Светлана БАРАШКИНА,
г. Пенза
Экскурсия к водоему
Экскурсии в курсе естествознания
различаются по особенностям организации
познавательной деятельности учащихся; они могут
быть либо иллюстративными, либо
исследовательскими. Возможно сочетание обоих
этих типов.
Экскурсии предусматривают непосредственное
наблюдение предметов и явлений в самой природе.
Педагог Светлана БАРАШКИНА из г. Пензы
разработала экскурсии, проведение которых
позволит решить образовательные, воспитательные
и экологические задачи обучения.
Тема. "Экскурсия к водоему"
Цели. Познакомить с индикаторами
чистой воды; познакомить с работой очистных
сооружений; формировать бережное отношение к
природе.
Оборудование. Перчатки, мешочки
для мусора, дневник, карандаш.
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Беседа
Ответы на вопросы.
Какие пресноводные водоемы вы можете
назвать?
Какие из них естественные?
Какие из них могут быть
искусственными?
К одному из таких водоемов мы
отправляемся сегодня.
Наличие каких растений и животных
может доказать чистоту его вод?
II. Дорога к водоему
III. Наблюдения у водоема
Поиск индикаторов чистой воды.
IV. Сообщение учителя об очистных
сооружениях
Для того чтобы очистить сточные воды,
строят очистные сооружения.
Очистные сооружения бывают разных типов:
загрязненная вода, может проходить различные
ловушки, может очищаться химическими веществами,
через нее могут пропускать электрический ток.
Но лучше всего очищают воду микроорганизмы,
бактерии.
Такой способ очистки называют биологическим:
вода постепенно проходит сквозь грунт и
очищается бактериями, живущими в почве.
Станция с биологической очисткой вод работает
так:
1. Вода проходит через решетки в
песколовку. Здесь оседает песок. Его отправляют
на песковые площади.
2. А вода тем временем идет в отстойники. Здесь
она отстаивается. Отстоявшись, она поступает для
полива.
3. Осадок со дна отстойника (ил) отправляют на
иловые площади.
В природе существуют и естественные
фильтры (очистные) – это болота. Проходя через
густые заросли мхов и трав, через толстый слой
торфа, вода в болотах освобождается от пыли,
вредных веществ, болезнетворных микробов.
В реки из болот поступает чистейшая вода. Когда
люди научились осушать болота, они стали делать
это не задумываясь о последствиях.
Люди думали, что, осушая болота, они улучшают
природу.
Но теперь стало ясно, что это не так. Болота –
замечательные природные хранилища воды, в них
берут начало многие реки.
По рассказу учителя и результатам
наблюдения: строится модель в дневнике.
V. Операция "Чистюля"
Сбор мусора на берегу.
VI. Домашнее задание
Подготовить рассказ "Водоемы как
место обитания растений и животных".
VII. Итог урока-экскурсии
Какой водоем можно назвать
экологически чистым?
Назовите показатели чистоты воды.
С помощью чего люди очищают воду?
Как работают очистные станции с
биологической очисткой воды?
Какое значение для природы имеют
болота?
Что мы можем сделать для того, чтобы
вода в водоемах стала чище?
|