Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2003

МАСТЕРСКИЕ

Елена ЧЕРНОГРУДОВА,
г. Борисоглебск

Культура общения – это важно

Рисунок Н.ТренинойПадение культуры речи, распространение жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, заметное снижение речевого и общекультурного уровня – все это заставляет педагогов активно искать средства против таких тенденций. Одним из путей решения этой проблемы является организация обучения детей корректному и эффективному общению.
Культура общения – это новый предмет, и, как и все новое, он неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают уроки культуры общения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением молодежи говорят об острой необходимости такого предмета, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.

Тема. "Разговор по телефону".

Цели. Формировать навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора; развивать речь, мышление, воображение; развивать умение вежливо говорить по телефону.

Оборудование. Карточки со словом "звонят", два игрушечных телефона, таблицы с правилами, иллюстрации.

Статья опубликована при поддержке компании Westek, осуществляющей свою деятельность в сфере связи и телекоммуникаций в рамках агентского соглашения с компанией ОАО "ВымпелКом" (торговая марка Билайн), а так же на основании лицензий на предоставление услуг фиксированной связи и передачи данных. Быть клиентом Westek — это значит получать удовольствие от пользования мобильной связью. Так, на странице http://www.westek.ru/shop/NumberProduct/ShowNumberProducts представлена обширная база "красивых" телефонных номеров, среди которых клиент может выбрать наиболее для себя привлекательный. Кроме того, Вы можете забыть, что такое назойливая реклама и платные подписки на ненужные услуги, что такое постоянное отслеживание на сайтах мобильных операторов предложений о новых удобных опциях и выгодных тарифах, например, для поездок по миру или звонков по России. Все это за Вас и для Вас сделают менеджеры Westek, которые анализируют, какими услугами пользуются клиенты, и на основе этого подбирают им наиболее подходящие тарифные планы или опции. С подробной информацией об услугах компании и их стоимости можно ознакомиться на сайте westek.ru.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Работа над произношением слова звонит

Учитель. Прочитайте слова.

На доске:

Звонит, позвонит, перезвонит.

– Как правильно поставить ударение?

Дети вслух произносят слова. Учитель расставляет ударения: звониRт, позвониRт, перезвониRт.

– Чтобы запомнить, как правильно произносить слово звонит, я предлагаю вам стихотворение.

Если дома он сидит,
Телефон весь день звонит.

Дети повторяют стихотворение хором два раза.

III. Подготовка к усвоению нового материала

У. Тема нашего сегодняшнего урока – "Разговор по телефону". Ребята, как вы думаете, для чего существует телефон? Что можно сделать с его помощью? Звонили ли вы по телефону? Кому? Зачем? Всегда ли вы вежливо разговариваете по телефону?

Ответы детей.

– Сегодня мы с вами потренируемся вежливо разговаривать по телефону. Ведь наш век – это век телефонного общения. И каждый из нас должен уметь правильно звонить по телефону: маме на работу, другу, в школу.

Ребята, представьте себе такую ситуацию. Саша звонит Сереже, чтобы договориться с ним о прогулке. К телефону подходит мама Сережи. Происходит такой разговор:

– Здравствуйте, Анна Сергеевна! Это Саша.
– Здравствуй, Саша.
– Анна Сергеевна, позовите, пожалуйста, Сережу к телефону. Мы с ним собирались пойти в парк.

Дети слушают сценку, потом учитель задает вопросы:

У. С кем разговаривал Саша? С чего он начал разговор? А как можно поприветствовать друга? Какие вежливые слова использовал Саша в разговоре с мамой Сережи? Какие еще вежливые слова вы знаете? Когда мы их используем? Как бы вы закончили этот разговор?

Ответы детей.

– Ребята! А теперь представьте, что Миша звонит Тане, чтобы выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. Какой бы разговор у них получился?

Ответы детей.

– Знакома ли вам такая ситуация?

Учитель читает стихотворение "Телефон".

Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
На носочки я встаю,
Телефон не достаю.
Я залез на табурет,
Говорю, что папы нет.

– Как нужно правильно ответить, если спрашивают кого-то из родителей?

Дети. Нужно поздороваться; спросить, нужно ли что-то передать; попрощаться.

У. А теперь поработайте в парах. Предлагаю разыграть такую ситуацию. Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае надо начать разговор?

Ответы детей.

– Ребята! Надо назвать имя мамы и обязательно извиниться, ведь вы отрываете людей от работы.

Дети тренируются в парах.

IV. Речевая гимнастика

Упражнение "Самолет".
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Работа со скороговоркой

У. Из кузова в кузов грузили арбузы.

Дети проговаривают хором, а несколько человек – по одному.
Подготовленные дети читают по ролям рассказ В.Голявкина "Разговор по телефону".

– Кто виноват в том, что Анна Павловна повесила трубку? Почему в начале разговора она засмеялась, а в конце, похоже, даже рассердилась? Какие ошибки в разговоре допустили мальчики? Как бы вы посоветовали им вести разговор?

Ответы детей.

– Ребята, мы обсудили, как нужно разговаривать по телефону. Теперь вспомним все это и составим правила ведения телефонного разговора. Как мы начинаем разговор по телефону? Как можно поприветствовать друга? А взрослого человека? Как нужно отвечать на вопросы собеседника? Какие вежливые слова будем употреблять при прощании? Как закончить разговор? Что делать, если неправильно набрали номер? В какое время лучше звонить?

Правила

1. В начале разговора поздоровайтесь, извинитесь, если оторвали взрослых от работы.
2. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку. Не говорите долго.
3. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
4. Если ошиблись номером, извинитесь.
5. Не звоните очень поздно или рано.

Дети отвечают на вопросы и сравнивают свои ответы с таблицей правил вежливого разговора по телефону.

– Ребята, прочитаем правила еще раз.

Дети читают.

– Есть ли разница в разговоре по телефону со взрослым человеком и с ровесником? Какая?

Ответы детей.

– Ребята! Перед вами картинки: "Девочка звонит пожарным", "Мальчик звонит врачу". Давайте озвучим эти рисунки. Не забудьте, что если вы звоните пожарным или врачу, нужно сообщить свой адрес и объяснить, что случилось.

"Девочка звонит пожарным"

Д. Поздороваться; сказать, почему звонишь; сообщить адрес и кто звонит; попрощаться.

"Мальчик звонит врачу"

Дети в парах составляют диалоги.

V. Домашнее задание

Запомнить правила вежливого телефонного разговора.