Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Любовь ТАРХАНОВА,
г. Новый Уренгой

Урок математики

Своим опытом делится Любовь Тарханова, учитель начальных классов из г. Новый Уренгой, работающая по программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова более 8 лет.

4-й класс

Тема. "Постановка задачи преобразования краткой записи".

Цели и задачи урока. Формировать умение анализировать и решать задачи алгебраическим способом; поставить задачу на необходимость составления такой краткой записи, которая дает возможность более глубоко почувствовать зависимость между величинами, входящими в задачу, более легко читать краткую запись, также удобную для составления уравнения; показать, что краткая запись является не только помощником в решении задач, но и средством их сравнения.

Оформление доски.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Создание учебной ситуации

Учитель. Ребята, перед вами краткая запись к задаче. Как вы думаете, не зная условия задачи, можно ее решить?

На доске:

Дети. Конечно, сможем.

У. Решите задачу алгебраическим способом.

У доски ученик решает задачу, остальные в тетрадях.

– Пусть величина I – х, тогда величина II – 5х, составим и решим уравнение:

х + 5х = 84
6х = 84
х = 84 : 6
х = 14 (величина I)
14 х 5 = 70 (величина II)

У. Какой вид краткой записи был использован в данной задаче?

Д. В данном случае задача была записана в виде матричной формы.

У. Что показывает краткая запись, почему вы смогли решить задачу, не зная ее условия?

Д. Краткая запись показывает функциональную зависимость между величинами. Это и позволило решить задачу.

III. Постановка учебной задачи

а) Решение практической задачи

Дети имеют листы с краткой записью к следующей задаче:

У. Я вам предлагаю выполнить еще одно подобное задание. Сначала по краткой записи расскажите об всех величинах, входящих в нее.

Д. В данной задаче 4 величины. Их сумма равна 60.
Величина I в 2 раза меньше величины II, на 10 меньше величины III, на 5 больше IV. Необходимо найти эти величины.

У. Что нужно сделать, чтобы решить задачу алгебраическим способом?

Д. Нужно составить уравнение, выразив одну из величин через х.

У. Приступайте к выполнению этого задания.

Д (затрудняются). Что-то не получается.

б) Выделение учебной задачи

У. Почему возникло затруднение?

Д. Первая величина выражена через три остальные, поэтому трудно определить неизвестную величину.

У. А когда удобно по краткой записи выбрать неизвестную величину?

Д. Когда другие величины выражены через одну и ту же величину.

У. Что же нам делать?

Д. А может, переделать краткую запись, чтобы она была удобной для составления уравнения по ней?

У. Давайте попробуем вместе выполнить эту работу.

На доске рядом со старой появляется новая краткая запись задачи:

У. Мы многое знаем о величине I. А что мы знаем о величине II? Как она связана с величиной I?

Д. Вторая величина в 2 раза больше первой: II = I х 2.

У. А третья как связана с первой?

Д. III = I + 10.

– IV = I – 5.

У. А теперь какую величину можно принять за х?

Д. Конечно, первую, по краткой записи это хорошо видно.

У. Что же мы сделали с краткой записью такое, что теперь легко составить уравнение?

Д. Мы ее переделали, преобразовали.

У. Как же можно назвать тему нашего урока?

Д. Преобразование краткой записи задач.

У. А теперь решите самостоятельно уравнение.

Дети составляют уравнение, решают его, затем сверяют его решение.

х + 2х + (х + 10) + (х – 5) = 60
5х + 5 = 60
5х = 60 – 5
5х = 55
х = 11 (I величина)
11 х 2 = 22 (II величина)
11 + 10 = 21 (III величина)
11 – 5 = 6 (IV величина)

Проверка: 11 + 22 + 21 + 6 = 60

У. У всех получилось одно и то же уравнение, и все величины такие же. Но по-другому не могло и быть, мы же решали одну и ту же задачу, а краткую запись к ней мы составили вместе.

в) Практическое применение новых знаний

У. Закончите это предложение.

На доске:

Если задачи одинаковые, то и краткие записи будут к ним...

У. Составьте краткие записи к задачам (работа по группам выполняется на альбомных листах фломастером).

Лист заданий для учащихся

Задача 1. Токарь получил задание на 3 дня: изготовить а деталей. В первый день он сделал деталей в 2 раза больше, чем во второй день, во второй день он сделал на b деталей больше, чем в третий день. Сколько деталей делал токарь каждый день, если известно, что за три дня он выполнил задание?

Задача 2. На протяжении трех дней токарь сделал а деталей. Во второй день работы он сделал в 2 раза деталей меньше, чем в первый, в третий день – на b деталей меньше, чем во второй день. Сколько деталей делал токарь ежедневно?

Дети прикрепляют на доску свои работы. Краткие записи такие:

У. Можно ли считать краткие записи одинаковыми?

Д. Да, только нужно преобразовать краткую запись.

На доске вносятся изменения, и появляется такая запись:

У. Если краткие записи одинаковые, то и зависимость между величинами в задаче одинаковая, следовательно, задачи тоже одинаковые?

Д. Да.

У. А без преобразования краткой записи легко ли было определить, что задачи были одинаковые?

Д. Нет.

У. Чем еще может помочь преобразование краткой задачи, кроме того, что является помощником при составлении уравнений?

Д. Она помогает сравнивать задачи.

IV. Итог урока

У. Для чего потребовалось преобразовывать краткую запись задачи?

Д. Чтобы легче было составить уравнение для решения задачи и сравнивать задачи.

У. Что нужно помнить при составлении краткой записи для алгебраического решения задачи?

Д. Все величины должны быть выражены через одну и ту же величину, чтобы легко было обозначить неизвестную величину через х.

У. На следующих уроках мы будем упражняться в преобразовании краткой записи задач и их решении алгебраическим способом. Какую запись необходимо сделать на тропе Открытий в теме "Решение текстовых задач"?

Дети вносят дополнения в свои "Тетради открытий" и в общеклассную карту продвижения по теме "Решение текстовых задач": в разделе "Краткая запись" появляется слово "Преобразование".


1 Все графические уточнения под видами краткой записи являются дополнениями детей, которые служат им "подсказками" о том, как выполнить ту или иную краткую запись.