I Всероссийский
интеллектуальный марафон учеников-занковцев
В ноябре на страницах нашей газеты (см.
№ 43/2002) Федеральный научно-методический центр
имени Л.В. Занкова и Объединение
профессионалов, содействующих системе
развивающего обучения Л.В. Занкова, объявили о
Всероссийском интеллектуальном марафоне
учеников-занковцев.
Проведение марафона способствовало
формированию у детей стремления к собственному
интеллектуальному росту и развитию, объединению
и взаимодействию творчески работающих учителей
по системе Л.В. Занкова.
Первые два тура марафона проводились в
регионах.
На третий, заключительный, тур, который
проводился в Москве с 26 по 28 марта в школе № 641
имени С.Есенина, собралось 30 участников, вышедших
в финал. Они представляли города: Красноярск,
Ачинск, Канск, Архангельск, Оренбург, Гай,
Калининград, Нальчик, Белгород, Воскресенск,
Троицк и Москву.
Марафон был проведен при поддержке
газеты "Начальная школа", сетевого
объединения методистов Федерации
интернет-образования. Третий тур спонсировали
издательство "Корпорация "Федоров"" и
детский развлекательный клуб "Арлекино".
Пока ученики выполняли задания
интеллектуального марафона, учителя
обменивались опытом по проблеме "Перспектива
развития дидактической системы развивающего
обучения Л.В. Занкова", ведущей круглого
стола была научный руководитель ФНМЦ
им. Л.В. Занкова Роза Гельфановна Чуракова.
На круглом столе учителя обсуждали
проблемы преемственности, вопросы издания и
переиздания учебно-методических комплектов,
различные ситуации, возникающие при общении с
родителями учеников. В результате работы учителя
обменялись опытом, рассказали о своих проблемах,
получили ответы на все интересующие вопросы, но,
самое главное, нашли новые пути взаимодействия и
сотрудничества.
Три дня, проведенные в Москве, дали
детям возможность не только показать свои
знания, но и отдохнуть. Ведь это каникулы! Они
посмотрели Москву, посетили дельфинарий, "Стар
Гэлакси". В московском центре Федерации
интернет-образования (http://center.fio.ru/som) ребятам
рассказали о работе центра по обучению учителей
интернет-технологиям. Потом дети попробовали
сами поискать информацию в сети: мальчики сразу
отправились в путешествие по компьютерным играм,
а девочки нашли фотографии героинь любимых
телесериалов. Помогали ребятам в их поисках
преподаватели ФИО. Затем все учились рисовать на
компьютере. Оказалось, что пользоваться мышкой
сложнее, чем кисточками или фломастерами. Но вот,
наконец, рисунки готовы и подписаны. С помощью
преподавателей ребята разместили картинки на
сайте.
Закрытие марафона осталось в памяти у
каждого участника, в том числе и у взрослых, – оно
проходило в детском развлекательном клубе
"Арлекино".
Ни один участник не проиграл на
марафоне. Все конкурсанты успешно преодолели
испытания и с гордостью стали финалистами и
победителями I Всероссийского интеллектуального
марафона учеников-занковцев. Были отмечены не
только дети, но и учителя, сопровождающие их.
Ученики получили в подарок компьютерные диски с
учебными программами от Федерации
интернет-образования и учебники для 5-го класса
по системе Л.В. Занкова от "Корпорации
"Федоров"", а учителя – комплект
методической литературы.
Мы поздравляем всех финалистов и
победителей!
1-е место – Вика Кононова (Архангельск).
2-е место – Вика Харитонова (Оренбург).
3-е место – Алена Потехина (Красноярск).
В номинации "Русский язык"
победила Вера Лукина (Воскресенск).
В номинации "Литература" победил
Иван Калинов (Калининград).
В номинации "Математика" победил
Максим Никулин (Гай).
В номинации "Окружающий мир"
победил Петр Карпюк (Троицк).
Победители получили главные призы:
мультимедийные энциклопедии ведущих российских
разработчиков, предоставленные Федерацией
интернет-образования.
Предлагаем вашему вниманию задания
третьего тура Всероссийского интеллектуального
марафона учеников-занковцев.
Русский язык
I. Определи, сколько звуков в словах.
Сшить
Летчик
Сначала послушай, как ты произносишь эти слова,
а затем напиши ответ.
II. Объясни, как ты понимаешь смысл этого
предложения.
Посылка доставлена Степановым.
III. Замени данные высказывания одним словом
– наречием.
Не по карману – ...
На краю света – ...
Со всех ног – ...
Как в аптеке – ...
По совести – ...
Раз, два и обчелся – ...
Бок о бок – ...
Испокон века – ...
Как гром среди ясного неба – ...
Математика
I. Все груши из корзинки разложили на
6 тарелок. На первую положили 1 грушу, на каждую
следующую – на 2 груши больше, чем на предыдущую.
Надо поделить все груши поровну на три части, не
снимая груши с тарелок. Как это можно сделать?
II. Двенадцать спичек выложили так,
как показано на рисунке. Сколько здесь квадратов?
А прямоугольников?
III. В клетках квадрата поставлены
числа 1, 15, 20. Расставьте в свободных клетках числа
так, чтобы произведение чисел в каждом столбике и
в каждой строчке было равно 120.
Окружающий мир
I. Можно ли крапиву отнести к
культурным растениям по следующим основаниям:
· она растет на огороде вместе с
другими культурными растениями;
· листья крапивы, как и листья
капусты, идут в пищу;
· листья крапивы понижают жар,
снимают воспаления, помогают при кашле;
· поливая крыжовник у забора,
человек поливает и крапиву, то есть он за ней
ухаживает.
II. Выскажи и запиши предположение:
почему хвойные деревья гибнут в условиях города?
III. Есть ли на Земном шаре такие края:
а) где не бывает зимы?
б) где не бывает ночи?
Литературное чтение
I. В рассказе К.Паустовского речь
идет о том, как несколько рыбаков-любителей
ранней осенью устроили на берегу лесного озера
стоянку. Они развели костер и провели там
несколько дней.
Прочитай отрывок из этого рассказа.
С нами был маленький мальчик. Ему
было всего девять лет, но он хорошо переносил
ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо
лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.
Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его
выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели
доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый
день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал,
как шептались рыбы, то видел, как муравьи
устроили себе паром через ручей из сосновой коры
и паутины.
Мы делали вид, что верили ему.
Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и
поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и
высокие облака, похожие на горы розового снега, и
даже привычный морской шум высоких сосен.
(К.Паустовский)
1. Подчеркни одной чертой те выдумки
мальчика, о которых говорится в тексте. То, что
мальчик постоянно что-то выдумывает, связано с
тем, что:
а) он сочиняет просто для забавы;
б) он замечает то, чего не видят другие.
2. Подчеркни двумя чертами то
предложение в тексте, которое подтверждает твой
предыдущий ответ.
3. Почему взрослые относились к
выдумкам мальчика доброжелательно:
а) они воспринимали их как
безобидные шутки;
б) они тоже видели вокруг что-то необычное?
4. Обозначь в тексте начало и конец
того фрагмента, который помог тебе ответить на
предыдущий вопрос.
5. Найди в тексте сравнение и
подчеркни это место волнистой линией.
6. Какое название ты можешь
предложить для этого текста? Запиши.
II. Прочитай стихотворение.
Лето
По тропиночке идет
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетенной туго.
Встанет, радостно вздохнет –
Ветер встрепенется.
Теплый дождь прольется.
Даже город навестит.
Погостит – и ладно.
Принесет туда в горсти
Воздух с гор прохладных.
Шепот речки, птичий свист,
Легкий пух – без веса.
На асфальте – мокрый лист,
Как письмо из леса.
(Н.Зидаров, перевод с болгарского
И.Токмаковой)
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Поэт создает образ лета при помощи
приема сравнения или олицетворения? Нужное
подчеркни.
3. Подчеркни одной чертой выражения,
при помощи которых мы можем представить, как
выглядит лето.
4. Какие еще образы-олицетворения
создал поэт: а) радуги; б) речки; в) гор;
г) ветра? Обведи букву с правильным ответом.
5. Подчеркни двумя чертами
выражения, подтверждающие предыдущий ответ. Над
каждым выражением поставь соответствующие ему
буквы.
6. Подчеркни волнистой линией
строчки, в которых автор использует прием
сравнения.
7. Соедини друг с другом рифмующиеся
строчки в первой строфе.
III. Прочитай отрывок из сказки.
Жар-птица и Василиса-царевна
В некотором царстве, за тридевять
земель – в тридесятом государстве жил-был
сильный, могучий царь. И был у того царя
стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь
богатырский. Раз поехал стрелец на своем
богатырском коне в лес поохотиться. Едет он
дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо
жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
– Не бери золотого пера; возьмешь – горе
узнаешь!
И задумался добрый молодец – поднять перо али
нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро
наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо
жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
– Спасибо! – говорит царь. – Да уж коли ты
достал перо жар-птицы, то достань мне и самую
птицу; а не достанешь – мой меч, твоя голова с
плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к
своему богатырскому коню.
– О чем плачешь, хозяин?
– Царь приказал жар-птицу добыть.
– Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь!
Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда
впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто
кулей отборной пшеницы было по всему чистому
полю разбросано.
(По А.Афанасьеву)
1. Прочитай фрагмент сказки вслух
вполголоса.
2. Какие характерные черты волшебной
сказки ты можешь отметить в этом отрывке:
а) наличие волшебного числа; б) присутствие
тотемного дерева; в) обращение к помощи
волшебного помощника; г) необходимость
выполнения героем сложного задания;
д) присутствие волшебного предмета? Обведи
нужные буквы.
3. Подчеркни в тексте одной чертой те
фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий
ответ. Над каждым фрагментом поставь
соответствующую ему букву.
4. Судя по сказочной логике, сколько
сложных заданий царя должен будет выполнить
стрелец-молодец? Напиши.
Ответы на задания
Русский язык
Задание I
[шшыт’] или [ш–ыт’]
[л’оч’ч’ик] или [л’оч–’ик]
Задание II
Посылка доставлена (кем?)
Степановым.
м. р., ед. ч. Т. п.
Посылка доставлена (кому?)
Степановым.
мн. ч., Д. п.
Задание III
Не по карману – дорого.
На краю света – далеко.
Со всех ног – быстро.
Как в аптеке – точно.
По совести – честно.
Раз, два и обчелся – мало.
Бок о бок – рядом.
Испокон века – давно.
Как гром среди ясного неба – неожиданно.
Математика
Задание I
Получается на первой тарелке 1 груша,
на второй – 3, на третьей – 5, на четвертой – 7, на
пятой – 9 и на шестой – 11.
Чтобы разделить на три части, надо взять первую и
шестую тарелки, вторую и пятую, третью и
четвертую.
Задание II
Пять квадратов и девять
прямоугольников.
Задание III
Окружающий мир
Задание I
Крапиву специально не сажают. Ее
нельзя отнести к культурным растениям.
Задание II
Хвоинки – это листья, которыми дышит
растение. В течение года устьица загрязняются.
Смена хвоинок должна произойти через 2–3 года.
Дерево гибнет от удушья, не дождавшись чистых
"легких".
Задание III
а) Зимы не бывает на экваторе. Наклон
земной оси очень влияет на охлаждение земной
поверхности на тех участках, которые удалены от
экватора. А на экваторе тепла достаточно круглый
год.
Важно, чтобы дети назвали "наклон" земной
оси. Это уже и будет обоснованием.
б) Ночи не бывает в Северном
полушарии (Южном) тогда, когда Земля наклонена в
сторону Солнца в летнее время. Это временное
состояние. Мест, где вообще не бывает ночи, на
Земле нет.
Литературное чтение
Задание I
1. Нужно подчеркнуть следующий
фрагмент: Каждый день он придумывал что-нибудь
новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел,
как муравьи устроили себе паром через ручей из
сосновой коры и паутины – и выбрать ответ б).
2. Нужно подчеркнуть предложение: Гораздо
лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.
3. Нужно выбрать ответ б).
4. Дети должны обозначить начало и
конец следующего фрагмента: Все, что окружало
нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна,
блиставшая над черными озерами, и высокие облака,
похожие на горы розового снега, и даже привычный
морской шум высоких сосен.
5. Сравнение: высокие облака,
похожие на горы розового снега.
6. Варианты названий могут быть
разные, например: "Необычный мальчик",
"Выдумщик", "Чудеса вокруг нас".
7. Дети могут подчеркнуть такие
названия глав: "Такой незнакомый знакомый
мир", "Мир просит тебя: открой меня
заново!", "Самые настоящие чудеса".
Задание II
2. Нужно подчеркнуть: приемом
олицетворения.
3. Дети могут подчеркнуть такие
выражения: Золотое лето; Носит радугу в косе, /
Заплетенной туго.
4. Нужно обвести буквы б) речки и
г) ветра.
5. Дети должны подчеркнуть
выражения: Ветер встрепенется. Шепот речки.
6. Прием сравнения в строчках:
На асфальте – мокрый лист,
Как письмо из леса.
7. Дети соединяют строчки,
выделенные одинаково.
По тропиночке идет
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетенной туго.
Задание III
2. Надо обвести буквы: а) наличие
волшебного числа; в) обращение к помощи
волшебного помощника; г) необходимость
выполнения героем сложного задания;
д) присутствие волшебного предмета.
3. Нужно подчеркнуть фрагменты в
соответствии с буквами, которые дети обвели в
предыдущем вопросе: а) за тридевять земель – в
тридесятом государстве; в) можно подчеркнуть
фрагмент: Говорит ему богатырский конь, или: Стрелец
залился горькими слезами и пошел к своему
богатырскому коню, или последнюю часть
отрывка, где конь разговаривает со стрельцом;
г) Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то
достань мне и самую птицу; а не достанешь –
мой меч, твоя голова с плеч! или Царь приказал
жар-птицу добыть; д) ...и наехал на
золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
4. Стрелец должен будет выполнить три задания.
Открытие I Всеросийского
интеллектуального марафона учеников-занковцев.
Москва. 26 марта 2003 г.
Гимн учеников-занковцев
(Слова и музыка Л.В. Хрусталевой,
школа № 1934, г. Москва)
В школу мы идем познать хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо вмиг прогонят скуку!
А занковская система – чистое искусство –
В нас поможет воспитать волю, ум и чувство.
Припев:
Мы, занковцы, непоседы,
Не привыкли унывать!
Все нам в жизни интересно,
Все нам хочется узнать!
В жизни трудно отстоять свою точку
зрения,
И ошибок избежать, и убрать сомнения.
Мы научимся общаться с множеством детей
И найдем за школьной партой преданных друзей.
Припев.
Список учаcтников I Всероссийского
интеллектуального марафона учеников-занковцев
Оренбург, Гай – Вика Харитонова,
Настя Смирнова, Сергей Трусов, Максим Никулин (руководитель
– Галина Аркадьевна Агеева);
Воскресенск – Саша Гладких, Вера
Лукина (руководитель – Валентина Петровна
Ильина);
Белгород – Алена Неманихина,
Максим Мищерук, Виталий Крепак (руководитель
– Валентина Васильевна Мошкова);
Калининград – Ваня Калинов, Катя
Шмитова (руководитель – Светлана Николаевна
Марченко);
Архангельск – Вика Кононова,
Даниил Волынский, Никита Мартынов (руководитель
– Светлана Андреевна Капустина);
Нальчик – Костя Васин, Даша
Котенева, Оксана Лосанова (руководитель –
Анна Владимировна Керженцева);
Красноярск, Ачинск, Канск – Алена
Потехина, Ренат Сибгатулин, Михаил Кротов, Нина
Шикунова, Андрей Бушков (руководитель –
Галина Викторовна Раицкая);
Троицк – Маша Андрианова, Федор
Ивлев, Петр Карпюк.
|