Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

Данные варианты проверочных и контрольных работ служат проверке усвоения знаний и развития учащихся при изучении курса "Окружающий мир", разработанного И.П. Товпинец; курс обеспечивается программой и учебниками для 1–3-го и 4-го (проект) классов.
Учитель может использовать варианты заданий, которые учащиеся не выполнили в конце I полугодия, а также использовать предлагаемые контрольные работы не в полном объеме.

1-й класс

1. Заполни пропуски в предложениях.

  • Наша страна ______________________________

  • Главный город, столица нашей страны ________

  • Символы России __________________________

2. Нарисуй (раскрась) флаг России.

Неживая и живая природа

3. Задание выявляет сформированность у школьников представлений о компонентах окружающего мира. Учащиеся рассматривают учебную картину (серии "Окружающий мир"), выделяют и группируют объекты неживой и живой природы и сделанные людьми.

  • Рассмотри картину. (Учитель предлагает рассмотреть картину вблизи.)

  • Выпиши в столбик названия объектов неживой и живой природы, которые ты видишь на картине, а также названия объектов, которые не относятся к природе.

Неживая природа

Живая природа

Создано человеком

1. _________
2. _________
3. _________
4. _________
5. _________

1. _________
2. _________
3. _________
4. _________
5. _________

1. _________
2. _________
3. _________
4. _________
5. _________

Сезонные изменения в природе

4. Запиши, в какой последовательности происходит смена времен года.

1. ______________
2. ______________
3. ______________
4. ______________

5. Отметь знаком по календарю (или запиши):

– с какого месяца начинается зима в местности, где ты живешь, – используй знак [;
– с какого месяца начинается весна в местности, где ты живешь, – поставь знак 4 ;
– с какого месяца начинается лето в местности, где ты живешь, – поставь знак _;
– с какого месяца начинается осень в местности, где ты живешь – поставь знак k ;
– используй свои наблюдения и материал классных календарей наблюдения природы.

1. Январь
2. Февраль
3. Март
4. Апрель
5. Май
6. Июнь
7. Июль
8
. Август
9
. Сентябрь
10
. Октябрь
11
. Ноябрь
12
. Декабрь

6. Раздели названия животных на две группы. Выпиши их в столбик и обозначь группы I и II.

Дятел, курица, собака, лягушка, гусь, кошка, лось, заяц, медведь, коза.

I. ________ животные
1. __________
2. __________
3. __________
4. __________
5. __________

II. __________ животные
1. ____________
2. ____________
3. ____________
4. ____________
5. ____________

Оценка результатов

Общие указания. При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и пятибалльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке "5", среднего (3-го) уровня – "4", низкого (2-го) уровня – "3". Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного минимума, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.
При выполнении некоторых зданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может оценивать ответы по двухбалльной системе "выполнено" – "не выполнено"; "правильно" – "неправильно"; "тема раскрыта полностью" – "тема раскрыта не полностью".
Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на уроках подряд по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей. Это может привести к снижению качества ответов.
Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. При необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти
случаи.
Формулировки заданий учитель кратко записывает на доске или зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (форма записи и пр.).

Задание 1

Можно использовать суммарную оценку выполнения всех частей задания.

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы по всем заданиям.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно заполняют пропуски первой и второй части задания; неполно называют государственную символику России.

  • Низкий уровень. Учащиеся допускают пропуски в записях и ошибки при выполнении заданий.

Задание 2

Оценивается: "выполнено правильно", "выполнено неправильно".

Задание 3

Задание выявляет сформированность у учащихся первоначальных представлений о компонентах окружающего мира: "природа", "не природа" (создано человеком), группах объектов неживой и живой природы. Учитель может дать детям необходимые указания по организации выполнения задания и записи ответов.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно выделяют группы объектов и оформляют запись. Записывают не менее пяти названий объектов обозначенных групп.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно выделяют в среднем по 4 объекта обученных групп, записывают их названия.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют по 2–3 объекта, записывают их названия, допускают ошибки в группировке.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся называют четыре времени года в правильной (начиная с любого сезона) временной последовательности смены сезонов.

  • Средний и низкий уровень. Учащиеся называют четыре времени года, не соблюдая при их обозначении временной последовательности смены сезонов.

Задание 5

Выполнение задания предполагает возможную корректировку полученных учащимися знаний о продолжительности (условной) четырех сезонов года с учетом проведенных детьми наблюдений в течение года. При выполнении задания учащиеся могут использовать классные календари наблюдений природы.
Учитель может дать дополнительные указания к инструкции по организации оформления работы.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно (по оценке учителя) обозначают сроки начала сезонов года с учетом местных условий (например, поздняя весна, раннее начало зимы и пр.)
    К высокому уровню можно отнести также ответы детей с традиционно обозначаемыми сроками начала сезонов.

  • Низкий уровень. Учащиеся выполняют задание не в полном объеме.

Задание 6

Учащиеся самостоятельно выявляют общие признаки систематизации объектов и осуществляют группировку по ряду общих оснований. Задание выявляет уровни применения знаний и развития элементов обобщающей мыслительной деятельности у младших школьников.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно обозначают группы диких и домашних животных и осуществляют группировку полностью.

  • Средний уровень. Учащиеся осуществляют группировку не в полном объеме.

  • Низкий уровень. Учащиеся не обозначают общие основания для выделения групп животных, осуществляют группировку не в полном объеме.

2-й класс

Звезды и планеты

1. Что ты узнал о значении Солнца для жизни на Земле? Запиши ответ.

1. _____________________________________________ ;
2. _____________________________________________ .

2. Назови причину смены дня и ночи на земном шаре.

Изображение земной поверхности на карте

3. Рассмотри условные обозначения земной поверхности на карте полушарий.

  • Каким цветом изображена на карте полушарий поверхность суши?

  • Каким цветом изображена на карте полушарий водная поверхность?

Сезонные изменения в природе

4. Приведи примеры зависимости изменений живой природы от неживой (3–4 примера).

Человек и природа

5. Поясни, с какой целью люди выращивают культурные растения.

1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________

6. Поясни, с какой целью люди разводят домашних животных.

1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________

7. Объясни, почему, по-твоему, необходимо охранять природу.

Оценка результатов

Задание 1

  • Высокий уровень. В ответах выделено основное значение Солнца для существования живых организмов – Солнце освещает и согревает нашу планету. Благодаря солнечной освещенности происходит нагревание воздуха от поверхности Земли, что служит условием существования всего живого. В ответах обозначено также значение солнечной освещенности для развития растений – первого необходимого звена существования живых организмов на Земле.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. В ответах только констатируется без обоснования причинно-следственных связей значение Солнца для жизни на Земле.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся раскрывают причину смены дня и ночи из-за вращения Земли вокруг своей оси и попеременного освещения полушарий Солнцем.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. Учащиеся констатируют явления смены дня и ночи на земном шаре, не раскрывая причины этого явления.

Задание 3

Задание выявляет умения учащихся читать легенду карты, ее условные обозначения.

  • Высокий уровень. Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения поверхности суши на карте полушарий (горы – коричневым цветом разной интенсивности; равнины – зеленым и желтым цветом; разная глубина морей и океанов, водоемы суши обозначаются синим цветом разной интенсивности).

  • Средний и низкий уровень. Ответы недостаточно полные, учащиеся допускают ошибки (например, указывают, что зеленым цветом на карте обозначены леса).

Задание 4

Выявляет формирующееся у младших школьников очень важное умение устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой.

  • Высокий уровень. Учащиеся на примерах обосновывают особенности жизнедеятельности растений, жизни и поведения животных в связи с изменениями погодных условий (сезонные колебания в неживой природе: похолодание, наличие снегового покрова и пр.).

  • Средний уровень. Учащиеся обосновывают в среднем по три примера особенностей жизнедеятельности растений и животных как приспособительных признаков к изменению состояния погоды в разные сезоны года.

  • В ответах низкого уровня учащиеся приводят по 2–3 примера особенностей жизнедеятельности растений или животных в разные сезоны года без объяснения закономерных связей неживой и живой природы (например: "Осенью перелетные птицы улетают в теплые края").

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся называют 4–5 культурных растений, отмечают их использование в хозяйстве, для эстетических, оздоровительных целей. Ответы могут строиться также с обобщением суждений и иллюстрируются примерами.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют 2–3 названия культурных растений. В приведенных характеристиках преимущественно выделено их значение как источника пищи для человека. Ответы не содержат обобщенных суждений.

Задание 6

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают обобщенные суждения о роли домашних животных в жизни человека, приводят 4–5 примеров использования домашних животных человеком для разных целей.

  • Средний уровень. В ответах комментируется 3–4 примера использования домашних животных человеком.

  • Низкий уровень. Приведенные учащимися 2–3 примера характеризуют одностороннее целевое использование домашних животных человеком (например, для обеспечения продуктами питания или преимущественно для целей охраны и пр.), ответы не содержат обобщенных суждений.

Задание 7

  • Высокий уровень. В ответах содержательно обосновывается необходимость охраны природы в связи с усиливающимся негативным влиянием антропогенного фактора (деятельности людей), выражены рефлексирующая позиция ученика, ценностные ориентации. Ответы содержат 4–5 позитивных суждений.

  • Средний уровень. Адекватно раскрывается тема, в ответах содержится в среднем 3–4 суждения. Не выражена личностная позиция ученика, что требовалось в направленности выполнения задания.

  • Низкий уровень. Ответ формируется в плане долженствующих утверждений ("Нужно беречь природу") без выражения личностной позиции ученика. В ответах содержится по 2–3 суждения.

3-й класс

Тела и вещества

1.

  • Назови тела природного происхождения (4–5 примеров).

  • Назови тела неприродного происхождения (4–5 примеров).

Заполни пропуски:

  • Все тела состоят из одного или нескольких ______ .

  • Вещества находятся в ____________ , ___________ и _________ состоянии.

Вода в природе

2. В каком состоянии находится вода в природе? Приведи примеры.

1. __________
2. __________
3. __________

3. Кратко (схематично) запиши, как происходит круговорот воды в природе.

Вариант выполнения данного задания: напиши сочинение на тему: "Путешествие капли воды в природе" ("Круговорот воды в природе").

4. Какие нужно помнить правила безопасного поведения у водоемов?

Воздух вокруг нас

5. Назови свойства воздуха.

  • Приведи примеры использования воздуха человеком.

Полезные ископаемые

6. Составь таблицу "Как используют полезные ископаемые".

Группы полезных ископаемых.
Использование полезных ископаемых.

1.
2.
3.

Основы безопасности жизнедеятельности

7. Сформулируй и запиши важные правила безопасного поведения детей на улице и при использовании транспортных средств.

Оценка результатов

Задание 1

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

  • Средний уровень. Ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень. В ответах имеют место ошибки.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся называют три состояния природной воды, приводят в среднем по 3 примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Средний уровень. Учащиеся называют три состояния воды, в ответах в среднем содержится по 2 примера форм воды в жидком и твердом состоянии.

  • Низкий уровень. Ответы учащихся недостаточно полные.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся обозначают явления круговорота воды в природе (4–5 позиций).

  • Средний уровень. Учащиеся недостаточно полно характеризуют явления круговорота воды в природе.

  • Низкий уровень. В ответах не раскрыта или нарушена последовательность освещения явления круговорота воды в природе; ответы неполные. Как альтернативный вариант проверки знаний по теме оценивается творческая работа учащихся – сочинение на тему "Путешествие капли воды в природе" – по двум критериям: "тема раскрыта полно" и "тема раскрыта неполно".

Задание 4

Учащиеся в свободной форме обосновывают правила безопасного поведения у водоемов. В ответах высокого уровня школьники обосновывают в среднем три позиции.
В ответах низкого уровня учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.

Задание 5

Первая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся называют 4–5 свойств воздуха.

  • Средний уровень. Учащиеся называют 3–4 свойства воздуха.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют в среднем 3 свойства воздуха.

Вторая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся обосновывают 4–5 значимых для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности.

  • Средний уровень. Учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха человеком.

  • Низкий уровень. В ответах содержится 2–3 примера использования воздуха человеком.

Задание 6

Задание предусматривает выявление сформированности у младших школьников общеучебных умений. Учащимся предлагается представить результаты усвоенной информации в виде кратких записей в рубриках таблицы.

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют группы топливных, рудниевых и других ископаемых, включают в таблицу несколько названий изученных полезных ископаемых и кратко раскрывают возможности их использования. Ответы содержат 5–6 единиц суждений.

Учащиеся, ответы которых были отнесены к среднему и низкому уровню, нуждались в помощи при организации оформления работы в нестандартной форме записи.

  • Средний уровень. Учащиеся неполно обозначают группы использования полезных ископаемых, в ответах содержится в среднем 4 примера.

  • В ответах, соответствующих низкому уровню, содержится в среднем по 3 примера с характеристикой использования полезных ископаемых без обозначения, к каким группам они относятся.

Задание 7

  • Высокий уровень. Учащиеся формулируют 4–5 правил, важных с точки зрения безопасности жизнедеятельности поведения детей в современных условиях.

Ответы учащихся среднего и низкого уровня недостаточно полны.