Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда МАЛЫШЕВА

Продолжение. См. № 31, 38, 39/99; 1, 32/2000; 2, 24/2001; 3, 32, 35, 48/2002

Остановись перед красотой

Художественный труд

Материал завершает цикл занятий для начальной школы по программе "Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста элементам народных ремесел" (Художественный труд). В нем обобщаются знания о различных материалах, а также приобретенные умения и навыки их обработки и использования для решения художественно-практических задач.

4-й класс

В IV четверти дети знакомятся с новым рукоделием – ремеслом "лоскутная мозаика", строящимся на основе полученных ранее навыков; расширяют знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества, о технологиях их обработки. Знакомясь с народными ремеслами и традициями, дети используют в данной технике нестандартные материалы: выполняют мозаичные квадраты из цветной бумаги, цветного картона и семян, ниток разного цвета и мелких кусочков трикотажа; совершенствуют свои навыки в практической работе и умения в создании индивидуальных творческих и коллективных проектов.

***

Дети уже знакомились с плоским плетением из бумаги, ткани, веревки, бисера, ниток. При помощи плетения можно создавать и объемные вещи.

Плетение из бересты

В прошлом предметы обихода, сплетенные из таких материалов, как береста, лыко, лоза, щепа, занимали большое место в быту крестьян, охотников, рыбаков.

Бересту использовали для письма, из нее делали обувь, колыбельки, обшивали лодки-берестянки, плели предметы быта.

Такие предметы изготавливались из бересты двух видов: снятой сплошным слоем (в ХIХ – начале ХХ века в Новгородской губернии ее называли скалина) или в виде длинной ленты (лыка), свернутой в клубки.

Из скалины делали туеса, короба, ковшики. Берестяные ковшики можно было встретить не только в крестьянской избе, но и у родника вдали от деревни.

Самое распространенное изделие из бересты – лапти. Эту плетеную обувь носили с онучами (оберткой из ткани), привязывая к ноге веревочными или ременными оборами. Лапти плели из липового или березового лыка. Липовый лапоть прочнее, березовый – наряднее. В ХIХ – начале ХХ века лапти были основной обувью крестьянского населения, а в ХVIII столетии в Новгородской губернии в лаптях ходили не только крестьяне и беднейшая часть горожан, но даже священники.

Нередко использовалось термоизоляционное свойство бересты. В лукошко ставили горшочек с горячей кашей, накрывали платком и с таким термосом отправляли детей к родителям в поле. Другое свойство бересты – сохранять продукты питания. Берестяные туеса и ведра использовали для хранения припасов, воды. А в берестяных кастрюлях варили еду на огне.

Существовали и берестяные игрушки.

Среди новгородских мастеров особой изобретательностью отличался Андриан Антипович Антипов. Он плел из бересты самые неожиданные вещи: футляры для книг, очков, плащ, сапоги на каблуках, мог сплести тройное лукошко. Этот мастер владел техникой прямого и косого плетения.

Береста прекрасно поддается обработке: ее можно прорезать, на ней можно выполнять тиснение, выжигание, роспись.

Заготавливать бересту лучше весной. Для поделок используют бересту с поваленных или спиленных берез. Берестяные полосы, если их смочить в теплой воде или распарить в кипятке, легко принимают и сохраняют нужную форму. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.

Занятие 27. Игрушка "Парусник"

Рис. 1

Рис. 1

Для плетения понадобятся полоски бересты или бумаги. Лучше взять бумагу для оригами или белую писчую, она более прочная. Для мачты используем трубочку для коктейля. Закрепим конструкцию снизу кусочком ластика с отверстием для трубочки. Для крепления паруса берем скотч. Бумажные полосы склеиваем клеем ПВА.
Корпус парусника и парус выполним переплетая несколько полосок по середине, концы полосок скрепим скотчем или клеем (рис. 2а, б). Длина полос корпуса 23 см, а паруса – 8 см.
Соберем объемную конструкцию. Сделав отверстие в ластике, укрепим трубочку, на нее наденем корпус, затем парус и флажок. Зафиксируем отдельные части скотчем.

Рис. 2

Рис. 2

Работа направлена на проверку уровня усвоения программного материала. Формирует интерес к лучшим традициям народных ремесел.

Занятие 28. Детский городок

Это коллективный проект. Для его реализации возьмем заданные детали, выполненные из наиболее доступного материала. Мы используем полоски цветного картона одинаковой ширины. Полоски разрезаем на геометрические формы: квадрат, ромб, прямоугольник, из которых в дальнейшем вырезаются треугольники, круги и более узкие прямоугольники (рис. 3а, б, в).

 Рис. 3

Рис. 3

Учеников разбиваем на группы по два человека. Каждый коллектив придумывает и выполняет объекты Детского городка, представляет его, рассказывает об его уникальности, назначении, использовании. Едиными для всех групп остаются ширина полос картона и фон, на котором выполняется конструкция, модель или образ.
Распределив обязанности между членами коллектива, дети выбирают полосы картона нужной цветовой гаммы. Полосы размечают на геометрические формы – это будущий строительный материал. Ученики строят объекты: карусель, беседку, дворец, корабль, автомобиль, человечков (рис. 3, г, д). Мелкие детали, лица человечков дети дорисовывают фломастерами.

Рис. 3

Рис. 3

В конце урока из лучших конструкций и моделей создается панно "Детский городок", (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Работа развивает воображение, творческое мышление. Ученики приобретают умение создавать единое целое из отдельных объектов.

Индивидуальный творческий проект

Все темы занятий 28, 29, 30, 32, 33 объединяет одна задача – сделать конечное изделие (поделку) по собственному проекту.
Каждый этап работы над проектом не сложен, но, объединяясь в поделке, результат получается необычным и интересным, иногда неожиданным. Собственное достижение вызывает эмоциональный подъем и желание продолжать творческий поиск. Конечно, процесс требует значительных затрат труда, времени и душевных сил.

Занятие 29. Разноцветные квадратики и мозаика из них

Сделаем разноцветные квадраты, используя разные технологии и материалы. Они могут использоваться в коллективном проекте "Декорации к кукольному спектаклю", тогда данным поделкам следует посвятить несколько занятий. Можно разделить детей на группы, каждая из которых будет экспериментировать самостоятельно по одному из направлений. В конце урока представляются результаты эксперимента – разнообразные мозаики.

1. Цветная бумага

Возьмем бумагу трех цветов. При выборе цветовой гаммы вспомним принцип сочетания цветов: основные, холодные, теплые, пастельные, тональные и т.д. Лист расчертим и разрежем на квадраты 6х6 см. Сложим два квадрата разного цвета вместе (рис. 5а). На изнаночной стороне рисуем линию нужной формы, разрежем по линии, перерезая оба квадрата (рис. 5б).

Рис. 5

Рис. 5

Детали квадрата разного цвета соединяем скотчем с изнанки: вначале скотч приклеиваем к одной детали квадрата, затем накладываем вторую деталь на скотч, совмещая линии (рис. 5в, г).
Эту операцию можно проделывать несколько раз, каждый раз используя уже готовые квадраты. В результате получаются мозаичные квадраты, которые можно складывать вместе, соединяя стороны одного или разного цветов. Условия создания композиции могут каждый раз изменяться, в результате получается множество комбинаций мозаичного панно (рис. 6).

Рис. 6

Рис. 6

2. Цветной картон и мелкие семена

Сколько вариантов геометрического рисунка может быть в квадрате? Нарисуем эскизы. Выберем самые удачные.
Для поделки потребуются квадраты из цветного картона (3х3 см), мелкие семена, клей ПВА, бесцветный лак, кисточка и палочка для клея, коробка с низкими бортиками, клеенка.
Размечаем (по эскизу) квадрат. Наносим кисточкой или палочкой клей по рисунку. Кладем шаблон в коробку и засыпаем клей мелкими семенами. Лишнее стряхиваем в коробку. Сушим на воздухе 1 час, далее под прессом, покрываем бесцветным лаком – это придаст изделию эстетичный вид и долговечность. Квадратик готов (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

За урок ученик может сделать несколько разноцветных квадратов. Поэтому, сложив их вместе, получаем достаточное количество квадратов, чтобы выложить мозаичное панно, полосу. Мозаику могут складывать один или несколько детей, выкладывая квадраты по очереди. Условия могут быть разными, о чем дети договариваются перед составлением мозаики. Например: выкладываем квадраты, совмещая цвет с цветом, семена с семенами; в мозаике совмещаются только семена с семенами и т.д. (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

Выложив мозаику, посмотрим, на что похоже изображение. Это может быть необычная рыба или зверь, сказочный мир или подводное царство.

3. Вязание крючком

Для квадрата потребуются нитки разного цвета, но одной толщины. Вяжем 8 воздушных петель, соединяем в кольцо (см. схему).

 Вывязываем 16 столбиков, крючок вводим в кольцо. Делим количество петель на четыре части. Провязываем следующий ряд, прибавку петель делаем по углам будущего квадрата. То есть в каждую четвертую петлю провязываем столбик, воздушную петлю и второй столбик. Следующий ряд вяжем ниткой другого цвета по схеме. Цвет меняем через 1–3 ряда, добиваясь нужной расцветки квадрата (рис. 9).

 Рис. 9

 Рис. 9

Связывая готовые квадраты вместе, получаем разнообразные изделия. У нас это напольный ковер в декорации к сказке (рис. 10).

 Рис. 10

 Рис. 10

4. Аппликация из ниток

Нам потребуются кусочки трикотажа разного цвета, квадраты 6х6 см из картона, клей ПВА, палочка для клея и приспособление для уплотнения слоя волокон (пластмассовая палочка с заостренным концом).
Волнистые нитки, полученные от распускания трикотажного кусочка, хорошо использовать для аппликации из ниток (занятие 19, 20, № 1/2000, занятие 25 № 2/20011). Нитки скатываются в "шарики", "колбаски" или нарезаются на "ломтики" и укладываются на клей в соответствии с рисунком на квадрате (рис. 11а, б, в).

Рис. 11а, б, в

Рис. 11а, б, в

Нитки можно подвинуть при помощи пластмассовой палочки. Если нужно сделать тонкую линию, нитка приклеивается сверху на волокнистый настил.
Готовые квадраты сушим сначала на воздухе, затем под прессом.
За урок ученик выполняет один квадрат. Работа развивает инициативу, самостоятельность, аккуратность, усидчивость. На занятиях по композиции такие квадраты используем для изготовления необычного мозаичного панно.
Поделки данного занятия позволяют экспериментировать, развивать творческую активность, желание созидать, быть в поиске нового, неповторимого, необычного.

Занятие 30. "Раскрась" нитками

Реализуя коллективный проект, нам понадобятся крупные готовые элементы для декораций. Они определенного размера согласно эскизу, выполненному в натуральную величину (45х35 см). У нас это дом (рис. 12а), космический и инопланетный корабли (рис. 12б, в), пальма, верблюд, певчая птичка
и т.д. Выполним образы в техниках: аппликация из ниток, вязание крючком, набор петель на спицы, вышивка на ткани. Каждый ученик выбирает себе образ и работает над его созданием. Осуществляя свой замысел, подбирает материалы, технику исполнения.

Рис. 12а

Рис. 12а

Рис. 12б, в

Рис. 12б, в

Для аппликации из ниток подберем нитки и трикотаж нужной цветовой гаммы. Подготовим их для работы. На тонком картоне нарисуем или переведем с раскраски нужный рисунок. Наносим клей и укладываем на него нитки, уплотняя их палочкой. Сушим на воздухе и под прессом.

Нитяная и тканевая аппликации хорошо сочетаются в одной работе (рис. 13а, б).

Рис. 13а

Рис. 13а

Рис. 13б

Рис. 13б

На листиках и цветах, вырезанных из несыпучей ткани, можно вышить прожилки, лепестки, тычинки (рис. 14а, б).

Рис. 14а

Рис. 14а

Рис. 14б

Рис. 14б

Аппликация из готовых вязаных элементов (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

Лоскутное творчество

Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины-крестьянки бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Не потому ли в нашей стране, особенно в городской среде, в прошлом лоскутное ситцевое одеяло считалось признаком бедности, и этих вещей порой стыдились? Вопрос о мастерстве исполнения, красоте подбора лоскутов как бы вообще не стоял. По-новому для горожан открылся этот вид творчества в 1970-е годы, когда на выставках стали появляться не традиционные ватные стеганые одеяла, а покрывала и занавеси, выполненные в технике лоскутной мозаики. Американские художницы, любители народного искусства, назвали эту технику "квилт" (панно, составленное из одинаковых по размеру элементов, выполненных в технике аппликации и мозаики), "крэйзи" ("безумный" – вид шитья, где произвольно сочетаются различные лоскутки), "пэчворк" (клочок, заплата и труд). Недаром о лоскутных изделиях говорят, что они сделаны из кусочков ткани
и ... труда.
Техника пэчворка проникла в Канаду, Австралию, Индию, Гаити. И повсюду она приобретала национальные черты.
Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность – это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность, колористическое богатство. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта.

Конспект занятия 31. Лоскутная мозаика

Цель. Учить подбирать лоскутки по цвету и сшивать их вместе. Привить любовь к красоте, созданной руками человека. Формировать художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать бережное, экономное отношение к материалам.

Материалы и оборудование. Образцы лоскутной мозаики; изображение образцов данной техники в печати, их графическое изображение; разные лоскутки, шаблоны, ножницы, портновский мел или обмылок, иголка, нитки.

План занятия

1. Беседа об истории лоскутной мозаики.
2. Последовательность выполнения мозаики из лоскутов.
3. Практическая работа: подбор лоскутов по цвету, выбор шаблона и графического изображения, раскрой материала по шаблону, сшивание деталей в лоскутную мозаику.

Ход занятия. Учитель показывает различные образцы лоскутной мозаики, выясняет, что ученики знают о данной технике, где ее видели. Дети вспоминают и рассказывают события, связанные с ней.
Учитель знакомит с историей возникновения и развития лоскутной мозаики. Объясняет последовательность ее изготовления.
Сначала подбирается цветовая гамма лоскутков. Затем, используя специальные картонные шаблоны, вырезают из ткани детали узора в нужном количестве. Эти детали наклеивают или накалывают булавками на расчерченный на бумаге узор. При одном и том же наборе тканей получается много вариантов решений узора. Этот прием позволяет выявить наилучшее решение узора и по цвету, и по тону, и по равновесию цветовых масс. А наколки булавками на бумагу дают возможность оперативно менять отдельные детали узора, добиваясь нужного эффекта.
Опытные мастера используют в работе практически любые виды ткани. Ткани, которые нужно соединить, должны быть одинаковой плотности. Начинающим лучше взять хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин) с мелким рисунком. Важно осуществлять влажно-тепловую обработку всех лоскутов для того, чтобы произошла основная усадка ткани. Этим же способом проверяется и прочность окраски.
Вначале дети выбирают эскиз будущей мозаики (размеры квадрата 16х16 см). Форма сшиваемых лоскутов бывает разной: прямоугольник, квадрат, треугольник. Шаблон – рамочку из картона подготовим заранее. Внутренний контур – нужный размер лоскутка, внешний – с учетом припуска на шов 1 см. (рис. 16а, б).

Рис. 16

Рис. 16

Объем работы определяет каждый самостоятельно.
Предлагаемые варианты содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильное задание (рис. 17а, б, в, г).

Рис. 17 а

а

Рис. 17 б

б

Рис. 17 в

в

Рис. 17

Сшив детали вместе (шов "вперед иголка в два приема" мелкими стежками или на швейной машине), шов заглаживается на сторону (так работа будет прочнее; в случае соединения светлой и темной детали заглаживаем в сторону темной). Мозаичные готовые квадраты и полосы можно объединить в коллективную работу, например, занавес для кукольного театра, мозаичное панно и т.д. Сначала квадраты соединяем в полосы нужной длины, затем сшиваем вместе (рис. 17г).

Рис. 17 г

Рис. 17г

Лоскутной мозаике следует посвятить несколько занятий. Сшивание заготовок лучше выполнить дома, не торопясь, аккуратно. Производить влажно-тепловую обработку обязательно в присутствии взрослого.

Занятие 32. Тряпичная кукла

Для работы нам понадобятся тонкий трикотаж, лучше телесного цвета (можно использовать лоскут от кроя или бывшие в употреблении трикотажные вещи, предварительно выстиранные), синтепон, вата или другой материал для набивки, пряжа для волос куклы, бусины или пуговицы для глаз. Инструменты: ножницы, иголка, нитки для сшивания в тон трикотажа, фломастеры.

Рис. 18 а

а

Рис. 18 б

б

Рис. 18

Для куклы высотой 17–20 см сделаем выкройку (рис. 19а). Выкроим из трикотажа по две детали рук, ног и туловища. Сошьем ручки и ножки швом "назад иголка" (рис. 19б), набьем их синтепоном. Вставим между деталями туловища и закрепим их тем же швом. Затем сошьем по боковым сторонам, вставляя заготовки рук. Вывернем заготовку, набьем синтепоном (рис. 19в).

Рис. 19

Рис. 19

Голову куклы можно сделать двумя способами.

1-й способ используем для небольших кукол. Вырежем два круга, сошьем их по краю, вывернем (рис. 20а, б). Наполнитель укладываем слоями так, чтобы лицо было ровным. Глаза, рот рисуем фломастерами (рис. 20в).

Рис. 20

Рис. 20

2-й способ. Вырежем заготовку для головы. Это круг 10–14см (рис. 21а) с учетом припуска на шов. Выкройку-шаблон приколем к материалу и режем рядом с краем шаблона. По краю детали выполним шов "через край" (рис. 21б). Немного стянем края детали, заполним заготовку синтепоном. На лицевой части укладываем наполнитель слоями, чтобы лицо было ровным. Стянем нитку и сформируем плотный, ровный шарик (рис. 21в).
Сделаем маленький носик. Вставим плотный ватный шарик между синтепоном и трикотажем (рис. 21г).
Для выразительности на заготовке лица сделаем утяжку, в области глаз и рта. Наметим карандашом точки (рис. 21д) с тыльной стороны введем иголку в точку глаза, сделаем небольшой стежок и выведем иголку на тыльную сторону, слегка подтянув нитку (рис. 21е). Затем так же сделаем утяжку в области второго глаза и рта. Нитку закрепим на узелок и обрежем. Рот можно сделать улыбающимся, тогда утяжку нужно сделать в уголках рта.

Рис. 21

Рис. 21

Прежде чем пришивать глазки-бусинки, вышьем ресницы. Небольшие глазки и рот можно вышить, используя "навивной узелок" (№ 48/2002, с. 9), или нарисовать фломастерами.
Подкрасить щеки можно порошком, наточенным с цветного карандаша, обмакивая в него ватный тампон. Соединим голову с туловищем "потайными" стежками.

Волосы сделаем из прямой или волнистой (полученной от распускания трикотажа) пряжи. Для волос лучше всего подходит синтетическая пряжа, она придает прическе объем. Хотя можно использовать и другие виды пряжи и даже тонкую тесьму или веревку. Кукле можно сделать разную прическу. Решим, какой длины, формы и цвета будут волосы. Например: короткая или длинная стрижка, одна или две косы, волнистые или прямые пряди, светлый или темный цвет, с челочкой или без нее.
Чтобы получить нитки заданной длины, их следует намотать на толстую картонку нужного размера (30 и более витков) (рис. 22а, б). Для намотки также можно использовать коробку, книгу, упаковочную тарелочку. Пасму пряжи разрежем, сошьем или скрепим узлами по середине (рис. 22в). Подготовленные таким образом волосы крепим на голову, длинные нитки заплетаем в косу (рис. 22г).

Рис. 22

По этой же выкройке можно изготовить и другой персонаж, например, обезьянку из кусочков меха (рис. 23).

Рис. 23

Рис. 23

Женский костюм на Руси

В недалеком прошлом женский костюм на Руси выглядел красочно и декоративно. Одежда была не только красивой, но и защищала и согревала человека. Наши предки считали, что одежда еще и соединяет их со всей вселенной: помогает призвать светлую, добрую энергию природы и оберегает хозяина от злых духов. Именно поэтому весь костюм и каждая деталь имели символическое значение и создавались в соответствии со строгими правилами.
Обязательной частью праздничного наряда женщин был головной убор – кокошник (происходит от слова "кокошь", то есть курица, птица). В формах кокошников и корон можно угадать образ полусолнца или месяца. Обычно такие уборы богато украшались блестящими камнями, бисером и сверкали, подобно небесному светилу.
Одежда щедро отделывалась вышивкой, в которой на своих местах располагались символы (№ 2/2001, с.10): в самом низу, по подолу, шли знаки земли, распаханного поля – ромбы и точки, как зерна на земле; в следующем ряду могло быть дерево жизни или женская фигура с воздетыми к небу руками; по бокам от них – изображения птиц или магических животных.
Характерно, что самой декоративной частью женского костюма был передник. Крестьянки тщательно украшали его лентами, кружевом и даже вышивкой.

Занятие 33. Одежда для куклы

Дети сшили одежду для наших кукол с элементами русского костюма. В основе народного костюма, как женского, так и мужского, была рубаха. Она украшалась вышивкой, тесьмой, лентами, шитьем, кружевом.

Рис. 24

Рис. 24

Рубаха (рис. 24) была цельнокроеная, то есть ее спинка, перед и рукава выкраивались вместе. Такая рубаха сшивалась только по боковым срезам. Для экономии ткани можно выкраивать рукава отдельно. Тогда спинка и перед – это один большой прямоугольник (рис. 25а), а рукава – два небольших прямоугольника (рис. 25б).

Рис. 25

Рис. 25

Чтобы сделать выкройку рубахи для куклы, следует знать длину изделия (обозначим ее Ди) и обхват куклы в области груди (обозначим Об). Рукав – прямоугольник, где одна сторона – ширина рукава (Шрук), а другая – длина (Друк). В середине большого прямоугольника вырезаем горловину, чтобы голова куклы могла в нее пройти, и делаем небольшой разрез спереди (рис. 26а, б). Украсим низ рубахи шитьем, а горловину обошьем тесьмой или петельным швом.

Рис. 26

Рис. 26

Пришьем рукава швом "назад иголка" (рис. 27а), срез обработаем косыми стежками. Далее соединим по боковым срезам тем же швом (рис. 27б).

Рис. 27

Рис. 27

Сарафан или юбку сделаем широкими. По низу украсим тесьмой, лентами, лоскутной мозаикой или вышивкой. Верхний край соберем на нитку, обошьем тесьмой или лентой. Бретели на сарафане также тесьма.

Передникнеотъемлемая часть женской одежды. Низ украсим бахромой, тесьмой, лентами. Для пояса возьмем тоненькую ленточку.

На ноги свяжем лапти. Вяжем крючком круг, край соберем на нитку. Ногу завернем в тоненькую ткань, наденем лапти и привяжем их к ноге нитками.

***

Коллективный проект – это серия занятий, объединенных одной задачей. Иногда следует объединить общим замыслом несколько занятий по разным предметам: литературе, рисованию, художественному труду, а также внеклассную и домашнюю работу. Например, тема проекта "Представление театра кукол для малышей". На уроках литературы мы читаем и разбираем сказку, сцены действия, рассказываем ее по ролям или придумываем небольшой рассказ-приключение, подробно описывая место действия, определяем роли действующих лиц, их реплики. На уроках рисования занимаемся сюжетным рисованием по данной теме, затем рисуем эскиз в натуральную величину
(45–35 см) к будущей декорации сцены спектакля. На уроках труда выполняем декорации, изготавливаем кукол и занавес к спектаклю. Все занятия объединены общим тематическим содержанием, хотя имеют разную практическую деятельность. Ребенок выбирает вид деятельности самостоятельно, либо из предложенных вариантов, либо создавая собственный сюжет, эскиз, сцену действия.

Но для того чтобы поставить спектакль, сначала надо определить, сколько будет сцен и смен декораций, число участников выполнения каждой декорации, самой куклы, ее одежды и озвучивания, музыкального и светового оформления. Поскольку все элементы спектакля имеют разную степень сложности в исполнении, учитель должен помочь сделать выбор учащимся в зависимости от уровня их подготовки и склонностей. В обсуждении плана действий должны принимать участие все дети. Далее каждый выполняет свой элемент. Для придания целостности проекту, его стилю, сборкой элементов руководит "главный художник". На этапе сборки и отделки все детали элементов склеиваются или пришиваются под его контролем.

Реализуя коллективный творческий проект, дети чувствуют свою значимость в проделанном масштабе работ, что практически не под силу сделать в одиночку. Такая работа имеет огромное воспитательное значение, вызывая эмоциональный подъем, уверенность в себе и желание созидать.

Конспект занятия 34. Декорации к сказке "Крошечка-хаврошечка"

Рис. 28 а

а

Рис. 28 б

б

Рис. 28

Рис. 28 в

Рис. 28в

Цель. Учить выполнять фон на тканевой основе, в соответствии с эскизом. Учить составлять композицию с учетом готовых элементов (заранее выполненных). Развивать творческую инициативу каждого ученика в создании кукольного театра. Осуществлять умение кооперирования и сотрудничества в трудовом процессе.

Материалы и инструменты. Нам понадобятся лоскутки ткани, тюля, трикотажа; отрезки цветной толстой пряжи; кусочек белой ткани 50х40 см; гофрированный коробочный картон 45х35 см; рамочка для работы 50х40 см (картон, обтянутый мешковиной по краю, плетеная цепочка "паутинка" (№ 1/2000, занятие 18)); эскиз в натуральную величину; заранее выполненные крупные элементы на предыдущих занятиях 29, 31, 32, 33; жидкие цветные краски по ткани, широкая кисть для рисования; клей ПВА, кисточка и палочка для клея; ножницы, иголка, нитка для сшивания, булавочки.

Ход занятия. Учитель напоминает ученикам, что задуманный коллективный проект "Проведение праздника для первоклассника" с показом кукольного спектакля не может обойтись без декораций к нему. Обсуждается план изготовления декораций в соответствии с эскизами выполненных на уроках рисования (к сказке "Крошечка-хаврошечка" (рис. 28а, б, в) и придуманной детьми истории "Приключение обезьянки на Луне и на Земле" (рис. 29, 30) и применения заранее изготовленных на предыдущих занятиях элементов декораций. В обсуждении принимают участие все ученики.

Рис. 29

Рис. 29

Рис. 30

Рис. 30

Разбившись на группы по несколько человек, выбрав "главного художника", который будет следить за созданием единого стиля декораций, дети приступают к выполнению проекта.

1. Сначала кусок влажной белой ткани (расстеленной на клеенке) тонируем жидкой краской с учетом цветовой гаммы эскиза. Ученики накладывают более яркие тона на переднем плане и более светлые на заднем, разбавляя краски водой. Затем ткань сушим.

2. Обтягиваем тонированной тканью картон, подклеивая припуски ткани с изнаночной стороны. Сверху наклеиваем лист бумаги, который закроет места приклеивания ткани.

3. Размещаем крупные, заранее выполненные элементы: дом, ствол дерева, облака, солнце, траву, крону дерева. Приклеиваем или пришиваем их к фону.

4. Дополняем композицию средними и мелкими деталями. Например: цветами, землей, травой вдали. Их мы делаем в технике нитяной аппликации: наносим клей, на него укладываем нитки, нарезанные "ломтиками", уплотняем настил палочкой, сдвигая ниточки.

5. Сушим изделие под прессом.

6. Вставляем готовый фон в рамочку. Декорация готова.

В дальнейшем декорации и куклы можно использовать неоднократно по назначению или в оформлении детского учреждения.

В публикации были использованы лучшие детские работы, индивидуальные творческие и коллективные проекты. Успехов вам, мои дорогие коллеги, в нашем нелегком, но очень важном труде!
Ваши рекомендации, сомнения, пожелания и готовые работы, выполненные учениками вашего класа, присылайте по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакция газеты "Начальная школа", Малышевой Надежде Александровне.