются исходными формами. Простые
изделия представляют собой только эти исходные
формы. Более сложные получаются их доработкой
при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем
разделам: первый – исходные формы; второй –
доработка исходных форм; третий – сложные
изделия.
Первый раздел – это выполнение
изделий самых простых объемных форм: шара,
конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и
показывает, как эти формы делать, но в основном
предоставляет ребенку возможность справляться
самостоятельно, не делая акцента на качестве
исполнения. Основная задача здесь – научить
видеть правильную геометрическую форму разного
размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более
сложных изделий, когда исходные формы
дорабатываются, усложняются. Например, при
изучении темы "Урожай" применяются все виды
доработки исходных форм. В теме "Дары леса"
("Лесные сокровища") полученные навыки
закрепляются, изделия еще более усложняются. В
некоторых темах создаются довольно сложные
многопредметные композиции: "Птичка –
заботливая мама", "Подарок маме",
"Ракетодром".
Третий раздел – выполнение
сложных изделий. Каждая тема этого раздела
включает изготовление 2–5 новых предметов и
охватывает все полученные навыки: изготовление
исходных форм, их доработка, соблюдение
пропорций, соединение частей.
В конце изучения каждой темы дети
осваивают композицию – размещение предметов на
плоскости (например, в теме "Магазин
игрушек" – группами по 2–3 игрушки на рабочих
досках, изображая витрину или прилавок). В теме
"Картина из пластилина" по законам
композиции осваивается плоскость картины, в
темах "Чаепитие", "Урожай", "Дары
леса" правильно подбираются предметы с учетом
их соразмерности.
Оснащаем и организуем
Для занятий лепкой на уроке труда в
классе необходимо подготовить рабочие места для
учителя и учеников, места хранения оборудования
и незаконченных работ учеников, своего
оборудования и учебных пособий. Желательно найти
подходящее место и для выставки.
Рабочие места. Все рабочие места
оснащаются одними и теми же предметами. Ученики
лепят на партах с горизонтальными крышками.
Учителю надо предусмотреть, чтобы поверхность
его рабочего места была видна каждому ученику.
Для этого поставьте на свой стол подставку и
работайте за ним стоя.
Основное оборудование: одежда,
доска, нож (стек), материал (пластилин).
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, куски
картона, небольшие кусочки мягкой тонкой
проволоки, картонная коробка для хранения
изделий (емкость может быть любой, главное, чтобы
изделия в ней свободно размещались, не мялись и
не ломались), мягкая чистая тряпка (для чистки рук
и стека по окончании занятий).
Демонстрационные пособия: на
первых уроках учителю понадобятся некоторые
демонстрационные пособия – предметы правильной
геометрической формы (шар, цилиндр, конус);
предметы, содержащие эти формы, а также предметы,
имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса.
Это мячики и шарики; катушки для ниток разных
пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди,
плоды каштана и т.п.
Главную исходную форму – шар
– дети должны особенно хорошо изучить, знать ее
визуально (глазами) и на ощупь (руками). Для этого
хорошо иметь комплект шариков для пинг-понга как
раздаточный материал (достаточно нескольких
шариков, чтобы дать их в руки тем, кто трудно
осмысливает эту правильную форму). Основным
наглядным пособием учителя является цветной
рисунок-плакат*, изображающий приемы
лепки или поэтапную лепку изделия. Также у
учителя должны быть лепные программные
изделия-образцы – вы показываете объемную форму
при анализе нового изделия, совмещаете ее с
рисунком этой же формы на плакате, предъявляете
при определении пропорций. Только при такой
комплексной подаче информации формируются
связи, позволяющие ребенку переносить объемное
изображение на плоскость и, наоборот,
формировать объемное видение плоского рисунка;
активизируются образное мышление и фантазия. В
число наглядных пособий можно включить и лучшие
детские изделия, конечно, с согласия их авторов.
Постепенно лепных изделий накапливается
довольно много, и часть приходится разбирать на
рабочий материал. Ниже мы подробнее расскажем об
этом.
Итогом работы над изучаемой темой должно быть
создание тематической композиции. Работы,
получившие лучшую оценку учащихся и учителя, в
том числе и выполненные дома, достойны всеобщего
обозрения. Такая выставка детям необходима, как и
каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся
постоянно перед глазами, приучают к усвоению
стандарта лепки, стимулируют стремление к
лучшему. Поскольку эти работы выполнены
учениками, а не учителем, у слабых учеников
возникает ощущение посильности такого качества
исполнения. Выставка воспитывает уважительное
отношение к работам товарищей и к искусству в
целом. Выставку детских работ должны видеть и
родители, поскольку она наглядно отражает
уровень усвоения программы, уровень развития
образного мышления. Первое время, пока дети не
привыкнут к существованию выставки в классе,
изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа,
в доступном для обозрения месте.
Оборудование для лепки, которое приносят дети из
дома, готовят родители. Они-то и должны хорошо
знать назначение предметов для лепки и
требования, предъявляемые к их качеству. Об этом
учитель рассказывает родителям на собрании
перед началом учебного года.
Рабочая одежда. Прежде всего от
пластилина необходимо защитить школьную одежду
ребенка, так как этот материал пачкает все и вся.
Лучший вариант рабочей одежды для малыша –
старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со
всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз
до его запястий. Идеально в край рукава вставить
резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с
длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.
Рабочий материал. В магазинах
канцтоваров и в художественных салонах продают
много различных материалов для лепки. Прежде
всего, это большой выбор пластилина,
выпускаемого различными фирмами и обладающего
различными качествами и назначением, разные виды
глины и пластики. Часто молодые родители, желая
приобщить ребенка к искусству, покупают ему для
лепки яркий и красивый, но незнакомый материал,
совершенно не представляя, можно ли что-либо из
него сделать. Чтобы было меньше проблем, учить
лепить надо на знакомом материале. Это детский
пластилин, который знают все дети, даже те,
которые до школы не посещали детский сад (хотя бы
слышали о нем и видели).
Не все фирмы делают его с одинаково хорошими
лепными качествами. В одних наборах цвета яркие,
радостные, в других – темные и тусклые. Да и
лепится он по-разному. Один в руках словно тает,
разминается быстро, без усилий, зато никак не
хочет сохранять форму. Другой даже папины
сильные пальцы могут с трудом расплющить в комок,
он часто трескается и ломается, его ни раскатать,
ни вытянуть. Для лепки надо выбирать пластилин по
его лепным качествам. Цвет должен играть
второстепенную роль, вспомогательную, хотя в
готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше.
Пластилин, который довольно легко разминается,
хорошо держит полученную форму, не липнет к
рукам, при сгибании не ломается и не трескается,
выпускают российские фирмы, например
"Гамма", и некоторые белорусские, только
цвета совсем не радуют. А вот испанская фирма
"Jove" выпускает очень яркий, красивый
пластилин, хорошего лепного качества, но
соединять детали из него трудновато, приходится
использовать спички.
Обычно пластилин выпускают наборами с различным
количеством цветов (минимально их должно быть
5–6). Для выполнения всей программы ребенку
понадобится 8–10 таких наборов. Фирма "Jove"
выпускает свой пластилин также и в одноцветных
брикетах. Не все цвета расходуются одинаково –
больше всего уходят в изделия белый, желтый,
зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше
всего – черный. Некоторые цвета можно
перемешивать, получая промежуточные. Например,
желтый + красный = оранжевый; красный + черный =
коричневый; желтый + синий = зеленый и т.д. Но
процесс смешивания, то есть переминания
пластилина, занимает довольно много времени,
которого на уроке совсем нет. На уроке дети лепят
из того пластилина, который есть в наличии.
Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый
брикетами. Но в одном изделии использовать
пластелин разного качества нельзя!
Рабочая доска. Дети лепят на
рабочей доске. Это не только подкладка, чтобы не
пачкать парту, – это рабочий инструмент. На доске
раскатывают все исходные формы. Доска делает
поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя
достичь руками. Часто дети приносят пластиковые
доски, которые продают в канцтоварах как
специальные для лепки. Они хороши, но под них надо
подкладывать толстую бумагу или ткань – на
гладких партах они скользят, а раскатываемый
пластилин к ним прилипает. Иногда пользуются
хозяйственными клееными досками – они хороши
размером и качеством поверхности, но слишком
толстые. наиболее подходящий вариант –
разделочные прямоугольные доски из фанеры, а еще
лучше – из оргалита (у него одна сторона гладкая,
другая – шероховатая) размером 20 х 30 см или 25 х
35 см.
Рабочий нож. Главный рабочий
инструмент – нож. В лепке его называют стеком.
Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не
складным, но прежде всего – безопасным, с тонким
и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не
острым) концом. В некоторых наборах к пластилину
прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако
они слабо удовлетворяют предъявляемым
требованиям. Лучший стек – пластмассовый
одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко
зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как
линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его
достаточно прочное, чтобы разрезать брикет
пластилина средней твердости. Обратная кромка
послужит для контроля качества формы и
пропорций. В руках физически сильных учеников
эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь
некоторый запас.
Картон для композиций. Из всех
изделий, изготовляемых в программе, составляются
композиции. Для размещения предметов в
композиции ребенку понадобится кусок картона.
Картон должен быть довольно жестким, чтобы не
прогибаться под тяжестью пластилина. Даже если
композиция невелика, например блюдо с фруктами,
его также надо поместить на картон, чтобы не
пачкать место на выставочной полке. Могут
понадобиться картонки самых разных размеров и
пропорций со стороной от 3 см до 25 см.
Учитель может каждый раз просить учеников
приносить из дома к уроку картонки заданного
размера, но лучше заготовить картонки заранее из
упаковочных коробок, которые всегда можно взять
в столовой школы или в ближайшей торговой точке,
и время от времени пополнять их запас.
Подсобный материал. Необходимый
инструмент – зубочистки или заостренные спички
(без серных головок), без них не выполнить глазки,
носики и ротики, не нарисовать рисунок на шарике,
который обозначает мячик, не собрать неваляшку
или снеговика. Зубочисток или спичек лучше иметь
целую упаковку. Они расходуются, ломаются и
теряются.
Уход за принадлежностями. И
последний, но не малозначащий предмет оснащения
– тряпка. Пластилин, конечно же, залепит все:
доску, стек, руки и пол под партой. Как же
справиться с уборкой? Доску и пол чистят стеком,
соскребая с них пластилин. А стек и руки чистят
тряпкой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо
впитывающей. Пластилин легко входит в такую
ткань, очищая руки и пластмассу. Руки надо
вытирать особенно тщательно – ладони и отдельно
каждый палец. Когда следов пластилина не
останется, остатки жира нужно смыть водой с
мылом, а через несколько уроков сильно
загрязненную тряпку заменить.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю
надо знать, что качество его демонстрационной
работы напрямую определяет будущую лепку его
учеников – лучше учителя сразу ни один ученик
еще никогда не лепил. Цель предложенной
программы – приблизиться в конце концов к
качеству лепки учителя. Учитель должен владеть
пластилином, хорошо знать его качества, обладать
развитым глазомером и объемным видением,
чувствовать пропорции. Объемное видение и
глазомер развивается у ученика не за один год, и
об этом надо всегда помнить, тактично указывая на
ошибки. Жесткие требования следует предъявлять
лишь к наиболее успешным ученикам после
многократной лепки одними и теми же приемами
одних и тех же форм разного размера.
Изделия, которые из ребенок делает пластилина,
полностью зависят от его наблюдательности,
непроизвольного внимания к форме и развития
мелкой моторики рук. Хорошо развитых в этом
направлении детей в младших классах мало, но даже
они, осваивая то или иное новшество, новое
изделие, сразу же сталкиваются со множеством
проблем. Пока ребенок не научится читать учебные
плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и
способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет
свой глазомер – ни одного качественного изделия
он не сделает. Каждое новое изделие подается
ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия
отдельно и в композиции, если есть такая
возможность. Если такой возможности нет, то показ
вида изделия на учебном плакате или в рисунке
композиции, обращение к жизненному опыту
учеников, к их зрительной памяти. Например,
учитель просит вспомнить красивые большие мячи
для водных игр, которые у них есть или они видели
в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия,
определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по
нотации.
4. Домашнее задание: самостоятельная
лепка по образцу, выполненному в классе, или
завершение изделия, дополнение его
самостоятельной фантазийной частью. Учитель
может дать рекомендации относительно цвета,
размеров деталей и т.д.
Лепка изделия по нотации. Нотация
– это инструкция поэтапного исполнения изделия
за учителем. Разделив все исполнение изделия на
этапы, учитель обеспечивает каждый из них
необходимой информацией, помощью и контролем.
Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и
количества необходимого пластилина для будущего
действия с ним.
2. Словесное описание действия с
одновременным показом его рисунка на учебном
плакате. Если на рисунке имеются условные
обозначения действия в виде стрелок, то
необходимо объяснить их назначение. Объяснение
схем, представляющих собой информацию, которую
трудно изобразить на рисунке объемного изделия.
Первоклассники быстро привыкают к условностям
плаката и со временем легко справляются с его
чтением.
3. Показ исполнения действия на
пластилине с одновременным повтором его
словесного описания. Размер изделия-образца
можно увеличить против размеров изделий,
исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо
были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками
действия. Прохождение по рядам и показ
совершенного учителем действия каждому ученику
вблизи. При необходимости можно на очень
короткое время дать в руки ученику изделие
учителя для развития сенсорики пальцев. Во время
контроля учитель обычно ограничивается
указанием на ошибки и просьбой исправить, если
ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка
не видна ученику, следует провести сравнение с
образцом – с работой учителя или с правильной
работой любого другого ученика. (Вообще,
сравнение – это лучший способ обучения. Только в
рамках начального раздела "Исходные формы"
иногда надо какое-либо действие совершать на
материале ученика.) При исполнении очередной
детали обязательно следует говорить о
необходимости ее соразмерности с другими
деталями, а при контроле исполнения обязательно
продемонстрировать выполненную соразмерность
деталей на своем изделии-образце. Ни в коем
случае нельзя сравнивать соединяемые детали из
разных изделий, поскольку реальные размеры
разных изделий, не совпадают, то и части их также
различны. Например, шляпку гриба, вылепленного
учеником для своего изделия, – с ножкой такого же
гриба, выполненного учителем или соседом. Об этом
надо постоянно напоминать, пока дети прочно это
не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным
для большинства учеников, следует вновь
возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все
объяснения и подробнее остановиться на
непонятном. Полезно некоторое время уделить
анализу ошибок, сравнивая различные работы.
Убедившись, что большинство учеников справились
с действием, можно переходить к следующему этапу
нотации.
6. Если следующий этап нотации
предусматривает исполнение уже изученного
действия, учитель может просто напомнить
изделие, на котором впервые встретилось это
действие, показать плакат с изделием, напомнить
способы исполнения, проконтролировать
исполнение.
Урок 1
С чего начать?
В каждом календарном плане самый
первый урок (тем более если уроки лепки в классе
до сих пор не проводились) называется вводным.
Этот урок чаще всего посвящается организации
занятий, главная задача – разбудить интерес и
внимание, ознакомить детей с оборудованием,
лепным материалом, его свойствами. Как
подготовиться к уроку? Как оснастить его? Как
подготовить пластилин? Как вести себя на уроке?
Как обращаться с материалом и с
принадлежностями? Как после окончания работы
убрать свое рабочее место?
Выясните интерес детей к работе с
пластилином и уровень их подготовки, а попутно
выявите наиболее привлекательные персонажи для
лепки. Впоследствии, при изучении
соответствующих тем, можно несколько
задержаться на этих персонажах, предложить
названия композиций из полюбившихся изделий.
Многие семилетние дети мало знакомы с
изготовлением объемных изделий, поэтому
покажите изделия из керамики, пластики, резьбу по
дереву и камню (на крайний случай – их рисунки).
Напомните ученикам о лепке из теста пирогов и
пельменей, может, кто-то знаком с лепкой из
соленого теста. А лепка из снега, конечно, знакома
всем. Расскажите об игрушечных промыслах и
проиллюстрируйте свой рассказ, поскольку
предлагаемая программа основана на персонажах
именно этого жанра, а приемы лепки заимствованы у
мастеров дымковского промысла.
После знакомства с кабинетом
разъясните детям правила поведения в классе. На
уроке лепки есть свои соблазны. Например, очень
хочется покидаться пластилином или сломать
чужую работу. На первых порах никто не умеет
следить за пластилином, и он раскатывается по
столу, падает на пол, затаптывается. Особенно
неприятны поломки работ – чужая работа
становится орудием мести, да и свою неудачную
часто уничтожают до показа учителю, из-за чего
невозможно оценить работу ученика. Особенно
сильно мешает вести урок речевая
расторможенность учеников, что вполне
естественно при активной работе пальцев рук. Это
надо учитывать и почаще уделять внимание
установлению тишины на уроке. Основные правила
приведены ниже.
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в
классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь
работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не
отвлекай товарища и не мешай слушать учителя.
Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи,
чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями.
Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки.
Не сори оберткой от пластилина, приноси его из
дома распакованным.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся
грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай
тетради, книги, ластики – везде будут жирные
пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
Для учеников 2-го и более старших классов можно
добавить пункты, выражающие этическое отношение
ребенка к предмету:
6. Люби рабочий материал и цени его.
Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.
Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй
раз, третий, даже если все цвета смешались и он
стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не
бери в руки чужую работу без разрешения автора
или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они
плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных
на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу.
Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную
форму или исправить ошибку. Покажи это на своей
работе. Исправляй работу товарища или делай за
него только с его согласия.
11. В совместной с товарищем работе
над композицией будь сговорчив и уступчив в
выборе темы и персонажей. Исполняй изделия
честно. Уступи товарищу более простые изделия.
При неудаче не обвиняй товарища, а помоги
исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места
перед началом урока
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску,
коробки с пластилином и принадлежностями и
открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане
рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца урока)
1. Положи готовое или неготовое
изделие, выполненное на уроке, в коробку для
изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин
по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску,
крышку парты, если там остались следы от
пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин
– грязный выброси в мусор, чистый убери в
коробку.
4. Протри стек и крышку парты
тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и
вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Хорошо, если дети (конечно, не сразу)
научатся выполнять все эти пункты. Тогда в классе
будет чисто и работа с пластилином не будет
вызывать нареканий со стороны администрации и
родителей.
Урок начинается с подготовки
пластилина к работе:
1. Отрезать от бруска нужного цвета
необходимый для работы кусок пластилина.
2. Если пластилин достаточно мягкий,
пальцами размять кусок целиком до рабочего
состояния. Если пластилин твердый, разрезать
кусок на более мелкие, размять их по отдельности
и сложить вместе. После этого можно лепить
какую-нибудь форму.
Познакомьте, хотя бы бегло, детей со
свойствами пластилина и обязательно объясните и
покажите, какое состояние пластилина считается
рабочим. Рабочее состояние пластилина – это
когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и
вытягивается, долго сохраняет приданную ему
форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не
размягчается. Из слишком мягкого пластилина,
форма которого не сохраняется, или слишком
твердого, который не разминается, лепить нельзя.
Важное свойство пластилина –
пластичность или тягучесть. Если подготовленный
пластилин раскатать в палочку и сложить его
пополам, а он не ломается и не трескается, то он
пластичен и годен для работы. Приложив некоторые
усилия, его можно растянуть – он делается тоньше,
его можно сжать – он, наоборот, утолщается. Если
пластилин гладить пальцами в одном направлении,
то с одной стороны палочка пластилина становится
толще, увеличивается в объеме, а с другой
становится тоньше.
Еще одним свойством пластилина
является его способность затвердевать при
охлаждении, поэтому, если кусок слишком
размягчился и не держит форму, его можно привести
в рабочее состояние, охладив в холодной воде или
в холодильнике. Практическим знакомством с
пластилином должна быть лепка на свободную тему.
Может показаться, что первый урок по
лепке сильно перегружен информацией. На самом
деле ребенок получает ее в ходе урока,
постепенно. С первого раза что-то дети запомнят,
что-то нет. Постепенно приучайте их к выполнению
изложенных требований: начинайте всегда с
напоминания правил и контролируйте их
исполнение; постепенно переходите к требованию
самостоятельного и своевременного выполнения
этих правил, добиваясь, чтобы они стали законом
для каждого ученика.
Раздел 1. Исходные формы
ТЕМА "МАГАЗИН ИГРУШЕК"
Урок 2
Исходная форма – шар
Немного теории. Простые формы –
это прежде всего шар, цилиндр, конус (рис. 1–3) и
производные от них разнообразные жгуты (рис. 4,
5). Спросите у детей: что можно слепить самое
простое? Они ответят: "Шарик" – и сразу же
станут катать в ладонях пластилин. Кажется, все
катали одинаковыми движениями, а положили шарики
рядом на стол – и все они разные и по форме, и по
размеру. Прямо как собранные у моря обкатанные
камешки.
Рис. 1
Научите детей видеть и ощущать,
чувствовать руками геометрически правильную
форму шара. Это очень важно. Шар – это не любой
толстенький и гладенький комочек. Это форма.
Дети должны хорошо усвоить, что есть
"комочки", но есть и формы. А шар – это
главная исходная форма. Цилиндры, конусы,
жгуты раскатываются из шара.
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Как раскатывают шар. Каким
путем ребенок может осмыслить, понять и выучить
форму шара? Покажите детям мячик. Он обязательно
имеет правильную форму шара. Если мячик не будет
идеально круглым, он не станет кататься и прыгать
в нужном направлении. Пусть дети подержат в
руках, пощупают, покатают по доске шарик для
пинг-понга. А потом возьмут подготовленный к
работе пластилин и попробуют раскатать из него
похожий шарик. Как это делают? По-разному.
Большой шар диаметром 2–3,5 см получается из
большого кома пластилина, который не помещается
между ладонями. Его надо катать на рабочей доске
круговыми движениями ладони (рис. 6). Дети это
охотно покажут. Вся хитрость в том, что давить на
пластилин надо умеючи – все время чувствовать
толщину кома под ладонью. Дети этого еще не знают.
Этому их надо научить. Пластилин должен
перекатываться по доске, по очереди касаясь ее
всеми точками поверхности. Ладонь сильнее
придавливает более толстые места, выравнивая
толщину пластилина во всех направлениях. Глаза
следят за формой. Глаза – очень важный
инструмент. Если хорошо выучить форму шара на
глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки
одновременно придают пластилину круглую форму.
Но делать это ребенок научится не сразу, а когда
сможет управлять своими руками. А пока
проверяйте полученную форму способом катания
по доске: положим изделие на доску и слегка
толкнем. Если оно легко покатится до края доски,
не останавливаясь, значит, форма довольно
правильная, это шар. Если ваша форма быстро
остановится или покатится вбок, значит, она
неправильная, на вашем шаре есть плоские места и
углы.
Рис. 6
Надо заметить, что на доске можно
раскатать круглую на вид форму, имеющую почти
одинаковый размер по всем направлениям, но ее
поверхность будет не гладкой, а покрытой
маленькими плоскостями, соединенными
ребрышками, как бы граненой. Это ошибка
поверхности. При катании в ладонях поверхность
получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на
доске шар, немного покатайте его между ладонями,
стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.
Большой шар на доске раскатать нелегко.
Попробуйте раскатать шар поменьше, диаметром
1,5–2,5 см, из такого кома пластилина, который
помещается между ладонями. Это средний шар.
Раскатывайте так же, круговыми движениями,
чувствуя толщину кома между ладонями и время от
времени наблюдая за образованием формы. Для
самоконтроля применяйте способ катания формы по
доске. Чтобы ребенок быстрее и увереннее изучил
эту форму, дадим ему пластмассовые шары – те же
шарики для пинг-понга, шарики от детских
погремушек или крупные круглые бусины. Пусть
дети покатают их в руках или под ладонью по
очереди со своими пластилиновыми шарами. Пусть
все свое внимание сосредоточат на тактильных
ощущениях. А вы обязательно указывайте на ошибки,
требуйте от детей получения правильной формы и
поверхности, похожих на образец.
Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных
направлениях толщина кома разная. Это не шар, а
яйцевидная или овальная форма (рис. 7). Еще одна
ошибка формы – ком неровный, имеет округлые
выступы и впадины, больше похож на морской
камешек, а не на шар (рис. 8).
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Если первоначально пластилин
был плохо подготовлен к работе (плохо размят), то
на поверхности формы могут появиться углубления
и трещины (рис. 9). Эту ошибку можно исправить
дальнейшим более тщательным раскатыванием,
возможно, с повторным предварительным
разминанием пластилина.
Очень маленькие шары, размером с горошину, такие,
что ладони рук их не чувствуют, катают на ладони
пальцем (рис. 10). Контроль такой формы только
визуальный, поскольку шар малой массы по доске не
покатится. Требования те же – выравнивание
пластилина во всех направлениях. Вот и
получается, что проще не придумаешь, а сделать не
так-то просто.
Есть еще один способ раскатывания шаров, но о нем
будет рассказано позже.
Изложенные основы по исполнению исходной формы шар
детям преподносятся постепенно, во время
работы. Такой способ подачи информации – главный
принцип обучения. Другие приемы и способы лепки
дети узнают по мере необходимости, когда начнут
применять их.
Немного о терминологии. Желательно
с первого же урока избегать слов типа
"колбаска", "лепешка", "блинчик",
"комочек" и т.д. Предметы и формы надо
называть своими именами: шар, цилиндр, конус и т.д.
На первых уроках часто приходится пользоваться
сравнениями с теми предметами, которые ребенок
хорошо знает. Например, чтобы получился большой
шар – от бруска пластилина надо взять половину.
Покажите готовый шар и сравните с размером шара
ученика. Сколько пластилина взять для малого
шара? С горошину – наверное, нет детей, которые бы
не ели зеленого гороха в стручках. А мини-шарики
для пуговок и для носиков можно сравнить с
зернышком. Тогда ребенок уже уверенно возьмет
нужное количество пластилина. Так, опираясь на
знакомые предметы и образы, надо вводить в
детскую речь новые слова, обогащая ее, увеличивая
словарный запас, а главное, приучая выражать свои
мысли грамотно.
Базовое изделие. Изделие, на
котором дети впервые знакомятся с новым приемом
лепки, будем называть базовым. В дальнейшем,
где бы ни встретился этот прием, будем напоминать
детям – это базовое изделие. Все новое всегда
трудно и требует при освоении концентрации
внимания. Следовательно, базовое изделие должно
быть простым. Какие предметы имеют форму шара?
Ребенку ближе всего и понятнее мяч. Для наших
целей лучшего предмета не найти. Однако нам
придется лепить и другие исходные формы без
дополнений. А вот предметов, состоящих из таких
форм, совсем немного. Больше всего их в детских
игрушках – конусные пирамидки и конусные елочки,
куклы из шаров и кроны деревьев – тоже шары.
В сильном классе этот урок – только
знакомство со способами раскатывания шара и
требованиями к форме, отработка и закрепление
знаний переносятся на дом. В слабом классе
целесообразно весь урок посвятить изделию
"мяч", потому что без опытного глаза
педагога дети могут закрепить свои ошибки.
Поставьте перед детьми цель, например, пойти в
магазин за покупкой новой игрушки или, еще лучше,
открыть свой "магазин игрушек" и самим
лепить игрушки "для продажи" (вот и наша
первая тема). Что-то сложное мы пока сделать не
сумеем. А что мы можем? Конечно, мячи (рис. 11, 12). Они
должны быть разные, их должно быть много. Ведь в
магазине всегда много товара.
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Анализ формы шара. Покажите
несколько округлых предметов различной формы:
шарик для настольного тенниса, яйцо, желудь,
моток ниток в форме тора, округлую
цилиндрическую коробочку – и предложите
ученикам выбрать из них предмет, имеющий форму
шара. Когда учащиеся покажут на шарик для
настольного тенниса, охарактеризуйте форму шара,
ее отличия от других округлых форм:
– круглый, равный по толщине во всех
направлениях, нет ни высоты, ни длины – все
размеры одинаковы;
– гладкий – нет ни бугров, ни впадин;
– катится в любом направлении, куда направишь.
Базовое изделие "Мяч"
После анализа формы шара можно
приступать к лепке. Пользуясь плакатом и
готовыми изделиями, объясните первое задание –
изделие "мяч". Поскольку из трех приведенных
способов раскатывания шара самый легкий и всем
хорошо известный второй способ ("в руках"),
то начните с лепки среднего шара. Раздайте
ученикам образцы – шарики для настольного
тенниса, пусть они рассмотрят форму шарика,
ощупают его пальцами, покатают в руках. Затем
предложите слепить из пластилина такую же форму
меньшего размера, которая будет в их
"магазине" мячом. Начинайте выполнять из
пластилина изделие "мяч игровой средний",
подробно комментируя свои действия и предлагая
ученикам повторять их за собой поэтапно:
1) отрезать от бруска любого цвета
небольшой кусок – треть бруска;
2) размять пластилин в пальцах до мягкости.
Если он очень твердый, то порезать его более
мелко и по отдельности размять каждую часть, а
потом соединить вместе;
3) смять пластилин в комок, положить между
ладонями и раскатывать круговыми движениями рук
до образования шаровидной формы, часто сравнивая
с образцом.
Советуйте добиваться формы
пластилина, похожей на образец, дольше
раскатывая в руках и чувствуя ладонями форму
шара: покатать в руках образец, а потом снова
пластилин. Полученную форму предложите с помощью
стека и пластилина другого цвета сделать похожей
на игровой мяч – детский, волейбольный,
футбольный. Примеры мячей ученики видят на
плакате "Мячи", в готовых изделиях и в
изделии-образце, выполняемом учителем.
Следующее задание – большой "мяч для
бассейна". Продемонстрируйте, как нужно
выполнять изделие, а ученики должны поэтапно
повторять ваши действия. Перед каждым новым
этапом, ожидая медленно работающих, работайте с
учениками индивидуально.
Нотация на изделие "Мяч"
1. Отрезать 2–3 бруска пластилина
любого цвета, нарезать их более мелко, размять
кусочки до мягкости и соединить вместе.
2. Положить на рабочую доску и круговыми
движениями раскатать форму "шар". Очевидно,
что такое большое количество пластилина не
поместится между ладонями и легче форму сделать
на доске.
3. Поскольку на доске шар не получается гладким
(учитель показывает классу свой шар), то надо
слегка покатать полученный шар между ладонями.
4. Готовому шару придать вид "мяча для
бассейна", пользуясь стеком, по примерам на
плакате и готовым изделиям.
Теперь предложите слепить маленькие
мячики для тенниса, обратив внимание учеников на
сравнительные размеры изделий. Ученики на глаз
определяют нужное количество пластилина (с
горошину). Получается, что пластилина надо так
мало, что в ладонях его не раскатать. Предложите
катать пластилин пальцем на ладони, покажите
рисунок на плакате и сами совершайте это
действие, объясняя, что все время необходимо
внимательно сравнивать образующуюся форму с
образцом.
Для закрепления предложите самостоятельно
слепить мяч средних размеров, цветной и красивый.
Такой мяч получается, если взять кусочки
пластилина разного цвета и, не перемешивая,
раскатать шар. Дети исполняют задание, а вы
работаете с учениками индивидуально. Когда
цветные мячи будут готовы у большинства,
предложите проверить правильность формы
"шар" не на глаз, а способом катания.
Объясните, что только правильный шар будет долго
катиться по плоскости рабочей доски, если его
немного толкнуть.
Задание на дом. Изготовить "для
продажи" в "магазине игрушек" много
разных мячей – больших, средних и малых в
количестве, указанном учителем (например, 2–3
больших, 5 средних, 7 малых).
Изделие "Неваляшка"
Следующее изделие – неваляшка. Это
изделие закрепляет полученные знания о шаре,
дети учатся из шаров собирать более сложное
изделие (рис. 13). Для этого надо слепить шары
соответствующих размеров. Новое – относительные
размеры деталей. Детям понять это довольно
трудно. Их глазомер еще не работает. Помогите
ученикам сделать шары правильных размеров,
показывая свою работу как образец.
Рис. 13 |
Рис. 14 |
Шары соединяются кусочками
спичек или зубочисток. Остальные детали:
подставка, кокошник, глаза, нос, рот – не являются
обязательными для изучения на этом уроке, но они
необходимы. Изделие должно устойчиво стоять на
доске и иметь законченный вид (рис. 14), учитель
показывает на готовом изделии, на плакате,
рассказывает, как можно это сделать, и выполняет
сам. Дети дополняют свои работы самостоятельно,
как получится. Слабым ученикам помогают учитель
или сильные ученики.
Желательно найти 2–3 минуты на уроке, чтобы
показать на готовом изделии роль размеров
деталей. Увидев куклу, собранную из явно не
подходящих по размеру деталей, дети поймут, как
это нелепо: слишком большая голова или очень
маленькие ручки, огромные глаза и крошечный
кокошник. Дети должны убедиться, что только
подходящие друг другу размеры и правильные формы
делают изделие красивым, что подходящие друг
другу размеры как бы дружат между собой,
согласуются друг с другом и называются соразмерными.
Беседа о соразмерности – хорошая подготовка для
знакомства в дальнейшем с понятием пропорции.
Первое знакомство с пропорциями ждет детей уже
при лепке следующего изделия "дерево".
Урок 3
Исходная форма – цилиндр
Следующий урок посвящен исходной
форме цилиндр, базовое изделие –
"дерево". Дети знакомятся с раскатыванием
формы "цилиндр", со способом его резания, с
понятием пропорций, а также закрепляют знания по
исполнению большого шара.
Немного теории
Как раскатывают цилиндр. Положите на
доску шар средних размеров (рис. 15). Прямыми
пальцами руки, слегка нажимая на его середину,
перекатывайте шар по доске вперед-назад прямыми
движениями. Шар станет превращаться в цилиндр.
Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую
боковую поверхность. Во время раскатывания
пластилина на доске длина цилиндра делается все
больше, а толщина уменьшается (рис. 16, 17).
Чтобы цилиндр был ровным по
всей длине, равномерно нажимайте пальцами на
боковую поверхность, так что по мере удлинения
цилиндра в раскатывании участвует все большее
число пальцев. За образующейся формой надо
внимательно следить. Пальцы руки должны
своевременно менять место приложения и силу
давления на пластилин, добиваясь ровной формы,
гладкой поверхности и нужных размеров.
Если надо раскатать большой цилиндр, то руками
придают комку пластилина приблизительную
начальную форму, а потом дорабатывают на доске.
Надо помнить, что при раскатывании толщина
уменьшается, а длина растет. Первоначальная
заготовка должна быть толще будущего цилиндра.
Как разрезают цилиндр. Раскатывая
любой цилиндр, мы контролируем только его
толщину. Для получения формы нужной длины от
цилиндра отрезается кусок. При обычном
надавливании стеком мягкий пластилин теряет
круглую форму (рис. 18), поэтому следует
перекатывать цилиндр во время резания, как при
раскатывании (рис. 19). Обычно оба конца
раскатанного пластилина бывают неровные.
Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом
– нужную длину.
Рис. 18 |
Рис. 19 |
Типичные ошибки формы и
поверхности. Пока не возникнет связь "голова
– рука", пока ребенок не научится управлять
своими пальцами, он будет делать ошибки при
исполнении формы:
1. Боковая поверхность промята в
середине (рис. 20а).
Рис. 20а
2. Боковая поверхность в середине
выпуклая, тоньше у концов (рис. 20б).
Рис. 20б
Причина обеих ошибок:
неравномерный нажим на пластилин.
3. Боковая поверхность неровная по
всей длине, с перешейками (рис. 20в).
Рис. 20в
Причина ошибки: сильный нажим
пальцами. Боковая поверхность исполнена
пальцами руки, а не доской.
Исправляют ошибки более внимательным
раскатыванием, иногда с более тщательной
подготовкой пластилина. Так же устраняют
неровности и шероховатости на поверхности.
Самоконтроль формы и поверхности.
Сначала у детей глаз еще слабо чувствует
правильную форму. Качество формы можно проверить
способом катания цилиндра по доске. Так же как и
правильный шар, круглый цилиндр легко двигается
по доске, если его толкнуть. Если основания
цилиндра не равны, то он двигается не по прямой.
Боковую поверхность проверяем прикладыванием
линейки; удобно пользоваться прямой кромкой
одноразового ножа (рис. 21), нашего рабочего
стека, – при любых неровностях между цилиндром и
линейкой будут просветы. Вращая цилиндр и
прикладывая нож, можно проверить всю боковую
поверхность (рис. 20а, б, в).
Рис. 21
Изделие "Дерево"
Предложите лепить игрушечное дерево.
Покажите на плакате его составные части (крону,
ствол, листики, цветы), а также травку у основания.
Проведите краткий анализ формы этих частей:
крона – большой шар, как "мяч для бассейна",
ствол – другая форма, цилиндр.
У. Чем отличается цилиндр от шара?
Д. Длинный, ровный – одинаковый по
всей длине, круглый.
У. Где еще есть такая форма?
Д. Травка внизу у ствола.
Лепить дерево начинаем с кроны.
Повторите и еще раз объясните действия, как при
лепке "мяча для бассейна", но в ускоренном
темпе.
Исходная форма – цилиндр.
Переходите к лепке ствола. Познакомьте детей с
формой цилиндра – покажите несколько предметов
цилиндрической формы: прямой стакан, круглую
банку из-под чая, кусок круглой палки и т.п. Эти
предметы детям знакомы. Говорите, что у этих
разных предметов одинаковая форма.
Называется она цилиндрической или просто цилиндром.
Проведите анализ формы: у цилиндра есть два
основания и боковая поверхность (показываем на
предмете и на плакате). Основания цилиндра – это
круги, равные по величине, а боковая поверхность
– прямая. В одном направлении цилиндр длинный, а
в другом – круглый. У него есть толщина и длина.
Толщина цилиндра одинакова по всей длине.
Цилиндры бывают разные. Длинные и короткие,
толстые и тонкие. В лепке бывают цилиндры очень
разных размеров (рис. 2). Все цилиндры
раскатываются на рабочей доске. способ
раскатывания цилиндра из шара показан на учебном
плакате "Исходная форма – цилиндр", из шара
удобно раскатывать цилиндры средних и малых
размеров (рис. 4). Приступайте к лепке
ствола-цилиндра, поэтапно показывая действия рук
на пластилине.
Когда у детей начнет получаться раскатывание
цилиндра, приостановите работу с пластилином и
приступите к объяснению понятия пропорция.
Раскатывая разной толщины цилиндры и подставляя
к своему шару-кроне, на примерах покажите, как
изменяется изделие, если подставить к кроне
неподходящий ствол: узкий, длинный – похож на
одуванчик; толстый, длинный – похож на бревно с
шариком на конце; толстый, короткий – похож на
гриб подосиновик и т.д. Но ни один не похож на
дерево. Подведите детей к этому выводу. Какой
ствол надо сделать, чтобы изделие было похожим на
дерево и красивым, как на плакате и как готовые
образцы? Оказывается, что все дело в соотношении
толщины и длины ствола.
Укажите на схему на плакате и объясните значение
линий и цифр, отображающих форму и пропорции:
толщина должна составлять 1/3 размеров кроны
(учитель объясняет цифры на схеме, рис. 22).
Следовательно, надо раскатать цилиндр именно
такой толщины. Дети приступают к докатыванию
начатого цилиндра. Контроль пропорций: одной
рукой держат шар-крону перед глазами, другой
прикладывают к шару цилиндр (перед ним, по центру)
и сравнивают размеры частей шара, выступающих
из-за цилиндра вправо и влево: наибольшие
расстояния должны быть равны толщине цилиндра.
Все эти действия учитель совершает сам на
пластилине, подробно комментируя. Потом дает
время на исполнение классу, помогая
индивидуально в раскатывании и особенно в
контроле пропорций.
Рис. 22
Это новое и очень трудное дело для
ребенка, на нем нужно задержать внимание,
несколько раз возвращаясь к плакату и вновь
объясняя, что такое пропорции. Убедившись, что
все дети освоили приемы раскатывания цилиндра и
контроля пропорций, переходите к определению
длины ствола. На схеме ствола объясните значение
цифр: длина ствола составляет три его толщины.
Объясните, как на глаз отмерить вдоль цилиндра
три его толщины (три квадратика). Предложите
детям стеком-линейкой измерить толщину цилиндра,
отложить ее вдоль цилиндра от торца трижды, а
затем, пользуясь плакатом "Резание
цилиндра", объясните, как и почему надо резать
перекатыванием, а не просто нажимать на цилиндр.
Все действия учитель совершает на своем изделии,
а потом проверяет работу учащихся, при
необходимости показывая практически на изделиях
учеников. Соединяют крону и ствол, как в изделии
"неваляшка", с помощью спички.
Доработка изделия. Собрав основные
детали изделия, получаем основу будущего дерева
(рис. 23). Основа – это тоже новое понятие и
новое слово. В дальнейшем сложные изделия будут
иметь основу и детали (налепы),
превращающие основу в узнаваемое изделие. На
примере дерева понятно, что основа еще мало
похожа на дерево, скучна и неинтересна.
Вначале сделайте основу устойчивой. Вспоминаем
неваляшку и повторяем кольцо из пластилина в
основании. Если кольцо зеленого цвета, то оно
станет травкой под деревом.
Рис. 23 |
Рис. 24 |
Травка станет еще больше
похожа на настоящую, если по верхнему краю
вытянуть острые "клювики" защипами
(рис. 24). Чтобы травка не спадала со ствола,
снизу шов между кольцом и цилиндром заглаживаем.
Теперь дерево будет устойчивым.
Крону следует украсить листиками и цветами.
Ничего, что в наших лесах не растут такие деревья,
– это же игрушечное дерево. Итак, листики. Не
вдаваясь в подробности, лепим из малого шарика
(зеленого, желтого или другого подходящего цвета)
"лимон", превращаем его в пластинку и рисуем
стеком жилки (рис. 25). Листик будет выглядеть
живее, если его слегка выгнуть. Цветы можно
выполнить из маленьких шариков или
"лимончиков", превращая эти круглые формы в
лепешки при придавливании на кроне. Для цветов
берите яркий пластилин, отличный по цвету от
кроны и листьев.
Рис. 25
Есть еще один вариант кроны – осенний.
Он делается, когда в наборе не хватает зеленого
цвета для большого шара. Предложите ребенку
набрать нужное количество пластилина из
нескольких подходящих цветов: зеленого всех
оттенков, желтого, коричневого, белого. Не
перемешивая цвета до однородного, раскатаем шар,
как разноцветный мяч. Эту крону также можно
украсить разноцветными листьями и цветами. Если
подобрать подходящие цвета и выдержать
пропорции, то такое дерево может стать
украшением витрины "магазина игрушек".
Задание на дом. Слепить еще одно
дерево, пользуясь сделанным в классе как
наглядным пособием.
Урок 4
Исходные формы – шар, цилиндр
На предыдущих трех уроках дети
получили много новой информации. Если позволяет
время, дайте им возможность закрепить полученные
знания. Этот урок – разгрузочный и закрепляющий,
самостоятельная работа по изученным исходным
формам. К нему надо дать домашнее задание:
придумать игрушки, содержащие исходные формы без
доработки или с доработкой. Пусть дети исследуют
свои игрушки, а может быть, с родителями посетят
универмаг и там поищут образцы для лепки: куклы,
посуда, транспорт, мебель и т.д.
Цели урока – активизировать наблюдательность,
фантазию, зрительную память, еще раз
потренировать руки, научить их чувствовать
правильную геометрическую форму. В готовых
изделиях требования надо предъявлять только к
качеству исполнения исходных форм, и то
ненавязчиво, поскольку дети еще не успели
освоить лепку. Хорошо поощрить удачную придумку,
узнаваемость изделия, удачный подбор цветов.
Лучшие работы должны пополнить "магазин
игрушек". Разгрузочный урок – это срез знаний,
контроль умений и навыков ваших учеников. Надо,
чтобы дети показали, что они запомнили и чему
практически научились. Поэтому постарайтесь так
их настроить, чтобы они были заинтересованы в
лепке своих придумок, постарались бы как можно
полнее реализовать свои знания. Перед началом
практической работы полезно провести
игру-угадайку на шар и цилиндр, показывая самые
разные по форме изделия.
Урок 5
Исходная форма – жгут цилиндрический
На этом уроке изучаем новую исходную
форму – жгут цилиндрический. На ней
закрепляем полученные знания по исходной форме цилиндр
и знакомимся с базовым изделием пирамида
цилиндрическая на основе двух форм: цилиндра и
жгута.
Покажите плакат "Пирамида цилиндрическая".
Объясняя слово "цилиндрическая", попросите
вспомнить ствол дерева, форма которого –
цилиндр. Покажите готовое изделие и кратко
повторите анализ формы цилиндра (см. предыдущий
урок).
Стержень. Покажите практическую
лепку середины пирамиды, его стержня-цилиндра –
поэтапно, подробно комментируя свои действия и
отслеживая исполнение детьми каждого этапа.
Возьмите немного пластилина, примерно половину
бруска любого цвета, какого не жалко. Подготовьте
пластилин к работе и раскатайте цилиндр для
стержня пирамиды. Затем проверьте правильность
формы на глаз и с помощью стека, прикладывая его
прямой стороной к цилиндру. Обратите внимание на
длину цилиндра. Объявите, что в этом изделии нет
точных пропорций, но длину надо выбрать такой,
чтобы пирамида была не слишком высокой и не
слишком маленькой. Длинные и короткие пирамиды
не будут красивыми, их никто не купит. Лучше
сделать такие пропорция, как на плакате. При этом
напомните значение слова "пропорция",
поскольку дети могли его не понять или забыть: пропорцией
называется соотношение размеров в одном изделии.
Затем предложите на глаз определить соотношение
между длиной цилиндра и его толщиной, чтобы он
был похож на образец. Цилиндр откладываем.
Кольца. из формы жгут
цилиндрический делаем кольца пирамиды. Этот
жгут получается из длинного цилиндра, который
долго раскатываем (покажите плакат "Жгут
цилиндрический"). Обратите внимание детей на
то, что чем длиннее жгут, тем большее количество
пальцев участвует в работе. Чтобы жгут получился
ровным, одинаковым по всей длине и без перетяжек,
надо надавливать на него по всей длине одинаково
и несильно. Напомните о ярких цветных кольцах
игрушечной пирамиды. Берете пластилин яркого
цвета и поэтапно показываете приемы
раскатывания жгута, комментируя свои действия.
Дети поэтапно повторяют действия:
– отрезать кусок от бруска, размять
(показываете, сколько отрезать, – как для
среднего шара);
– раскатать шар круговыми движениями ладоней (показываете
раскатывание и результат – шар – классу, просите
всех показать свои шары, бегло оцениваете их
качество, указывая на большие отклонения от
нормы);
– из шара раскатать цилиндрический жгут нужной
толщины.
Результат показываете классу со
своего рабочего места, затем каждому – близко,
проходя по рядам. Попутно контролируете работу
учеников: одинаковая толщина (примерно треть
толщины цилиндрического стержня пирамиды, как на
рис. 26а, б), гладкая, ровная поверхность.
Отмечаете резкие отклонения от требуемых
пропорций. Если ребенок выдерживает критику, то
уже с этого урока можете требовать переделки,
если нет, – мягко предложите переделку или
попросите в следующий раз более внимательно
следить за пропорциями. На этом уровне знаний
ребенок может еще не понимать, что такое
пропорции и почему они не получились. Ему пока
нравится любая своя работа, требований учителя
он еще не понимает. Предложите проверить
ровность жгута стеком.
Потом раскатайте еще 4–5 жгутов разного цвета, но
одинаковой толщины. Дети выполняют эту работу
гораздо дольше учителя, так что можно найти время
для контроля и индивидуальной работы с
неуспевающими.
Рис. 26а |
Рис. 26б |
Когда каждый ученик раскатает
нужное количество жгутов, чтобы хватило до верха
стержня-цилиндра, предложите определить длину
жгута способом оборачивания его вокруг стержня.
Для этого поставьте стержень на доску и оберните
вокруг него жгут. Концы жгута наложите друг на
друга, как показано на плакате. Дети повторяют
действия учителя. Затем стеком перережьте оба
конца жгута, концы уберите, срезы соедините и
загладьте шов (рис. 27а, б, в). свои действия
подробно комментируйте. Каждый очередной этап
работы показывайте детям как можно ближе,
проходя по рядам и бегло наблюдая за работой
детей и отмечая качество их работ. Остальные
жгуты дети превращают в кольца самостоятельно,
повторяя только что проделанные действия:
обогнуть жгутом стержень; наложить концы;
отрезать сразу оба конца; соединить срезы;
загладить шов.
Рис. 27а |
Рис. 27б |
Рис. 27в |
Скажите, что игрушка без
вершины некрасива, в ней чего-то не хватает
(рис. 28), надо завершить ее какой-либо круглой
формой. Лучше всего сюда подходит шар. Спросите,
какого размера шар будет красиво смотреться на
пирамиде. Быстро раскатайте шары разных
размеров: большой, маленький и средний. По
очереди приложите их на вершину своей пирамиды.
Большой очень велик, кажется, что он раздавит
пирамиду. Маленький очень мал, его почти не видно.
Оказывается, что лучше всего смотрится средний
шар (рис. 29). Подчеркните, что красиво то, что
соразмерно. Объясните слово "соразмерно" – согласно
по размерам, подходящие друг другу размеры,
дружно в размерах и т.д. Напомните изделие
"дерево", где впервые звучало это слово.
Теперь игрушка вполне готова. Но нижнее кольцо
непрочно держится на стержне, может упасть. Его
надо примазать: перевернуть пирамиду основанием
вверх и загладить шов между стержнем и кольцом.
За учителем выполняют и дети. Здесь снова
вспомните изделие "дерево", где этот прием
уже был опробован.
Рис. 28 |
Рис. 29 |
Урок 6
Исходная форма – конус
Следующее изделие в теме "магазин
игрушек" – пирамида коническая. Это тоже
базовое изделие, оно похоже на предыдущее, но в
середине ставится не цилиндр, а другая исходная
форма – конус.
Объявите, что тема "магазин игрушек"
продолжается. Лепим изделие "пирамида
коническая". Эту игрушку все хорошо знают, все
с ней играли. Объясните состав изделия, опираясь
на предыдущий урок: эта пирамида состоит из
центрального стержня и колец, как и пирамида
цилиндрическая, которую мы уже делали. Но общий
вид изделия другой, потому что стержень другой,
сужающийся кверху. Свои слова сопровождайте
показом плаката "Пирамида коническая" и
готовыми изделиями из пластилина. Расскажите,
что форма этого стержня – конус, она отличается
от формы шара и цилиндра. На шар уж совсем не
похожа, а на цилиндр похожа, потому что есть
круглая плоскость основания и прямые стенки. Но у
цилиндра толщина везде одинакова, а у конуса
разная. Знакома ли детям эта форма? Попросите
назвать предметы, в которых можно увидеть эту
форму: морковь, колпачок клоуна, шапка Деда
Мороза, ведро и т.д.
Исходная форма – конус. Сначала
показываете плакат "Исходная форма конус".
Объясняете, что для изготовления конуса надо
отрезать от бруска пластилина треть или чуть
больше, раскатать исходную форму шар; шар
положить на доску, на одну половину шара положить
палец и начать перекатывать его на доске
вперед-назад, как при изготовлении цилиндра (рис.
30).
Рис. 30
Тогда одна половина шара будет
сохранять форму шара, а другая – вытягиваться,
делаясь все длиннее и тоньше. Так образуется
боковая поверхность конуса, ее делает рабочая
доска. Давить на пластилин надо равномерно и
несильно. Чем больше длина конуса, тем большее
число пальцев участвует в раскатывании. Большие
и средние конусы намного удобнее раскатывать
ладонью, а не пальцем, из-под которого шарик часто
выкатывается. Ладонь надо поставить рядом с
шаром ребром на доску, и не отрывая от доски,
наклонить и положить на шар, и, в таком положении
руки перекатывать шар на доске вперед-назад, как
обычно. Как только толщина и длина достигнут
нужных размеров (или нужных пропорций),
раскатывание прекращаем.
Ошибки формы: прогнутая
поверхность (рис. 31а); выпуклая поверхность
(рис. 31б); поверхность с перешейками
(рис. 31в). Исправляются ошибки более
внимательным раскатыванием. Правильный вариант
представлен на рис. 31г.
Рис. 31а |
Рис. 31б |
Рис. 31в |
Рис. 31г |
олучившийся конус (ось
пирамиды) пока имеет шаровидное основание, на нем
конус стоять не будет. Покажите детям, как
сделать его устойчивым. Не вдаваясь в
подробности, осторожно, не сдавливая, берем конус
пальцами за боковую поверхность, ставим выпуклым
основанием на доску, прижимаем и повертываем
вокруг оси. Основание конуса стало плоским, конус
не падает.
Предложите детям самостоятельно
раскатать жгуты (как на уроке 5: толщина втрое
тоньше основания конуса; жгуты цилиндрические,
равные по толщине от начала до конца, ровные и
прямые; цвета яркие, радостные). Покажите сначала
на плакате, а затем на своем изделии, как
превращать их в кольца, соединять и заглаживать.
Обратите внимание на сужающуюся вверх
сердцевину, которую кольца должны обхватывать:
чем выше кольцо, тем оно у'же. Изготовив 2–3 кольца
и закрепив их на изделии, предложите детям
закончить свои пирамиды самостоятельно, а сами
проведите контроль и индивидуальную работу с
учениками.
Закончите изготовление пирамиды
примазкой нижнего кольца и вершиной в виде
конуса. Объясните, что самое естественное
завершение конусной пирамиды – тоже конус.
Покажите, как выглядит пирамида с разными
завершениями – с шаровым и с цилиндрическим,
меняя эти формы на своем изделии. Дети должны
убедиться, что более всего подходит конус (рис. 32).
Рис. 32
Урок 7
Композиция
Это заключительный урок по теме
"Магазин игрушек". В начале урока детям
предложите еще одну самостоятельную работу по
всем знакомым исходным формам: дополнить
"магазин игрушек" товарами для самых
маленьких – погремушками. Какие бывают
погремушки, дети, конечно же, знают. Формы их
очень простые – исходные, их мы уже умеем лепить
– это шары, цилиндры, конусы и жгуты. Расскажите,
в чем красота изделия, покажите готовые изделия
(удачные и неудачные) из работ прошлых лет. Из
этих примеров выясняется, что наиболее удачные
изделия отличаются правильными формами,
подходящими пропорциями и яркими цветами.
Разъяснить задание постарайтесь в ходе беседы.
Во время самостоятельной работы учеников
контролируйте технику лепки, правильность форм,
соразмерность деталей, оказывайте
индивидуальную "скорую помощь". По
окончании лепки проведите беглое обсуждение
работ, продемонстрируйте наиболее удачные.
Затем приступайте к объяснению понятия
"композиция". Предложите ученикам выставить
все вылепленные с начала работы над темой
"Магазин игрушек" изделия на рабочей доске.
Оказывается, их накопилось довольно много. И
когда они стоят на доске в беспорядке, то
рассмотреть, оценить и выбрать лучшую совершенно
невозможно. Предложите разместить игрушки
красиво, чтобы пришедший в "магазин"
покупатель мог хорошо их рассмотреть.
Расскажите, как выполнить все эти условия,
показав размещение игрушек на своей доске (тех,
что вы лепили вместе с учениками на предыдущих
уроках).
Правила построения композиции
Правило первое: предметы разделяй на
группы не более четырех предметов. Большее
количество глаза сразу охватить и рассмотреть не
могут.
Правило второе: в группу соединяй
разные изделия по размеру и по виду (разных
исходных форм и разных пропорций) – одинаковые
изделия в группе выглядят скучно и неинтересно.
Правило третье: если в группе все
изделия разные по размеру, размещай так, чтобы
большие не загораживали маленьких.
Правило четвертое: следи, чтобы
изделия сильно не загораживали друг друга и не
"отскакивали" далеко друг от друга.
Правило пятое: группы на доске
размещай так, чтобы вся доска была занята
равномерно, без пустот. Самые интересные и
красивые группы размещай ближе к центру доски,
менее удачные – по краям и сзади.
Правило шестое: следи, чтобы твоя
композиция выглядела красиво.
Изделие "Монеты"
В теме "Магазин игрушек" есть еще
одно изделие, не базовое, – "монеты". Изделие
тренирует навык раскатывания и разрезания
исходной формы цилиндр, учит аккуратности в
исполнении надписей с помощью зубочистки. Для
исполнения монет разного достоинства
потребуется раскатывать цилиндры разной толщины
и разрезать их на диски. Резать надо аккуратно,
чтобы не помять мягкий пластилин, а потом
загладить обе стороны дисков и, нарисовав на
одной стороне цифру, так же аккуратно продавить
надписи острым концом зубочистки. Это задание
вырабатывает терпение, усидчивость и
аккуратность. Изделие "монеты" может иметь
смысл, если после размещения изделий на досках
позволить детям поиграть в куплю-продажу
игрушек. Но лучше организовать "натуральный
обмен" – игрушку на игрушку. В такой игре дети
сами дают оценку изделиям, выбирая наиболее
удачные. Здесь, как в каждой игре, проявляются
разные душевные качества: и желание лучшую свою
игрушку придержать для себя, и великодушный
выбор даже неудачной игрушки, чтобы поддержать
друга или подружку. При проведении такой игры
внимательно следите, чтобы не возникало ссор и
обид. Игра не должна быть затянутой во времени.
Выбор лучших изделий самими детьми должен лишний
раз их убедить в значении качества формы и
соразмерности для эстетики изделия. Эта мысль
должна стать целью проводимой игры. А вам надо
сделать акцент на качестве изделий.
Расскажите детям, что разумное и красивое
размещение изделий на плоскости, которая их
объединяет, называется композицией.
Задание на дом. Все изделия унести домой,
лучшие – те, которые ломать жалко, – оставить на
память, а остальные разобрать по цветам на
рабочий пластилин и приготовить для лепки
поделок следующей темы. Заготовить картон
размером 10 х 13 см и принести в класс.
Рисунки Н.Трениной
* В курсе лепки плакаты играют
большую роль как наглядные пособия. В данной
публикации мы не имеем возможности дать их
целиком, поэтому все необходимые фазы лепки
представлены в виде отдельных рисунков.
|