Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Наталья СВОБОДИНА,
логопед в/к, психолог,
руководитель
психолого-логопедической службы
Центра "Успех и Карьера"

Еще есть время...

Наступила весна... Для кого-то это только изменения в природе, а для тех, кто имеет отношение к школе, – это горячая пора: подготовка к экзаменам, самая длинная четверть, последняя возможность улучшить свои годовые отметки.

Но есть категория взрослых, для которых начало весны приобретает особое значение – это родители будущих первоклассников. Одни вдруг вспоминают, что осталось всего полгода до школы и надо как-то начинать готовиться. Другие с облегчением думают: "Ну, наконец-то, долгая подготовка к школе позади. Ребенок читает – все будет хорошо". И с чувством выполненного долга погружаются в приятное состояние под названием "одной заботой меньше".

Наивны... Они и не подозревают, что самое трудное их ждет впереди.

А еще – это время учителей, которые объявляют запись в 1-й класс и открывают группы подготовки к школе (как правило – для своей школы, для своего класса).

Если обобщить все, что мы знаем о подготовке малышей к школьному обучению, то, в основном, можно объединить шестилеток в следующие группы:

1. Дети, чьи родители считают, что специально готовить ребенка к школе не надо, придет время – всему научит школа, или же занимаются с ребенком постольку-поскольку.

2. Вторая – полная противоположность первой. Родители этих детей уже с 2–3 лет начинают возить ребенка по различным дошкольным гимназиям, кружкам и студиям (зачастую – чрезмерно увлекаясь).

3. В третью категорию входят дети, которых отдают в различные группы подготовки с 5–6 лет, когда до школы осталось не так уж и много времени.

4. И, наконец, дети, получающие подготовку в дошкольном учреждении, – она может дать любой результат: от прекрасного до нулевого.

Таким образом, 1 сентября место за партами в вашем классе займут такие разные по уровню подготовки первоклассники, что в пору за голову хвататься. И к середине 1-го класса, а зачастую и раньше, у некоторых детей начнут проявляться трудности, с которыми учителю и родителям справиться тяжело. Большое количество нелепых ошибок при чтении, элементы угадывающего чтения, иногда – полная неспособность овладеть процессом чтения. Сложности в понимании прочитанного текста (а это значит – проблемы с решением задач), трудности с пересказом, с составлением рассказа. В тетрадях эти дети все чаще пропускают, переставляют или заменяют буквы, иногда выбрасывают целые слова.

Что же, как правило, происходит дальше?

Учитель просит родителей обратить особое внимание на ребенка, и с ним начинают усиленно заниматься дома: вместе делают уроки, часами заставляют писать и переписывать различные тексты. Часто домашние работы по русскому языку выполняются вначале на черновике, а потом уже переписываются в тетрадь, что для ученика начальной школы не просто недопустимо, а крайне вредно. Учитель тоже по мере возможности занимается с ребенком дополнительно.

Так продолжается довольно долго, но, к сожалению, результат бывает недостаточным. Какое-то улучшение в письме и чтении, безусловно, наступает, но оно, как правило, временное и нестойкое.

Но, худо-бедно, – ребенок заканчивает 1-й класс, и на лето ему дают задание: больше читать и писать. Три летних месяца или же в последние две недели перед школой (ни то ни другое пользы не приносит) мама или бабушка заставляют свое чадо читать большие тексты, писать диктанты, списывать. Причем, слепо выполняя рекомендацию – больше!

Во 2-й класс уже приходит ученик, которому порядком надоели все эти книги и тетради. В начале учебного года он более менее успевает, но потом, по мере нарастания нагрузки, увеличения объема материала, – дела с чтением и письмом все хуже и хуже. Заглавная буква постоянно исчезает, точка в конце предложения забывается, буквы путаются или теряются, неправильные окончания слов лишают предложения всякого смысла. Взрослые хватаются за голову и усиливают меры воздействия. Они зависят от уровня терпения и душевного состояния родителей: начиная с увещевательных и до репрессивных.

Некоторые нанимают репетиторов по русскому языку. Занимаются добросовестно и долго, но улучшения совсем небольшие. К 3-му классу ученик погряз в двойках. И только тогда родители начинают обращаться к различным специалистам, подозревая, что дело тут не в лени и не в "тупости" их ребенка, что только педагогическими приемами проблемы решить невозможно.

Они идут в поликлиники, в различные центры и наконец попадают к логопедам, занимающимся проблемами нарушений письма и чтения.

Имя этим проблемам – дисграфия и дислексия.

Почему я так подробно описываю этот мрачный путь школьника?

Наверное, кто-то скажет, что мы сгущаем краски, и не так уж страшна проблема, и не очень много учеников, страдающих такими нарушениями. Но вот данные, приведенные известным специалистом из Санкт-Петербурга Л.Г. Парамоновой. Среди школьников 3-го класса города (921 ученик) был проведен единый диктант средней сложности, соответствующий программе. Проводился диктант классными педагогами, то есть ссылок на присутствие незнакомых учителей сделать нельзя. При анализе результатов этого диктанта внимание обращалось только на присутствие специфических ошибок, говорящих о наличии нарушений письма.

Оказалось, что такие ошибки имели место у 30 процентов учеников, то есть у каждого третьего. При том что старая статистика, 1950–1960 годов, о количестве детей, страдающих дисграфией в начальной школе, приведенная в специальной литературе, дает цифру в 6 процентов. "Это свидетельствует не только о невероятно большой распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также и о трудностях ее преодоления – многие дети "пронесли" дисграфию через всю начальную школу" (Л.Г. Парамонова).

Конечно, не все дети с нарушениями письма и чтения приходят к логопедам так поздно. Часто родители, особенно много читающие о проблемах развития детей, сразу распознают первые сигналы тревоги. И вовремя начинают коррекционную работу у специалиста. Все чаще и учителя могут своевременно выявить специфические ошибки у своих учеников и направить к логопедам. Но, к сожалению, больше всего обращений по поводу трудностей с письмом и чтением все же среди третьеклассников. А это значит, что масса времени уже упущена.

Говоря о потере времени, мы имеем в виду не только первые два года обучения в школе, но и дошкольное детство… В первую очередь – дошкольное детство.

На страницах нашей газеты уже не раз шел разговор об этих проблемах. Мы рассказывали о причинах появления дисграфии и дислексии, о механизмах возникновения этих нарушений, о способах своевременного выявления специфических ошибок. Зная, что начало этим проблемам было положено не в 1-м классе, мы все же говорили только о школьниках. И об уже возникших проблемах.

Сегодня же, когда не за горами запись в школу, пришла пора разговора о подготовке детей к школе и о предупреждении нарушений письма и чтения на более ранних этапах.

Вначале давайте еще раз вспомним, что же мы называем дисграфией и дислексией?

Под термином дисграфия понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Заметьте, при нарушениях как чтения, так и письма – причина в недостаточной сформированности тех психических функций, которые обеспечивают овладение данными процессами. А формируются эти функции на разных этапах дошкольного детства. Если уже в дошкольном возрасте какая-то функция явно "запаздывала", то в школе это обязательно проявится и на письме, в виде специфических ошибок, и при чтении.

Приведем некоторые примеры.

У ребенка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Значит, он не сможет полноценно усвоить начертания букв и обязательно будет путать их на письме.

Или ребенок, не различающий на слух акустически близкие звуки (то есть с недостаточно сформированным фонематическим восприятием), будет обязательно допускать на письме замены букв.

Данные обследования детей с уже имеющейся дисграфией дают основание утверждать, что в группу риска должны быть занесены и дети с вялой артикуляцией, нечетко произносящие звуки. А также дети, которые к моменту поступления в школу уже бегло читают, но при этом делают ошибки при проверке фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, пусть даже на первый взгляд и незначительные.

Сейчас много говорят и пишут о готовности детей к школьному обучению. При поступлении ребенка в школу, несмотря на многочисленные запреты, почти везде проводится тестирование или экспресс-обследование. В этом нет ничего плохого, если все происходит после зачисления ребенка в 1-й класс и служит для выявления слабых сторон его подготовки. Именно о таком подходе к приему детей мы и будем в дальнейшем говорить.

Л.Г. Парамонова рассказывает еще об одном исследовании, проведенном в Санкт-Петербурге. Оно было ориентированно непосредственно на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6–7-летнего возраста. В феврале было обследовано 580 детей из 44 подготовительных групп массовых детских садов (обратите внимание, речь не идет о логопедических группах).

Приводятся параметры, по которым было проведено исследование. Это важно, потому что именно эти параметры должны лежать в основе обследования детей, которое вы проводите или будете проводить в своих школах.

Изучалось следующее:

1. Состояние слуховой дифференциации близких по звучанию звуков: с-ш,
с-ц, ц-тс, л-р, парные согласные по глухости-звонкости, по твердости-мягкости; и-ы.

2. Состояние звукопроизношения.

3. Сформированность элементарных видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

4. Сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

5. Состояние словарного запаса и грамматического строя речи.

Все это – слабые звенья, недостаточность сформированности которых могла привести к какому-то определенному виду дисграфии. Присутствие нескольких слабых звеньев обязательно приведет к проявлениям смешанной формы дисграфии.

"Анализ полученных данных показал, что предпосылки к появлению того или иного вида дисграфии имели от 10,5 процента до 55,5 процента детей. Большинство детей имели предпосылки сразу нескольких видов дисграфии.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что более половины детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку" (Л.Г. Парамонова).

Цифры устрашающие. Что же делать? Об этом в следующих номерах.

Если в вашем классе есть дети с логопедическими проблемами, обратитесь за консультацией к специалисту. Свободина Наталья Генриховна, логопед, бесплатно ответит на ваши вопросы 23 апреля на Дне учителя начальной школы.