Татьяна ПРОСНЯКОВА
Учебник по трудовому обучению для 4-го
класса "Творческая мастерская"
Учебник "Творческая мастерская"
является частью комплекта учебных изданий по
системе Л.В. Занкова. Новый учебник
представляет собой систему развития творческого
мышления, выраженного в практической
деятельности на базе уроков трудового обучения.
В содержании учебника и в его
методическом аппарате можно выделить три
составляющие.
1. Описание новых технологических
приемов или комбинации ранее известных для
выработки у учащихся базовых умений и навыков.
Учебник разделен на четыре части, посвященные
основным группам материалов, и тематические
разделы.
Бумага и картон. Складывание
бумаги (оригами), конструирование из плоских и
объемных модулей; вырезание (симметричное,
непрерывное, транспарантное); аппликация;
бумагопластика (соединение в одной работе
нескольких приемов – гофрирование, скручивание,
сминание, надрезание, навивание, тиснение,
криволинейное складывание и пр.); макетирование;
моделирование из тонкой и плотной фольги;
изготовление новых видов бумаги.
Пластилин. Виды рельефа:
барельеф, горельеф, контррельеф, многоплановый
рельеф, сквозной рельеф; скульптура малых форм;
"расписной" пластилин; обрубовка; фактурные
поверхности; пластилиновая аппликация.
Текстильные материалы. Шитье
по выкройкам; изготовление мягкой игрушки; шитье
из лоскутов; вышивание – отделка изделий;
вязание на спицах и крючком; ткачество;
завязывание галстуков, шейных платков,
обвязывание и оформление упаковок.
Природные материалы.
Аппликации из оболочек лука, из тонких веточек,
из засушенных растений; обработка бересты;
работа с кожей; декорирование комнатных
растений.
2. Система развития – тренировки
креативного мышления и творческих способностей.
Она находит свое отражение в учебнике в виде
комплекса теоретических и практических заданий.
Эти вопросы и упражнения структурирует
преемственная система условных обозначений.
Такие обозначения, как "наблюдение",
"открытие", "замена", "варианты",
"творчество", объединяют большие группы
заданий с определенной направленностью,
развивающие различные аспекты творческих умений
ребенка, – формируют деятельность наблюдения,
развивают способности к анализу, побуждают к
самостоятельному экспериментированию,
стимулируют поиск новых материалов,
подсказывают, как можно видоизменить
предлагаемое задание.
3. Виды практической деятельности.
Исследовательская деятельность.
Предмет исследования возникает на
пересечении теоретической темы из области
искусствоведения (например, тема "Орнамент")
и практической темы трудового обучения,
состоящей в основном из уже знакомых приемов
(вырезание и аппликация, раздел "Бумага и
картон").
Исследовательская задача может быть
сформулирована следующим образом – как при
помощи средств художественного труда (в данном
примере, вырезания и аппликации) раскрыть
основные особенности орнамента, ответив на
вопросы:
Что такое ритм и мотив?
Какие существуют приемы построения
орнаментов?
Какие бывают мотивы в орнаменте?
Как в орнаменте могут выражаться
художественный стиль, характерные особенности
мировоззрения разных народов?
Все ответы на эти вопросы
сопровождаются практическими операциями, в
каждой из которых процессы вырезания и
аппликации подаются в новых ракурсах и
раскрывают новые возможности.
Заканчиваться исследование должно
обобщением, форма которого может быть различной
– выставка работ, структурированная в
соответствии с этапами исследования;
выступления с демонстрацией образцов;
изготовление альбома с пояснениями и пр.
Аналогичные исследования на тему
"Виды рельефа" проводятся в разделе
"Пластилин".
Изобретательская деятельность.
Цель этого вида работы – научиться
создавать новое – новый продукт, способ
действия, техническое решение на основе освоения
алгоритмов изобретательской деятельности.
Работа в малых группах.
Ряд работ может проводиться в группах
от двух до пяти человек. Результатом работы может
быть одно общее изделие (например,
"Кусудама", т.е. "Лекарственный шар",
раздел "Оригами") или набор изделий,
объединенных единым дизайном (комплект посуды,
раздел "Пластилин"). Грамотно
организованный на основе современных
экономических знаний, этот вид деятельности
воспитывает чувство коллективной
ответственности за процесс создания продукта и
его качественный результат.
Коллективный проект.
Реализуется за 3–5 занятий. Цель этой
серии уроков – дать возможность учащимся
почувствовать себя членами большого коллектива,
организации, предприятия, совместно работающими
над решением одной задачи. Этапы работы над
проектом ("Старинный замок", макетирование,
"Бумага и картон") соответствуют этапам
реальной деятельности: проектирование; создание
рабочих чертежей (каждый учащийся делает чертеж
своего элемента); отделка; склеивание отдельных
деталей и сборка (составление) общей конструкции.
Макет замка можно разбирать и
составлять новые конфигурации из тех же деталей.
Получившуюся пространственную среду можно
наращивать, обживать, развивать и дополнять. Этой
задаче служит предлагаемый способ компоновки
учебного материала, который можно назвать
"Тематическая развертка".
Ряд занятий объединяется общим
тематическим содержанием, хотя они и направлены
на освоение разных технологических приемов.
В качестве объединяющей темы в этом
учебнике предлагается историческая эпоха –
средневековье. Темы уроков, входящих в эту
развертку: "Гербы и геральдика" (вырезание и
аппликация), "Знатная дама", "Деревья"
(бумагопластика), "Старинный замок"
(художественное конструирование), "Рыцарь в
латах" (моделирование из плотной фольги).
Индивидуальный творческий проект.
Один из разделов учебника ("Шитье и
вышивание", "Текстильные материалы")
представляет новую форму подачи учебного
материала. Здесь так же, как и при создании
старинного замка, работа ведется на нескольких
уроках (8–10 занятий). Но если при выполнении замка
дети использовали ранее изученные приемы
обработки бумаги, комбинируя их в новых
сочетаниях для достижения коллективного
результата, то в текстильном проекте на каждом
этапе работы осваивается новый прием.
Все приемы и техники этого раздела
(вышивание, лоскутное шитье, ткачество, техника
изготовления мягкой игрушки, перчаточной куклы,
куклы-грелки) не являются самостоятельными
заданиями, подразумевающими готовый продукт. Но
каждая из техник, подобно тому как кольца
пирамидки нанизываются на стержень, становится
частью общего замысла.
Этот замысел – проект, идею – ребенок
выбирает самостоятельно: либо из предлагаемых
вариантов, либо создавая собственный эскиз.
В ходе работы над проектом учащиеся:
– выбирают тему своей работы с
точки зрения имеющихся потребностей
(перчаточную куклу, грелку на чайник, мягкую
игрушку);
– планируют свои действия в соответствии с
собственным проектом;
– находят в учебнике описания тех технологий,
которые необходимы для выполнения проекта, то
есть составляют собственную программу обучения;
– овладевают новыми приемами обработки
материалов;
– продумывают дальнейшую жизнь готового
изделия – реклама, выставка, ярмарка,
использование по назначению и пр.
В итоге дети получают представление об
особенностях процесса
художественно-прикладного творчества, который
требует значительных затрат труда, времени и
душевных сил. Продукт этого творчества может
являться результатом комбинации многих
технологических приемов. Но на каждом этапе
работа требует тщательности и аккуратности.
Учащиеся должны осознать тот факт, что
художественное изделие является средством
самовыражения его автора, отражая его вкусы,
характер, эмоциональные переживания, внутренний
мир.
Чтобы помочь ребенку создавать более
яркий и качественный образ замысла, увеличить
осознанность действий, стимулировать творческий
процесс, рекомендуется привлекать
дополнительный материал к уроку для более
глубокого раскрытия темы. Однако объем учебника
не позволяет включить в него эту информацию в
расширенном виде. Поэтому необходимые сведения
для учителя предлагаются в методических
рекомендациях к учебнику: материалы для бесед,
советы по организации различных видов
деятельности.
В результате целого комплекса занятий
по учебно-методическому комплекту
"Художественный труд" учащиеся приобщаются
к созидательной творческой деятельности,
получают мощный импульс к развитию ручных
умений, органов чувств, творческих способностей,
к самопознанию и самосовершенствованию.
Елена МУХИНА
Урок 1
Тема. "Контррельеф".
Оборудование. Учебник Т.Н.
Просняковой "Творческая мастерская",
Самара: Корпорация "Федоров"; пластилин,
природный материал (веточки ели без хвоинок,
ягоды рябины...), лист бумаги для основы.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами
продолжим знакомство с видами рельефов и работу
с пластилином. Откройте, пожалуйста, учебники на
с. 57 и прочитайте тему нашего урока.
Дети открывают учебники.
Дети. Контррельеф.
У. Прочитайте, пожалуйста, что
называется контррельефом.
Женя (читает). Контррельефом
называют изображение, которое врезано в глубь
плоскости ниже ее поверхности. Рисунок в этом
случае процарапывают, "выбирают" или
продавливают стекой, палочкой и другим
инструментом.
У. Спасибо. Скажите, пожалуйста,
где вы уже встречались с такой техникой?
Илья. Мы рисовали на пластилине
стекой, палочкой, выдавливали отпечатки
крышечек.
Леша. Контррельефом еще делают
тиснение на фольге, на металле. Это называется
"чеканка". Только после чеканки сам рисунок
потом рельефным получается.
Больше желающих высказаться нет.
У. При помощи контррельефа на
Руси делали пряничные доски. Все вы знаете
знаменитые тульские пряники. Пряник известен на
Руси с ХVI века. Для формирования лицевой
стороны пряников применяли резные доски из
наиболее твердых древесных пород: клена, ореха,
груши, березы. Изображение создавалось за счет
широких и плавных выемок в доске. Глубина выемок
была различной, и на прянике получался высокий
выпуклый рельеф. Техника пряничной резьбы
отличается еще и тем, что все резные грани, даже
мельчайшие, имеют только нужный наклон, чтобы
пряничное тесто легко вынималось, сохраняя
нужную форму. Пряники делались самой
разнообразной формы – фигурные, круглые, но чаще
всего квадратные или прямоугольные, размером от
нескольких сантиметров до метра и более, а вес их
иногда измерялся пудами. Все это зависело от
назначения пряника. Пряничные доски нередко
изготавливали со специальным рисунком по
персональному желанию заказчиков. Основные типы
резных узоров на пряничных досках сложились,
по-видимому, в ХVII веке. Традиционными были
образы животных и особенно коня и птицы. Конь
являлся символом солнца, птица – символом весны,
образом души. На старинных пряничных досках мы
видим изображения львов, барсов, петухов,
птицы-павы с веерообразно развернутым хвостом,
лебедя, часто встречается "птица с оглядкой"
(с обращенной назад головой), птица сирин с
человеческой головой в короне. Доски, созданные в
ХVIII веке, нарядны, окаймлены резной рамой,
детали их пластически проработаны. Надписи на
пряничных досках позволяют узнать, кому посвящен
данный пряник, рекламируют вкусовые качества,
указывают место изготовления печатного пряника
и пряничной доски. Даже мельчайшие
неиспользованные участки вокруг изображения
заполнялись дополнительными декоративными
прорезками.
Лиза. Еще люди делали контррельефы
на драгоценных камнях. Такая резьба называется
глиптикой. В Древнем Египте вырезанный из
лазурита или сердолика жук скарабей считался
символом бессмертия души. На драгоценных камнях
гравировались молитвы, заклинания, они играли
важную роль в религиозных ритуалах. Печати,
вырезанные на камне, в древности заменяли личную
подпись. Ранняя форма искусства резьбы по
драгоценному камню представлена инталией
(резной камень с углубленным изображением). Около
300 года до н.э. появились камеи – резные камни с
выпуклым рельефным изображением. Материалом для
камей чаще всего служили многослойный оникс или
агат, иногда раковины.
У. Спасибо, очень интересно.
Посмотрите, пожалуйста, какие отпечатки на
пластилине предлагают вам сделать. Оказывается,
самые первые подобные изображения сотворила
сама природа. Кто из вас знает, как они
называются?
Игорь. Это ископаемые остатки, или
окаменелости. К ним относятся кости, раковины,
древесина, пыльца и споры растений и их
отпечатки, оставленные на мягком материале,
который потом затвердел. Мягкие ткани
сохраняются редко, например в условиях очень
холодного климата. Иногда от них остаются тонкая
органическая пленка, облекающая костные остатки,
или отпечатки. По находкам ископаемых остатков и
следов их жизни ученые восстанавливают историю
развития растительного и животного мира.
У. Хорошо. Мы с вами сегодня
попробуем создать свои "фотографии"
растений. Каким требованиям должны
соответствовать материалы для отпечатков?
Коля. Эти материалы должны иметь
объем, чтобы получился глубокий контррельеф. Ну,
если не очень глубокий, то ясный и четкий.
Вера. У этих материалов не должно
быть очень мелких деталей, которые не
пропечатаются на пластилине.
Больше желающих высказаться нет.
У. Спасибо. Я хочу дополнить ваши
ответы. Материалы для отпечатков должны быть
достаточно жесткими, потому что в противном
случае они не будут вдавливаться в слой
пластилина. Какие материалы для отпечатков вы
принесли?
Дети принесли различные сухие
веточки, плоды липы, ракушки (створки мидий),
веточки с ягодами лавровишни и т.п.
– Как вы будете делать отпечатки на
пластилине?
Артем. Сначала надо раскатать
через бумагу пластину пластилина, а потом
прижать к ней свой материал, чтобы он хорошо
отпечатался. Мы так в третьем классе делали
фактурную поверхность пластилина. Мы тогда
делали отпечатки тканью, мятой проволочкой,
веревочками...
Вика. Можно еще положить материал
на подготовленную пластинку, закрыть сверху
бумагой и прикатать. Так не будет видно следов
пальцев, а отпечатки будут еще четче.
У. Пожалуйста, выполняйте
работу, а мы с вами обсудим, каким образом
результаты этой работы можно оформить.
Леша. Можно нарезать пластилиновые
полоски и сделать из них рамочку.
Юля. А на этой рамочке тоже можно
сделать отпечатки. Например, я сделала на
пластинке отпечаток веточки с ягодками, а на
рамочке я сделаю отпечатки ягод. Больше
предложений нет.
Дети выполняют работу.
У. Закончили? Давайте посмотрим,
как выполнена следующая работа.
Кристиан. Здесь сначала раскатали
и приготовили два пластилиновых листа разного
цвета, потом наложили один лист на другой,
обрезали ровно края. Дальше нарисовали контур
ящерицы. Можно, конечно, не только ящерицу
рисовать, а любой рисунок, у которого можно легко
нарисовать и вырезать силуэт.
Женя. Да, потом надо аккуратно
вырезать этот силуэт стекой так, чтобы снять
только верхний слой пластилина. Получится, что
внутри фигура будет другого цвета.
У. Хорошо, а почему мы используем
два отдельных листа пластилина, а не намазываем
один цвет на другой?
Даша. Если мы будем намазывать, то
цвета смешаются, и контур не получится четким.
У. Обратите внимание на то, что
сначала мы намечаем эскиз слабыми линиями, а
потом прорезаем стекой верхний слой пластилина,
отделяя его от нижнего. Для того чтобы аккуратно
обровнять все края, нужно взять стеку с острым
концом или заострить стеку при помощи ножниц, как
это показано у вас на рисунке. Будьте осторожны!
Обрезки могут отскочить при работе с ножницами и
поранить вас. Пожалуйста, можно приступать к
работе.
Дети выполняют задание. Некоторые
все-таки прижали друг к другу оба листа
пластилина, поэтому верхний слой отделяется с
трудом.
У. Рассмотрите, пожалуйста,
нижний рисунок. Как в нем соединились две
техники, с которыми мы с вами сегодня
познакомились?
Вадик. Здесь вырезан контур листка
из верхнего слоя пластилина, а потом на этом
контррельефе листика сделали отпечатки так,
чтобы получились прожилки.
У. Спасибо. Чем можно нанести
такие отпечатки?
Илья. Можно тонкими веточками.
Вика. А можно взять настоящий
листик клена или ликвидамбра. Сначала можно
обвести его контур на пластилине, вырезать по
контуру, а потом сделать отпечатки его прожилок.
С обратной стороны листика они как раз выпуклые,
хорошо отпечатаются.
У. Хорошо. Что еще нужно учесть
при выполнении этой работы?
Максим. Здесь нижний слой
пластилина не одного цвета, а смешанный. Надо
смешать желтый, красный и коричневый пластилин
так, чтобы получились разводы, а потом его
раскатать, потому что осенние листья сочетают в
себе несколько цветов. Тогда все получится как в
природе.
У. Хорошо. Сегодня мы с вами
познакомились с двумя техниками изображения
контррельефа. Как бы вы назвали первый прием?
Артем. Отпечатанный, потому что мы
делали отпечатки.
Игорь. Я бы его назвал негативом,
потому что он похож на негатив фотографии.
Получается, что все выпуклые части растений
оказываются вдавленными.
У. Хорошо, а как бы вы назвали
второй прием?
Женя. Это инталия. Так вырезаRли
изображение на многослойных камнях. А вот там,
где приемы объединились, получилось красивее
всего. Я бы сказала, что это инталия, передающая
фактуру изображения. Кстати, если на внутренней
части ящерицы сделать отпечатки веревочки или
мешковины, то получится, что у нее есть чешуя.
У. Замечательная идея.
Больше желающих высказаться нет.
– Вы сегодня замечательно
поработали. Пожалуйста, несите готовые изделия
на выставку. А на следующем уроке мы с вами
познакомимся с техникой сграффито. Пожалуйста,
подготовьтесь работать на с. 58. Урок закончен.
|