Нина МЫЗНИКОВА,
учитель начальных классов,
п. Чернь, Тульская обл.
Учителями славится Россия...
О педагоге Серафиме Викторовне
Гречкиной в поселке и родители, и учащиеся
отзываются одинаково: "Хорошая
учительница!" Поэтому когда начинается
формирование 1-х классов, к ней постоянно
обращаются с просьбой:
– Возьмите нашего...
Ведут и с ослабленным здоровьем, и
хулиганистых, ведут и тех, кто в прошлом не усвоил
программу. Обязательно ведут своих малышей и те,
кто когда-то сам у нее учился. Уверены: она не
только научит, но и воспитает. В ее классе все
умны, хороши и добры. Все уважают друг друга,
заботятся друг о друге.
Таков закон жизни класса. И поэтому-то,
наверно, в школьном списке "трудных" ее
учеников не найдешь: сами оценивают свое
поведение, свои поступки, свои высказывания в
кругу сверстников.
Когда-то, начиная свою работу в
начальной школе, Серафима Викторовна читала
много статей по психологии, педагогике,
воспитанию детей младшего школьного возраста. Ее
интересовали психологические и физиологические
особенности детей этой возрастной группы. Так
возник вопросник для родителей, представивший ей
обильную информацию о темпераменте и характере
обучаемых учеников, а главное – сдружил с
родителями, которые стали повнимательнее к
поступкам детей. Они сделались сотрудниками
учительницы в воспитании личности школьника,
помощниками в обучении сильных и слабых ребят.
– Я давно поняла, какая это вредная
вещь – двойка, – говорит Серафима Викторовна. –
Необучаемых детей в школе нет. Следует искать
индивидуальный подход к каждому ребенку и почаще
его хвалить, чтобы у малыша не пропадало желание
учиться, ходить в школу. Надо быть добрее,
человечнее воспитателю.
Уроки учительницы Гречкиной
своеобразны, интересны, потому что на них царят
педагогический такт и опыт.
Десятилетия работы помогли ей постичь
все лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лисенковой,
учителей школ Толстого. Многому научили ее и
занятия в школе-лаборатории им. Л.Н. Толстого в
Туле под руководством опытного методиста
В.Б. Ремезова. Накопился собственный опыт,
который отмел за годы работы рутинные
представления о структуре урока в начальной
школе, о методах обучения.
Теперь и она просто берет из кладовой
памяти то, что нужно именно на этом уроке в
соответствии с темой. Больше всего волнует лишь
ее ученик, его глаза: живет ли в них интерес,
светится ли живая мысль, удается ли ему познать
новое?
А еще ей важно, чтобы нравственные и
духовные понятия, толстовские представления о
жизни становились нормой поведения, жизни
воспитанников...
...Я не заметила, как пролетели уроки
математики, чтения, письма. Все было продумано,
интересно, хотя учить маленьких ох как непросто.
Строгий глаз учительницы замечал все:
и как лежит учебник, и каким уголком повернута
тетрадь, и где находятся на парте палочки,
карандаш, ручка, линейка, резинка, конвертик.
Серафима Викторовна помнила и замечала все
потому, что за каждой мелочью видела привычки,
цепь поступков, характер, отношения с окружающим
миром. Коли, Максимы, Алены, Кристины, Светланы с
удовольствием раскладывали на партах и классной
доске кружочки, квадратики, треугольники,
рассказывая, почему в ряду их больше или меньше и
что надо сделать, чтобы их стало поровну. Звучали
прямой и обратный счет, веселые загадки. Радуясь
хорошим ответам учащихся, учительница постоянно
их хвалила, внушая ребятам мысль, что они уже
многое знают, многому научились, потому что
старались, учились с желанием.
Занимательная физкультминутка не
помешала ученикам вновь сосредоточиться.
Времени на уроках хватало на все: и на прочное
усвоение материала путем упражнений и
повторений, и на чтение стихотворений и сказок, и
на разгадывание шарад, и на просмотр любимых
мультиков. Ребята старались, когда писали
элементы букв, слова и предложения. Старались не
путать буквы и звуки при произношении. Старались,
чтобы их тетради были опрятными, а ответы
полными, правильными, чтобы Серафима Викторовна
осталась довольна их работой. Стараются и
студенты Чернского педколледжа, которые дают в
1-м классе пробные уроки – делают первые шаги. Их
удивляет обширная методическая копилка
учительницы: в ней – и конспекты уроков, и
описание различных по воспитательным целям
классных часов, и игры, и книги по педагогике,
психологии из опыта работы учителей России и
зарубежья. Серафима Викторовна часто
рассказывает им, как ездила учиться к Михаилу
Петровичу Щетинину в станицу Азовскую, как была
поражена щедростью таланта и его школой:
поистине объял необъятное и учил мастерству
неравнодушных, а главное – сам любил детей.
– Да, – обращается ко мне
учительница-методист Гречкина, – Щетинин помог
мне многое понять в педагогических взглядах Льва
Николаевича Толстого. Согласна с ним: вера –
понимание смысла человеческой жизни и признание
вытекающих из этого понимания обязанностей…
Пожелав заслуженной учительнице школы
РСФСР новых успехов, любознательных учеников и
студентов, я покидала школу с чувством радости,
признательности за обучение и воспитание
подрастающей учительской смены.
Что ж! Видимо, прав Андрей Дементьев,
написавший пророческие строки:
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…
|