Ольга ИНШАКОВА,
учитель начальных классов школы № 57
г. Москва
Леворукие дети и математика
Проблема левшества остается одной из
наиболее серьезных в педагогике. Сама группа
леворуких детей настолько неоднородна, что
невозможно, к сожалению, составить методические
рекомендации по обучению этой категории
учащихся, хотя Министерством здравоохранения и
выпущены методические рекомендации о запрещении
переучивания левшей и снижения требования к их
каллиграфии.
Для более глубокого понимания серьезности
проблемы леворуких детей Ольга ИНШАКОВА, учитель
начальных классов школы № 57 г. Москвы,
предлагает совершить небольшой экскурс в
область нейропсихологии, а затем поговорить о
том, как этим детям можно помочь при изучении
математики.
Правое и левое полушария головного
мозга предназначены для выполнения разных
функций, что и носит название функциональной
асимметрии полушарий. Применительно к процессу
обучения можно сказать, что правое полушарие
обеспечивает образное мышление, ориентировку в
пространстве и чувственное восприятие мира, в то
время как левое отвечает за абстрактное мышление
и словесно-логический характер познавательного
процесса. Несмотря на специализацию полушарий
головного мозга, он функционирует как единое
целое благодаря межполушарному взаимодействию.
Известно, что специализация полушарий
головного мозга является врожденной. При
доминировании левого полушария человеку
характерна склонность к логическому мышлению,
обобщениям, правополушарные люди более
эмоциональны, с развитым воображением. Причем к
этим двум типам относится примерно половина
человечества, в то время как у оставшейся части
не наблюдается ярко выраженного доминирования
полушарий.
Каждому взрослому человеку свойствено
предпочтение (асимметрия) одного из двух парных
органов – рук и ног, слуха, зрения. У здорового
индивидуума возможно отсутствие предпочтения
лишь для одного или двух парных органов при
обязательной одинаковой асимметрии других.
Каждый человек имеет присущее ему сочетание
предпочтений (асимметрий), называемое
индивидуальным латеральным профилем:
психическим, обусловленным специализацией
полушарий мозга; моторным, говорящим о
предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не
рассматривается), и сенсорным – показывающим
выбор для ведущего глаза и ведущего уха.
Теоретически выделяют правый, левый и смешанный
латеральные профили, однако и среди них есть
достаточно большое число сочетаний. Для детей
младшего школьного возраста дело обстоит
значительно сложнее, поскольку их
индивидуальный латеральный профиль может
окончательно сформироваться только к 9–10 годам,
так как созревание структур головного мозга
представляет собой длительный и неравномерный
процесс, протекающий одновременно с развитием и
ростом самого ребенка.
К первому классу латеральный профиль
оказывается сформированным лишь у половины
учащихся. К несформированному латеральному
профилю относят иногда и отсутствие
доминирования, то есть в случае руки –
амбидекстрию. Дети с однородным (правым или
левым) профилем представляют достаточно
благополучную группу в плане необходимости
специфического подхода к их обучению. Более
"проблемную" группу представляют учащиеся,
у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей
рукой.
Таким образом, категория левшей
расширяется, включая леворуких детей, ребят,
пользующихся правой рукой при письме, но
выбравших ее для этой цели под нажимом родителей
или педагогов и внешне леворукими не являющихся,
амбидекстров и детей с признаками левшества.
Постепенно становится понятно, что левшество не
сводится к внешне заметной леворукости, а может
присутствовать в функциях всех парных органов.
Таким образом, при левшестве
предпочтение левой руке составляет внешнюю
часть проблемы, а на первый план выходит иная,
отличная от правшей межполушарная асимметрия
головного мозга. Следовательно, имеет место
другое распределение функций между левым и
правым полушариями, что отражается
непосредственно на любом виде деятельности
ребенка, в том числе и учебном. В левшестве
проявляется и иное межполушарное
взаимодействие, которое в процессе развития
ребенка совершенствуется благодаря как
созреванию отдельных зон коры, так и
окончательному формированию нервных путей,
соединяющих оба полушария. Поэтому частичное
отставание от сверстников у ребенка с
перекрестной латеризацией может быть преодолено
к концу обучения в начальной школе, если к этому
времени не накоплены различные негативные
факторы, возникшие в процессе его обучения и
воспитания.
Если попытаться исходя из
собственного педагогического опыта выделить из
описываемой категории детей отдельные группы
левшей, а точнее сказать, неправшей, по
количеству трудностей в обучении, то выясняется,
что часто истинные левши с однородным профилем
латеризации (следует иметь в виду, что у
здорового человека левыми и рука, и глаз, и ухо, и
нога быть не могут) оказываются добросовестными,
ответственными учениками, имеющими хорошую и
даже отличную успеваемость, правда, на мой
взгляд, несколько прагматичными и
прямолинейными.
Следующая группа включает
эмоциональных, творческих учащихся, подчас
нестабильных в учебе, но успешно осваивающих
программу, особенно по ряду предметов.
Третья группа объединяет
"встрепанных" детей с вечно развязанными
шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в
голове, которые ничего не могут найти,
систематически забывая как учебные вещи, так и
программный материал. Как правило, у них
перекрестная латеризация и без специальной
индивидуально оказанной помощи их успешность
тает, желание учиться улетучивается, уступая
место унынию и недописанным работам.
К последней группе можно было бы
отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью,
но их леворукость является не причиной, а
результатом патологии.
А теперь вернемся к математике.
Почему же всем этим очень разным детям
в той или иной мере необходима помощь при
изучении математики?
Потому, что недостаточность или
нарушение пространственных представлений,
выраженные в той или иной степени, свойственны
большинству левшей, включая и детей со скрытым
левшеством. Поэтому немало трудностей сулит
левшам именно математика.
Несформированность к моменту начала
школьного обучения пространственных
представлений и ряд других особенностей левшей
служат предпосылкой именно к такому прогнозу.
Наряду с ожидаемыми сложностями при
освоении первых геометрических построений
возникают ошибки при счете, при выборе порядка
действий в числовом выражении, да и ответы в
примерах часто отличаются от того, что ожидается,
хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в
письменных вычислениях… И список допускаемых
этой категорией детей специфических ошибок
можно было бы продолжить. А обилие ошибок –
сигнал того, что целостность усваиваемых знаний
нарушена и ребенку надо помочь, иначе трудности
начнут расти, как снежный ком, уничтожая надежду
на понимание и интерес к математике. Мы хорошо
знаем, что обучение математике в начальной школе
ставит целью создание базы для успешного
овладения алгеброй и геометрией при последующей
учебе в среднем звене.
От ребенка, перешедшего в пятый класс,
ожидают:
– умения читать и записывать числа в
пределах 1 000 000;
– прочного знания таблиц сложения и умножения
однозначных чисел на уровне автоматизированного
навыка;
– владения навыками правильных и достаточно
быстрых устных вычислений в пределах ста;
– умения выполнять письменные вычисления:
сложение и вычитание многозначных чисел,
умножение и деление многозначных чисел на
однозначное и двузначное с соответствующей
проверкой правильности вычислений;
– умения находить значение числового выражения
в несколько действий со скобками и без них;
– умения решать задачи в 2–3 действия;
– знания единиц измерения длины, площади, массы,
времени с умением их перевода в более крупные или
более мелкие, как того требуют измерения или
условия задачи;
– умения выполнять простейшие геометрические
построения и находить периметр и площадь
прямоугольника.
И в каждом из изучаемых разделов
наряду с прогнозируемыми методистами
трудностями существуют сложности, характерные
леворуким ученикам и детям со скрытым
левшеством. Однако в подавляющем большинстве
ребята, особенно из первой и второй групп,
способны не только освоить программу начальной
школы, но и с успехом справляться с задачами
повышенной сложности, пусть не из всех
перечисленных разделов.
Необходимо лишь, во-первых, в процессе
обучения считаться с наличием "неправшей"
среди учеников, используя (в том числе)
необходимые для них способы объяснения, вовсе не
мешающие процессу усвоения знаний классом, а
делающие его доступнее и другим учащимся,
поскольку учебный материал, поданный
разнопланово, а не просто повторенный трижды,
обречен быть усвоенным! А во-вторых, ученики в
результате обучения математике должны не только
усваивать программные знания, умения и навыки, но
и развиваться в целом.
К сожалению, чаще всего успешность, а
иногда и судьба математической подготовки
маленького левши оказывается в зависимости от
того, как будет построено его обучение на первом
этапе пребывания в школе. Ведь верна истина –
учить легче, чем переучивать. От учителя
требуются не только его профессиональное знания,
но и искреннее желание понять и помочь, и
последнее оказывается часто очень немаловажным
фактором.
По некоторым источникам, левшей
относят к группе людей с доминированием правого
полушария, поэтому для них больше подходят
правополушарные стратегии обучения. А позднее и
неравномерное созревание отдельных зон коры
полушарий мозга и нервных путей, обеспечивающих
межполушарное взаимодействие, приводит к
специфическим ошибкам, избежать которых удается
путем использования достаточно нетрадиционных,
но весьма доступных приемов, которые подробно
будут рассмотрены в цикле статей о леворуких
детях.
Продолжение следует
|