Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Татьяна МАТИС

Соедини объемные формы в скульптуру

Это занятие является завершающим в первом цикле и по времени проведения приходится на конец первой четверти 1-го класса.

Одна из основных целей этого цикла – превращение в общем-то знакомых детям линий, пятен, силуэтов в средства изображения. Ввести понятие меры в действия с различными изобразительными материалами и инструментами. На прошедших занятиях дети учились проводить линии, накладывать пятна, вырезать силуэты, делать руками объемные формы не "как получится", а "как задумал", т.е. разной величины и формы, пользуясь при этом принципом меры.

Принцип меры в эстетике универсальный. Из него образуются почти все способы гармоничного построения и изображений, и вещей, и конструкций. Это ритм, симметрия, пропорции, равновесие и т.д. Всему этому дети будут учиться в последующие годы. Но чувство меры надо развивать с первых уроков.

На первом году обучения вводится самая простая и понятная детям сторона этой способности – мерность. Не следует путать ее с размером. Размер – качество не метрическое, означающее, сколько, например, сантиметров содержит длина или ширина на схеме или рисунке. Мера же определяет соотношение величин между собой и с величиной листа, на котором делается рисунок. Например, одно и то же изображение на большом листе будет выглядеть маленьким, на маленьком – крупным, а рядом с другими изображениями может казаться и большим, и маленьким. На уроках вводится мерность не только по величине, но и по форме, объему, светлотности цвета...

Введение принципа мерности должно отразиться на двух взаимосвязанных, но не одинаковых качествах детского рисунка: изобразительности и выразительности. К "изобразительному" можно отнести все, что делает рисунок, скульптуру, поделку узнаваемыми, а к "выразительному" – все то, в чем передаются внутреннее состояние, смысл и чувства нарисованного или изготовленного. Выразительность зависит не только от величины, формы, цвета отдельных линий, пятен и силуэтов, но и в не меньшей степени от того, как они соединены между собой. Поэтому главной задачей занятий первого цикла является научить детей искать выразительные соединения разных частей изображения.

Методически в этом цикле можно выделить два типа занятий: первый – это освоение действий с определенным изобразительным инструментом и создание при помощи этого инструмента разных линий, пятен, силуэтов; второй – создание таких ситуаций, при которых дети по собственному индивидуальному замыслу будут соединять эти линии, пятна, силуэты в выразительное изображение. Так, сделанные при помощи разных движений руки с карандашом линии они соединяли в рисунок; сделанные кистью пятна разной величины – в динамичную фигуру; вылепленные из пластилина различные объемные формы – в скульптуру.

Представленное занятие относится именно ко второму типу и было проведено с учениками первого класса экспериментального учебного комплекса "Школа развития" (подразделение школы № 1133 Западного округа г. Москвы) учителем Галиной ДАВЫДОВОЙ в 2001/2002 учебном году.

ХОД УРОКА

На предыдущем занятии дети знакомились с понятием скульптура, смотрели фотографии, на которых изображены работы выдающихся скульпторов, осваивали приемы лепки различных объемных форм, подбирали подходящие названия к полученным формам (конечно, с помощью учителя). В результате они вылепили из пластилина разнообразные формы (с участием и без участия зрения).

Учитель. С каким видом искусства мы познакомились на прошлом занятии?

Глеб. С лепкой.

Учитель. Все согласны с Глебом?

Сережа. Нет... Со скульптурой.

Учитель. Молодец! Скажи, а чем отличается скульптура от других изображений, например нарисованных на бумаге?

Алеша. Скульптуру можно увидеть и сбоку, и сверху, и сзади... Можно поворачивать в разные стороны...

Учитель. Если скульптуру можно поворачивать в разные стороны, как ее можно увидеть?

Вова. Можно увидеть разными формами...

Сережа. Объемно... Это значит – со всех сторон...

Учитель. Костя, а цвет важен в скульптуре?

Костя. Важен.

Сережа и Коля (хором). Не важен...

Вася. Важны форма и объем.

Учитель. Сейчас я раздам всем те скульптурные формы, которые вы делали на прошлом уроке. (Раздает детям именные коробки, в которые они на прошлом уроке сложили сделанные ими формы.)
А теперь я показываю движение, которым делалась эта форма. Вы называете это движение и показываете форму, которая этим движением сделана. (По очереди показывает движения, дети называют их.)

Катя. Скатывание... Форма – шар...

Костя. Эллипс...

Катя. Капелька...

Сережа. Раскатывание...

Глеб. Длинная колбаска...

Учитель. А как называется эта фигура? (Показывает пирамиду.)

Глеб. Квадратик...

Вася. Объемный квадратик...

Костя. Это кубик.

Глеб. Объемный прямоугольник.

Сережа. Нет... Это объемный треугольник.

Учитель. Эта фигура называется пирамида. А сейчас я вам покажу очень интересные изображения. Это фотографии различных скульптур. Посмотрите внимательно (показывает фотографию скульптуры Т.Фрих-Хара “Тигр”). Кто здесь изображен?

Алеша Тигр.

Учитель. Какой тигр?

Костя. Веселый по характеру... И я думаю... это тигрица...

Сережа. Я не согласен. Видно, что это тигр. Он злой, так как рот открыт и тигр рычит на кого-то.

Катя. И еще у него голова тигра... хвостом он машет и лапы большие... Его кто-то потревожил.

Учитель предлагает найти те формы, из которых составлена фигура тигра. Дети показывают эти формы на репродукции, а затем ищут среди тех, что делали на прошлом занятии.

Учитель. А теперь посмотрите на эту скульптуру. Ее сделал художник И.Ефимов (показывает изображение скульптуры “Зебра”). Внимательно посмотрите и скажите, кто здесь изображен? Что делает?

Вася. В полоску лошадка... Зебра.

Костя. Бежит зебра.

Учитель. Кто согласен с Костей? Бежит зебра?

Ксюша. Она ноги подняла... Нет, не бежит... (показывает руками, как, по ее мнению, бежит лошадь).

Глеб. Она встала на колени... Ее испугали.

Учитель. Откуда исходит опасность для зебры?

Сережа. Сзади она поднимается... Вот так... (вскакивает с места, прогибается немного вперед, пытаясь поднять вверх заднюю часть туловища, помогая себе руками). И голову вперед повернула (вытягивает шею и поворачивает голову).

Учитель просит показать, из каких форм сделана зебра. Дети сначала указывают эти формы на репродукции, а затем ищут среди тех, что делали на прошлом занятии. Учитель показывает фигурку фаянсового медвежонка.

Учитель. Кто это и какой он?

Костя. Это маленький медвежонок. Он грустный.

Учитель. Почему видно, что он грустный?

Катя. Он маму потерял...

Учитель. А что нам об этом говорит?

Вася. Он голову опустил и лапку поднял…

Учитель показывает богородскую игрушку "Тульские гармоники".

Учитель. Кто это?

Вася. Веселые люди...

Сережа. Это семья... и они играют.

Учитель. Это кто? (Показывает на одну из фигурок).

Вова. Это дедушка...

Учитель. А это?

Ксюша. Это сын... или внук.

Учитель. А как художник показал, что это дедушка и что он старенький?

Алеша. Он ему бороду нарисовал...

Глеб. Не нарисовал, а сделал... И он сидит, а все стоят...

Дети ищут и показывают сначала друг другу, а потом и учителю те формы, из которых составлены фигуры.

Учитель. А как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Сережа. Скульптуру лепить.

Учитель. Правильно. Но прежде чем мы будем делать скульптуру из тех деталей, что приготовили на прошлом уроке, нам надо сделать для этой скульптуры подставку (раздает детям картонки и объясняет, как покрывать их пластилином).

Дети готовят подставки.

Учитель. Вам предстоит придумать и сделать из тех форм, что мы лепили на прошлом занятии, свою живую фигуру.

Вася. А можно формы переделывать?

Учитель. Конечно, если очень нужно. Даю вам минутку, чтобы придумать интересную фигуру, чтобы она была живой и очень выразительной.

Сережа. Я каратиста сделаю...

Глеб. А я – скорпиона...

Алина. Я хочу сделать лошадку... и она у меня будет бежать.

Учитель. А из каких форм ты будешь делать лошадку?

Алина откладывает формы, которые, по ее мнению, будут нужны для фигуры лошади.

Вася. А я сделаю волшебника. Он будет колдовать палочкой.

Учитель. Он старый или молодой?

Вася. Старый...

Учитель. А как ты покажешь, что он старый?

Вася. Сделаю ему бороду...

Глеб. Я буду делать гусара... как он дерется...

Костя. А я сделаю веселого медвежонка, который будет идти...

Учитель. А как ты покажешь, что он веселый?

Костя. Он будет улыбаться...

Учитель. А как у него будет мордочка повернута?

Костя (показывает головой движение вверх и чуть-чуть в сторону и добавляет). А еще он будет идти на задних лапах.

Дети начинают лепить. Учитель советует собирать фигуру сразу на подставке. А подставку поставить повыше, на коробку, так, чтобы фигура была на уровне глаз. Такое положение фигуры дает возможность детям хорошо ее видеть и, поворачивая, рассматривать со всех сторон. Кроме того, у них освобождаются обе руки, что сразу же меняет способ работы: они начинают лепить сразу двумя руками, делая симметричные движения. В результате фигура приобретает бо'льшую точность и выразительность.

Дети лепят. Учитель индивидуально с каждым ребенком обсуждает его фигурку. Например, с Васей на протяжении всей творческой работы обсуждение фигурки велось так.

Учитель (Васе). А я не вижу, что у тебя волшебник старый. И непонятно, какое у него настроение...

Вася. У него палка... Он у меня старо-молодой будет...

Учитель. У твоего волшебника, наверное, тяжелый мешок?

Вася. Да.

Учитель. А по чему это видно?

Вася (смотрит на фигуру, встает, берет воображаемый мешок и как бы взваливает его на спину). А я понял... Сейчас сделаю... (берет фигуру двумя руками и чуть-чуть наклоняет вперед). Я сделал!

Глеб (с соседней парты). Ой, правда. Смотрите, у него волшебник идет с мешком... ему тяжело... он устал...

Подобным образом обсуждаются фигурки других учеников. В ходе обсуждения дети вносят в фигуры изменения, добавляют детали, меняют положение фигур в пространстве. Закончив работу, ставят их на полку. Обсуждение результатов будет на следующем занятии изобразительного искусства.1

Предложенное вашему вниманию занятие, как и любое реальное, также имеет свои достоинства и недостатки, на которых кратко остановимся. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, как учитель пытался актуализировать материал предыдущего занятия. Он показывал детям действие, а те называли его и искали форму, которая при помощи этого действия была сделана. То есть реализовывалась последовательность операций, освоенных на предыдущем занятии. Однако целесообразнее было эту последовательность изменить. Главным на занятии было освоение детьми действия руками и установление его связи с определенной формой. Для детей это наиболее четко выступило бы в том случае, если бы учитель показал им определенную форму и попросил вспомнить действие, каким эта форма была получена. В этом случае не получилось бы того, что возникло при разговоре о пирамиде. Дети были поглощены воспоминаниями и угадыванием названия незнакомой им фигуры (что в данном случае было совсем не важно), а действие, каким она была получена, отошло на второй план.

Другое очень важное замечание связано с обсуждением произведений искусства. Учитель очень точно работал на задачу урока, обращая внимание детей на узнаваемость фигуры и на способ действия (формы, из которых она составлена). Однако была совершенно упущена эстетическая сторона. С детьми не обсуждалось то, что это именно произведения искусства, что они красивы, а уже потом следовало обсуждать, почему они красивы и как были сделаны. Между прочим, потом это сказалось при выполнении творческой работы. Учителю пришлось в индивидуальном порядке обращать внимание детей на выразительность скульптур. Если бы этот вопрос был рассмотрен при анализе произведений искусства, дети действовали бы иначе.

Хотелось бы подчеркнуть и удачные моменты занятия. Были созданы условия, при которых дети как бы попробовали на себе действия, изображенные на произведениях искусства (позу зебры). Это, в свою очередь, сыграло роль в работе над собственной скульптурой. Подобный случай был не единичен. То есть дети попытались понять и ощутить на себе то, как ведет себя тело в определенной ситуации и что оно чувствует. Благодаря этому их собственные работы стали выразительнее, что важно и ново для детей этого возраста.

Очень удачно и органично получилась у учителя связь замысла детей со способом работы. Это обеспечивалось, во-первых, тем, что дети, придумывая свою фигурку, ориентировались на определенные формы. В этом случае осмысленнее становилось их выразительное соединение. Во-вторых, организация работы, а именно поднятие фигурки на высокую подставку, заставило их увидеть ее по-новому и по-новому с ней действовать, придавая ей задуманный смысл, то есть делая скульптуру выразительной.