Наталья КОНЫШЕВА
Примерные проверочные работы по
трудовому обучению
Сегодня в распоряжении учителя
имеются разные программы и учебники по трудовому
обучению (технологии), и они по-разному трактуют
содержание знаний, умений и навыков, которыми
необходимо вооружить учащихся.
Тем не менее, можно определить
некоторые общие требования к подготовке младших
школьников по данному курсу и выделить основные
базовые позиции, которые предусматриваются
любой программой. Эти позиции касаются следующих
направлений работы:
владение основными приемами
обработки материалов, грамотное использование
инструментов и приспособлений для простых
ремесленных работ;
чертежно-графическая грамотность
(умение прочитать схему, технический рисунок,
чертеж; владение различными приемами разметки);
культура и организация труда;
рациональное, экономное использование
материалов и рабочего времени.
Именно эти направления работы на
каждой ступени обучения должны быть в любом
случае предусмотрены учителем, поскольку они во
многом определяют успешность дальнейшего
продвижения школьников и их творческого
развития. Нетрудно также заметить, что хороший
уровень знаний и умений учеников по обозначенным
позициям способствует и более глубокой
общеобразовательной подготовке, поэтому учителю
имеет смысл обратить внимание на уроки
практического труда.
В проверочные работы, которые
предлагаются ниже, мы включили именно примерные
задания, и учитель легко может заменить их при
необходимости другими аналогичными. Все эти
работы позволяют выявить лишь самые основные
знания и умения, которыми должны на каждой
ступени обучения обладать ученики. К сожалению,
все чаще приходится сталкиваться с ситуацией,
когда школьники не имеют достаточной подготовки
даже по основным базовым позициям, необходимым
для практического труда. А это не позволяет им
успешно решать творческие задачи на
конструирование.
Проверьте уровень подготовки своих
учеников и найдите возможности для его
повышения, если он окажется недостаточным.
Общий совет по организации
проверочной работы. Для удобства проверки
желательно заранее раздать ученикам по одному
большому конверту или просто по листу бумаги, на
котором написана фамилия ученика. В этот конверт
или в лист каждый вкладывает свои изделия, а
также все остальное, что должен проверить
учитель. Лист с изделиями лучше всего скрепить
обычной канцелярской скрепкой.
1-й класс
Задание
Разметить на листе бумаги по шаблонам
фигуры со сложным криволинейным контуром
(рис. 1). Одну из фигур (любую по выбору ученика)
вырезать ножницами. Наклеить вырезанную фигуру
на лист бумаги и дополнить несколькими деталями
(наметить и вырезать их самостоятельно), чтобы
получилась цельная композиция (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Проверяемые знания и умения:
1) разметка детали с помощью шаблона
(аккуратность, правильность и точность; разметка
только на изнаночной стороне);
2) вырезание детали со сложным
криволинейным контуром (правильность,
аккуратность и точность);
3) наклеивание детали на бумажную
поверхность (правильность и аккуратность
нанесения клея на поверхность детали, умение
пользоваться кисточкой и бумажной макулатурой
при работе с клеем);
4) экономное размещение деталей при
разметке;
5) умение создать выразительную
композицию в заданном формате. (Выделенное
курсивом не является обязательным для проверки.)
Содержание и методика предъявления
задания
Каждый ученик имеет в распоряжении:
набор картонных шаблонов (3–4 фигуры) и лист белой
или цветной бумаги такого размера, чтобы на нем
можно было очень свободно разместить все шаблоны
(цвет этой бумаги у отдельных учеников может не
совпадать); в подставке кисточку для клея, клей
ПВА или клейстер; бумажную макулатуру (стопка
газетной бумаги размером с открытку); ножницы,
простой карандаш; отдельно лежат лист плотной
бумаги размером с открытку, небольшие кусочки
бумаги для аппликации 2–3 цветов.
Выполнение работы целесообразно
разделить на этапы. При этом желательно, чтобы
учитель сначала объявил весь объем работы, а
затем можно на каждом этапе еще раз повторить
соответствующее задание. Объяснение строится
примерно следующим образом:
1. На листе белой или цветной бумаги
нужно обвести все данные вам шаблоны. Вспомните,
как нужно правильно выполнить разметку, чтобы не
допустить ошибок; не забудьте и про экономию
материала.
2. Вырежьте любую (только одну) из
намеченных фигур. Оставшийся лист бумаги и все
обрезки от него аккуратно сложите и вложите в
конверт.
3. Вырезанную фигуру положите на
лист плотной бумаги. Придумайте с ней
какую-нибудь картинку, для этого самостоятельно
вырежьте и добавьте к ней любые 3–4 детали из
цветной бумаги.
4. Все детали наклейте на лист как можно
аккуратнее. Картинку вложите в конверт.
2-й класс
Задание
С помощью линейки выполнить разметку
прямоугольной основы открытки заданного
размера. Разметить по шаблону 2 симметричных
сердечка, вырезать их и наклеить на открытку.
Проверяемые знания и умения:
1) разметка прямоугольника с помощью
линейки на прямоугольном листе (правильность,
точность, аккуратность);
Примечание. Обратите внимание: на
уроках математики учащиеся строят
прямоугольники на разлинованных страницах (тетрадях
в клетку). Принятый здесь способ построения не
годится при отсутствии вспомогательных линий,
поэтому предварительно научите детей строить
прямоугольник правильно (как показано в
учебнике "Чудесная мастерская" на с. 7).
– разметка симметричной фигуры по
ее половине (правильность размещения шаблона,
аккуратность);
– экономное расходование материала;
– вырезание симметричной детали с
криволинейным контуром (точность, аккуратность);
– проработка (предварительное продавливание)
линии сгиба на плотной бумаге;
– наклеивание детали на бумажную поверхность.
Содержание и методика предъявления
задания
Каждый ученик имеет в распоряжении:
прямоугольный лист альбомной бумаги, 2 листа
бумаги разных цветов для аппликации, шаблоны
(рис. 3), линейку, карандаш, ножницы, клей,
кисточку для клея, бумажную макулатуру (3–4 листа
газетной бумаги размером с открытку), инструмент
для продавливания сгибов (В качестве такого
инструмента у учеников могут быть шариковые
ручки с исписанными стержнями.
На доске дан чертеж основы открытки
(рис. 4) и помещен увеличенный макет изделия
(рис. 5).
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Учитель предлагает внимательно
рассмотреть образец и самостоятельно изготовить
открытку. Необходимо также напомнить об
экономном расходовании материалов.
Изделие и все обрезки материалов
каждый ученик вкладывает в конверт, чтобы
учитель мог проверить, как выполнялось задание.
Обращаем внимание учителя на то, что
для изготовления симметричных сердечек ученикам
нужно дать цветную бумагу такого размера, чтобы
они могли продемонстрировать не вынужденное, а
осмысленное использование приема рациональной
разметки: это могут быть длинные полоски или
прямоугольники значительно большего размера,
чем вырезаемые детали. Если ученики обучены
приемам рационального расходования материалов,
то они отогнут от полоски столько бумаги, чтобы
хватило для размещения шаблона, но не будут
просто сгибать лист пополам и вырезать сердечко
из середины листа.
3-й класс
Ученики должны последовательно
выполнить два задания.
Задание 1. Вырезание ажурного узора в
полосе
Проверяемые знания и умения:
1) умение выделить и повторить
основной раппорт простого узора (мысленно
определить оси симметрии, количество сложений);
2) умение аккуратно вырезать узор;
3) умение аккуратно наклеить на лист ажурную
деталь.
Содержание и методика предъявления
задания
Каждый ученик имеет в распоряжении:
полосу бумаги (писчей, тетрадной или цветной) с
примерным соотношением сторон 1:4 (как на образце),
простой карандаш, ножницы, подписанный конверт.
На доске помещены увеличенные образцы
узорной решетки из бумаги для работы по
вариантам (рис. 6).
Рис. 6
Учитель предлагает внимательно
рассмотреть образец; подумать, сколько раз нужно
сложить полосу; наметить и самостоятельно
вырезать такой же узор из имеющейся полоски.
Готовое изделие вкладывается в конверт.
Если вы намерены проверить также
умение аккуратно работать с клеем, то у учеников
дополнительно должны быть листы плотной бумаги
соответствующего размера, кисточка, клей,
макулатура для работы с клеем.
Задание 2. Разметка с помощью
циркуля
Содержание и методика предъявления
задания
Каждый ученик имеет: лист тетрадной
или писчей бумаги, циркуль, линейку, простой
карандаш. С помощью циркуля необходимо построить
окружность заданного размера, выполнить
соответствующую разметку, а затем с помощью
линейки начертить шестиугольник (рис. 7).
Рис. 7
4-й класс
Ученики последовательно выполняют
два задания.
Задание 1
Оклеить бумагой картонный
прямоугольник.
Проверяемые знания и умения:
1) построение прямоугольника
заданного размера с помощью линейки на
прямоугольном листе;
2) определение порядка действий, планирование
работы;
3) вычисление размеров бумаги, необходимой для
склеивания заданной формы;
4) склеивание картона бумагой (равномерное
нанесение клея на поверхность листа бумаги,
аккуратное приглаживание, удаление воздушных
пузырьков).
Содержание и методика предъявления
задания
У каждого ученика имеется картон,
цветная бумага, писчая бумага, линейка, карандаш,
ножницы, клей ПВА или клейстер, кисточка,
бумажная макулатура.
Ученикам предъявляется образец
изделия, а также его чертеж с обозначением
размеров. Помимо этого на доске может быть
размещена предметная карта-схема, которая
демонстрирует общий принцип его изготовления
(рис. 8). Работу целесообразно выполнять по
вариантам, которые различаются размерами
изготавливаемого изделия. Учащиеся должны
самостоятельно наметить план действий и
выполнить работу.
Рис. 8
Задание 2
На бумаге в клетку начертить от руки
развертку коробочки (масштаб: 1 клеточка равна
5 мм).
Предварительно учитель напоминает
ученикам, что развертка коробочки получится,
если ее разрезать по четырем ребрам,
расположенным между стенками.
Предложенные проверочные работы
отнюдь не исчерпывают того содержания знаний и
умений, которое школьники должны усвоить в
соответствии с нашей программой; они обозначают
лишь самый необходимый, минимальный уровень
подготовки. К сожалению, часто приходится
сталкиваться с ситуацией, когда даже этот
уровень не обеспечивается уроками практического
труда. Школьники не владеют приемами самых
элементарных чертежно-графических работ, делают
все "на глазок", демонстрируют
недостаточную культуру труда – и в результате
это становится существенным тормозом в их
развитии, поскольку из-за сугубо технических
просчетов и погрешностей они не в состоянии
выполнять творческих заданий на конструирование
и пр.
Если же ваши ученики подготовлены на
более высоком уровне, вы можете предложить им и
более сложные проверочные работы. При этом можно
просто на более ранних ступенях использовать
задания, данные здесь. Например, выполнить эскиз
развертки коробочки могут и второклассники, если
с ними систематически работали на уроках труда. В
качестве проверочных работ в каждом классе можно
также использовать итоговые задания,
предложенные в наших учебниках (Конышева Н.М.
Умелые руки. Учебник-тетрадь для 1-го класса;
Чудесная мастерская. Учебник для 2-го класса; Наш
рукотворный мир: От мира природы к миру вещей.
Учебник для 3-го класса; Секреты мастеров. Учебник
для 4-го класса) Все учебники выпущены изд-вом
"Ассоциация XXI в." (Смоленск, 2000–2002).
|