Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2003

УЧИМСЯ ИГРАЯ
 

1 апреля считается Днем юмора и смеха. В этот день некоторые просто стараются подшутить над своими друзьями и соседями, многие с удовольствием смотрят разнообразные веселые передачи, транслируемые по телевидению. А есть люди, которые организуют и проводят веселые игры и КВН.
Если вы принадлежите к их числу, то этот материал – ваш!

О КВНах я впервые услышала в пионерском лагере. В моем детстве по телевизору КВНов не было: их к тому времени уже запретили и еще не разрешили. Зато в детских лагерях они цвели пышным цветом и были одним из самых любимых развлечений.

Раньше мы с мальчишками нашего отряда ссорились, а оказавшись в одной команде, подружились, когда готовили домашние задания: старую сказку на новый лад, вопросы к команде соперника и приветствие. Команда наша называлась "Беспокойные сердца", но за этим привычно-пионерским названием скрывалась подростковая ирония (нам было по 11–12 лет). Девиз команды был: "Беспокойные сердца ВСЕХ доводят до конца". "ВСЕХ", а не "ВСЁ", как обычно. И эмблема: сердце в джинсах играет на гитаре. А на гитаре надпись: "Нервы". Все это – детская попытка пародии на привычное, обыденное. Тогда, в 1970-х, это нам казалось оригинально и смешно.

Мы рисовали себе маленькие эмблемы (кажется, я рисовала на всю команду – чтобы были у всех одинаковые) и одну большую. Потом переиначивали старую сказку...

Да, мальчишки наши – очень даже ничего! Дружить вполне можно!

Итак, вы решили провести со своими ребятами КВН? Тогда ваша самая главная задача – создать детям условия для того, чтобы они подружились. А то иногда учатся вместе много лет, а совсем чужие, даже мало знают друг друга.

И еще одна очень важная вещь – ребенку надо дать возможность выразить себя. Причем каждому ребенку, а не только отличнику с хорошей дикцией, который и так-то все время на виду. Постарайтесь, чтобы у каждого была какая-нибудь, хоть малюсенькая, роль, чтобы по возможности был костюм. Прекрасно, если у детей будет возможность раскрасить себе лица и надеть на головы что-нибудь экзотическое!

Конечно, КВН в младших классах – дело непростое. Малыши еще не умеют (за редким исключением) сами сочинять сценарии, ставить спектакли, создавать хорошие костюмы. Они нуждаются в помощи взрослых. Но помощь эта не должна быть диктатом. Для того чтобы группой детей было легче руководить, разбейте класс (или отряд) на несколько маленьких команд и занимайтесь с ними по очереди, а лучше подключите к каждой команде старшеклассника или кого-нибудь из родителей.

Стоит ли говорить, что команды должны готовиться в тайне друг от друга и выступление каждой должно быть сюрпризом для остальных!

Задания должны быть посильными, не слишком сложными. Вопросы – не на знания (для проверки знаний лучше проводить викторину), а на воображение, на чувство юмора. Лучший ответ – оригинальный. Хорошо, если у вопроса вообще нет "правильного" ответа. В КВНе другой закон – веселье!

Малышам лучше удаются музыкальные номера. В номере обязательно должна участвовать вся команда. Можно, например, изобразить оркестр. Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то "терзает" гитару, кто-то играет на ударных – кастрюлях и ведрах. Пусть даже все это происходит под фонограмму известного певца. А уж если сами споют!.. Важный момент – представление команды (с него-то и начинается праздник!). Ребятишки должны почувствовать себя единым целым. Постарайтесь, чтобы у команды было смешное или просто симпатичное название. Выбирать его нужно непременно вместе. Пусть даже самое хорошее название предложит взрослый, настаивать не надо, лучше убедить осторожно, но пусть знают, что придумывали и выбирали название сами и вместе. Кстати говоря, при выборе названия учитывайте, что время не стоит на месте и то, что было даже очень весело в вашем детстве, сейчас уже воспринимается совсем иначе. Так, в минувшем учебном году в одной из школ учительница посоветовала детям назвать команду "Утильсырьевщик", хотя утиль вот уже несколько десятилетий никто в Москве не собирает. Помню, я в детстве у папы спрашивала, кто такие сырьевщики (в книжке это слово встретила – в "Судьбе барабанщика"). Что уж говорить о нынешних детях!

Но вернемся к представлению команды. У всех ребятишек должен быть похожий внешний вид или какая-нибудь общая деталь костюма. И совсем ни к чему "белый верх, темный низ", как в былые времена. Общим у всех может быть, например, яркий бантик на... левой ноге и на правом плече. Или – нарисованная на плече ромашка. Или – все в шляпах (пусть – в разных). Или – у всех бумажные (или нарисованные на лице) очки. Или усы. Или носы. Или... Фантазируйте! И пусть фантазируют ваши ребята!

Замечательно, если, представляя команду, дети споют общую песенку (хорошо переделать известную).

Больше красочных костюмов, музыки! А если и ведущий будет юмористом и весельчаком (кстати, можно такого "позаимствовать" в старших классах), праздник наверняка надолго запомнится!

Татьяна РИК

К В Н

2–3-й класс

Для проведения КВНа класс заранее делится на 2 команды. Команды придумывают себе названия, выбирают капитана. Дети готовят эмблемы, разучивают девиз, то есть готовятся к конкурсу представления команд.
В день праздника на сцене вывешиваются "ромашки" с заданиями. У каждой "ромашки" по 5 лепестков. Всего 7 "ромашек", так как конкурсов, не считая приветствия, всего 7. Выбирается жюри: это могут быть родители, учителя или ученики.
Под музыку дети заходят в актовый зал, встают вдоль сцены. Зрители заранее занимают свои места. Начинается конкурс с представления команд. Жюри по 5-балльной системе оценивает каждый конкурс.

ХОД ИГРЫ

I. Приветствие команд, представление

После представления команд представитель от каждой из них поднимается на сцену и отрывает по одному лепестку от первой "ромашки" с заданиями.

II. Конкурсная программа

Музыкальный конкурс

Ведущий. Представьте, что вы животные, которые любят музыку, но не умеют говорить по-человечески. Представили? А теперь исполните песню "В лесу родилась елочка" как:

  • хор маленьких собачек и больших голодных псов;

  • объединенный хор воспитанных домашних котяток и бродячих котов;

  • звонкоголосых петухов;

  • очень воспитанных хрюшек;

  • коровьего стада.

Затем поднимаются на сцену другие представители команд и отрывают по одному лепестку от следующего цветка. И так после каждого конкурса.

Театральный конкурс № 1

Ведущий. Изобразите всей командой следующее транспортное средство:

  • пароход;

  • самолет;

  • паровоз;

  • троллейбус;

  • вертолет.

Литературный конкурс

Ведущий. Сочините стихотворение, в котором 4 строчки, и эти 4 строчки должны заканчиваться такими словами:

  • цветок – носок – листок – щенок;

  • стакан – банан – карман – обман;

  • бег – снег – век – человек;

  • слон – вагон – рулон – картон;

  • машина – трясина – малина – осина.

Художественный конкурс

Ведущий. Нарисуйте всей командой, дорисовывая по очереди, необычное животное:

  • квадратохвостиуса;

  • шваброшерстиуса;

  • ногошкафиуса;

  • зубоглазиуса;

  • стенорогиуса.

Развлекательный конкурс

Ведущий. Придумайте 5 новых применений старому, никому не нужному предмету:

  • пустой консервной банке;

  • дырявому носку;

  • лопнувшему воздушному шарику;

  • пустому стержню от ручки;

  • перегоревшей лампочке.

Театральный № 2

Ведущий. Изобразите походку человека, который:

  • объелся;

  • надел ботинки меньше своего размера;

  • неудачно пнул кирпич;

  • оказался ночью в лесу;

  • ужален осой.

Творческий

Ведущий. Придумайте новые названия урокам:

  • математики;

  • · музыки;

  • · труда;

  • физкультуры;

  • письма.

III. Итог игры

Конкурс для определения победителя (дополнительный)

Если по итогам всех конкурсов команды набрали равное количество баллов, то дополнительно можно провести этот конкурс.

Ведущий. Каждая команда говорит по одной строке из любого стихотворения. Кто больше знает стихов?

Награждение победителей и побежденных.

автор-составитель
Светлана ОВЧИННИКОВА,
учитель школы № 199,
г. Москва

К В Н

3-й класс

Играют две команды по 7 человек.
Девиз команд: "Один за всех и все за одного".
Домашнее задание: сказка о частях речи.

Приветствия команд

1. Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть!

2. Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет –
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!

3. И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

4. И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

Песня

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить!

Вручение эмблем жюри и приветствие жюри.

Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет!

Разминка: "Угадай название нашей команды".

Домашнее задание: капитан каждой команды передает жюри сказку о какой-нибудь части речи (пишут коллективно).

Конкурс капитанов: определить часть речи по одному предложению.

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс команд: "Испорченный телефон".

Скороговорки:

1. Ушел косой козел с косой.
2. Добры бобры идут в боры.

Проговаривает ведущий на ушко первому игроку. Побеждает команда, сумевшая за меньшее время правильно передать скороговорку. (3 очка)

1-е игроки: Игра "Змейка".

За 1–2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы предыдущего: утро – один – нос – слон и т.д.
(3 очка).

2-е игроки: Раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать.
2. Засучив рукава.
3. Прикусить язык.

1. Во весь дух.
2. Спустя рукава.
3. Морочить голову.

3-и игроки: "Придумай слова наоборот".

1. Больше думай – меньше говори (пример).
2. Будет день – будет и ...
3. Добро помни, а зло ...

1. Будет зима, будет и ...
2. Дождь вымочит, а солнышко ...
3. Новых друзей наживай, а ... не теряй.

4-е игроки: Шарады (расшифруй картинки).

5-е игроки: "Отгадай слово".

1. Его корень в слове мороз, суффикс в слове грибок, приставка в слове загадка. (Заморозок)

2. Его корень в слове привозил, суффикс в слове закладка, приставка в слове поклон, окончание в слове дружба. (Повозка)

6-е игроки: "Раскрой скобки".

1. (До) води дело (до) конца.
2. Лодка (от) плыла (от) берега.

1. Цветы (под) резали (под) корень.
2. Тропинка (с) пускалась (с) горы.

Диктант для команд

РУССКИЙ ЯЗЫК

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Русский язык помогает нам дружить.

Или:

Какой я? ... (картинки медведя)
Какой я? ... (картинки птиц)
Какая я? ... (картинки лисиц)

Описать картинки с помощью прилагательных. Кто больше подберет прилагательных, тот и победил.

Прощальная песенка команд

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

 

автор-составитель
Ирина МИРОШНИКОВА,
г. Люберцы

Первое апреля –  праздник улыбки

Праздник проводится в украшенном зале. Участники рисуют себе гримом самые разнообразные улыбки.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий.

Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь – соседу достанется!
Проходите все без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!

Под песню "Улыбка" в зал входят гости, затем участники. У входа надо улыбнуться широко-широко – это является входным билетом.

Ведущий.

Добрый вечер добрым людям!
Пусть веселым праздник будет!
С днем улыбки поздравляем,
Счастья, радости желаем!

Мы начинаем веселые соревнования между двумя командами "Шутники" и "Смешинки".

В жюри выбираются пять человек из гостей.

Конкурс 1

На самую широкую, озорную, лукавую, милую улыбку.

Конкурс 2

Всем участникам раздаются бумага, фломастеры, карандаши, кисти и краски, и в течение 5–10 минут они рисуют друг друга, но обязательно улыбающимися. А потом все рисунки с шутливыми подписями выставляются на вернисаж "Улыбки друзей".

Ведущий.

А гостям мы для разрядки
Загадаем-ка загадки.
Кто даст правильный ответ,
Мы тому дадим конверт.

Когда мальчика называют женским именем?

Дети. Когда он долго спит – соня.

Ведущий. Кто на все руки мастер?

Дети. Перчаточник.

Ведущий. На что похожа половина яблока?

Дети. На другую половину.

Ведущий. Может ли страус назвать себя птицей?

Дети. Нет, он не умеет говорить.

Ведущий. Когда человек бывает в комнате без головы?

Дети. Когда он высовывает голову через окно на улицу.

Ведущий. Что можно видеть с закрытыми глазами?

Дети. Сон.

Ведущий. Сколько букв в азбуке?

Дети. Шесть: а, з, б, у, к, а.

Ведущий. Что может быть в пустом кармане?

Дети. Дырка.

Ведущий.

Гости славные, люди дивные,
Поверните сюда лицо.
Начинаем сейчас спортивные
Состязания удальцов!

Конкурс 3. "Улыбчатая эстафета"

Вместо эстафетной палочки члены команды, пробегая свой этап, крашеными губами касаются лба или щеки партнера по команде.

1. Бег на короткую дистанцию: одна нога боса, другая – в огромном валенке.
2. Бег на метлах между кеглями, выставленными в цепочку.

Ведущий. А теперь, друзья мои,
Для забавы этой
Постарайтесь на метле
Пролететь ракетой.

3. "Веселые носильщики". Надо перенести воздушные шары в корзину с помощью палки.

В зал входит кудесник.

Кудесник. Я знаменитый кудесник. Могу угадать ваше прошлое и настоящее, предсказать будущее. Хотите убедиться – делайте то, что я вам покажу.

Кудесник заставляет детей и гостей кукарекать, мяукать, размахивать руками и т.д.

Кудесник. Ваше прошлое: вы кукарекали, мяукали и делали другие несуразные вещи. Ваше настоящее – вы сидите смирно и слушаете меня. Ваше будущее: кончится праздник, вы разойдетесь по домам. Правильно я все угадал?

Конкурс 4. "Конкурс частушек"

Ведущий.

А ну, частушницы, девочки,
Подарите нам припевочки!
Хочешь победить подружку,
Спой веселую частушку!

Конкурс 5. "Конкурс красавиц"

Мальчики надевают косыночки и, глядя в зеркало, говорят фразу: "Ах, какая я красивая!" – с разными интонациями: с радостью, со злостью, с удивлением, со слезами.

В зал входят ребята и показывают сценки-миниатюры из школьной жизни.

Конкурс 6. "Танцевальный"

Ведущий. У кого душа не узкая,
Все, кто любит пляску русскую,
Выходи без лишних слов –
Будет танец плясунов!
Под русскую плясовую мелодию ребята пляшут, сидя на табуретках.

Конкурс 7. "Песенный"

Ведущий. Нам везде надо успеть –
И сплясать, и песни спеть!

Команды по очереди поют несколько строк из песен, в которых упоминаются слова "улыбка" или "улыбнись".

Конкурс 8. "Творческий"

Командам и гостям раздаются рифмы. Надо сочинить стихотворения, в которых четыре строчки:

  • стакан – банан – карман – обман.

  • кружка – подружка – лягушка – частушка.

  • конь – гармонь – огонь – ладонь.

  • кошка – ложка – окошко – немножко.

Ведущий. Мы отлично поиграли,
Только вот не танцевали.
В круг всех вас я вызываю
И на танец приглашаю.

Под музыку "Танец маленьких утят" участники команд и все гости исполняют танцы маленьких котят, поросят, обезьянок и т.д.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Слово предоставляется жюри.

Команды награждаются медалями-улыбками. Гостям дарят сувениры в виде улыбок.

Ведущий.

Конкурсы мы завершаем,
Всем ребятам и родителям желаем,
Чтоб всегда здоровы были,
Чтоб улыбались, смеялись, шутили!

автор-составитель Гузель ЧИЛЬДИНОВА,
учитель начальных классов,
г. Салават,
Республика Башкортостан