Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лариса КАРАНЕЦ,
библиотекарь средней школы № 25,
г. Владивосток

Проблема детского чтения существует давно. На современного человека обрушились потоки информации: читай что угодно, а дети вообще в растерянности: как сориентироваться, как не пройти мимо главного?
Свою посильную помощь оказывает школьная библиотека. Школьники зачастую приходят в библиотеку и спрашивают комиксы, детективы, проходя мимо хороших книг.
Задача библиотекаря состоит в том, чтобы научить читать хорошую литературу, привить к ней интерес различными формами работы. На примере одного библиотечно-библиографического урока попробуем показать, каким путем достигается эта цель.

2-й класс

Оборудование. Книги, кукла Петрушка.

ХОД ПРАЗДНИКА

На столе в беспорядке разбросаны книги. Этакая куча-мала. Из-под них выглядывает виноватая рожица Петрушки.

Библиотекарь. Ой, ребята, что случилось? Землетрясение или обвал? (Замечает Петрушку.) А кто это тут выглядывает? (Вытаскивает Петрушку, надевает на руку.) Петрушка! В чем дело? Ты цел?

Петрушка. Да я... да... да мне... ну, в общем, тащил-тащил, а потом как грохнет, как повалится все на меня, я очень испугался. (Виновато опускает голову.)

Библиотекарь. Понятно. Ну что, давайте поможем Петрушке, выручим его еще раз. Расставим книги, как им положено стоять.

Ребята охотно откликаются.
Библиотекарь в задумчивости перебирает книги.

Библиотекарь. Ой, как нам разобраться, ребятки, смотрите, все книжки перепутаны. Сколько нам работы... Ох, Петрушка, что нам делать?

Петрушка. Я не знаю...

Библиотекарь. Ребята! Вот что я вспомнила. О чем мы на прошлом занятии говорили?

Дети. У каждой книжки есть свой паспорт, и называется он – "каталожная карточка".

Библиотекарь. Правильно. У нас есть каталожные карточки, они нам и помогут. Давайте разделимся на три команды. Я вам дам карточки, смотрите и правильно выбирайте книги. Попробуйте это сделать сами. А ты, Петрушка, помогай ребятам.

Ребята постепенно разбирают книжный завал. В конце концов им это удается.

Петрушка. Ур-р-а! Разобрали!

Библиотекарь. Это ребята разобрали, а ты, как мы видим, совсем не разбираешься. Ну, давайте посмотрим, что у нас получилось?

Команда 1. У нас книги о животных.

Команда 2. У нас книжки стихов.

Команда 3. А у нас сказки.

Библиотекарь. Все вроде бы правильно, но что-то не так. Вот у вас, смотрите: сначала стоит книга Б.Чарушина "Верный Трой", а потом книжка В.Бианки "Мышонок Пик", а теперь С.Воронин, его книга "Трусишка". Давайте вспомним, как должны стоять книжки на полке?

Дети вспоминают, что книжки должны быть расставлены в алфавитном порядке по фамилиям писателей. Отвечают, дополняя друг друга.

Библиотекарь. Правильно. Теперь все точно. Запомнили? Ну и хорошо. Осталось только озаглавить наши разделы.

Ребята придумывают заголовки.

Библиотекарь. Если вам понадобятся книги про животных, то вы подойдете к этой полке и выберете себе нужную книгу.

Петрушка. А-а, мне теперь понятно, а я-то книжку свою совсем не там искал. Мне была нужна книжка про художников, которые рисуют для книг.

Библиотекарь. Они называются "художники-иллюстраторы". Это тема нашего следующего занятия, ты приходи к нам, мы будем рассказывать о книге Ю.Коваля "Жеребенок" и познакомимся с иллюстрациями Т.Мавриной к этой книге.

Петрушка. Приду. Обязательно. Ребята! Мне понравилось ваше занятие. Я все запомнил и даже стихи сочинил. Вот, слушайте.

Аккуратно книги станут там и тут,
Вновь на книжной полке корешки блеснут.
Понял я, ребята, что на книжной полке
Тоже есть порядок книжной расстановки.
Книжку быстро ты найдешь,
В ней и мудрость, и отрада,
Только знай, что каталог
Алфавитный помнить надо!
Если видишь, что на полке
Книги собраны по темам:
Например, "Мое Приморье" –
Значит, здесь своя система.
Если ты не знаешь, чтоR тебе читать,
То список рекомендательный
Поможет обязательно!
Вместе с вами я старался
И совсем не растерялся.
Книжку мне найти помог
Алфавитный каталог!

Вот и все! До свидания!
До следующей встречи!

Библиотекарь. Ребята, все эти книги вы можете взять в библиотеке. Жду вас. Приходите!

Публикация статьи произведена при поддержке веб-студии «Perfect Team». На сайте веб-студии, расположенном по адресу http://sites4u.info/index.php?aux_page=aux20, Вы получите подробную информацию об услугах «Perfect Team», а также ознакомитесь с портфолио работ веб-студии. «Perfect Team» поможет в создании сайта в Ивантеевке, его разработке и продвижении. Веб-студия «Perfect Team» занимается проектами любой степени сложности: от «мини-сайта» до «корпоративного сайта».