Ирина ГОМОН,
учитель начальных классов
школы-гимназии № 33,
г. Краснодар
Путешествие по сказкам
Урок экономики в 3-м классе. Повторение
Цели. Повторить изученные понятия;
развивать произвольное внимание, вдумчивость,
умение проводить логические параллели;
воспитать нравственные качества.
Оборудование. Учебник "Белка и
компания", иллюстрации к сказкам, карточки со
словами из "Справочного бюро".
Статья опубликована при поддержке международной логистической компании ATC Consulting & Logistics, основная сфера деятельности которой – доставка грузов любой сложности из Китая, а также решение всех вопросов с оформлением таможенных документов. Можете быть уверены, растаможка грузов из Китая, выполненная специалистами ATC Consulting & Logistics – это грамотная, четко отлаженная процедура, в результате которой клиент получает необходимый комплект документов, оформленных в соответствии со всеми требованиями государственных таможенных органов. Опыт и высокая квалификация сотрудников, наличие сети офисов на Дальнем Востоке, юге России, в Сибири, Санкт-Петербурге и Москве – гарантия того , что все грузы будут будут правильно задекларированы и отправлены по назначению оптимальным маршрутом без проблем и в минимальные сроки. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и расценками на них можно ознакомиться на сайте atc-consulting.ru.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
Учитель. Сегодня мы повторим
некоторые понятия, которые изучили на уроках
экономики. Но занятие сегодня не совсем обычное.
Я предлагаю вам путешествие. А начнется
экономическое путешествие из глубины веков,
оттуда, где экономика зародилась.
III. Вступительная беседа
У. Кто вспомнит, где и когда
зародилась эта наука?
Дети. В Древней Греции.
– Первые понятия ввел еще Аристотель.
У. Хорошо, а откуда название
науки?
Д. Соединили два греческих
слова, обозначающие "хозяйство" и
"порядок".
У. Отлично. А теперь можем
отправляться в путешествие по сказкам. Они вам
хорошо знакомы, но вы, конечно, никогда не
замечали, что в них можно "отыскать
экономику". Будьте внимательны и, как только
заметите ее, давайте мне знать.
IV. Основная часть
На доске – иллюстрация.
У. Итак, жили-были дед и баба.
Как-то дед и говорит бабе:
– Испеки-ка, бабка, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети...
Испекла бабка колобок.
Что использовала бабка для приготовления
колобка?
Д. Муку, сметану, яйца, наверное...
– А! Это можно назвать сырьем!
У. Да, правильно. Продукты,
необходимые для изготовления чего-либо,
называются сырьем.
На доске крепится карточка со словом
"сырье" в раздел "Справочное бюро".
– ...Сидел Колобок на окошке,
надоело, спрыгнул на дорожку и покатился.
Катился-катился, а навстречу ему Муха-Цокотуха. (Иллюстрация
на доске.)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила...
Д (хором). Самовар!
У. Догадались?
Д. Да! Самовар – это товар.
(Слово "товар" – в "Справочное
бюро".)
У. Почему?
Д. Муха его купила, значит, кто-то
изготовил его для продажи. А все, что продается, –
товар.
У. Если Муха его купила, значит,
заплатила деньги. Сколько?
Д. Одну денежку.
У. Как назвать эту денежку?
Д. Стоимость самовара.
(Слово "стоимость" – в
"Справочное бюро".)
У. Можно ли Колобка назвать
товаром?
Д. Нет, его ведь не собирались
продавать, его сами хотели съесть.
У. Покатился Колобок дальше.
Смотрит, теремок стоит (иллюстрация на доске).
Мышка в нем живет. Скачет мимо Лягушка, говорит:
– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, Мышка-норушка, а ты кто?
– Я – Лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить.
– А что ты можешь делать?
– Воду носить.
Пустила Мышка Лягушку в теремок...
Д. Я догадался! Слово
"аренда". Лягушка как бы в плату за жилье
предлагает свою помощь.
(Слово "аренда" – в
"Справочное бюро".)
У. Правильно. Покатился Колобок
дальше. Смотрит, Дед репку из земли тянет.
Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал Бабку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Внучку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут...
Как назвать Деда, Бабку, Внучку?
Д. Их можно назвать
компаньонами, потому что они вложили свой труд в
общее дело.
(Слово "компаньоны" – в
"Справочное бюро".)
У. Задержался Колобок поболтать
с Мышкой. "Да, – говорит Мышка, – тяжело было
тянуть репку. Зато нашему соседу повезло-то как!
Уронили на пол горошину, она и проросла. Выросла в
самое небо. (Иллюстрация на доске.) Полез
наверх мужик, а там, на самом верху, видит –
петушок да меленка. Взял да и спустился домой. А
меленка непростая. Покрутишь ее, а оттуда блинки
да пирожки выскакивают. Прознал про то барин,
давай меленку просить: продай, да продай. "Нет,
– говорит мужик, – не продам. Моя меленка"."
Чем является мелека, почему мужик не отдает?
Д. Это собственность. Меленка
принадлежит мужику, он сам может ею
распоряжаться.
(Слово "собственность" в
"Справочное бюро".)
У. Вдруг слышат: шум, крик. Народ
на улицу выскочил. (Иллюстрация на доске.)
Смеются, петух на заборе кричит:
Кукареку-кукарекульки,
У Ленивицы в ведерке сосульки!
В чем дело?
Подалась Ленивица к Морозу Ивановичу
послужить да за работу награду получить. Наказал
он: "Будешь хорошо мне служить, награжу".
Согласилась девочка, но ленивая была, убирать
тяжело, снежную перину взбивать – пальцы зябнут.
Кушать приготовить – кушать она любила, а как
готовить, не знала. Вот и дал ей Мороз Иванович
ведерко ледышек. Почему?
Д. А она обещала, но не выполнила.
Это был договор.
(Слово "договор" – в
"Справочное бюро".)
– Да, она еще и неустойку должна
была заплатить.
У. Почему?
Д. А за невыполнение договора.
У. Молодцы! Покатился Колобок
дальше. Попал в лес, катится по тропинке. Видит,
мужичок собирает хворост, домой несет. Вдруг
впереди яблоня, а на ней яблоко. Сорвал мужичок,
хотел съесть, а Колобок долго гулял,
проголодался, попросил откусить. Пожалел Колобка
мужичок, дал яблоко. И тут произошло чудо. Яблоко
стало больше! (Иллюстрация на доске.)
Удивились они. Потом мужичок угостил своих
соседей, и яблоко снова выросло. И так
происходило всякий раз – как поделится мужичок
яблоком, оно больше становится. Что получил
мужичок от волшебного яблока?
Д. Прибыль. Было одно маленькое
яблоко, а потом оно увеличивалось.
(Слово "прибыль" – в
"Справочное бюро".)
У. Как вы думаете, почему яблоко
не уменьшалось, а становилось больше?
Д. Потому что мужик не
пожадничал, и яблоко его вознаградило за доброту.
У. Да, я согласна с вами.
V. Итог урока
У. Говорят, рука дающего не
оскудеет. Давайте другим, и к вам вернется
сторицей. Чему учат последние две сказки?
Д. Нужно быть прилежным и
держать свое слово.
– Нельзя быть скупым, нужно делиться с
близкими и друзьями.
У. Вот и закончилось наше
путешествие. Но оно может продолжиться на
следующих уроках, ведь мы вспомнили сегодня
далеко не все сказки. Постарайтесь дома
"отыскать экономику" и в других сказках.
Спасибо за урок!
Приложение
Кроссворд 1
Нужно вписать по горизонтали слова, и
по вертикали в выделенных клетках вы прочтете,
какими важными чертами обладает Белка.
Вопросы:
1. Тот, кто связывает продавца и
покупателя.
2. Все то, что принадлежит вам по закону:
куплено, подарено и т.д.
3. Затраты на производство самого
производителя.
4. Предоставление собственности в пользование
на определенный срок с определенной платой.
5. Продукт труда, созданный для купли-продажи.
6. Денежное наказание за невыполнение условий
договора или брак.
7. Учреждение, которое выполняет различные
действия с деньгами и ценными бумагами.
Ответы: 1. Посредник. 2.
Собственность. 3. Себестоимость. 4. Аренда. 5. Товар.
6. Неустойка. 7. Банк.
Ключевое слово: Доброта.
Кроссворд 2
Вопросы:
1. Разница между ценой и
себестоимостью.
2. Обязательная плата, устанавливаемая
властями.
3. Тот, кто помогает продавцу и покупателю
найти друг друга.
4. Денежное наказание за невыполнение договора
или брак.
5. Способ распродажи, при котором покупатели
соревнуются в приобретении товара, повышая
первоначальную цену.
6. Доход, получаемый владельцем акции.
7. Владелец акций.
8. Продукт труда, созданный для купли-продажи.
9. Письменное обещание вернуть долг к
определенному сроку.
10. Имущество должника, служащее гарантией его
платежеспособности.
11. Участвующий деньгами или своим трудом в
общем деле, производстве.
12. Крупное предприятие, захватившее власть в
производстве и на рынке.
13. Разорение.
14. Общественная потребность в товаре.
15. Положение, когда производство стоит на
месте, сокращаются покупка и продажа.
16. То, что требует переработки для
производства товара.
Ответы: 1. Прибыль. 2. Налог. 3.
Посредник. 4. Неустойка. 5. Аукцион. 6. Дивиденд. 7.
Акционер. 8. Товар. 9. Вексель. 10. Залог. 11.
Компаньон. 12. Монополия. 13. Банкротство. 14. Спрос.
15. Застой.
16. Сырье.
Стихи
Средствами
распорядиться
Правильно не смог, и вот
Ты теперь, как ни печально,
Называешься... (банкрот)
Мы решили для продажи
Сделать чудный самовар.
И теперь изделье наше
Называется... (товар)
Посредник – Сорока –
Не очень много –
часть прибыли –
Взяла у Белки,
И это есть... (процент со сделки)
Если вы берете в долг,
Дайте что-то под... (залог)
Не избежать тому тревоги,
Кто не платил давно... (налоги)
Вот варенье так варенье –
Просто всем на удивленье!
Покупаем каждый раз,
Зная, что варенье – класс!
Золотистый в нем навар.
Это – ... (фирменный товар) |
Собрался Кот открыть
свой банк.
Но Пес ему ответил так:
"А ты для этого собрал...?"
(первоначальный капитал)
Обещанье Слон нарушил –
Он сварил компот из груши,
Обещал из алычи.
Долго черные Грачи
В чашке алычу искали,
Не нашли, а лишь устали.
"Да, – сказал Слону Жираф, –
Заплатить придется..."(штраф)
Как-то Еж собрал на даче
И в лесу еще в придачу
Такой хороший урожай,
Что не поместится в сарай.
А у Крота большой подвал,
И Еж его... (арендовал)
Пусть он за это заплатил,
Но урожай его не сгнил.
Один пушистый рыжий Кот
Затеял у себя ремонт,
Всю мебель поменять решил,
На это денег одолжил
У Волка, Зайца и Лисы,
Медведя, Лося и Козы.
Квартира блещет вся! Но – ах!
Бедняга Кот увяз в... (долгах) |
|