Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ
Мы и окружающий мир
1-й класс
Задание 1. Усвоение новых понятий.
1. Усвоение понятий "дерево",
"кустарник", "травянистые растения".
Подчеркни правильный ответ:
а) береза – это кустарник, дерево,
травянистое растение;
б) малина – это кустарник, дерево, травянистое
растение;
в) одуванчик – это кустарник, дерево, травянистое
растение;
2. Подчеркни существенный признак
понятия "дерево":
зеленые листья; корень; цветки; один
ствол; покрытый корой.
Оценка выполнения задания 1.1
4-й уровень – даны три правильных
ответа (береза – дерево, малина – кустарник,
одуванчик – травянистое растение);
3-й уровень – даны два правильных
ответа;
2-й уровень – дан один правильный
ответ;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Оценка выполнения задания 1.2
Задание 2. Группировка объектов
окружающего мира по заданному признаку и по
самостоятельно выделенному признаку.
1. Выпиши объекты в две группы:
а) природа;
б) сделано человеком.
Дуб, дом, озеро, кукла, воробей,
колесо, заяц, Луна, дождь.
2. Объекты природы раздели на две
группы.
3. Назови выделенные группы.
Оценка выполнения задания 2.1
а) природа – дуб, озеро, воробей, заяц,
Луна, дождь;
б) сделано человеком – дом, кукла, колесо;
3-й уровень – допущено не более
одной ошибки;
2-й уровень – допущено 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более трех
ошибок.
Оценка выполнения задания 2.2
4-й уровень – все объекты
распределены по группам правильно: дуб, воробей,
заяц; озеро, Луна, дождь;
3-й уровень – допущена одна
ошибка;
2-й уровень – допущено две ошибки;
1-й уровень – допущено три и более
ошибок или дана не предусмотренная инструкцией
группировка.
Оценка выполнения задания 2.3
4-й уровень – группы названы
правильно: живая природа, неживая природа;
1-й уровень – группы названы
неверно.
Задание 3. Подведение частного
понятия под два общих понятия.
К каждому объекту природы допиши
подходящее понятие.
Бабочка капустница
Рыба карп
Одуванчик |
растение
живая природа
животное |
Оценка выполнения задания 3
бабочка капустница – живая природа,
животное;
одуванчик – живая природа, растение;
рыба карп – живая природа, животное;
3-й уровень – объекты подведены
под два понятия, но с ошибками;
2-й уровень – все объекты
подведены только под одно понятие;
1-й уровень – все остальные
варианты.
Задание 4. Соотнесение
деятельности человека с историческим периодом.
а) выпишите в первую группу то, что люди
научились делать очень давно,
б) выпишите во вторую группу то, что люди
научились делать недавно.
Добывать огонь, строить самолеты,
охотиться, работать с компьютером, делать
пластмассовые игрушки, делать глиняную посуду.
Оценка выполнения задания 4
а) добывать огонь, охотиться, делать
глиняную посуду;
б) остальные умения людей;
3-й уровень – допущена одна
ошибка;
2-й уровень – допущено 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено четыре
ошибки, или все другие варианты.
2-й класс
Задание 1. Умение выделить
существенные признаки понятия.
Напиши признаки живой природы.
Оценка выполнения задания 1
размножение, дыхание, питание,
движение, умирание;
3-й уровень – правильно выделено
четыре признака;
2-й уровень – правильно выделено
2–3 существенных признака;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 2. Различение состояний
тел и веществ в природе
1. Распредели данные тела и вещества по
их состоянию на три группы:
а) твердые; б) газообразные; в) ?.
Гвоздь, лед, сок, кефир, кислород,
мел, бумага, чай, водяной пар, молоко, воздух, бензин.
2. Назови третью группу.
Оценка выполнения задания 2.1
а) твердые – лед, гвоздь, мел, бумага;
б) газообразные – кислород, водяной пар, воздух;
в) жидкие – сок, кефир, чай, молоко, бензин;
3-й уровень – допущено не более
двух ошибок;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Оценка выполнения задания 2.2
Задание 3. Переход в записи
информации от одной знаковой системы к другой.
1. Запиши температуру воздуха числами и
знаками:
десять градусов ниже нуля _______________________
;
четыре градуса мороза ___________________________.
2. Запиши температуру словами:
– 6о ___________________________________________;
+ 7о ___________________________________________.
Оценка выполнения задания 3
4-й уровень – осуществлен переход
на новую форму записи во всех четырех случаях;
3-й уровень – осуществлен переход
в трех случаях;
2-й уровень – осуществлен переход
в одном-двух случаях: в задании 3.1 или в задании 3.2;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 4. Умение
ориентироваться по карте (при выполнении задания
необходима карта полушарий).
1. Назови материк, который расположен в
Северном и Западном полушариях.
2. Назови океаны.
Оценка выполнения задания 4
4-й уровень – правильно названы
материк Северная Америка и все океаны;
3-й уровень – правильно назван
материк, океанов названо три;
2-й уровень – названы четыре
океана, материк не назван или назван неверно;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 5. Установление
причинно-следственных связей
Какова причина смены дня и ночи на
Земле?
Выбери правильный ответ:
1) Вращение Земли вокруг своей оси;
2) Разный угол падения солнечных лучей на
поверхность Земли;
3) Вращение Земли вокруг Солнца.
Оценка выполнения задания 5
Задание 6. Подведение частного
понятия под несколько общих понятий.
К каждому объекту допиши подходящие
понятия:
Малина
Грач
Лягушка
Комар
Кедр
Белка |
цветковое растение
хвойное растение
птица
кустарник
дерево
насекомое
земноводное
млекопитающее
животное |
Оценка выполнения задания 6
4-й уровень – все частные понятия
правильно соотнесены с двумя общими понятиями;
3-й уровень – 4–5 объектов
правильно соотнесены с двумя общими понятиями;
2-й уровень – 2–3 объекта
правильно соотнесены с двумя общими понятиями;
1-й уровень – другие варианты.
3-й класс
Задание 1. Переход к записи
информации от одной знаковой системы к другой.
1. Запиши признаки погоды знаками и
числами.
Пасмурно, снег, ветер западный,
температура воздуха минус тринадцать градусов.
Солнечно, ветер северный, температура воздуха
четыре градуса тепла.
2. Запиши признаки погоды словами: +25оС.
Оценка выполнения задания 1
4-й уровень – осуществлен переход
на новую форму записи в трех случаях;
3-й уровень – осуществлен переход
на новую форму записи в двух случаях;
2-й уровень – допущены ошибки в
каждой записи или осуществлен переход на новую
форму записи в одном случае;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 2. Подведение частных
понятий под общее понятие.
Напиши, какое природное сообщество
образуют эти объекты: мох, сфагнум, росянка,
гадюка, багульник, клюква.
Оценка выполнения задания 2
Задание 3. Установление связей
между объектами природы.
1. Составь цепь питания: жук-короед,
растение, дятел.
2. В каком природном сообществе возможна такая
пищевая цепь?
Оценка выполнения задания 3.1
Оценка выполнения задания 3.2
Задание 4. Узнавание природной
зоны по существенным признакам, восполнение
недостающих признаков.
1. По данным признакам определи
природную зону:
а) почва черноземная;
б) растения травянистые, много злаков, ковыль,
типчак, тюльпан;
в) животные ____________________________________;
г) климат_______________________________________.
2. Допиши, какие животные обитают в
данной природной зоне, какой там климат.
Оценка выполнения задания 4.1
Оценка выполнения задания 4.2
4-й уровень – правильно и полно
раскрыты недостающие признаки природной зоны
"степи": животные – суслик, хомяк, кузнечик,
жаворонок, дрофа, сайгак, заяц (не менее трех);
климат – умеренный: холодная зима, лето жаркое;
3-й уровень – правильно раскрыты
оба признака, но недостаточно полно;
2-й уровень – правильно раскрыт
один из недостающих признаков;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 5. Подведение частных
понятий под общие.
Здесь названы источники знаний по
истории:
а) распредели их на группы (можно
записать их номера);
б) назови каждую группу.
1. Оружие. 2. Кремль. 3. Сказки. 4. Орудия. 5.
Берестяные грамоты. 6. Останки человека и
животных. 7. Былины. 8. Посуда. 9. Песни. 10.
"Домострой". 11. Летописи.
Оценка выполнения задания 5
а)
4-й уровень – правильно выделены
три группы источников: вещественные – 1, 2, 4, 6, 8,
устные – 3, 7, 9, письменные – 5, 10, 11;
3-й уровень – при группировке
допущено не более одной ошибки;
2-й уровень – допущено две ошибки;
1-й уровень – допущено три и более
ошибок.
б)
4-й уровень – три группы названы
верно;
3-й уровень – две группы названы
верно;
2-й уровень – одна группа названа
верно;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 6. Выявление "чувства
времени", установление последовательности
исторических событий.
Запиши события русской истории в том
порядке, в каком они происходили:
1. Освоение Сибири. 2. Образование Древнерусского
государства. 3. Крещение Руси. 4. Образование
Московской Руси. 5. Куликовская битва. 6. Ледовое
побоище.
Оценка выполнения задания 6
4-й уровень – события написаны в
правильном порядке: 2, 3, 6, 4, 5, 1;
3-й уровень – неправильно указано
место одного события;
2-й уровень – неправильно указано
место 2–3 событий;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 7. Соотнесение года,
века и события.
а) Установи по году век;
б) Напиши исторические события, которые
произошли в России в указанные годы.
Год |
Век |
Событие |
988
1242
1380 |
|
|
Оценка выполнения задания 7
а)
4-й уровень – задание выполнено
правильно;
3-й уровень – дано два правильных
ответа;
2-й уровень – дан один правильный
ответ;
1-й уровень – задание не
выполнено.
б)
4-й уровень – все события
соответствуют году;
3-й уровень – два события
соответствуют году;
2-й уровень – одно событие
соответствует году;
1-й уровень – задание не
выполнено.
4-й класс
Задание 1. Установление
причинно-следственных связей.
1) Назови известные тебе твердые горные
породы.
2) Есть ли среди названных тобой горных пород
такие, которые образовались в результате
деятельности живых организмов (животных,
растений, бактерий)? Подчеркни их.
Оценка выполнения задания 1.1
4-й уровень – названо не менее 4–5
горных пород;
3-й уровень – названы три горные
породы;
2-й уровень – названы две или одна
горная породы;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Оценка выполнения задания 1.2 (задание
оценивается, если в перечне ученика есть
требуемые горные породы)
4-й уровень – за выполненное
задание принимается правильность подчеркивания
нужных горных пород, ими могут быть уголь,
известняк, мел;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 2. Взаимосвязь
организма с внешней средой.
Назови органы чувств, с помощью
которых человек познает окружающий мир. Кратко
опиши их функции. Какие органы чувств помогают
определить форму объекта и его местоположение?
Оценка выполнения задания 2
4-й уровень – названы все органы
чувств и раскрыто их значение;
3-й уровень – названо более
половины органов чувств и раскрыто их значение;
или названы все органы чувств, но только у
двух-трех раскрыто их значение;
2-й уровень – названы все органы
чувств, но не раскрыто их значение;
1-й уровень – все другие варианты.
Задание 3. Подведение частных
понятий под общее понятие.
1. К каждой системе выпиши относящиеся
к ней органы: пищевод, желудок, вены, кишечник,
нос, трахея, рот, артерии, зубы, язык, бронхи,
сердце, капилляры, легкие:
а) пищеварительная система
_______________________;
б) кровеносная система ___________________________;
в) дыхательная система ___________________________.
Оценка выполнения задания 3
4-й уровень – правильно
соотнесены органы и системы органов в пунктах а),
б), в);
3-й уровень – допущено максимум по
одной ошибке в пунктах а), б), в);
2-й уровень – допущено максимум по
2–3 ошибки в пунктах а), б), в);
1-й уровень – все другие варианты.
Задание 4. Установление
последовательности исторических событий.
Запиши события русской истории в том
порядке, в каком они происходили (можно записать
их номера).
1. Победа над фашизмом. 2. Октябрьская
революция. 3. Начало строительства
Санкт-Петербурга. 4. Открытие Антарктиды. 5. Первый
полет человека в космос.
Оценка выполнения задания 4
4-й уровень – события написаны в
правильном порядке: 3, 4, 2, 1, 5;
3-й уровень – неправильно указано
место одного события;
2-й уровень – неправильно указано
место двух событий;
1-й уровень – другие варианты.
Задание 5. Знание исторических
лиц.
Коротко напиши, чем известны эти люди:
Ломоносов, Суворов, Пушкин, Гагарин.
Оценка выполнения задания 5
4-й уровень – о всех исторических
лицах даны правильные сведения;
3-й уровень – о трех лицах даны
правильные сведения;
2-й уровень – об одном или двух
лицах даны правильные ответы;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 6. Знание
государственных праздников
Напиши даты празднования:
Дня Победы_____________________________________;
Международного женского дня
____________________;
Дня Конституции________________________________;
Дня защитника Отечества_________________________;
Дня независимости России
________________________.
Оценка выполнения задания 6
4-й уровень – задание выполнено
правильно;
3-й уровень – более половины дат
написаны правильно;
2-й уровень – менее половины дат
написаны правильно;
1-й уровень – задание не выполнено.
|