Татьяна МАТИС
Портрет моего друга, подруги,
товарища...
Урок изобразительного искусства во 2-м
классе
2-й класс
По времени это занятие проводится в
III четверти и во многом является итоговым.
Следует отметить, что 2-й класс – это новый этап в
развитии способностей детей. Важнейшая из них –
строить образы воображения, руководствуясь
эстетическими принципами. Если на занятиях в 1-м
классе актуализировались и систематизировались
знания и умения, полученные детьми в дошкольный
период, а поиск целостности, гармонии и
выразительности в произведениях искусства и в
собственных рисунках совершался ими
преимущественно интуитивно, то во 2-м классе к
интуиции добавляется целенаправленное и
планомерное освоение способов поиска красоты и
выразительности художественной формы. Учащиеся
решают учебные задачи, представленные в
определенной последовательности. Особое
внимание во 2-м классе уделяется проблеме
гармонизации сочетаний разных цветов. Дети
учатся смотреть обобщенно на рисунки красками,
видеть согласованы или не согласованы на нем
разные цвета, выделять те, что нарушают колорит
рисунка. Именно это действие постепенно
превращается для них в основное средство
контроля за результатом своей работы. С понятием
гармонии тесно связаны и другие циклы занятий, с
которыми знакомятся дети на занятиях во 2-м
классе.
Занятие "Портрет моего друга..."
является не только завершающим большой цикл,
посвященный выразительным особенностям цвета
(теплохолодность), но и показывает, насколько
освоены детьми и успешно ли применяются при
создании выразительных рисунков знания,
полученные при знакомстве с ритмом и симметрией.
Этому занятию непосредственно
предшествует работа детей над плоскими
декоративными настенными масками, где они
пытаются применить свои знания о симметрии,
сочетании теплых и холодных цветов для создания
разных по роли и характеру персонажей сказок. На
этом же занятии задача перед детьми стоит более
сложная. Ребенку надо попробовать передать
изобразительными средствами характер
портретируемого и свое отношение к этому
человеку.
Приведенное ниже занятие было
проведено в рамках мастер-класса
"Изобразительное искусство и художественный
труд" (программа Ю.А. Полуянова), данного на VI
Московской международной выставке-форуме
"Школа 2002 г." учителем Галиной
ДАВЫДОВОЙ с учениками 2-го класса
экспериментального учебного комплекса "Школа
развития" (подразделения школы № 1133
Западного округа г. Москвы).
* * *
Учитель вывешивает перед учениками
маски, сделанные на предыдущем занятии.
Учитель. Как вы думаете,
кого изображают эти маски, каков характер этих
персонажей?
Данила. Это – Карабас-Барабас... Он
очень злой...
Учитель. А почему ты так решил?
Данила. Это видно... У него лицо
такое бледное... а борода – черная...
Ксюша. Усы торчат...
Маша. Глаза треугольные...
Феликс. Глаза вот так расположены (показывает
расположение глаз на своем лице, потом – на маске),
они наклонены вот так и раздвинуты...
Данила. А брови, наоборот,
сдвинуты... И наклонены не так... в другую сторону.
Учитель. С Карабасом-Барабасом
разобрались. А кто это такой?
Маша. Это, конечно, Пьеро... Он
грустный... Плачет... Слезы большие на щеках.
Ксюша. А сам добрый... Розовый...
Специально такую бумагу выбрали...
Учитель. Ты хочешь сказать, что
цвет маски подчеркивает характер персонажа?
Ксюша. Ну конечно... Он – добрый и
цвет – светлый... Лицо у него розовое... шапочка –
голубая...
Данила. Рот у него еще так (показывает
руками на своем лице, как уголки губ опущены вниз).
Учитель. Согласна. Пьеро грустный.
А вот грустный Вишенка...
Гриша. Он менее грустный... Он
добрый...
Учитель. Почему ты так думаешь?
Гриша. У него все симметрично...
Очки... Глаза... Брови... А здесь (у Пьеро) –
брови так... уголком... и рот – вниз...
Учитель. Все маски очень хорошие и
по-своему выразительные. Но если бы нам нужно
было расположить их по степени выразительности,
какую бы вы из них повесили на первое место?
Маша. Пьеро. Он очень похож на того,
кто в сказке. Грустный такой...
Гриша. Мне кажется, Карабас-Барабас
больше подходит...
Ксюша. Они обе хорошие... Они
разные...
Данила. Карабас – лучше... Но и
Пьеро тоже...
Даша. Они обе первые...
Учитель. С масками все понятно. А
вот посмотрите сюда (вывешивает портреты:
А.Венецианов "Девушка в платке",
А. Поллайоло "Портрет дамы", Дж. Беллини
"Портрет мальчика", А. Николаев (Усто-Мумин)
"Дорога жизни"). Что вы можете сказать о
персонажах, которые здесь изображены?
Данила (выходит к доске и
показывает на портрет работы А.Николаева).
Здесь изображен веселый мальчик.
Учитель. Почему ты так решил?
Данила. Он розовый такой... Цвета
яркие.
Феликс. Улыбается...
Гриша. У него глаза такие (показывает
руками круги около глаз, как бы демонстрируя
широко открытые круглые глаза).
Учитель. Кто еще что может сказать?
Маша. Я вот об этом хочу (показывает
на портрет кисти Дж. Беллини). Здесь тоже
мальчик... Он – грустный...
Алина. Нет... Он сердитый...
Учитель. Почему ты так думаешь?
Алина. У него рот такой (сжимает
губы и всем показывает). Глаза смотрят
сердито... Брови сюда (показывает, как сдвинуты
брови).
Учитель. А здесь? (Показывает на
картину А. Поллайоло). Какой характер у этой
дамы?
Юра. Она – строгая...
Учитель. Почему ты так думаешь?
Юра. У нее голова так поднята (показывает).
Маша. Рот вот такой (показывает
сжатые губы) и взгляд серьезный...
Учитель. А на этой картине? (указывает
на "Девушку в платке" А.Венецианова).
Ксюша. Добрая...
Даша. Веселая...
Маша. Глаза веселые... и рот...
Гриша. Рот яркий...
Феликс. Все цвета на картине
блеклые, а лицо – яркое.
Учитель. А теперь найдите среди
этих образцов бумаги те сочетания цветов,
которые подходят к каждой картине (учитель
выставляет четыре карточки с сочетаниями двух
цветов на каждой из них).
Дети, по очереди, выходят к доске,
находят место каждой карточке и закрепляют ее
под соответствующим, по их мнению, портретом.
Учитель. Все согласны с таким
распределением цветов.
Дети. Да...
Юра. Здесь – яркие, розовый и
коричневый… такие же, как и на картине; здесь –
серые... здесь – темные...
Учитель. Согласна (выставляет
таблицу с четырьмя образцами разных цветов,
закрепленных скотчем). На таблице – четыре
цвета. Таких цветов на картинах нет. Но если
каким-нибудь из них дополнить сочетания на
карточках, то они подойдут к характеристике
человека на портрете и будут красиво сочетаться
с уже имеющимися цветами. Посмотрите и найдите
место каждому цвету. Прикрепите его к своему
сочетанию.
Дети по очереди выходят к доске,
прикрепляют найденный ими цвет к сочетанию.
Класс контролирует выбор. Спорит. Исправляет
неправильные решения.
Учитель. Я очень довольна вашей
работой. А как вы думаете, зачем мы это делали?
Данила. Чтобы мы поняли, что цветом
можно показать, какой у человека характер...
Учитель. Вот теперь перед вами
стоит еще одна очень сложная, но интересная
задача. Надо нарисовать портрет вашего друга или
подруги. Человека вам хорошо знакомого.
Нарисовать надо так, чтобы все, кто будет
смотреть на этот портрет, сразу поняли, что это за
человек, какой у него характер и как вы к нему
относитесь.
Дети приступают к работе. Учитель по
мере надобности консультирует их.
Учитель (Грише). Подумай о тех
цветах, которые ты выбрал.
Гриша. Они хорошо друг с другом
сочетаются...
Учитель. А будут ли хорошо видны
черты лица?
Гриша. Но он добрый, поэтому я взял
такие краски (светлые)... Другие не подходят...
Я сделаю так, что будут видны...
Учитель (Ксюше). А ты кого
рисуешь?
Ксюша. Машу. Она хорошая, поэтому
краски светлые... а глаза у нее большие... и
ресницы.
Подобное обсуждение возникало
практически со всеми детьми. С вопросами они не
обращались. А советы учителя большинство из них
отказывались принимать, доказывая свою правоту.
Образ друга у них был свой, и именно его они
пытались реализовать.
* * *
Портрет считается едва ли не самым
сложным жанром живописи не только потому, что
требуется передать сходство с конкретным
человеком, но и из-за того, что в одном человеке
художник должен воплотить образы людей
определенного характера, нрава, значения. Вместе
с тем лицо человека для детей наиболее важный
объект, по которому они судят о людях и вид
которого определяет их отношение к тому или
иному человеку. Иными словами, дети чаще и
внимательнее наблюдают и лучше знают лицо
человека, чем другие объекты действительности.
Поэтому, несмотря на сложность, дети очень
увлеченно рисуют портреты и часто по-своему
передают сходство с портретируемым человеком.
Для изображения они чаще всего выбирают людей,
которых любят или к которым относятся очень
хорошо (мамы, папы, бабушки, дедушки, товарища по
классу, учителя...). Плохих, злых, вредных они
рисуют редко. Сходство детских портретов не
фотографично. Оно складывается чаще всего из
обостренной характеристики очертаний лица в
целом и одной-двух его черт, особенностей
прически, деталей одежды. Несмотря на это,
портреты узнаваемы.
Не стоит относиться к сходству
портрета с оригиналом очень строго. Главное
понять, как относится ребенок к человеку,
которого он решил изобразить. Для этого как раз и
достаточно одной-двух особенностей внешности
человека, выражения его лица, выбора характерных
цветов, чтобы портрет стал выразительным.
Цветовая характеристика человека имеет в
портрете особое значение. Понять "секреты"
создания этой характеристики в произведениях
искусства, а затем использовать их в собственных
работах и учатся дети на этом занятии.
В связи с этим хотелось бы обратить
внимание на учебную задачу, которую решают дети
перед тем, как приступить к созданию портрета
своего друга. При всей своей, казалось бы,
формальности, она имеет большое содержательное
значение: показывает детям, что для создания
выразительного рисунка недостаточно подобрать
цвета, хорошо соединяющиеся между собой.
Необходимо найти такой цвет (или цвета), который,
не нарушая гармонии сочетания, позволит дать
характеристику изображаемому персонажу,
выделить и подчеркнуть его важнейшую черту.
Примечание. В публикации
использованы работы учеников ЭУК "Школа
развития", г. Москва, Джимгарова Феликса,
Захаровой Лизы, Капитула Ксюши, Саваян Маши,
Тихова Юры, Саркисяна Степы, Ежовой Иры.
|