Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ

Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам конец учебного года.

1-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы. Проверить сформированность умений на практике применять правила: правописание гласных после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, я, и) и мягким знаком (ь); правописание большой буквы в именах людей и кличках животных.

При диктовке учитель четко проговаривает слова, написание которых расходится с произношением.

Объем работы: 15–20 слов.

Вариант 1

Всюду ручейки

Всюду журчат звонкие ручейки. Алеша убрал санки и лыжи. Лучи солнышка играли в лужах. Рядом прыгает воробей.

Слово для справки: рядом.

Вариант 2

Брат рисует

Наш шалаш был на краю леса. Брат Юра принес кисти и краски. Он рисовал пушистую елку. Рядом кружил пес Рыжик.

Слова для справок: принес, рисовал.

Вариант 3

На реке

Я иду на речку. Рядом бежит наш кот Васька. Я рыбачу. Кот сидит на траве и ждет первую рыбку.

Слова для справок: бежит, рыбку.

Вариант 4

Снежная крупа

Весна пряталась в чаще леса. Снежная крупа сыпалась с неба. Она была колкой и твердой. Лужи покрылись коркой льда.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проверить сформированность навыка списывать с доски без пропуска и замены букв.

Белка

С сосны упала мне под ноги шишка. Кто ее бросил? На ветку прыгнул зверек с пушистым хвостиком. Это была белка.

Наш Тузик

Было жарко. Катя и Оля пили сок. Пес Тузик пил воду. Тузик хотел играть. Катя бросила мяч. Тузик катал мяч лапой.

2-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы. Проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие и глухие согласные в конце слова, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

При диктовке учитель четко проговаривает окончание слов.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Вариант 1

Весной

С юга летели грачи и скворцы. Проснулись пчелы в ульях и зажужжали. Поля и луга стоят голые, цветов нет. Все ждут света и тепла. Ручьи понесли мутную воду к реке Быстрянка. У реки плот и лодка. Они качались на волнах.

Слова для справок: проснулись, понесли, качались.

Вариант 2

О кошках

Дикие кошки живут в норах. Дома у каждой кошки есть любимое место. Наша Сонька часто спит на ковре у стола. Любит она спать и на стопке белья или листах бумаги. Вот какая шалунья!
Анна прибила к стене толстую доску. Там Сонька точила свои коготки.

Слова для справок: прибила, точила.

Вариант 3

На реке

Солнечные лучи быстро топили снег. Утром треснул лед на реке. Хлынула вода. Масса изо льда покрыла берег реки. Птицы кружили над водой. Что они искали? Вдруг одна птица села на большую льдинку. Она долго плыла на льдинке. На мосту загудела машина. Птица взлетела. Грозный был гудок.

Слова для справок: топили, изо, взлетела.

Вариант 4

Мамин день

По стеклу скользнули лучи солнышка. Они разбудили братьев. Илья и Кирилл тихо вошли в спальню мамы. В руках мальчики держали букет роз. Мама открыла глаза. Чудные цветы поставили в вазочку. Мама улыбалась. Братья были рады. Они так долго ждали этого дня.

Слова для справок: скользнули, держали, открыла, поставили.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проверить умения грамотно списывать, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Рисунки

Володя любил рисовать. Сестра купила ему альбом, краски, карандаши. Осенью Володя пошел в школу. На столе учителя лежала стопка рисунков. Там были рисунки ракет, животных, моря. Их подарил классу Володя. Мальчик рисовал все лето. Друзья с интересом рассматривали работы Володи.

Примечание. Повторите слово рассматривали по слогам, обратите внимание на удвоенную согласную – рассматривали.

Про кукушку

Снесла кукушка яйцо и положила его в гнездо к иволге. Улетела она в лес куковать. Дни стояли теплые. Жила кукушка весело, забот не знала.
Раз она вспомнила о сыне. Подлетела кукушка к гнезду, а кукушонок на нее не смотрит. Иволгу мамой зовет.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить умения выделять предложения в тексте, составлять текст по опорным словам, работать со сформированным текстом.

1. Спиши. Каждое предложение записывай с большой буквы, в конце ставь нужный знак препинания.

Где мой хобот?

Слоненок медленно подошел к озеру он опустил свой хобот в озеро по самую голову вода в озере была мутной малыш испугался он не заметил хобота а заплакал мимо плыл удав слоненок быстро отбежал от берега вдруг он увидел свой хобот малыш весело захлопал ушами вот радость.

2. Используя данные слова, составь предложение так, чтобы вышел связный текст.

Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

3. Составь из данных слов предложение.

наш, двор, ожил.
с, юга, весна, теплого, прилетела.
голоса, воробьи, берез, заняли.
птицы, рады.
холода, ушли.
важно, по, ворона, шагает, луже.
кто, зорко, Барсик, за, следит, ней.
вот, насторожился, котишка.
ворона, а, улетела.
Барсик, сверкнул, глазами, зло.

3-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы. Проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы 3-го класса: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие, глухие согласные; непроизносимые, удвоенные согласные; разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих.

Объем работы: 55–65 слов.

Вариант 1

Радужные капли

Мы подъехали к сосновому бору. Дождь старательно повесил на каждую иголку прозрачную капельку. Они долго висели, украшали сосны.
Дождь кончился. Выглянуло солнце. Солнечный луч на миг осветил капли. Они засверкали всеми цветами радуги.
Но вот подул легкий ветерок. Посыпались с сосновых иголок слезинки. Ветер набрал силу. Закачались верхние ветки. Обильно посыпались капли. Сосны освободились от тяжести и весело зашумели.

Слово для справки: обильно.

Вариант 2

На реке

Наша деревня Ульяновка стоит на берегу реки. В реке поселились бобры. Жители деревни старались не тревожить их. Вход в хатку у бобров был под водой. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом. Корм рядом. Вот какие удивительные зверьки живут в нашей реке!

Вариант 3

Хорошо потрудились

Теплые лучи солнца съедали остатки снега. Только у подъездов оставались сугробы. Они затвердели и обледенели.
Ребята взяли ломы и лопаты и стали крушить последние следы зимы. Малыши собрали сухие ветки и сучья. Порывистый ветер разбросал их по всему двору. Подъехала машина и увезла весь мусор.
В субботу во дворе было шумно. Мальчики играли в футбол. Девочки прыгали через веревочку.

Слово для справки: порывистый.

Вариант 4

Удивительная птица

Весной наш остров полон гостей. Однажды с друзьями мы забрели в глубину острова. По узкой тропке мы добрались до вершины. Шмыгнула мышь. Я осмотрел местность и заметил сокола. Он то скользил над самой землей, то взмывал в небесную лазурь. Хищник играл с ветром, проносился над волнами. Чудесный внешний облик сочетался с удивительной красотой в полете и редким умением выполнять трюки. Я любовался птицей.

Слова для справок: сочетался, умением.

Примечание. Предупредите о постановке запятых.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проверить сформированность навыка списывать с доски без ошибок.

Объем работы: 55–65 слов.

Праздник света

Март называют веселым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Оживает в эту пору лес. Вот над головой послышалась звонкая трель. Мелькнула за стволами деревьев рыжая сойка. Сухое дерево долбит пестрый дятел. Хорошо в лесу весной. Деревце протягивает к тебе ветку. Так протягивают на дружбу руку. Пригляди за каждым деревцем, не обижай, не ломай его, не давай это делать другим.

В полдень

За деревьями блеснула полоска синевы. Кругом тишь. Я прибавил шагу. Вода залила большую впадину. Я сел на обрывистый берег. Пролетела стрекоза. Крылышки ее блеснyли на солнце. Я уловил ровное жужжание. Словно в руках теплого ветерка вертится волчок. Мой взгляд упал на тропу. Там копошились десятка два пчел. Я поспешил уйти. С детства я боюсь пчел, больно кусают.

Слово для справки: блеснули.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить умение воспроизводить текст по коллективно составленному плану, составлять текст-описание по аналогии, по плану и опорным словам.

1. Текст-изложение. План составляется коллективно.

Для первой учительницы

Каждое утро с восходом солнца Галя выбегала в сад. Она с надеждой смотрела на клумбы. Там вот-вот должны были вспыхнуть яркими огоньками тюльпаны.

Через неделю день рождения у учительницы Анны Петровны. Тюльпаны – ее любимые цветы. В воскресенье празднично одетые ребята шли к учительнице. В руках у Гали нежно трепетали на ножках цветы. Девочка шла медленно, будто несла хрупкую хрустальную вазу.

Из соседних домов выбежали старшеклассники. В руках у них пылали тюльпаны. Это цветы для первой учительницы.

Слова для справок:

I часть: вот-вот.
II часть: день рождения, празднично, будто.
III часть: старшеклассники.

2. Используя отдельные слова из стихотворения, составь свой текст "Ромашки", включив в него описание.

Ромашки

Белые ромашки – сестрички,
У ромашек белые реснички,
Скачут среди летнего луга,
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует.
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует – улетит ветер.
Мало ли ромашек на свете!

(Ф.Трубин)

3. Составь текст о лесе так, чтобы в нем были все виды предложений по цели высказываний: вопросительное, повествовательное, побудительное. Запиши их.

4-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта: 75–85 слов.

Вариант 1

Праздник в тундре

Сколько песен, сказок, легенд рассказывают об олене! Чудесен бег оленьей упряжки по снежной тундре. Наташа приехала к бабушке Зое на праздник оленеводов. В свежем воздухе кружил снег. Легкий ветер тихо шелестел флажками. Все упряжки были готовы. Стояли в ряд столы для судейской комиссии. Были пущены первые восемь упряжек. Быстрого карандаша и смелой кисти художника просит их бег. Всем казалось, что они летят по воздуху. Наташа радовалась. Она и не думала, что будет так интересно на празднике.

Слова для справок: оленеводов, пущены, будет.

Примечание. Предупредите о постановке запятых.

Вариант 2

В апреле

Апрель ликовал уже целую неделю. Последний снег плавился под яркими лучами солнца и теплым ветром. Освободились от снежного покрова лесные кочки. Вылетели на поляны первые бабочки, жуки, паучки. Вдали виднелась роща. Она просыпалась. Раскрылись душистые почки у деревьев. Молодые побеги робко пробивались сквозь старую листву. Радостно звучал птичий хор. Все зиму ждали пернатые теплого солнца. А животным голодно весной. Каждая шишка, сладкий корешок для зверька находка. К концу апреля прилетели ласточки. Они поселились под крышей нашего дома.

Слова для справок: вдали, пробивались.

Вариант 3

Каков он, белый свет?

Около березки росла старая сыроежка. Она наполнена дождевой водой. На краю сыроежки сидит лягушонок. Он пьет воду и принимает воздушные ванны. Вдруг вспучилась земля, и высунулся из нее крот. Он не любит яркого солнца и свежего воздуха. Всю жизнь крот проводит в земле. Подземному жителю хочется иногда хоть глазком поглядеть на белый свет. И вот он опять под землей. Здесь он чувствует себя хозяином. Я медленно иду по лесной поляне. Крот всюду оставил свои следы. На кучках свежей земли ползали муравьи.

Слова для справок: сыроежка, наполнена, лягушонок, хочется.

Вариант 4

Воспоминание

Зима старательно прячет под снегом следы лета. Сухие листья, головки желудей, кочки с мягкой подстилкой мха покрыты глубоким снегом. Днем проясняется, голубеет небо. Иногда заскользит солнечный луч по стволам сосен, высветит желтые пятна. Мелькнут воспоминания о жарком лете. А лето уже давно прошло. Крутит поземку ледяной ветер на дороге, гнет деревья. Плотно уложены в мешки туристские палатки. Хорошо они служили людям летом! Жители лагеря уехали в город. Выдернуты из земли колья и колышки. Жди, палатка, лета!

Слова для справок: проясняется, воспоминания, туристские, уложены.

Примечание. Предупредите о постановке запятых.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проверить, как развита у учащихся орфографическая зоркость.

Посылка

Однажды мне прислали из тайги маленькую посылку. В ней на подстилке из мха лежали две большие кедровые шишки. Они были тяжелые и липкие. Руки у меня стали пахнуть смолой. В щелях виднелись ровные коричневые орешки. Они сидели в своем уютном гнездышке, тесно друг к другу. Я рассматривал шишки, любовался ими. Я закрыл глаза и представил себе огромный раскидистый кедр с могучими ветвями, с густыми темными иголками. На ветках висели тяжелые смолистые шишки. Птички с веселым писком выклевывали из них орешки.

Обычаи

Июнь. В начале месяца на Руси выпекали хлебцы. Вечером крестьянин шел в поле и подбрасывал хлеб. Он приговаривал, чтобы рожь быстро зеленела, отцветала и наливалась. В середине месяца дома украшали березовыми ветками, плели венки из полевых цветов, пели песни, пекли каравай. К концу месяца наступала пора косить сено. В селе Ольховка сено косили за ближним лесом на заливном лугу. На сенокос люди ходили нарядными. Одежда была легкая и свободная. Рукава кофт из кумача, юбка по подолу расшита цветным узором. Смотришь на эту красоту и радуешься.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить умения воспроизводить содержание текста по частям (свободный диктант), составлять текст на основе описания, составлять текст на тему (по желанию учителя тема может быть заменена).

1. Свободный диктант.

Девочка на шаре

Я мечтал побывать в цирке. В субботу мы всем классом поехали в цирк. На арене выступали клоуны, ученые собачки. Вдруг на арену выкатили огромный голубой шар. Выбежала маленькая девочка. Она была в серебряном платье с воздушным плащом. У нее были длинные руки, она ими взмахнула, как птица, и прыгнула на шар. Девочка стояла на шаре. Тихо заиграла музыка. Она стала кружиться и танцевать. Золотые колокольчики тонко звенели на ее длинных руках. Потушили свет. Девочка вся светилась в темноте. И это было как в сказке.

(По В.Драгунскому)

цирк, арена
серебряном, плащом
кружиться, танцевать

Примечание. Обратите внимание на написание слов, данных в столбике.

2. Прочитай описание собаки.

Какими, по-твоему, должны быть начало текста и конец?

Это была небольшая собачка. Она вся черная, будто из печной трубы вылезла, мохнатая, хвост бубликом. Одно ухо вверх торчит, другое – вниз. Ножки у нее короткие, туловище длинное. Лаяла она то страшным басом, то заливистым тонким голоском.

Озаглавь текст. Запиши его.

3. Составь текст на тему "Однажды весной". Запиши его.

2-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы. Проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы 2-го класса, в соответствии с курсами русского языка.

При диктовке учитель четко проговаривает окончания.

Объем диктанта: 55–60 слов.

Вариант 1

Егорыч

Ранней весной Егорыч уходит глубоко в лес. Живет там в шалаше у озера и стругает ложки, ковши. Съестное Егорыч в свой шалаш завозит еще по снегу. Летом трудно по болоту идти.
Раз я завернул к Егорычу переночевать. Он был рад и подарил мне ложку. Сама ложка была расписана цветами, а на ручке вырезана рыба щука. Очень красивая ложка!

(По Е.Чарушину)

Слова для справок: Егорыч, стругает, расписана.

Вариант 2

Молодые яблоньки

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Пришла весна. Яркий свет заливал окрестность. Ярко заблестели на солнце лужи. Я пришел в сад и осмотрел яблоньки. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. Легко и спокойно стало на сердце. Не погибли молодые саженцы! В саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной.

Слова для справок: пришел, саженцы.

Вариант 3

В город

Солнечный луч бил прямо в окно. Фимка подбежал к окну. Аэросани отца уже стояли у дома. Отец собрался в город. Из города он привозил лекарства, сахар, спички. Местные жители всегда ждали его. Мальчик быстро оделся и выбежал. Погода была хорошая. Снег блестел и искрился. Низкие сосенки у дома все были в белых шапках. Сани помчались. Фимка долго смотрел отцу вслед.

Слова для справок: аэросани, вслед.

Вариант 4

Утро Москвы

Солнце медленно всходило над столицей. Еще кругом мглистый туман. Мосты чуть видны над Москвой-рекой. Но вот хлынул поток солнечных лучей. Лучи заиграли на кирпичной глади стен. Они золотом вспыхнули на древних дворцах. Солнечные зайчики упали на молодую зелень холмов. Она засверкала. Ранним утром бьют часы-куранты на главной кремлевской башне, что глядит на Красную площадь. Проснулась Москва.

Слова для справок: Москвой-рекой, часы-куранты.

Примечание. Предупредите о постановке запятых.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проследить, как формируются навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Игра

Шалуньи тучки решили с солнцем поиграть в прятки. Одна закрыла собой солнце, а другие по небу носились. В какие бы уголки неба тучки ни забегали, хитрое солнышко тут же ловило их своими лучами. Вдруг одна тучка, самая маленькая, придумала такую вещь. Она подплыла к другой тучке и спряталась в ней. И вместо двух маленьких появилась на небе новая туча, побольше. Она и прикрыла лучи солнца.

(По В.Берестову)

Василек

Ты был летом в поле? Как много там цветов! Самый яркий среди них – василек. Василек известен нам с глубокой древности. Издавна он был связан с народным праздником пахарей – началом жатвы. Зацвел василек – пора и рожь жать. В старину василек использовали для крашения шерсти в синий и голубой цвета. Нам известны и другие народные названия этого растения – васильчик, синьки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить сформированность умения выбирать предложения, связанные с описанием.

1. Выпиши описание птицы. Озаглавь текст.

Стоял теплый солнечный день. В небе легкими лоскутками замерли облака. На дорогу вылетела птица. Огляделась. Есть у этой птицы прозвище – белобока. По бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост – черные. Очень красив у птицы хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья у ней не просто черные, а с зеленоватым отливом. Она редко когда спокойно сидит, все больше суетится. Вот и сейчас она полетела к лесу разносить новости.

2. Составь свой текст по данному плану.

ПЛАН

1. Пора встречать гостей.
2. Хорош скворечник!
3. Гости прилетели.
4. Веселые песни скворцов.

3. О каком весеннем чуде ты хотел бы рассказать?

Первый цветок, первые зеленые листья, первые проталинки…

Запиши об этом несколько предложений.

3-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы. Проверить сформированность навыка по основным темам программы 3-го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями; по центральной теме программы в начальных классах – безударные гласные в корне слова.

Объем диктанта: 70–80 слов.

Вариант 1

На даче

Возле дома росли высокие рябины. Около изгороди была огромная старая липа. На ней разместилось множество гнезд. Птицы кружили над липой, громко кричали. В воздухе гудели жуки. Они носились в разные стороны, налетали на стенки дома и шлепались на теплую землю. Усталое солнце скрылось за дальним лесом. Облака на небе вспыхнули красным пламенем. Наша семья сидела за большим круглым столом. Самовар вскипел. Вкусен чай с душистым медом. Это дед Василий угощал нас медом. У него на даче пасека.

Слова для справок: пламенем, самовар, пасека.

Вариант 2

Оазис

Удивительное слово "оазис". От него веет прохладой, оно придает голосу оттенок почтения. Для обитателей пустыни оазис – это жизнь. Строя дом в пустыне, человек всегда стремился отгородить себе кусочек воды. Дом заключал в свои объятия и дерево, и озеро. Большую часть дня и всю ночь люди проводят на воздухе, под открытым небом. Здесь встречают гостей, пьют зеленый прозрачный чай, жарят вкусное баранье мясо и спят. Глухие глиняные стены надежно берегут маленький оазис от знойного сухого ветра, от желтой пыли.

Слова для справок: оазис, почтения, обитателей, глиняные.

Вариант 3

Пастух Огонек

Улица стремительно сбегала с сопки и переходила в шоссе. Здесь длинная цепочка домов кончилась. Тянулся болотистый луг с редкими островками ивняка и ельника. Каждый день на лугу носились лошади. Пастух был конь Огонек. Когда появился он, никто не помнил. Огонек зорко следил за своим табуном. Он хорошо знал окрестность, помнил все опасные места на огромном диком лугу. Людей на лугу он не трогал, но не выносил собак. Всегда Огонек прогонял их со своей площадки.

Слова для справок: никто не помнил.

Примечание. Предупредите о постановке запятых.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы. Проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы: 70–80 слов.

Гостья

Однажды лесник Иван Михайлович ловил рыбу и складывал ее рядом с собой на траве. Вдруг он услышал шорох, огляделся и увидел лисицу. Голодная лисичка таскала рыбку за рыбкой. Иван Михайлович пошевелился, и кумушка мгновенно исчезла в кустах. Постепенно лесник приручил лисичку, угощал ее рыбой. Она осмелела и брала угощение прямо из рук. Тем временем наступили осенние холода. Иван Михайлович привез лисицу в избу, отвел в кухне для нее уголок, постелил тряпки. Рыжуха знала свое место и лежала там.

(По Н.Устиновичу)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы. Проверить умения излагать последовательно текст, подбирать более точный заголовок.

1. Текст-изложение.

В дождливое время ночью на садовую клубнику нападают слизни. Они объедают самые спелые ягоды. Ничего мы не могли с ними поделать. Хорошая клубника была только у нашего соседа. Он ловил лягушек и сажал их на ночь в клубнику. Лягушки оберегали клубнику от слизняков. Ночью становится прохладно. Из-под комочков земли выползают слизни. Они хотят откушать клубнички, а лягушки тут как тут. Мы с сыном до темноты ловили лягушек по сырым канавам, а потом пустили их в свой сад. Утром мы не нашли объеденных ягод. Вот какие замечательные сторожа.

Какой заголовок точнее подходит к тексту: "Ночные сторожа", "Лягушки", "Победа"?
Составь план текста и напиши изложение по плану.

Слова для справок:

I часть – слизни, ничего не могли.
II часть – становится.
III часть – замечательные.

2. Подбери и запиши синонимы к этим выражениям, используя слова для справок.

Взяться за ум, повесить на, вылететь в трубу, зарубить на носу, достать из-под земли, навострить уши, надуть губы, проглотить язык, пропустить мимо ушей.

Слова для справок: загрустить, прислушаться с интересом, стать благоразумным, замолчать, остаться без денег, запомнить навсегда, обидеться, прислушаться, найти где угодно.

Образец. Взяться за ум – стать благоразумным.