Зинаида НОВЛЯНСКАЯ
Литературное чтение
1-й класс (1–4)
Задание 11
1. Прочитай текст.
Перчатки
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
– Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
– Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
– Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
(Перевод с английского Самуила Маршака)
2. Ответь на вопросы и выполни
задания.
Есть ли в этом произведении
рассказчик? Если есть, то подчеркни его слова
прямой линией.
Найди слова, которые говорят герои.
Подчеркни их волнистой линией.
Найди и подчеркни цветной линией
слова, которые показывают, что чувствуют герои и
как меняется их настроение. Постарайся
использовать разные цвета для обозначения
разных настроений.
Подумай, какое настроение вызывает
это произведение у тебя, и назови его словом.
Запиши это слово.
2-й класс (1–4)
Задание 1
1. Прочитай текст.
* * *
Осень. Чаща леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне.
(Иван Бунин)
2. Ответь на вопросы письменно.
Какой рассказчик в этом произведении?
Подчеркни в тексте слова, которые подтверждают
твое мнение.
Какое настроение выражено в
стихотворении? Меняется ли оно от начала к концу
текста или нет? Подчеркни в тексте слова, которые
яснее других подтверждают твое мнение.
Задание 2
1. Прочитай текст.
Мыши
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни
день – то двух, то трех заест. Сошлись раз мыши и
стали судить, как бы им от кота спастись. Судили,
судили, ничего не могли вздумать.
Вот одна мышка и сказала:
– Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы
потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет.
Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел.
Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам
слышно станет, и мы уйдем.
– Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да
надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала
ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею,
тогда мы тебе спасибо скажем.
(Лев Толстой)
2. Ответь на вопросы письменно.
Какой рассказчик в этом произведении?
Подчеркни слова, которые подтверждают твое
мнение. Какими качествами, чертами характера
отличаются герои и как к ним относится автор?
Приведи доказательства, которые подтверждают
твое мнение.
Задание 3 (творческое)
Напиши сочинение с одним из
предлагаемых названий: "Спор ластика и
карандаша", "Сон лягушки".
3-й класс (1–4)
Задание 1
1. Прочитай тексты.
Наша
Маша
Рано встала,
Кукол
Всех
Пересчитала:
Две Матрешки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!
(Елена Благинина)
Четыре шапки
Четыре шапки у клена,
Не снимешь их для поклона.
Одна – как зеленая дымка:
Сквозная, почти невидимка.
Другая – темно-зеленая,
Гнездами отяжеленная.
Третья – всех ярче шапок,
Будто вся из гусиных лапок.
А четвертая – белая-белая.
Угадай, из чего она сделана?
Разгадка совсем простая:
Торопись – не то шапка растает.
(Овсей Дриз)
* * *
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят по крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный:
"Тише, тише, тише, мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты".
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный,
Ночью пусть шуруют мыши,
Тише, тише, тише, тише.
(Ирина Токмакова)
Повар
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот,
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли берет поварешкой,
Сахар сыплет в бульон –
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
(Олег Григорьев)
Ответь на вопросы и выполни задания.
На какие малые жанры фольклора похожи
эти авторские произведения? Какими своими
особенностями? Приведи доказательства,
подтверждающие твое мнение.
Задание 2
1. Прочитай текст.
Грустная киска
– Почему ты плачешь, киска?
– У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
– Почему же стало грустно?
– Потому, что было вкусно!
(Владимир Орлов)
2. Ответь на вопрос.
Можно ли это произведение отнести к
жанру "побасенка"? Почему?
Задание 3 (творческое)
Сочини произведение в одном из малых
жанров (по выбору).
4-й класс (1–4)
Задание 1
1. Прочитай текст.
Трудолюбивый медведь
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск да стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" –
"В том, – отвечал сосед, –
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".
(Иван Крылов)
2. Ответь на вопросы письменно. К
какому литературному роду и жанру относится это
произведение? Почему? На какой фольклорный жанр и
чем оно похоже? Какими чертами характера
отличаются герои и как к ним относится автор?
3. Приведи доказательства,
подтверждающие твое мнение.
Задание 2
1. Прочитай текст.
* * *
Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И зачем люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мне малое?
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
(Алексей Толстой)
2. Определи, к какому роду и жанру
относится это произведение? Почему?
3. Какое настроение у героя? Меняется
ли оно от начала к концу текста? Приведи
доказательства, подтверждающие твое мнение.
Задание 4 (творческое)
Сочини отрывок "Бой с чудищем" или
"Спор зверей", пользуясь выразительными
средствами волшебной сказки или сказки о
животных.
Итоговые проверочные работы
соответствуют содержанию курса "Литература
как предмет эстетического цикла", авт. Г. Н.
Кудина, З.Н. Новлянская.
1 Для выполнения одного задания
учащимся предоставляется один урок.
|