Елена ЧЕРНОГРУДОВА,
г. Борисоглебск
Культура общения – это важно
Падение
культуры речи, распространение жаргона и
просторечия во всех сферах общества,
употребление вульгаризмов, нецензурных
выражений, заметное снижение речевого и
общекультурного уровня – все это заставляет
педагогов активно искать средства против таких
тенденций. Одним из путей решения этой проблемы
является организация обучения детей корректному
и эффективному общению.
Культура общения – это новый предмет, и, как и все
новое, он неоднозначно воспринимается учителями,
часто, к сожалению, с трудом находит признание в
школе, особенно в начальных классах. Педагоги
считают уроки культуры общения никчемной тратой
учебного времени. Подобное положение дел не
может не вызывать недоумения и даже некоторого
опасения. Ведь наблюдения за речью и общением
молодежи говорят об острой необходимости такого
предмета, на котором бы детей учили правильно,
красиво и убедительно говорить, слушать
собеседника, корректно вести дискуссию.
Тема. "Разговор по телефону".
Цели. Формировать навыки культуры
речевого поведения во время телефонного
разговора; развивать речь, мышление, воображение;
развивать умение вежливо говорить по телефону.
Оборудование. Карточки со словом
"звонят", два игрушечных телефона, таблицы с
правилами, иллюстрации.
Статья опубликована при поддержке компании Westek, осуществляющей свою деятельность в сфере связи и телекоммуникаций в рамках агентского соглашения с компанией ОАО "ВымпелКом" (торговая марка Билайн), а так же на основании лицензий на предоставление услуг фиксированной связи и передачи данных. Быть клиентом Westek — это значит получать удовольствие от пользования мобильной связью. Так, на странице http://www.westek.ru/shop/NumberProduct/ShowNumberProducts представлена обширная база "красивых" телефонных номеров, среди которых клиент может выбрать наиболее для себя привлекательный. Кроме того, Вы можете забыть, что такое назойливая реклама и платные подписки на ненужные услуги, что такое постоянное отслеживание на сайтах мобильных операторов предложений о новых удобных опциях и выгодных тарифах, например, для поездок по миру или звонков по России. Все это за Вас и для Вас сделают менеджеры Westek, которые анализируют, какими услугами пользуются клиенты, и на основе этого подбирают им наиболее подходящие тарифные планы или опции. С подробной информацией об услугах компании и их стоимости можно ознакомиться на сайте westek.ru.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Работа над
произношением слова звонит
Учитель. Прочитайте слова.
На доске:
Звонит, позвонит, перезвонит. |
– Как правильно поставить ударение?
Дети вслух произносят слова. Учитель
расставляет ударения: звониRт, позвониRт,
перезвониRт.
– Чтобы запомнить, как правильно
произносить слово звонит, я предлагаю вам
стихотворение.
Если дома он сидит,
Телефон весь день звонит.
Дети повторяют стихотворение хором
два раза.
III. Подготовка к усвоению нового
материала
У. Тема нашего сегодняшнего
урока – "Разговор по телефону". Ребята, как
вы думаете, для чего существует телефон? Что
можно сделать с его помощью? Звонили ли вы по
телефону? Кому? Зачем? Всегда ли вы вежливо
разговариваете по телефону?
Ответы детей.
– Сегодня мы с вами потренируемся
вежливо разговаривать по телефону. Ведь наш век
– это век телефонного общения. И каждый из нас
должен уметь правильно звонить по телефону: маме
на работу, другу, в школу.
Ребята, представьте себе такую
ситуацию. Саша звонит Сереже, чтобы договориться
с ним о прогулке. К телефону подходит мама Сережи.
Происходит такой разговор:
– Здравствуйте, Анна Сергеевна! Это
Саша.
– Здравствуй, Саша.
– Анна Сергеевна, позовите, пожалуйста, Сережу
к телефону. Мы с ним собирались пойти в парк.
Дети слушают сценку, потом учитель
задает вопросы:
У. С кем разговаривал Саша? С
чего он начал разговор? А как можно
поприветствовать друга? Какие вежливые слова
использовал Саша в разговоре с мамой Сережи?
Какие еще вежливые слова вы знаете? Когда мы их
используем? Как бы вы закончили этот разговор?
Ответы детей.
– Ребята! А теперь представьте, что
Миша звонит Тане, чтобы выяснить, по какой
программе показывают мультфильмы. Какой бы
разговор у них получился?
Ответы детей.
– Знакома ли вам такая ситуация?
Учитель читает стихотворение
"Телефон".
Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
На носочки я встаю,
Телефон не достаю.
Я залез на табурет,
Говорю, что папы нет.
– Как нужно правильно ответить,
если спрашивают кого-то из родителей?
Дети. Нужно поздороваться;
спросить, нужно ли что-то передать; попрощаться.
У. А теперь поработайте в парах.
Предлагаю разыграть такую ситуацию. Вы звоните
маме на работу. К телефону подходит незнакомый
человек. Как в этом случае надо начать разговор?
Ответы детей.
– Ребята! Надо назвать имя мамы и
обязательно извиниться, ведь вы отрываете людей
от работы.
Дети тренируются в парах.
IV. Речевая гимнастика
Упражнение "Самолет".
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Работа со скороговоркой
У. Из кузова в кузов грузили
арбузы.
Дети проговаривают хором, а
несколько человек – по одному.
Подготовленные дети читают по ролям рассказ
В.Голявкина "Разговор по телефону".
– Кто виноват в том, что Анна
Павловна повесила трубку? Почему в начале
разговора она засмеялась, а в конце, похоже, даже
рассердилась? Какие ошибки в разговоре допустили
мальчики? Как бы вы посоветовали им вести
разговор?
Ответы детей.
– Ребята, мы обсудили, как нужно
разговаривать по телефону. Теперь вспомним все
это и составим правила ведения телефонного
разговора. Как мы начинаем разговор по телефону?
Как можно поприветствовать друга? А взрослого
человека? Как нужно отвечать на вопросы
собеседника? Какие вежливые слова будем
употреблять при прощании? Как закончить
разговор? Что делать, если неправильно набрали
номер? В какое время лучше звонить?
Правила
1. В начале разговора
поздоровайтесь, извинитесь, если оторвали
взрослых от работы.
2. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку. Не
говорите долго.
3. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
4. Если ошиблись номером, извинитесь.
5. Не звоните очень поздно или рано.
Дети отвечают на вопросы и
сравнивают свои ответы с таблицей правил
вежливого разговора по телефону.
– Ребята, прочитаем правила еще раз.
Дети читают.
– Есть ли разница в разговоре по
телефону со взрослым человеком и с ровесником?
Какая?
Ответы детей.
– Ребята! Перед вами картинки:
"Девочка звонит пожарным", "Мальчик
звонит врачу". Давайте озвучим эти рисунки. Не
забудьте, что если вы звоните пожарным или врачу,
нужно сообщить свой адрес и объяснить, что
случилось.
"Девочка звонит пожарным"
Д. Поздороваться; сказать,
почему звонишь; сообщить адрес и кто звонит;
попрощаться.
"Мальчик звонит врачу"
Дети в парах составляют диалоги.
V. Домашнее задание
Запомнить правила вежливого
телефонного разговора.
|