Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ГОМОН,
учитель начальных классов
школы-гимназии № 33,
г. Краснодар

Путешествие по сказкам

Урок экономики в 3-м классе. Повторение

Цели. Повторить изученные понятия; развивать произвольное внимание, вдумчивость, умение проводить логические параллели; воспитать нравственные качества.

Оборудование. Учебник "Белка и компания", иллюстрации к сказкам, карточки со словами из "Справочного бюро".

Статья опубликована при поддержке международной логистической компании ATC Consulting & Logistics, основная сфера деятельности которой – доставка грузов любой сложности из Китая, а также решение всех вопросов с оформлением таможенных документов. Можете быть уверены, растаможка грузов из Китая, выполненная специалистами ATC Consulting & Logistics – это грамотная, четко отлаженная процедура, в результате которой клиент получает необходимый комплект документов, оформленных в соответствии со всеми требованиями государственных таможенных органов. Опыт и высокая квалификация сотрудников, наличие сети офисов на Дальнем Востоке, юге России, в Сибири, Санкт-Петербурге и Москве – гарантия того , что все грузы будут будут правильно задекларированы и отправлены по назначению оптимальным маршрутом без проблем и в минимальные сроки. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и расценками на них можно ознакомиться на сайте atc-consulting.ru.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока

Учитель. Сегодня мы повторим некоторые понятия, которые изучили на уроках экономики. Но занятие сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам путешествие. А начнется экономическое путешествие из глубины веков, оттуда, где экономика зародилась.

III. Вступительная беседа

У. Кто вспомнит, где и когда зародилась эта наука?

Дети. В Древней Греции.

– Первые понятия ввел еще Аристотель.

У. Хорошо, а откуда название науки?

Д. Соединили два греческих слова, обозначающие "хозяйство" и "порядок".

У. Отлично. А теперь можем отправляться в путешествие по сказкам. Они вам хорошо знакомы, но вы, конечно, никогда не замечали, что в них можно "отыскать экономику". Будьте внимательны и, как только заметите ее, давайте мне знать.

IV. Основная часть

На доске – иллюстрация.

У. Итак, жили-были дед и баба. Как-то дед и говорит бабе:
– Испеки-ка, бабка, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети...
Испекла бабка колобок.
Что использовала бабка для приготовления колобка?

Д. Муку, сметану, яйца, наверное...
– А! Это можно назвать сырьем!

У. Да, правильно. Продукты, необходимые для изготовления чего-либо, называются сырьем.

На доске крепится карточка со словом "сырье" в раздел "Справочное бюро".

– ...Сидел Колобок на окошке, надоело, спрыгнул на дорожку и покатился. Катился-катился, а навстречу ему Муха-Цокотуха. (Иллюстрация на доске.)

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила...

Д (хором). Самовар!

У. Догадались?

Д. Да! Самовар – это товар.

(Слово "товар" – в "Справочное бюро".)

У. Почему?

Д. Муха его купила, значит, кто-то изготовил его для продажи. А все, что продается, – товар.

У. Если Муха его купила, значит, заплатила деньги. Сколько?

Д. Одну денежку.

У. Как назвать эту денежку?

Д. Стоимость самовара.

(Слово "стоимость" – в "Справочное бюро".)

У. Можно ли Колобка назвать товаром?

Д. Нет, его ведь не собирались продавать, его сами хотели съесть.

У. Покатился Колобок дальше. Смотрит, теремок стоит (иллюстрация на доске). Мышка в нем живет. Скачет мимо Лягушка, говорит:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, Мышка-норушка, а ты кто?
– Я – Лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить.
– А что ты можешь делать?
– Воду носить.
Пустила Мышка Лягушку в теремок...

Д. Я догадался! Слово "аренда". Лягушка как бы в плату за жилье предлагает свою помощь.

(Слово "аренда" – в "Справочное бюро".)

У. Правильно. Покатился Колобок дальше. Смотрит, Дед репку из земли тянет. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал Бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Внучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут...
Как назвать Деда, Бабку, Внучку?

Д. Их можно назвать компаньонами, потому что они вложили свой труд в общее дело.

(Слово "компаньоны" – в "Справочное бюро".)

У. Задержался Колобок поболтать с Мышкой. "Да, – говорит Мышка, – тяжело было тянуть репку. Зато нашему соседу повезло-то как! Уронили на пол горошину, она и проросла. Выросла в самое небо. (Иллюстрация на доске.) Полез наверх мужик, а там, на самом верху, видит – петушок да меленка. Взял да и спустился домой. А меленка непростая. Покрутишь ее, а оттуда блинки да пирожки выскакивают. Прознал про то барин, давай меленку просить: продай, да продай. "Нет, – говорит мужик, – не продам. Моя меленка"."
Чем является мелека, почему мужик не отдает?

Д. Это собственность. Меленка принадлежит мужику, он сам может ею распоряжаться.

(Слово "собственность" в "Справочное бюро".)

У. Вдруг слышат: шум, крик. Народ на улицу выскочил. (Иллюстрация на доске.) Смеются, петух на заборе кричит:

Кукареку-кукарекульки,
У Ленивицы в ведерке сосульки!
В чем дело?

Подалась Ленивица к Морозу Ивановичу послужить да за работу награду получить. Наказал он: "Будешь хорошо мне служить, награжу". Согласилась девочка, но ленивая была, убирать тяжело, снежную перину взбивать – пальцы зябнут. Кушать приготовить – кушать она любила, а как готовить, не знала. Вот и дал ей Мороз Иванович ведерко ледышек. Почему?

Д. А она обещала, но не выполнила. Это был договор.

(Слово "договор" – в "Справочное бюро".)

– Да, она еще и неустойку должна была заплатить.

У. Почему?

Д. А за невыполнение договора.

У. Молодцы! Покатился Колобок дальше. Попал в лес, катится по тропинке. Видит, мужичок собирает хворост, домой несет. Вдруг впереди яблоня, а на ней яблоко. Сорвал мужичок, хотел съесть, а Колобок долго гулял, проголодался, попросил откусить. Пожалел Колобка мужичок, дал яблоко. И тут произошло чудо. Яблоко стало больше! (Иллюстрация на доске.) Удивились они. Потом мужичок угостил своих соседей, и яблоко снова выросло. И так происходило всякий раз – как поделится мужичок яблоком, оно больше становится. Что получил мужичок от волшебного яблока?

Д. Прибыль. Было одно маленькое яблоко, а потом оно увеличивалось.

(Слово "прибыль" – в "Справочное бюро".)

У. Как вы думаете, почему яблоко не уменьшалось, а становилось больше?

Д. Потому что мужик не пожадничал, и яблоко его вознаградило за доброту.

У. Да, я согласна с вами.

V. Итог урока

У. Говорят, рука дающего не оскудеет. Давайте другим, и к вам вернется сторицей. Чему учат последние две сказки?

Д. Нужно быть прилежным и держать свое слово.
– Нельзя быть скупым, нужно делиться с близкими и друзьями.

У. Вот и закончилось наше путешествие. Но оно может продолжиться на следующих уроках, ведь мы вспомнили сегодня далеко не все сказки. Постарайтесь дома "отыскать экономику" и в других сказках. Спасибо за урок!

Приложение

Кроссворд 1

Нужно вписать по горизонтали слова, и по вертикали в выделенных клетках вы прочтете, какими важными чертами обладает Белка.

Вопросы:

1. Тот, кто связывает продавца и покупателя.
2. Все то, что принадлежит вам по закону: куплено, подарено и т.д.
3. Затраты на производство самого производителя.
4. Предоставление собственности в пользование на определенный срок с определенной платой.
5. Продукт труда, созданный для купли-продажи.
6. Денежное наказание за невыполнение условий договора или брак.
7. Учреждение, которое выполняет различные действия с деньгами и ценными бумагами.

Ответы: 1. Посредник. 2. Собственность. 3. Себестоимость. 4. Аренда. 5. Товар. 6. Неустойка. 7. Банк.

Ключевое слово: Доброта.

Кроссворд 2

Вопросы:

1. Разница между ценой и себестоимостью.
2. Обязательная плата, устанавливаемая властями.
3. Тот, кто помогает продавцу и покупателю найти друг друга.
4. Денежное наказание за невыполнение договора или брак.
5. Способ распродажи, при котором покупатели соревнуются в приобретении товара, повышая первоначальную цену.
6. Доход, получаемый владельцем акции.
7. Владелец акций.
8. Продукт труда, созданный для купли-продажи.
9. Письменное обещание вернуть долг к определенному сроку.
10. Имущество должника, служащее гарантией его платежеспособности.
11. Участвующий деньгами или своим трудом в общем деле, производстве.
12. Крупное предприятие, захватившее власть в производстве и на рынке.
13. Разорение.
14. Общественная потребность в товаре.
15. Положение, когда производство стоит на месте, сокращаются покупка и продажа.
16. То, что требует переработки для производства товара.

Ответы: 1. Прибыль. 2. Налог. 3. Посредник. 4. Неустойка. 5. Аукцион. 6. Дивиденд. 7. Акционер. 8. Товар. 9. Вексель. 10. Залог. 11. Компаньон. 12. Монополия. 13. Банкротство. 14. Спрос. 15. Застой.
16. Сырье.

Стихи

Средствами распорядиться
Правильно не смог, и вот
Ты теперь, как ни печально,
Называешься... (банкрот)
Мы решили для продажи
Сделать чудный самовар.
И теперь изделье наше
Называется... (товар)

Посредник – Сорока –
Не очень много –
часть прибыли –
Взяла у Белки,
И это есть... (процент со сделки)

Если вы берете в долг,
Дайте что-то под... (залог)

Не избежать тому тревоги,
Кто не платил давно... (налоги)

Вот варенье так варенье –
Просто всем на удивленье!
Покупаем каждый раз,
Зная, что варенье – класс!
Золотистый в нем навар.
Это – ... (фирменный товар)

Собрался Кот открыть свой банк.
Но Пес ему ответил так:
"А ты для этого собрал...?"
(первоначальный капитал)

Обещанье Слон нарушил –
Он сварил компот из груши,
Обещал из алычи.
Долго черные Грачи
В чашке алычу искали,
Не нашли, а лишь устали.
"Да, – сказал Слону Жираф, –
Заплатить придется..."(штраф)

Как-то Еж собрал на даче
И в лесу еще в придачу
Такой хороший урожай,
Что не поместится в сарай.
А у Крота большой подвал,
И Еж его... (арендовал)
Пусть он за это заплатил,
Но урожай его не сгнил.

Один пушистый рыжий Кот
Затеял у себя ремонт,
Всю мебель поменять решил,
На это денег одолжил
У Волка, Зайца и Лисы,
Медведя, Лося и Козы.
Квартира блещет вся! Но – ах!
Бедняга Кот увяз в... (долгах)