Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

Уроки развития речи

Приближение весны можно увидеть и услышать. Важно учить этому детей, чтобы они не проходили мимо распустившегося цветка или порхающей бабочки.
Конспекты уроков, предлагаемые вашему вниманию, содержат интересный, разнообразный материал для активизации мышления и речевой деятельности. На этих уроках дети учатся правильно строить фразы, подбирать точные сравнения, и, что немаловажно, данные занятия обладают большим воспитательным потенциалом.

2-й класс (1–4)

Тема. "Цветы – улыбка весны. Синонимы, их роль и значение в языке".

Цели. Научить детей составлять синонимический ряд слов и использовать его в речи; познакомить с этимологией слов "цвет", "цветок"; продолжить знакомство с фразеологизмами; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу; обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями; приобщать детей к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Проигрыватель, грамзаписи: "Вальс цветов" П.И. Чайковского, "Грезы любви" Ф.Листа; рисунки цветов, "зеленый пейзаж"; карточки с названиями растений, фамилиями авторов стихов; листы с текстами для работы учащихся, словари синонимов и русского языка, Красная книга РФ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель включает музыкальный фрагмент "Вальса цветов" П.И. Чайковского.

Учитель. Дети, дайте музыке цветовую оценку.

У каждого ребенка лежат на парте листики цветной бумаги всех основных цветов.

II. Подготовительная беседа

У. Я слышу в ваших оценках спор цветов.

Показывается инсценировка, где дети выступают в роли цветов.

Оранжевый: я – морковь, я – апельсин, я – заря.

Желтый: я – пух утенка, я – пшеница, я – солнце.

Синий: я – колокольчик, я – чернила, я – море.

Фиолетовый: я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки.

Зеленый: я – трава, я – сады, я – леса.

У. Кто же из них прав? Какой цвет должен преобладать?

Дети. Они все правы и не правы по-своему. Нельзя, чтобы преобладал один какой-то цвет. Все должны быть.

У. Представьте, что все краски исчезли, кроме одной!

Учитель показывает рисунок, на котором все выполнено в одном цвете – зеленом, и одновременно читает стихотворение Е.Руженцева "Сказка про краски".

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем вытираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным –
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

– Цвет – общеславянское слово, восходящее к родственному латинскому слову kvitet – "сверкать", "блестеть". В украинском языке квiток – "цветок". Цветок – от слова "цвет".

III. Постановка темы урока

У. Давайте сегодня поговорим о цветах. Знаете, есть такое выражение: "Дети – цветы жизни". Значит, кому же, как не вам, говорить о цветах, тем более что за окном апрель! А еще мы будем тренироваться в употреблении синонимов.

IV. Работа по теме урока

У. Какие же цветы радуют нас после стужи?

Д. Мать-и-мачеха, первоцвет, гусиный лук, ветреница дубравная...

У. Эти цветы называют в природе первоцветами. Догадайтесь, почему?

Д. Они расцветают первыми.

Учитель прикрепляет на доску рисунки одуванчика, ландыша, мать-и-мачехи. Рядом с ними – карточки со словами.

На доске:

молочник
ландыш
пустодуй
односторонник
мать-и-мачеха

гладыш
серебренник
одуванчик
двоелистник

У. Перед вами рисунки первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах. Соотнесите рисунки растений с их названиями.

Д. Одуванчик, молочник, пустодуй.
– Ландыш, серебренник, гладыш.
– Мать-и-мачеха, односторонник, двоелистник.

У. Попробуйте описать какой-нибудь первоцвет, не называя его, а мы должны будем узнать, о каком цветке идет речь.

Дети выполняют задание.

– А теперь конкурс "Узнай автора". Я буду зачитывать вам фрагменты из стихотворений, которые вам уже встречались на уроках. Ваша задача – узнать автора.

На доске фамилии авторов:

Л.Аграчева
Е.Благинина
П.Чайковский
С.Школьникова

– Одуванчик у дорожки
В пышной шапке
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но домой не унесу.

Д. Аграчева.

У. Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Д. Благинина.

У. О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.

Д. Чайковский.

У. С перелесков ветер дует,
Сладким медом поманит,
Сладким медом от медунок,
От весенних медуниц.

Д. Школьникова.

У. А этого поэта еще никто не знает, хотя каждый из вас с ней хорошо знаком. Стихи, которые я сейчас прочту, сочинила ваша одноклассница Аня Лукинова.

Мать-и-мачеха цветок –
Золотой коврок.
Тронешь верхний лепесток,
То почуешь холодок,
Тронешь нижний ты листок,
То услышишь ты: "Сынок!"

Учитель записывает на доске рядом с фамилиями поэтов фамилию ученицы.

На доске:

А.Лукинина

V. Физкультминутка

VI. Работа над образными средствами языка

У. Возьмите в руки листочки со стихотворением Л.Усанова. Прочитайте их и подчеркните в тексте слова-синонимы.

На листочках:

Улетела злая вьюга,
Принесли тепло грачи,
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, по полям!
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая земля.

Дети выполняют задание.

– Какие синонимы вы нашли?

Д. О ручьях говорится: побежали, несутся.

– О земле: зацвела, похорошела.

У. Русский язык богат синонимами, поэтому когда в нашей речи часто повторяются одни и те же слова – это некрасиво. Давайте предложенный вам текст украсим, заменив повторяющиеся слова синонимами.

Каждому ученику раздается листок с напечатанным текстом.

С первым весенним солнышком вы увидите желтые огоньки мать-и-мачехи. Ее очень часто путают с одуванчиком, но мать-и-мачеха цветет без листьев, они у нее появляются уже летом.
Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цветок, который зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. Цветки медуницы хоть и некрупные, но зато какие яркие!
Давайте пройдем еще по лесным тропинкам. Вы, конечно, увидите, как спешит скорее развернуть свои листья торопливая хохлатка.
Что же еще вы увидите в весеннем лесу? Это и подснежник, и фиалка, и первоцвет. И наверняка вы унесете домой букетики первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весеннюю улыбку. А стоит ли?
– Посмотрите, как выглядят растения, упоминавшиеся в тексте.

Учитель показывает рисунки медуницы и хохлатки.

– Какое слово часто встречается?

Д. Слово "увидите".

У. Давайте составим его синонимический ряд. Можно воспользоваться словарем синонимов.

Д. Увидеть, взглянуть, рассмотреть, созерцать, любоваться, засмотреться, заметить.

У. А теперь украсьте текст.

Дети читают тексты, которые у них получились.

– После того как отцветут самые смелые, самые первые цветы, придет пора одного из самых любимых цветов – ландыша.
Ландыш – символ весны, а во Франции первые дни мая так и называют: днями ландыша. И в первое майское воскресенье проводят праздник – День ландыша.
Карл Линней, известный ученый-ботаник, дал ландышу такое название – "лилия долин, цветущая в мае".

Подготовленный ученик читает стихотворение Е.Серовой:

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
Его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы,
И цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим – я и ты?

– О ландыше народ создал множество легенд. Послушайте одну из них.

Учитель включает музыкальным фоном "Грезы любви" Ф.Листа.

– Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет.

Вот такая красивая история.

VII. Словарная работа

У. У нас на уроке сегодня звучат слова "цвет", "цветок". А на Руси красный цвет издревле считался главным. Отсюда пошли выражения: "красная строка", "красная нить", "Красная книга". Расшифруйте, раскройте их смысл. Для этого воспользуйтесь словарем русского языка.

Дети в группах работают со словарем.

Д. Красная строка – первая строка абзаца, начинающаяся с отступа.

У. Раньше книги писали от руки. Текст не делился на предложения и слова. Начало повествования летописец открывал большой красной, то есть замысловато разрисованной, буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы.

Д. Красная нить – выделение, подчеркивание в качестве основной идеи.

У. Это выражение пришло в речь нескольких народов от английских моряков. С 1776 года во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить, чтобы предотвратить хищения. Красная нить – это мысль, пронизывающая всю речь оратора или все произведение.

Д. Красная книга – книга, в которую занесены редкие, исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений.

У. Вы уже видели эту книгу и знаете, для чего она нужна.

Учитель показывает Красную книгу.

– Давайте сегодня в ней отыщем цветы, о которых мы говорили на уроке.

Д. Ландыш, первоцвет.

VIII. Творческая работа

У. А теперь вам предлагается творческое задание. Я предлагаю вам рифмы. Сочините стихи, которые будут напоминать о том, что вы увидели сегодня на уроке.

На доске:

лес
чудес
букет
привет

Дети сочиняют стихи. Желающие зачитывают их классу.

– А теперь послушайте мое стихотворение:

Я иду в весенний лес,
Полон всяких он чудес.
Соберу большой букет –
Это мне весны привет.

Вам понравилось это стихотворение?

Д. Да.

У. Нужен ли большой букет?

Д. Нет.

У. Конечно, не нужен. Постарайтесь не рвать больших букетов, так как вы уничтожаете растения. А доставить радость можно и небольшим букетом.

IХ. Итог урока

У. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет на земле ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий и красок. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов, и вас в том числе.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Х. Домашнее задание

У. Если у вас появится настроение и желание, то дома вы можете сочинить стихи о цветах.

Елена ГАЛЕТА,
гимназия № 38,
г. Белгород

3-й класс (1–4)

Тема. "Сочинение от имени цветка".

Цели. Дать исторические и теоретические знания об одуванчике; познакомить с художественными описаниями природы; пополнить словарный запас детей; учить входить в заданный образ; развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением; развивать творческое воображение, художественный вкус к слову; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Фотографии, иллюстрации, рисунки с изображениями одуванчиков; кассета с записью шума леса; детские рисунки одуванчика на альбомных листах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Заходя в класс, дети слышат звуки леса, щебетание птиц, шуршание листьев, журчание ручья.

II. Постановка темы урока

Учитель. Вы слышали эти чудесные звуки? Какое время года они напоминают?

Дети. Весну, лето.

У. Где можно услышать эти звуки?

Д. В лесу, на реке, на лугу.

У. Что вы услышали?

Д. Журчание ручья, пение птиц, шум деревьев.

У. Не случайно в нашем классе появились эти волшебные звуки. Сегодня мы мысленно перенесемся в весенне-летние дни: когда солнце бьет в глаза, когда легкий ветерок ворошит нам волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы. А все потому, что сегодня на уроке мы будем писать сочинение от имени одуванчика. Почему и как – об этом мы поговорим позже.

III. Работа над образными средствами языка

У. Сейчас возьмите лист и запишите на середине листа печатными буквами слово "одуванчик". Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, придумайте "летние" слова и запишите их по вертикали. Например, первая буква о. Какие "летние" слова начинаются с этой буквы?

Д. Отдых, облака, оса, огурец...

У. Замечательно, приступайте к выполнению.

Дети думают, подбирают слова, записывают в вертикальные столбики.

– Пусть теперь каждый поделится своими словами. Понравившиеся слова своих одноклассников записывайте себе на листочек, возможно, они пригодятся вам при написании сочинений.

Каждый ребенок зачитывает свои слова, остальные дополняют свой словарный багаж.

Пример ответа ученика:

У. Все молодцы! Итак, для того чтобы писать от имени одуванчика, нужно все о нем знать. А что вы о нем знаете?

Д. Одуванчик – полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко.
– От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.
– Одуванчики цветут летом. У них желтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.
– Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.

У. Хорошо! Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное! Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

Д. Пять, семь, восемь...

У. На самом деле ученые насчитали более двухсот видов. Кто-нибудь из вас считал, сколько бывает пушинок в одной корзиночке?

Д. Нет, их очень много.

У. Действительно, представьте – до двухсот семян с пушинками. И все они разлетаются, как только подует ветер. Но не все семена прорастают, иначе на земле не осталось бы места для других растений, везде бы росли одуванчики. Про одуванчик существует множество стихов и загадок. Сейчас я прочитаю некоторые из них, а вы, в свою очередь, запишите слова для своего сочинения.

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Золотисто-желтый днем,
Он зеленый вечером.
Подожди неделю –
Станет белый-белый.
Еще подождешь –
Только лысинку найдешь.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет!

Прочтите слова, которые вы взяли себе на заметку.

Д. Желтый сарафанчик, лысинка, пышная шапка, золотисто-желтый, беленькое платьице, белый-белый, пышное, длинная ножка, послушное ветру, воздушное.

У. Красивые слова вы выбрали. А сейчас я расскажу легенду об одуванчике (текст легенды дан в уроке Е.Галеты "Одуванчик золотой"). Не забывайте дополнять новыми словами свои листки.
Понравилась ли вам эта легенда?

Д. Да.

У. Какие слова вы выбрали? Зачитайте.

Д. Золотые косы, посеребрил, белый пух, словно снег, золотой одуванчик...

У. Посмотрите на иллюстрации, фотографии одуванчиков. Какие вам сравнения приходят в голову?

Д. Пушистая шапочка, золотистый фонарик, маленькое солнышко, золотые часики, облачко земное, цыпленок.

У. Замечательные сравнения. Запишите их в тетрадь.

Дети записывают.

У. Сейчас я прочитаю небольшой рассказ карельского писателя Юрия Линника, который так и называется – "Одуванчик". А вы не забывайте дополнять новыми сравнениями свои листки.

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка-стрелка, когда-то несказанно радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки... Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры.
Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что-то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок и воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне – как трубочка волшебника-стеклодува, из которой выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.
Стебли цветка сейчас – как парашютная вышка: на тесной площадочке ждут – не дождутся своего часа опушенные семянки. Счастливого взлета вам, одуванчики!
– Сколь много красивых сравнений увидел писатель в одуванчике! Интересно, какие приглянулись вам?

Ученики зачитывают, что они записали у себя в тетрадях.

– Ребятки, каждое растение – это живой организм. Только растения не могут говорить, как мы, не могут подать звуковой сигнал, как животные. Но у них есть органы: это корни, стебли, листья, цветки, плоды. И семена – это как бы их детки. Цветы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Давайте представим себя на месте одуванчика.

IV. Физкультминутка

У. Сядьте удобно, спинку выпрямите, голову держите не напряженно, но прямо, ноги не скрещены. Глубоко вдохните, легкие наполнены воздухом, плечи не поднимайте. А теперь закройте глазки. Все ваше лицо отдыхает. Пусть покой стекает по плечам, струится по спине, расслабляя все мышцы спины. Пусть покой струится вниз по рукам, расслабляя их, расслабляя пальцы. Расслабьте грудь, живот, пусть напряжение покинет вас. Расслабьте ноги, расслабьте ступни и пальчики на ногах. Вы чувствуете прекрасный покой!
Вы цветок. Вы ОДУВАНЧИК...
Ваша голова становится желтенькой чашечкой одуванчика, руки становятся длинными листьями, тело превращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни. Ощутите это... Вы чувствуете ваши корни в земле, почву вокруг корней? Какая она?
Вы чувствуете, как энергия земли вливается в ваши корни, поднимается по стеблю, листьям... Дайте ей струиться, куда она хочет. Чувствуете, что вам хорошо от этого? Отдохните и глубоко вздохните...
Солнце светит, всем приятно, теплые лучи проникают в вашу голову, в вашу чашечку одуванчика...
Вам приятно! Насладитесь этим!
Вы, одуванчик, мысленно оглянитесь вокруг. Вы видите? Чувствуете? Обоняете?
Другие цветы? Насекомые? Бабочки? Птицы? Люди и животные? Что они для вас – одуванчика? Пусть ответ сам придет, ваше внутреннее знание подскажет вам. Используйте свое время, чтобы постичь свои ощущения...
Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Ведь мы пишем сочинение от имени одуванчика. Все, что пришло или приходит вам в голову, то и пишите. Слова, которые вы записали раньше, вам помогут.

V. Написание сочинений

Ольга ГРИЦАЙ,
г. Петрозаводск

1-й класс (1–4)

Тема. "Развитие умения работать над текстом. Цветы".

Оборудование. Магнитофон, запись звучания ручейка, шума ветра, пения птиц; карточки с изображениями цветов: ромашки, ландыша, тюльпана, розы, подснежника; карточки с названиями цветов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная беседа

Учитель. Сегодня на уроке пойдет речь об одной из самых прекрасных вещей, которые есть на земле... А вот о чем, попробуйте догадаться сами.

Давайте позовем на помощь наше воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу, рядом журчит ручей.

Дети закрывают глаза, включается магнитофон с записью звучания ручейка, шума ветра, пения птиц, а учитель на фоне этих звуков выразительно рассказывает:

– Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, на лесных зеленых лужайках, цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.

Учитель выдерживает паузу.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Дети. О растениях.

У. А точнее?

Д. О цветах.

У. Правильно.

Учитель открывает оформленную доску.

– Поскольку на уроке "Окружающий мир" мы рассматривали цветы с научной точки зрения, то на сегодняшнем уроке развития речи мы поговорим о том, насколько интересен и неповторим каждый цветок. А заодно и проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в них...

III. Работа по теме урока

1. Цветок ромашка

Учитель читает загадку.

У. Стоят в поле сестрички –
Золотой глазок, белые реснички.

Д. Это ромашки.

У. Правильно.

Учитель переворачивает карточку с изображением ромашки.

– По каким признакам вы определили, что это ромашки?

Д. Желтый глазок – это серединка, а белые реснички – это лепестки.

У. Почему их назвали сестричками?

Д. Ромашки всегда растут по нескольку цветков, и они похожи друг на друга, как сестрички.

Учитель выразительно читает стихотворение "Ромашки" З.Александровой, а в руке, на ладони, держит ромашку.

У. Маленькое солнце на моей ладошке –
Белая ромашка на зеленой ножке,
С белым ободочком желтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!

С чем автор сравнивает цветок ромашки? Почему?

Д. С солнышком. По форме ромашка напоминает солнышко в ясную погоду.

У. Я перечислю названия цветов, а вы попробуйте определить, какое из них "лишнее": "ромашка, колокольчик, лилия, василек".

Д. Лилия.

У. Почему?

Д. Лилия – это не полевой, а садовый цветок.

2. Цветок ландыш

У. Что это такое: "Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут"

Д. Ландыши.

У. По каким признакам вы определили, что это ландыши?

Д. Растут в лесу.
– Весной цветут.
– Душистые.

У. Правильно, молодцы.

Учитель открывает карточку с изображением ландыша.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Е.Серова.

Д. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
Его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы,
И цветы.
Давай послушаем:
А вдруг
Услышим я и ты?

У. Вам понравилось это стихотворение?

Д. Да.

У. Что вы представляли себе, когда слушали его? Как вы понимаете такую фразу: "И лес его хранит"?

Дети отвечают на вопросы учителя.

– На доске записаны два предложения, но несколько слов пропущено. Мы должны сами подобрать и вставить слова, наиболее точно описывающие цветы ландыша.

Текст написан печатными буквами на доске. Дети читают хором, ориентируясь на указку учителя.

На доске:

– Какие цветы у ландыша?

Ответы детей.

– Какие слова мы можем здесь использовать, чтобы описать этот цветок?

Д. Белоснежные, хрупкие, чистые, маленькие...

У. На что похожи цветы ландыша, что они вам напоминают?

Д. Бусинки, бубенчики, жемчужины...

Для наглядности можно показать настоящие белые бусинки или жемчужины.

У. Что у вас получилось?

Дети читают дополнительный текст.

3. Цветок тюльпан

У. Чтобы узнать о следующем цветке, вам надо отгадать ребус.

На доске:

– Как называется тонкая, прозрачная занавеска?

Д. Тюль.

У. Прибавляем слог "пан", что получается?

Д. Тюльпан.

Учитель открывает карточку с изображением тюльпана.

У. Слово "тюльпан" восходит к персидскому "тюрбан" – чалма, головной убор, повязка. Цветок назван по сходству с чалмой (чалма – это несколько раз обернутый вокруг головы платок).

Я хотела составить предложение из этих карточек, чтобы вы его прочитали, а слова рассыпались. Попробуйте сами восстановить это предложение, чтобы оно звучало красиво и правильно.

желтые, красные, бывают
Тюльпаны лиловые.

– Как вы думаете, какое слово будет стоять первым?

Д. Тюльпаны.

У. Почему?

Д. Так как слово написано с большой буквы.

У. Какое слово по смыслу следует за ним?

Д. Бывают.

У. А дальше?

Д. Красные, желтые, лиловые.

У. А почему стоят запятые?

Д. Так как перечисляются цвета.

У. Лиловый – это какой цвет?

Д. Если смешать розовый и фиолетовый, получится лиловый.

4. Цветок роза

У. На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками...

Д. Розы.

Учитель открывает карточку с изображением розы.

У. Ребята, какие слова можно использовать при описании этого цветка?

Выслушиваются ответы детей.

– Сейчас вы прослушаете небольшой рассказ о розе. А по окончании скажете, сколько предложений прозвучало.

Учитель включает магнитофонную запись.

"Розы считаются королевами садов. Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок. Розы очень приятно пахнут!"

– Сколько предложений вы услышали?

Д. Три предложения.

У. Давайте проверим. Прослушаем только первое предложение.

Д. Розы считаются королевами садов.

У. Итак, прозвучало первое предложение. Как вы думаете, почему розу считают "королевой садов"?

Дети отвечают.

У. Прослушиваем только второе предложение.

Д. Они имеют бархатистые лепестки разных расцветок.

У. Как вы понимаете выражение "бархатистые лепестки"?

Дети отвечают.

– Прослушиваем только третье предложение.

Д. Розы очень приятно пахнут!

У. Что мы поставим в конце этого предложения?

Д. Восклицательный знак.

У. Почему?

Д. Предложение читается громко, с чувством.

IV. Физкультминутка

На фоне музыки учитель показывает с помощью движений и жестов, как вырастает и распускается цветок.

V. Работа по теме урока (продолжение)

5. Цветок подснежник

У. Название какого цветка является родственным слову "снег" и в природе этот цветок с ним непосредственно связан?

Д. Подснежник.

Учитель открывает карточку с изображением подснежника.

У. Подберите еще родственные слова к словам "снег", "подснежник".

Д. Снежный, Снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад...

У. Послушайте рассказ о подснежнике. Будьте внимательны, по окончании рассказа я задам несколько вопросов.

Подготовленный ученик читает текст.

Ученик. Цветок подснежника состоит из шести белых лепестков. В бутоне он похож на висящую каплю молока, поэтому его латинское название – "галантус", что в переводе значит "молочный цветок". Цветет рано весной. Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется государством.

У. На что похож бутон подснежника?

Д. На висящую каплю молока.

У. Что означает в переводе с латинского языка название "галантус"?

Д. "Молочный цветок".

У. Что вы знаете про Красную книгу?

Д. В нее занесены названия растений и животных, которые охраняются.

У. Какие растения также занесены в Красную книгу?

Д. Первоцвет, фиалка, лилия, ландыш, пролеска...

У. А теперь вам предстоит работа в группах.

Класс делится на 6 групп.

– Каждая группа получила свою карточку с названиями цветов. Группам 1 и 2 нужно простым карандашом подчеркнуть те слова, которые состоят из двух слогов, группам 3 и 6 – из трех слогов, а группы 4 и 5 находят слова, состоящие из одного слога.

Карточка для групп 1 и 2

роза
лилия
астра
пион
гвоздика

Карточка для групп 4 и 5

ромашка
мак
василек
лен
клевер

Карточка для групп 3 и 6

ландыш
фиалка
незабудка
подснежник

На задание дается 2–3 минуты.
Затем каждая группа зачитывает свои слова. Учитель задает дополнительный вопрос:

– Каким одним словом можно охарактеризовать названия ваших цветов?

Ответы детей из групп 1 и 2 – садовые; из групп 3 и 6 – лесные; из групп 4 и 5 – полевые.

На доске:

– Группы 1 и 2 должны придумать название цветка, в котором встречается слог -ла-.

Д. Ландыш...

У. Группам 3 и 6 – придумать название цветка, в котором встречается слог -ло-.

Д. Колокольчик...

У. Группам 4 и 5 придумать название цветка, в котором встречается слог -ли-.

Д. Лилия.

VI. Итог урока

У. Подводя итог нашего урока, хочется подчеркнуть, что вы неплохо разбираетесь в цветах, хорошо подбираете точные сравнения, строите красивые фразы. Но хочется отметить вот что: нередко замечаешь, что дети, а порой, увы, и взрослые просто так рвут целые охапки цветов и потом их выбрасывают. И недаром создана Красная книга, которая охраняет эти прекрасные создания природы, украшающие нашу с вами жизнь. Поэтому я призываю вас, ребята: берегите ту красоту, которая окружает нас!

Елена ЮЛКИНА,
учитель школы № 1615,
г. Москва

2-й класс (1–4)

Тема. "Одуванчик золотой. Многозначность слова".

Цели. Дать понятие многозначности слова; продолжить работу с антонимами; познакомить с этимологией слова "одуванчик"; познакомить с произведением К.Паустовского "Золотой луг"; развивать устную и письменную речь учащихся; учить видеть красоту в окружающем нас мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Аудиозаписи альбома П.И. Чайковского "Времена года", пьесы
Ф. Листа "Грезы любви"; рисунки одуванчиков; рассказ М.Пришвина "Золотой луг"; бумага, карандаши, карточки с названиями цветка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Учитель. Сегодня – очередной урок развития речи, на котором вы расширите свой словарный запас, узнаете много нового о слове, продолжите учиться красиво говорить.

III. Работа по теме урока

У. Закройте глаза, послушайте музыку и подумайте, кто к нам пришел в гости под звуки такой чарующей музыки.

Учитель включает произведение "Весна" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского.

– Догадались вы о том, кто нас приглашает?

Дети. Весна.

У. Весна приглашает вас в лес. Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы! Что можно увидеть, почувствовать?

Д. Потеплело, тает снег, бегут ручьи и расцветают первые весенние цветы.

У. А какие цветы – угадайте.

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.

О каком цветке идет речь?

Д. Об одуванчике.

Учитель прикрепляет на доску 3 рисунка с изображением одуванчиков.

На доске:

1
одуванчик желтый

2
одуванчик белый

3
одуванчик облетевший

У. Какие слова вы вспоминаете, глядя на одуванчик?

Д. Весна, лес, цветы, облачко, солнышко, тепло...

У. Вы почти угадали те слова, которые я вам приготовила для составления рассказа.

Учитель открывает запись на доске.

На доске:

Весна
Лес
Облачко
Красота
Солнышко

– Представьте, что вы не знаете названия этого цветка. Попробуйте его как-нибудь назвать.

Дети придумывают названия цветку.

– Многие ваши названия созвучны с названием одуванчика в различных местностях.

Учитель прикрепляет на доску карточки.

На доске:

Одуван, молочай, одуванник, летучки, пушица, молочник, бабка-подойница, пустодуй.

– Найдите самое необычное название.

Д. Молочник.

У. Самое поэтическое название.

Д. Пушица.

У. Самое веселое название.

Д. Летучки.

У. В переводе с венгерского "одуванчик" дословно означает "детсковеночная трава", то есть трава, из которой дети плетут венки.

Одуванчик облетает от дуновения ветра.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.

Послушайте красивую легенду об этом цветке.

Учитель включает пьесу Ф.Листа "Грезы любви", которая звучит фоном во время чтения легенды.

– Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил ее. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но был он робок и леноват и все откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ее волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами.

– Понравилась вам легенда?

Д. Да.

У. А теперь прочитайте глаголы, записанные на доске.

На доске:

Полюбил, вздыхал, украл, посеребрил.

– Какие из данных действий совершал Южный ветер, а какие Северный?

Д. Южный ветер полюбил, вздыхал.

– Северный – украл, посеребрил.

У. Подберите антонимы к словам "теплый", "слабый", "робкий".

Д. Теплый – холодный.
– Слабый – сильный.
– Робкий – смелый.

У. Чего недоставало Южному ветру для осуществления его мечты?

Д. Смелости.

У. Что могло произойти после того, как Южный ветер развеял своими вздохами белый одуванчик?

Д. Пушинки разлетелись, и выросли новые одуванчики.

У. Об одуванчике говорят: "Золотисто-желтый днем, он зеленый вечерком". Почему?

Д. На ночь у одуванчика цветки закрываются.

IV. Физкультминутка

У. Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.

– Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка.

– Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.
Действие повторяется несколько раз.

V. Работа с художественным текстом

У. Давайте прочитаем, как это удивительное свойство одуванчика объясняет Михаил Пришвин, который был большим знатоком природы и удивительным мастером слова.

Дети "по цепочке" читают рассказ М. Пришвина "Золотой луг".

– Как называется этот рассказ?

Д. "Золотой луг".

У. Почему Пришвин назвал луг золотым?

Д. Когда все цветки распускались, то было похоже на то, что луг стал золотого цвета.

У. Почему одуванчик стал интересен детям? Зачитайте отрывок из текста.

Д. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

VI. Работа над многозначностью слов

У. А что еще может быть золотым?

Ответы детей.

– Послушайте отрывок из стихотворения Е.Авдиенко.

Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.

Что означает здесь слово "золотой"?

Д. Здесь обозначается цвет.

У. Послушайте стихотворение Е.Серова.

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.

В каком значении употреблены слова "золотая" и "золотые"?

Д. Золотая рожь – спелая, золотые руки – умелые.

У. Вот как о золотых руках говорит поэт В.Коркин:

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.

Слово "золотая" можно употребить и в других значениях. Когда говорят "золотая голова"?

Д. Голова может быть золотой по цвету волос и по уму.

У. Правильно. Когда говорят "золотое сердце"?

Д. Золотым называют доброе сердце.

У. Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова. С какого значения слова "золото" мы начали разговор?

Д. Золотой одуванчик.

VII. Творческая работа

У. Вот и вернемся к нашему цветку. Я предлагаю вам творческую работу. Попробуйте сочинить стихи по заданным рифмам.

На доске:

в лесу
унесу
букет
нет

Дети сочиняют четверостишия. Желающие зачитывают их вслух.

– Давайте сравним ваши стихи с оригиналом. Вот что было у поэтессы Л.Аграчевой:

Я нашла цветок в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет.

Были ли у вас похожие стихи?

Дети отвечают.

– Одуванчики у нас желтые. Но не везде. На Земле существует больше двухсот видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.

Возьмите бумагу, карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет.

Дети выполняют задание.

– Прикрепите свой одуванчик к подходящему рисунку.

На доске:

VIII. Итог урока

У. Ваши одуванчики сорваны. Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить?

Д. Он погибнет.

У. Нет, одуванчик так любит жизнь и он так силен, что будет продолжать жить без земли и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.
Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.

Елена ГАЛЕТА,
гимназия № 38,
г. Белгород

4-й класс (1–4)

Тема. "Путешествие в мир звуков и красок весны".

Цели. Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, в написании сочинения-миниатюры.

Оборудование. "Родничок", книга для внеклассного чтения, 2-й класс; грамзапись "Голоса птиц"; П.И. Чайковский "Времена года"; репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"; детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов для каждого ученика; тексты для дифференцированной работы; весенний словарь; изображение Феи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.

На доске:

Путешествие в мир звуков и красок весны.

– Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке?

Дети. Сегодня мы будем говорить о весне, о звуках и красках весны.

У. Прочитайте эпиграф к уроку.

На доске:

Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.

(А.К. Толстой)

– В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.

III. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы отправляемся в гости к волшебнице Фее. Вот и пропуск у нас есть. В путь, друзья! Фея ведь все знает и знает про то, сколько вы читали рассказов и учили стихотворений про весну. Значит, путь нам открыт. Но где же хозяйка? Прислушайтесь.

Звучит пьеса П.И. Чайковского "Март".

– Слышите, это наша Фея пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство весны. Но чтобы нам не заблудиться по дороге, давайте вспомним, как же мы узнаем весну?

Д. Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит.

У. И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах. Прочитаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Весенние воды".

Один ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенние воды" наизусть, а остальные ученики следят по текстам, которые на карточках у каждого ученика.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

– Какова главная примета весны в этом стихотворении?

Д. Весенние воды, ручьи.

У. Какое у них настроение?

Д. Радостное, бурное.

У. Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи?

Д. Они журчат, звенят, как будто говорят.

У. А ведь мы в волшебном царстве. Вот Тютчев послушал, наверное, звук весенних ручьев, и они у него заговорили. А чтобы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу. Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим или еще и слышим?

Д. И слышим тоже: птицы поют, капель звенит, ручьи журчат, лопаются почки, шелестят мокрые деревья.

Учитель включает запись "Голоса птиц" – "Утро в лесу".

У. Весной все звучит по-особому. Слышите, зазвучали весенние песенки. Вот птицы запели. Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат?

Д. Поют, журчат.

У. Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны?

Д. Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась.

У. Звуки стали заметнее после долгого зимнего перерыва. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро все будет зеленым. Вот как об этом пишет Антон Павлович Чехов. Открываем книгу "Родничок" на с. 23, рассказ "Весной".

Один ученик читает вслух, остальные следят.

– Какие интересные звуки весны услышал автор?

Д. Хлюпанье грязи, рев реки, стук каблуков по льду.

У. Какие краски потребуются, чтобы нарисовать картину к этому рассказу?

Д. Потребуются темные краски, чтобы нарисовать грязь со снегом, и яркие краски для солнца, голубого неба, оживающей природы.

У. Послушайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого.

Один ученик читает наизусть.

Д. Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.

У. Звуки, звуки, звуки. Прозвучали стихи о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекли внимание разных поэтов, писателей. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось?

Д. В стихах и рассказе говорилось о звуках весны: о шуме воды, о пении птиц, о шелесте листьев.

У. Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?

Д. Нет. Еще помогают и картины родной природы.

У. Перед вами репродукция знакомой картины Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели". Эта картина написана в Костромской области, в поселке Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Слышите, сколько звуков в этой картине? А какие звуки мы здесь слышим?

Д. Перекличку грачей, звон капели, шелест ветра в мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов, звучание колокола...

У. Какие краски использовал художник?

Д. Светлые и темные, голубовато-серые, краски весны.

У. Такие краски художник взял, чтобы изобразить ноздреватый снег, голубое небо и прозрачные тени, набухшие почки – приметы наступающей весны. А теперь посмотрите на рисунки наших ребят и обратите внимание, какие они использовали краски, чтобы изобразить весну.

Учитель проводит работу с выставкой рисунков учеников о весне.

– Звуки весны можно услышать и в музыке. Петр Ильич Чайковский свою пьесу об апреле так и назвал – "Подснежник".

Учитель включает грамзапись.

– Какие звуки весны вы сейчас услышали?

Д. В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы...

У. Ребята, вы порадовали Фею, открыли секрет: звучание весны передается не только словами, но и красками, и музыкой.

IV. Физкультминутка

У. Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам.

Дождик песенку поет – кап-кап (ходьба).
Только кто ее поймет – кап-кап
(хлопки в ладоши перед собой)?
Не пойму ни я, ни ты – кап-кап
(хлопки за спиной),
Но зато поймут цветы – кап-кап
(хлопки над головой),
И весенняя листва – кап-кап (ходьба),
И зеленая трава – кап-кап
(сесть на место).

V. Словарная работа

У. Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? Такие слова надо найти обязательно! И мы вместе с Феей отправляемся к весеннему словарю. Какие слова подойдут к описанию весны, весеннего ветра, солнца, неба, птиц, ручьев, воздуха?

Выслушиваются ответы детей.
Учитель открывает на доске слова.

На доске:

У. Найдем в этих словах орфограммы. Подчеркнем их.

Дети выполняют задание.

VI. Написание сочинения

У. Мы побывали в царстве Феи, посетили один из уголков ее волшебной страны, где звучали весенние стихи, песенки, звуки. А сейчас давайте попробуем сами выступить в роли писателей и напишем маленькое сочинение про весну. На выбор вам предлагаются темы.

На доске:

Март

"Снег теперь уже не тот..."
Весенняя капель.
Весну открывают грачи.
Мартовский снег.

Апрель

Разговор весенней капели.
Первый подснежник.
Песенка ручейка.
Весенний концерт.
Дружная весна.

Май

Майский букет.
Первый дождь.
Весенний гром.

– Кому трудно самостоятельно написать работу, могут работать с деформированным текстом (карточка-помощница прилагается – "Весенний концерт", "Дружная весна"), вы можете пользоваться словами, записанными на доске.

Дети пишут, а в это время тихо звучит пьеса "Март".

VII. Итог урока

У. Ребята, что же вы узнали сегодня о весне?

Д. У весны много разных примет, красок, звуков.

У. И у каждого человека – у поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя – своя весна: и по приметам, и по звукам, и по краскам. И это большая удача в жизни, если вам удается встретить стихи, музыку или картину, очень близкую вашей личной весне. Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений, увидели картину, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, может, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.

Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?

Дети называют каждый свое, что они узнали на уроке.

– Прочитайте эпиграф и скажите, подходит ли он к нашему уроку и почему?

Д. Все в природе согрето весенним дыханием – солнцем, теплым ветром, и от этого все кругом оживает, поет, любит.

У. Прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Ученик читает стихотворение.

Д. А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в теплые поля!

У. Нам пора возвращаться. Фея была очень добра к нам, и я думаю, мы ее не подвели.

Спасибо вам, ребята, за ваше сотрудничество. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Весенний концерт

Я, на улице, гулял и сосульки, увидел.
Концерт, показывали, они.
сосулька, толстая, пела: "Пляк, пляк, пляк!"
сосулька, пела, средняя: "Плек, плек, плек!"
а, пела, сосулька, маленькая, самая: "Плик, плик, плик!"
наоборот, потом, а, все.
пела, сосулька, маленькая: "Плик, плик, плик!"
пела, а, средняя: "Плек, плек, плек!"
старшая, а, пела: "Пляк, пляк, пляк!"
концерт, а, потом, закончился.
пошел, домой, я, и рассказал, маме, папе, и, о концерте.
приснился, мне, ночью, сон, о, концерте, весеннем.

Дружная весна

весна, дружная, пришла.
теплое, солнышко, светит.
рыхлый снег, только, остался, леса, в тени.
на лесных озерах, лед, треснул.
вода, мутная, низины, затопила.
ручьи, журчат, шумные, березах, на, надулись, почки, маленькие.
они, душистой, пахнут, смолой.
веселые, кричат, воробьи.

Татьяна ЛУКАНИНА,
пос. Апраксино,
Костромская обл.