Елена ЧУДИНОВА
"Окружающий мир" (1–4)1
"Естествознание" (1–3)
2-й класс (1–4)
1. Кто сколько живет?
а) Известно, что жаворонок живет
примерно 24 года, соловей – 25 лет, орел-беркут – 104
года, щегол – 23 года, ворона – 120 лет. Исправь
ошибки, сделанные Павликом при построении ряда.
б) На какие две группы можно разделить
этих птиц?
в) Если предположить, что Павлик не ошибся, а
строил ряд по другому признаку, то что это может
быть за признак?
2. Отгадай одну из загадок. Запиши
процесс, о котором говорится в загадке, в виде
схемы.
а) Мету, мету – не вымету;
Несу-несу – не вынесу;
Пора придет, сам уйдет.
б) Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет – тогда заревет.
в) В лесу у пня
суета, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит.
3. Ваня намазал толстый слой вазелина
на 4 листика комнатного растения с нижней
стороны. Через неделю эти листья завяли. Какое
предположение мог проверять Ваня? Правильно ли
он поставил опыт?
4. Марья Ивановна приехала в Америку.
Она услышала прогноз погоды: температура сегодня
будет
35 градусов. Одевшись в летнее платье, она пошла
гулять и сильно замерзла. Как такое могло
случиться?
Не доверяя с этого раза никому, Марья Ивановна
решила купить себе измерительные приборы. Что
она возьмет в магазине с полки (подчеркни):
телефон, термометр, часы, кипятильник, мобильник,
барометр, люстру, грелку.
5. Прочитай запись из дневника Джамили.
"Встала в 6 утра. На улице светло.
Зубы решила не чистить, я это уже делала вчера.
Почитала книжку, лежа в кровати. В 6 часов 40 минут
съела несколько конфет и пошла гулять".
В какое время года сделана эта запись?
Почему?
Обозначь на часах стрелками последнее время,
указанное в записи.
За что можно похвалить Джамилю?
Что можно ей посоветовать?
3-й класс (1–4)
1. Построй по данным таблицы графики
для любых двух районов (примерно).
О чем могут говорить эти данные?
2. О чем говорит такой факт? (Сравни эти
данные со своими знаниями и знаниями окружающих
тебя людей.)
Люди из туземных племен на юге Филиппин
различают 1600 форм растений. Из них 600 съедобны, а
400 принадлежат к лекарственным.
Построй по этим данным круговую диаграмму.
Приведи примеры съедобных и
лекарственных растений.
3. Если солнце спряталось за облаками,
можно открыть перочинный нож и, поставив его
острием на ноготь большого пальца, поворачивать
до тех пор, пока слабая тень от него не станет
совсем узкой и более четкой. Придумай и расскажи
(нарисуй), как определить направление движения с
помощью ножика, солнца и часов.
4. Ты знаешь, что горные породы, которые
пригодны для использования в производстве,
называют полезными ископаемыми. Но к полезным
ископаемым относят не только горные породы, но и
минералы, и остатки древних животных и растений.
Подчеркни в списке полезных ископаемых те,
которые являются горными породами и минералами.
Обведи в рамочку полезные ископаемые
растительного и животного происхождения:
торф, уголь, гранит, металлические руды,
каменная соль, известняк, глина, ракушечник,
нефть.
Заполни таблицу этими названиями.
Использование полезных ископаемых
Закрась в таблице названия осадочных
горных пород.
5. Соня считала пульс у своих
одноклассников перед выступлением на концерте и
после него. У нее получились такие результаты:
Как объяснить эти наблюдения? Как
проверить эту гипотезу с помощью эксперимента?
4-й класс (1–4), 3-й класс (1–3)
1. Миша предложил свое объяснение
явлению смены дня и ночи (смотри рисунок).
Половинка Солнца – темная, половинка – светится.
Солнце вращается вокруг своей оси, поэтому для
наблюдателя на Земле день сменяется ночью.
Дай свою оценку этой гипотезе. Нарисуй
свою схему, объясняющую смену дня и ночи на Земле.
2. Прочитай текст (по А. Томилину).
Вставь в него пропущенные слова. Дай свой ответ
на последний вопрос.
– А может быть, темное пятно на
лунном боку – это просто тень, которую
отбрасывает Земля, когда становится между Луною
и Солнцем? – подумал Аристотель и тут же задал
себе другой вопрос:
– Но почему эта тень всегда круглая?
Взял он кубик. Вынес его на солнышко. Тень от
кубика – как темный квадрат, куда ни поверни.
Нет, не может быть Земля ______________.
Взял он круглую плоскую лепешку. От лепешки в
одном положении тень ____________, а в другом –
_____________________.
Значит, и лепешкой Земля быть не может.
Взял он половинку апельсина и тоже подставил
солнцу. От половинки тень круглая только тогда,
когда солнечные лучи падают на __________________. Но
стоило повернуть половинку апельсина к солнышку
боком, как тень тут же оказывалась неполным
кружком...
И только от целого апельсина или от целого яблока
тень была всегда круглой, как их ни верти.
– Значит, и Земля наша должна быть __________ , –
сказал Аристотель.
Одно оставалось непонятно: как живут люди на
противоположной – нижней половинке земного
шара? Как они ходят вниз головами и почему не
падают?
Если сможешь, найди ошибку в тексте.
3. Раскрась высказывания в разные цвета
– осени (желтый), лета (красный), весны (зеленый). А
"зимние" тексты оставь белыми.
Для какой природной зоны подходят эти
описания?__________________________________________
Где она расположена?_________________________
Составь пищевые цепи (покажи с помощью стрелок,
кто кого ест) для тех живых существ, названия
которых встречаются в высказываниях.
4. Проставь рядом с разными
высказываниями о человеке свои знаки (так, как
это сделано в первой строке таблицы).
Для последнего высказывания составь
план опыта.
Комментарии к заданиям
Задания проверочных работ составлены
так, чтобы учитель мог оценить:
а) знание детьми сведений,
включенных в Государственный стандарт
начального образования;
б) владение детьми основными способами
действий, которые к этому времени должны у них
сформироваться (уровень владения);
в) понимание детьми оснований собственных
действий (рефлексивность).
В комментариях приведены примеры
возможных ответов. Естественно, они могут быть не
единственно правильными. В тех случаях, когда
учителю очевидно, что дети не могут
самостоятельно выполнить задание по причине
недостаточной сформированности способа
действий, требующегося для выполнения задания,
он может объединить таких детей в пары, чтобы
посмотреть, могут ли они справиться с заданием в
условиях парной работы.
Проверочная работа проводится с целью
действительной качественной оценки уровня
каждого ребенка (то есть нахождения его места в
широкой полосе возможных достижений), поэтому
она не требует 100% выполнения каждым ребенком
всех заданий. Проведение и анализ работы требуют
безотметочного оценивания с соблюдением всех
правил оценочной безопасности (см. работы Г.А.
Цукерман). Выставление отметки (в пятибалльной
системе) за выполнение этой работы противопоказано!
2-й класс (1–4)
1. Кто сколько живет?
а) Правильно построенный ряд по
времени жизни (в порядке увеличения):
б) Можно разделить птиц на
долгоживущих и короткоживущих, на городских и
лесных (полевых), на больших и маленьких и пр.
Любой ответ приемлем.
в) Это может быть размер птиц.
2. Ответы на загадки: пятно света в
комнате, тающий снег, постройка муравейника.
3. Если у растения только 4 листика, как
это показано на рисунке, то это неправильно, так
как нет контроля. Другие листья у растения должны
быть вообще не намазаны.
Гипотеза, которую проверял Ваня, состоит в том,
что через нижнюю часть листа в растение что-то
проникает (например, воздух, без которого
растение не может жить). Тогда для контроля можно
другие листья намазать сверху (кстати, при этом
листья не погибают).
Однако дети могут сказать, что Ваня проверял
влияние вазелина на растения. Это может быть
расценено как отчасти верный ответ, в котором не
учтено только особое расположение намазанных
мест. Видимо, могут быть и другие верные ответы.
4. Очевидно, что ошибка Марьи Ивановны
вызвана тем, что она не знала, что в Америке
пользуются другой температурной шкалой. Даже
если дети не знают об этом, они могут догадаться о
другом устройстве американских термометров или
высказать другие разумные предположения.
Измерительными приборами в списке являются: термометр,
часы, барометр.
5. Запись сделана летом (при условии,
что Джамиля живет в Северном полушарии), так как
светло в
6 утра бывает летом. Похвалить Джамилю можно,
разумеется, за раннее вставание и любовь к
чтению. Посоветовать – чистить зубы ежедневно,
не читать лежа в постели, не завтракать конфетами
(особенно в таком количестве).
3-й класс (1–4)
1. Эти данные могут говорить как о том,
что растет население (количество детей, которые
должны ходить в школы), так, например, и о том, что
создаются лучшие условия для того же числа детей.
А может, и о неразумной трате средств на
строительство там, где население не
увеличивается. Принимается любой разумный и
обоснованный ответ.
2. Дети должны обратить внимание на
несоответствие знаний современных
цивилизованных людей и аборигенов (при
проведении контрольной работы желательно
показать им изображение каких-либо аборигенов и
дать пояснения, кто это такие).
3. Ножик используется для получения
тени (направления на Солнце), часы – для
определения того, где должно быть Солнце в это
время – на юге, востоке или западе.
Ракушечник и известняк считаются
осадочными горными породами, хотя имеют животное
происхождение. Если дети отнесут их к одной из
этих групп, не нужно считать это ошибкой.
Использование полезных ископаемых
5. Дети могут заметить, что:
а) сердце бьется чаще, если человек
волнуется;
б) что у разных людей это может быть по-разному.
Для проверки этого предположения
можно измерить пульс у группы людей в спокойном
состоянии и у группы людей, которые, например,
должны участвовать в конкурсе или которым только
что сообщили о предстоящей интересной поездке.
4-й класс (1–4), 3-й класс (1–3)
1. Гипотеза Миши объясняет смену
светлого и темного времени суток, но не объясняет
факт наблюдаемого движения светила по небу в
течение дня.
Хорошими ответами могут считаться схемы, на
которых показано вращение Земли вокруг своей
оси. Удовлетворительным ответом может считаться
любая схема, объясняющая смену дня и ночи и факт
видимого движения планеты по небосклону.
2. Примерные слова, которые можно
вставить:
– А может быть, темное пятно на
лунном боку – это просто тень, которую
отбрасывает Земля, когда становится между Луною
и Солнцем? – подумал Аристотель и тут же задал
себе другой вопрос:
– Но почему эта тень всегда круглая?
Взял он кубик. Вынес его на солнышко. Тень от
кубика – как темный квадрат, куда ни поверни.
Нет, не может быть Земля такой, как кубик.
Взял он круглую плоскую лепешку. От лепешки в
одном положении тень круглая, а в другом – узкая
полоска.
Значит, и лепешкой Земля быть не может.
Взял он половинку апельсина и тоже подставил
солнцу. От половинки тень круглая только тогда,
когда солнечные лучи падают на срез или
выпуклую сторону. Но стоило повернуть
половинку апельсина к солнышку боком, как тень
тут же оказывалась неполным кружком...
И только от целого апельсина или от целого яблока
тень была всегда круглой, как их ни верти.
– Значит, и Земля наша должна быть шаром, –
сказал Аристотель.
Одно оставалось непонятно: как живут люди на
противоположной – нижней половинке земного
шара? Как они ходят вниз головами и почему не
падают?
Это возможно из-за притяжения Земли. Низ мы
чувствуем там, куда нас притягивает (куда мы
упадем, если потеряем равновесие).
Ошибка в тексте в том, что тень от кубика далеко
не во всех случаях выглядит как квадрат.
4. Это задание помогает оценить: а)
различение детьми знаемого и незнаемого; б)
способы, которыми они пользуются для получения
ответов на вопросы;
в) умение контролировать; г) умение
составить план простого эксперимента.
1 Итоговые контрольные работы
соответствуют содержанию программы и учебников
Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букваревой.
|