Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Т.БОЙКО,
учитель средней школы № 24,
г. Старый Оскол,
Белгородская область

С любовью к России

Открытое заседание клуба "Дорогами добра"

Цели. Познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми; раскрыть детям смысл понятия "патриотизм".

Оборудование. Репродукции с изображением Древней Руси, карта России, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг; рисунки детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Постановка темы занятия

Учитель. Как называется наша Родина?

Дети. Россия.

У. Прочитайте тему и девиз нашего занятия.

На доске:

С любовью к Родине.

Девиз:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем.

– Какие мысли возникли у вас, когда вы прочитали тему и девиз?

Ответы детей.

– Сегодня мы поговорим о том, за что же надо любить и беречь свою Родину.

Звучит песня "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).

III. Знакомство с историей страны и ее символами

У. Откуда взялось такое название – "Россия"? В стародавние времена ее называли Русью. Слово "Русь", как полагают некоторые ученые, произошло от слова "русло". Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русалка – сказочное существо, персонаж русских народных сказок, обитательница рек и озер. В образовании слова "русалка" предполагают влияние слова "русло".
Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово "россияне", а страна, где они живут, – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Ученик 1.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия...
Раздолье...
Равнины ...
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можешь никак наглядеться.

У. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Д. Все мы, россияне, живем в стране, которая называется Россия.

У. Каждое государство имеет свои символы. Расскажите о символике России.

Ученик 2. Флаг. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом.

Ученик 3. Герб. Представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу земель русских. Недаром на пороге XXI века двуглавый орел снова становится символом России.

Ученик 4. Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. 1 января 2001 года Государственным гимном снова стало произведение с современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Дети слушают и поют Гимн стоя.

Ученик 5. Россия занимает площадь в 17 млн. км2. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
Россия располагается в двух частях света – Европе и Азии. Россия занимает северо-восточную часть материка Евразия, омывается водами трех океанов: Тихого – с востока; Атлантического – с запада; Северного Ледовитого – с севера.

Исполняется русская народная песня "Родина".

Ученик 6.

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

IV. Беседа о защитниках земли Русской

У. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнем противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, – от былинных богатырей.

Выходит ученик в костюме Ильи Муромца.

Илья Муромец. А каких русских богатырей вы знаете?

Ответы детей.

Илья Муромец. Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца, и в истории остался день его рождения – 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

У. А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от той беды избавил?

Д. Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.
Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: "Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду черного, крестьянского."
Об этом богатыре русский поэт Алексей Константинович Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется – "Илья Муромец". Послушайте отрывок из него.

Дети инсценируют стихотворение.

Ведущий.

Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья;
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
И ворчит Илья сердито:

Илья Муромец.

Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою –
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!..
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!..
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!

Ведущий.

И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;
Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой, и земляникой
Пахнет темный бор.

Появляется солдат в гимнастерке. Исполняется литературная композиция на тему Великой Отечественной войны.

Солдат.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Ученик 1.

Спасибо вам, солдаты,
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли,
За все спасибо вам, солдаты.
И в добрый час, счастливый час,
Час мирного рассвета,
Во имя вас, во имя вас
Мы празднуем Победу!

Ученик 2.

Как вы вступали в города!
Навстречу вам бежали дети.
Вам благодарны навсегда
Мы все, живущие на свете.
Мы помним всех по именам,
И всех обнять мы рады!
От всей души спасибо вам,
Спасибо вам, солдаты!

Ученик 3.

Чтоб не лежал весь мир во мгле,
Себя в бою вы не щадили,
И стольким людям на Земле
Вы счастье жизни подарили!
От всех, кто вами был спасен,
От всех, кто нынче рядом,
Примите наш земной поклон,
Советские солдаты!

Ученик 4.

Да, сделали все, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
Россия!
Не искать иного слова,
Иной судьбы
На целом свете нет.
Ты вся –
Сплошное поле Куликово
На протяженьи многих сотен лет.

Ученик 5.

Россия! Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы всё прощали:
Мы, великороссы,
Всегда великодушны и добры.

V. Беседа о столице России

У. В одной старинной летописи написано: "Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя Москва град". Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году.

Ученик 6.

Москва моя, и мамина, и бабушки моей...
Орнаменты люблю я московских площадей.
И если в праздник с бабушкой гуляем мы вдвоем,
По улицам тихонько мы рядышком идем.
Здесь уютный дворик,
Церкви купола.
Это древний город
И моя Москва.
Мне бабушка расскажет, как строилась Москва,
Про улицы и храмы, про старые дома,
Как в ближнем Подмосковье мой прадед воевал,
Как за любимый город он жизнь свою отдал.
И как будто слышу
Я его слова:
"Велика Россия,
Но за мной Москва".

Ученик 7.

Москва все время строится и храмы золотит,
Дождями вся умыта, то пляшет, то грустит.
Москва всю жизнь работает, как бабушка моя,
И строгая, как мама, веселая, как я.
Если будет трудно,
Повторю слова:
"Вынесет Россия,
Выстоит Москва".

VI. Беседа о родном крае

Ученик 1.

Хороша Россия,
В полдень так нежна,
Но еще красивее
В сумерках она.
Хороша Россия
Утром на заре,
Но еще чудеснее
В лунном серебре.
Хороша Россия
В ледоход весной,
Только первый снег ее
Снится нам и в зной.

Ученик 2.

Хороша Россия,
Ой, как хороши
Взгляд озерных глаз ее
И тепло души.
И не зря в полете,
Расставаясь с ней,
Плачут даже гордые
Стаи журавлей.
Хороша Россия
В блеске летних звезд,
Но еще прекраснее
В золоте берез.

У. Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей!

Береза... С незапамятных времен почитаема и любима она на Руси. Сенокосным июнем в старину справляли на селе праздник березы-именинницы – березкин день. Разнаряженные девушки выходили на игрища в березовые рощи и заплетали в косы тонкие ветки, украшали деревья яркими лентами.

Дети исполняют песню "Во поле береза стояла".

– Есть старинная поэтическая загадка: "Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник". Что это?

Д. Береза.

У. Многовековый опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза – одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок и листья которых содержат ценные лекарственные вещества.

Ученик 3.

Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.

Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.

У. Какие вы знаете пословицы о Родине?

Д. С родной земли умри – не сходи.
– Своя земля и в горести мила.
– Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
– Всякому мила своя сторона.
– Дома и стены помогают.
– За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
– Любовь к Родине сильнее смерти.
– На родной сторонке и камешек знаком.
– На чужой стороне Родина милей вдвойне.
– Нет в мире краше Родины нашей.
– Родная землица и во сне снится.
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
– Москва – что гранит, никто Москву не победит.
– Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
– Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
– Кто Родиной торгует, того кара не минует.
– Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
– Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
– Человек без Родины – что соловей без песни.
– Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
– Родина – мать, умей за нее постоять.
– Смело иди в бой, Родина за тобой.
– Родина краше солнца, дороже золота.
– Нашей армии сыны Родине верны.
– За край родной иди бесстрашно в бой.

Ученик 4.

Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моем краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя ...
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя?

Дети исполняют песню "Родина моя":

Ничего не знаю краше,
Ни дороже, ни милей
Неоглядных наших пашен,
Наших солнечных полей.

Припев:

Родина любимая,
Родина моя, Родина моя!

Не видал лесов светлее,
Песен звонче не слыхал
И людей душой добрее,
Где б я ни был, не встречал.

Припев.

Исполняется песня "Уголок России" (сл. Е.Шевелевой, муз. В.Шаинского):

Простор небесный сизокрыл
И тишина кругом...
Мне уголок России мил,
Мой добрый отчий дом.
Стою, не глядя на часы,
Березкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет!

Припев:

Уголок России,
Отчий дом,
Где туманы сини
За окном,
Где твои, немного грустные,
И глаза, и песни русские...

Проходят дни, бегут года –
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И бесконечных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.

Ученик 5.

Милая светлая Родина!
Куда б ни забросила жизнь,
Город с далекой историей
Сердцу вовек не забыть.
Гляжу на этот древний город,
На купола церквей, на дым,
Гляжу на город, пред которым
Кажусь я очень молодым.
И в чем-то он меня моложе,
И в чем-то он обязан мне,
И с каждым годом все дороже
Он мне с Россией наравне.

У. Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

VII. Итог занятия

У. Надо ли любить свою Родину?

Д. Да.

У. А что значит любить свою Родину?

Выслушиваются ответы детей.

– Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги...

Ученик 7.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.

У. Любите Россию,
Любите Россию,
Для русского сердца
Земли нет милей.