Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Надежда ОВЧИННИКОВА,
учитель начальной школы № 2,
г. Норильск, Красноярский край

Урок по курсу "Мы и окружающий мир"

2-й класс (1–4)

Тема. "Грибы".

Цель. Сформировать у школьников представления о грибах как особом царстве живой природы.

Оборудование. Учебник "Мы и окружающий мир", 2-й класс (1–4), 2-я часть (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); микроскоп, демонстрационный материал: макеты грибов, упаковка таблеток пенициллина; плесневые продукты (хлеб, картошка, апельсиновая корка), таблички с надписями.

Схема развития понятия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться! А что такое лес? Что вы о нем знаете?

Дети. Лес – это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й – кустарники, 4-й – травы, 5-й – грибы, мхи.

У. Какое значение имеет лес в природе?

Ответы детей.

 А какую роль он играет в жизни человека?

Ответы детей.

 Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа?

Д. Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.

У. Какая бывает природа?

Д. Живая и неживая.

На доске появляется схема:

У. Какие признаки живого нам известны?

Д. Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.

У. Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.

На уроке проводится игра "Кто внимательный?", в ходе которой учитель называет элементы живой и неживой природы (например, небо, дерево, камень, солнце, трава, птица и т.д.), а дети хлопают в ладоши, если речь идет о живой природе.

– Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу?

Д. На мир животных и мир растений.

Схема на доске дополняется:

II. Изучение нового материала

У. Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

Д. Это гриб. Речь пойдет о грибах.

У. Как вы догадались?

Д. У гриба есть шапочка – шляпка.

У. Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

Ответы детей.

– Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

Д. Опята, подберезовики, сыроежки.

У. Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.

На доске появляется карточка "Грибы".

– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?

Д. Живая.

У. Почему?

Д. Грибы появляются (рождаются), растут, умирают...

У. А к какому миру живой природы можно отнести грибы?

Д. К миру растений.

У. Почему?

Д. Они растут из земли.

У. А какие части растений нам известны?

Д. Корень, стебель, ветки, листья, плод.

У. Есть ли они у грибов?

Д. У грибов нет листьев, стебля, веток.

 А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества.

У. В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

Д. Нет.

У. А к миру животных?

Д. Тоже нет.

У. Так что же это такое – грибы?

Д. Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

У. Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений.

Схема на доске приобретает вид:

 – А какая часть гриба упоминалась в загадке?

Д. Шляпка.

У. Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.

На доске:

– Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Д. Одна часть гриба находится над землей, другая – под землей.

У. Как их можно назвать?

Д. Надземная и подземная.

У. Из чего состоит надземная часть?

Д. Из ножки и шляпки.

У. Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

Д. Наверное, шляпка.

У. Что вы о ней знаете?

Д. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть, имеют название "плодовое тело".

На доске:

У. От какого слова?

Д. От слова "плод".

У. А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

Д. Состоит из нитей, похожа на паутину.

У. Какое бы вы ей дали название?

Ответы детей.

– А на самом деле подземная часть гриба называется "грибница".

На доске:

– Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

Д. Грибница важнее, чем плодовое тело.

– Грибы растут группами, семейками, их можно несколько собрать в одном месте.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

У. Рассмотрите иллюстрацию. Так почему же грибы часто растут группами?

Д. У них одна грибница.

У. Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Повторим их названия.

Д. Плодовое тело и грибница.

У. А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

Высказывания детей.

– Давайте рассмотрим все возможные способы.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

Действие демонстрируется на динамическом пособии.

– Объясните, что произойдет?

Д. Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

У. Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Попробуем.

Действие демонстрируется учителем.

– Что происходит?

Д. Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.

У. Подходит нам этот способ?

Д. Да.

У. Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Какие?

Д. Дождь, солнце, ветер.

У. Что может произойти с этой частью и с грибницей?

Д. Может высохнуть, загнить.

У. Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии). Что происходит?

Д. Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

У. Выберите способ, который наиболее верный.

Ответы детей.

– Итак, что же нового мы узнали о грибах?

Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.

На доске слова:

Подберезовик Подосиновик

– Разберем слова по составу. Что можно сказать об этих грибах исходя из их названий?

Д. Они растут под осинами, под березами.

У. Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые – под дубами... Почему так происходит?

Дети предлагают свои версии.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?

Д. Нити грибницы переплетаются с корнями деревьев.

У. Как вы думаете, что при этом происходит?

Дети обсуждают, читают текст в учебнике.

Д. Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

У. А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто из вас не догадывался, что это грибы.

Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.

– Что это?

Д. Плесень.

У. А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права.

Д. Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.

У. Из каких частей состоит плесень?

Д. Из плодового тела и грибницы.

У. Можно назвать ее грибом?

Д. Да.

У. А чего нет у плесени?

Д. Шляпки.

У. Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом?

Д. Нет.

У. А как бы вы назвали этот гриб?

Дети предлагают свои варианты названий.

– Этот вид грибов называется "плесневые".

Схема на доске приобретает вид:

– Знали вы об этом?

Д. Нет.

У. А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе?

Д. Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

У. А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами. А как человек использует грибы?

Д. В пищу.

У. Все ли грибы можно использовать в пищу?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.

Схема на доске приобретает вид:

– Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить.

Д. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

У. Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу?

Д. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.

У. Слышали такое слово – "антибиотики"?.. А "пенициллин"?.. Это лекарство изготавливают как раз из плесневых грибов.

Учитель демонстрирует упаковки таблеток.

– Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется "микология".

На доске:

Микология Микос – гриб

Логос – наука

– Как можно перевести слово "микология" с латыни?

Д. Наука о грибах.

Дети записывают определение слова "микология" в тетрадь: "Микология – наука о грибах".

III. Домашнее задание

У. Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал учебника и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).


По вопросам консультации обращаться в ФНМЦ им. Занкова, в Объединение Профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова:

125315, г. Москва, ул. Часовая, 21Б, тел.: (095) 258-7511, 746-7453;

125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2, тел.: (095) 452-4900 (доб. 130)

www.zankov.ru ; е-mail: zankov@mto.ru

Курсы для учителей начальных классов, завучей, директоров, методистов

  • 2 июня – 11 июня 2003 г.
  • 1 ноября – 10 ноября 2003 г.