Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталья ЦИРУЛЬНИК

Трудовое обучение

В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик "Трудовое обучение. Программа для четырехлетней начальной школы", необходимо изучать успешность обучения по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании.
3. Развитие умения планировать и контролировать свою работу.

Предлагаем детям два вида заданий. Первое – на точное повторение образа, второе – на создание собственного образца с заданными условиями.
Работы полностью самостоятельные, рассчитаны на один урок.

1-й класс

Задание 1

Повторить образец – мозаику из геометрических фигур "Птичка", чтобы она смотрела в другую сторону.

Цель задания

1. Оценить развитие ручной умелости.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение воспроизвести образ и контролировать свою работу.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из цветной бумаги. Он должен быть такого размера, чтобы ученики могли его хорошо рассмотреть.
В течение всего урока образец находится на доске.
У каждого ученика на парте бумажная основа для приклеивания, цветная бумага, картонный шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей. Если дети могут начертить квадрат, то дать размер стороны квадрата.

Инструкция

Ребята, перед вами мозаика из геометрических фигур. Как вы думаете, кто это? В какую сторону она смотрит? Вам надо склеить такую же птичку, но смотрящую в другую сторону. Птичку сделайте одноцветную, любого цвета, какой вам нравится.

Работать будете самостоятельно.

Оценка умения планировать

Работа носит фронтальный характер, поэтому учитель наблюдает и оценивает только внешние действия учеников в процессе выполнения задания.

  • 4-й уровень – ученик разметил сразу все квадраты, необходимые для работы (в данном случае – пять квадратов). Планирование полное и рациональное.

  • 3-й уровень – разметил сразу все детали, но неэкономно.

  • 2-й уровень – сначала разметил только квадраты, треугольники размечал потом, в процессе выполнения задания (планирование неполное).

  • 1-й уровень – разметку производил по отдельным фигурам: размерил один квадрат, вырезал, приклеил, затем перешел к другому и т.д. (планирование отсутствует).

Оценка умения воспроизводить образ и контролировать свои действия (Проводится после окончания работы)

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями.

  • 3-й уровень – один элемент расположен неправильно.

  • 2-й уровень – два элемента расположены неправильно.

  • 1-й уровень – полученный образ не соответствует первоначальному образцу.

Оценка ручной умелости

Развитие ручной умелости оцениваем по качеству работы. Основным критерием качества будем считать точность: точность разметки, вырезывания, обрывания, складывания из бумаги, приклеивания и т.д.

  • 4-й уровень – качественное выполнение задания почти идеально.

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности.

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего.

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать аппликацию из бумаги, в которой присутствует такая геометрическая фигура.

Цель задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит один или два образца достаточно крупных. Дети их рассматривают, но придумать они должны свои образы в соответствии с заданными условиями. У учеников – бумага разного цвета, ножницы, карандаш, клей.

Инструкция

Ребята, посмотрите, какие аппликации придумала я. Что (или кто) изображено на них? Как это сделано?
А теперь вы придумайте свою аппликацию, непохожую на мою. Используйте те знания, которые получили в течение года.

Оценка уровня творческого воображения

  • 4-й уровень – ребенок придумал свой образ, работа полностью творческая.

  • 3-й уровень – образ заимствован, но в него внесены существенные изменения.

  • 2-й уровень – работа в большей степени повторяет образец.

  • 1-й уровень – ребенок не смог создать свой образ. Он повторил образец или какую-то предыдущую работу.

2-й класс

Задание 1

Склеить лошадку, скачущую в другую сторону (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества. С. 75).

Цель задания (см. выше в 1-м классе)

Организация работы

У учеников на парте все, что нужно для разметки прямоугольника: бумага цветная с двух сторон, карандаш, ножницы, клей.

Инструкция

Ребята, вам надо из деталей прямоугольника склеить лошадку, которая скачет в другую сторону.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – ученик разметил прямоугольник, вырезал все детали, разложил на основе, приклеил.

  • 3-й уровень – ученик разметил прямоугольник, вырезал все детали и наклеил.

  • 2-й уровень – ученик разметил прямоугольник, вырезал часть деталей.

  • 1-й уровень – ученик вырезал по одной детали и приклеивал их.

Оценка умения воспроизводить и контролировать (см. выше в 1-м классе)

Задание 2

Придумать картинку в технике обрывной аппликации.

Цель задания (та же, что и в 1-м классе).

Организация работы

Еще раз рассмотреть обрывные аппликации в учебнике Н.А. Цирулик и Т.Н. Просняковой "Уроки творчества", вспомнить разные приемы выполнения обрывной аппликации.
У детей на партах цветная бумага, яркие страницы журналов, конфетные обертки, клей, карандаш.

Инструкция

Ребята, вы выполняли различные картинки, нарисованные на страницах 17–21, знаете, как работают руки во время обрывания деталей, знакомы с разными приемами.
Придумайте свои картинки, детали не вырезайте ножницами, а обрывайте.

Оценка уровня творческого воображения (та же, что в 1-м классе).

Оценка развития ручной умелости (те же критерии, что и в 1-м классе).

3-й класс

Задание 1

Повторить мозаику с преобразованием: "синюю птицу" развернуть влево (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. – Самара: Корпорация "Федоров", 2001, с. 57).

Цель задания (такая же, как в 1-м классе)

Организация работы

У каждого ученика на парте бумажная основа для приклеивания мозаики, бумага цветная с двух сторон, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей. Если нет цветной бумаги, разметку проводить на белой.

Инструкция

Ребята, "синюю птицу" надо повторить из деталей "Колумбова яйца", повернув ее в левую сторону.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – разметил "Колумбово яйцо", вырезал все детали, разложил их на основе, приклеил.

  • 3-й уровень – разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать.

  • 2-й уровень – яйцо разметил, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие.

  • 1-й уровень – сделал разметку, вырезал и приклеивал по одной детали.

Оценка умения воспроизводить и контролировать (критерии – как в 1-м и 2-м классах)

Оценка уровня ручной умелости (критерии – как в 1-м и 2-м классах)

Задание 2

Придумать образ на основе данного контура (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. С. 78).

Цель задания (такая же, как в 1-м и 2-м классах).

Организация работы

Рассмотреть детские работы на с. 78. Обсудить, что на них изображено, из каких материалов.
Контур дети переводят из учебника. У каждого на парте бумага или картон для основы, калька, копировальная бумага, цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Инструкция

Сообщить ученикам задание: придумать из бумаги в любой технике свой образ на основе синего контура.

Оценка уровня творческого воображения (критерии, как в 1-м и во 2-м классах).

Оценка уровня ручной умелости (критерии, как в предыдущих классах).

4-й класс

Задание 1

По данному на доске чертежу изготовить лодочку из плотной бумаги.

Цель задания (как в предыдущих классах)

Организация работы

На доске дан рисунок лодочки и чертежи корпуса лодочки и скамейки. Ученики имеют в своем распоряжении плотную бумагу, линейку, карандаш, ножницы, клей.
Сначала ученики выполняют чертеж, учитель проверяет точность размеров, затем ученики заканчивают работу.

Инструкция

Учитель сообщает задание, просит учеников внимательно рассмотреть рисунок и чертежи, прежде чем они приступят к работе.

Оценка умения ориентироваться и планировать

  • 4-й уровень – ученик рассмотрел рисунок и чертежи на доске, приступил к работе и самостоятельно ее выполнил.

  • 3-й уровень – после рассмотрения чертежа обнаружил некоторые неясности (глубину лодки, длину скамейки), задал вопросы учителю.

  • 2-й уровень – не рассмотрев чертежи, сразу приступил к вычерчиванию, достаточно быстро обнаружил неясности, уточнил данные после разъяснения учителя.

  • 1-й уровень – чертежи не рассматривал, сразу приступил к работе, запутался, задание не выполнил.

Оценка умения контролировать

После выполнения чертежей учитель проверяет точность размеров.

  • 4-й уровень – все размеры соблюдены точно.

  • 3-й уровень – в одном размере допущена неточность.

  • 2-й уровень – ошибки допущены в 2–3 размерах.

  • 1-й уровень – чертеж выполнен со множеством ошибок.

Оценка уровня ручной умелости (критерии те же, что и в предыдущих классах).

Задание 2

Предложенный контур превратить в красивую бабочку, используя любую технику и материалы.

Цель задания (та же, что и в других классах).

Организация работы

У всех учеников должен быть аналогичный контур бабочки. Владея разными приемами работы, они могут сделать ее плоской или объемной, в одной технике или в технике коллажа. В распоряжении учеников цветной картон, цветная бумага, кусочки ткани, кусочки объемной пряжи, пуговицы, бисер, бусинки, пластилин, карандаш, ножницы, клей.

Инструкция

Можно просто сообщить задание, а можно показать сделанный учителем образец, подчеркнув, что это только один из способов выполнения задания, а ученикам надо постараться придумать свой образ.

Оценка уровня творческого воображения (критерии те же, что и в предыдущих классах).

Оценка уровня ручной умелости (критерии те же, что и в предыдущих классах).