Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист Центра непрерывного
художественного образования,
учитель ИЗО школы № 610,
г. Москва

Художник и зрелище

Уроки изобразительного искусства

3-й класс

На уроках изобразительного искусства по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М. Неменского в 3-м классе дети приобщаются к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла и учатся понимать, что жизнь человека ежедневно связана с искусством. Тема III четверти называется "Художник и зрелище". На уроках ребята попадают в мир театра и подробно знакомятся с работой театральных художников, а также узнают о совместной работе "Мастеров Изображения, Украшения и Постройки". В то же время эта тема позволяет в игровой форме научить детей изображать человека в движении.

Театральный костюм

На уроке, посвященном созданию образа театрального персонажа, дается задание: создать эскиз театрального костюма. В этом возрасте каждый ребенок хотя бы один раз в жизни видел театральное представление, или был в настоящем театре, или участвовал в школьной самодеятельности. В начале урока учитель рассказывает, чем театральный костюм отличается от того, в котором люди ходят каждый день. Необходимо показать репродукции эскизов костюмов, выполненных такими художниками, как Александра Экстер, Леон Бакст, Николай Рерих и др. Дети с удовольствием рассмотрят детали костюмов, подумают над тем, из каких материалов может быть сконструирован костюм того или иного персонажа и можно ли в театральном костюме выйти на улицу города. Учитель обращает внимание детей на то, что каждый персонаж на эскизе изображен в движении, которое, так же как и костюм, помогает нам понять характер изображаемого героя. В 3-м классе еще рано рассказывать детям о пропорциях человеческой фигуры, но нужно объяснить, как лучше скомпоновать фигуру на листе, какого размера нарисовать голову и сколько места должны занимать ноги по сравнению со всей фигурой. Фигуру на листе формата А4 можно наметить карандашом или даже ручкой, так как все линии построения в конце урока должны быть спрятаны под наклеенными деталями костюма.

Работа выполняется в технике коллажа, используются все доступные материалы, которые могут быть приклеены на лист: обрезки из журналов, кусочки ткани, мех, нитки, мятая бумага, вата и прочее. Для приклеивания лучше использовать клей ПВА. Черты лица можно дорисовать черным фломастером или ручкой. Главное в работе то, чтобы ребенок имел возможность пофантазировать и поиграть на листе бумаги, создавая при этом образ театрального персонажа.

1. Наметить на листе верх и низ фигуры (рис. 1).

2. Нарисовать голову, проверить, чтобы она не была слишком маленькой или слишком большой (учитель не должен забывать о том, что голова – это 1/8 от всего туловища). Чуть ниже головы нарисовать горизонтальной линией плечи, пририсовать шею (длина одного плеча равна высоте головы) (рис. 2).

3. Наметить середину фигуры (ноги занимают половину всей фигуры) (рис. 3).

Рис. 1 - 3

Рис. 1 - 3

4. Нарисовать пояс, наметить руки (локоть делит руку на 2 части – от плеча до локтя такое же расстояние, как от плеча до пояса) (рис. 4). Дети на себе проверяют все пропорции: прижимают согнутую в локте руку к поясу, сгибают, разгибают, поднимают и опускают руки.

5. Разложить на нарисованной фигурке детали костюма, подвигать их по листу так, чтобы фигурка ожила, а потом все приклеить (рис. 5). При выборе цвета деталей необходимо обратить внимание на то, как они выглядят на фоне (желтое на белом почти незаметно и т.д.).

Рис. 4 - 5

Рис. 4 - 5

Балет

Искусство балета помогает ребенку задуматься над тем, что существует язык движений, жестов, язык танца. Артисты в балете не произносят ни одного слова, но мы их понимаем, так как для того чтобы люди поняли друг друга, не всегда нужны слова. Но балет не является молчаливым искусством – ведь танцуют артисты под музыку, которая помогает нам понять все, что происходит на сцене. Балет создают и художники по костюму, декораторы, гримеры, художники по свету – и совместная работа всех мастеров позволяет нам наслаждаться воистину чудесным зрелищем. Во время беседы и показа фотографий, слайдов и рисунков с изображением артистов балета дети сравнивают балерин с лебедями ("Лебединое озеро"), любуются красивыми движениями, изогнутой шеей, руками-крыльями, узнают, во что одеты и обуты артисты (пачка, пуанты), вспоминают, что обозначают слова "соло", "дуэт". Необходимо познакомить ребят с картинами французского художника Эдгара Дега.

Практическая работа выполняется из обрезков цветной бумаги на белом или цветном фоне. Отдельные фигуры можно использовать для коллективной работы.

1. Для туловища отрезать кусочек прямоугольной формы, обузить его с двух сторон, положить на приготовленный фон не приклеивая (рис. 6) (до тех пор пока вся фигура не будет разложена на листе, клей не используется).

2. Для головы отрезать прямоугольник в 2 раза короче туловища, скруглить углы так, чтобы голова стала похожа по форме на яйцо, положить на лист и из обрезка сделать шею также прямоугольной формы (рис. 7).

Рис. 6 - 7

Рис. 6 - 7

3. Для ног отрезать прямоугольник размером с туловище, разрезать его вдоль так, чтобы получились 2 одинаковые полоски, затем совместить полоски в одну и разрезать их от угла к углу (дети еще не знают, что значит "по диагонали"). Получатся 4 треугольника, из которых составляются ноги. У треугольников можно скруглить уголки у основания, чтобы фигурка получилась изящной (рис. 8).

4. На туловище загнуть снизу полоску и отогнуть ее обратно – получится линия талии. Отрезать прямоугольник размером от плеча до талии и чуть уRже туловища – это заготовка для рук. Руки вырезаются так же, как ноги. Рука не должна отрываться от плеча (рис. 9).

Рис. 8 - 9

Рис. 8 - 9

5. Для ступней отрезается прямоугольник высотой с голову, но примерно в 2 раза уже, разрезается по диагонали и прикладывается к ногам. Кисти рук выполняются из обрезков, оставшихся после вырезания головы.

6. Когда дети поиграют с кусочками бумаги, разложив их так, чтобы фигурка получилась танцующей, можно все приклеить (рис. 10).

Рис. 10

Рис. 10

Желательно, чтобы за урок ребята успели приклеить две танцующих фигуры. Урок надо проводить в сопровождении музыки, так как музыка является неотъемлемой частью балета.

Искусство цирка

На предыдущих уроках ученики узнали, как легко можно изобразить человека в движении, познакомились с искусством балета и узнали, как через красоту движений и при помощи музыки артисты выражают свои чувства. В цирке при помощи движений артисты создают у зрителей праздничное настроение и, конечно, показывают свою ловкость и мастерство. Учитель должен создать на уроке, посвященном искусству цирка, праздничную обстановку, используя музыку, фотографии артистов цирка, воздушные шарики и прочее. Необходимо показать репродукции картин Пабло Пикассо "Девочка на шаре" и Поля Сезанна "Арлекин и Пьеро", иллюстрации Лебедева к стихотворению С. Маршака "Цирк". Каждый ребенок знает, что такое цирк, и с удовольствием расскажет о том, как выглядят цирковые артисты, какие трюки они выполняют, во что одеты. Нарисовать целиком цирковой номер ребенку сложно, так как он может увлечься деталями и запутаться в композиции. Можно предложить каждому ученику изобразить одного артиста цирка тем же способом, каким они изображали артистов балета, и потом собрать из индивидуальных работ одну общую композицию. Второй вариант задания – это изображение конного цирка, причем эта работа может быть как индивидуальной (на цветном фоне), так и коллективной. Каждый ученик рисует всадника на коне, а из отдельных рисунков собирается (при помощи учителя) на закрашенном листе ватмана общая композиция "Конный цирк". Отдельные фигуры могут быть нарисованы на черной или белой бумаге, а потом закрашены черной тушью (гуашь сильно пачкается и может быть использована в том случае, если рисунок не будет вырезаться и наклеиваться). Предварительный рисунок выполняется очень смело, рисуется много линий по одному месту, нельзя бояться совершить ошибку, поскольку рисунок все равно потом будет закрашен или вырезан. При изображении фигуры дети используют навыки, полученные на предыдущих уроках.

1. Нарисовать 2 круга и соединить их сверху и снизу – получится туловище лошади (рис. 11).

Рис. 11

Рис. 11

2. Нарисовать шею в виде изогнутого треугольника, пририсовать к нему голову такой же формы, но чуть меньшего размера. Снизу головы подрисовать губу и щеку лошади, уши изображаются маленькими треугольниками там, где закончилась шея и началась голова (рис. 12).

Рис. 12

Рис. 12

3. Для задних ног сначала рисуются изогнутые назад треугольники, а потом подрисовываются длинные прямые линии; передние ноги лошади изображаются линиями, изогнутыми вперед. Копыта можно нарисовать маленькими треугольниками (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

4. Гриву лучше изображать небольшими короткими штрихами, а хвост является продолжением спины лошади и не должен прилипать к задней ноге (рис. 14).

Рис. 14

Рис. 14

5. Голова всадника должна быть примерно на той же высоте, что и голова лошади, или чуть выше. Сначала рисуется туловище, а затем голова с шеей. Нельзя забывать о том, что руки должны начинаться от плеча. Ноги изображаются углом, изогнутым вперед (рис. 15).

Рис. 15

Рис. 15

6. На доске учитель показывает всю последовательность выполнения работы. Надо показать детям различное положение ног лошади и проследить за тем, чтобы все рисунки были разными. Задание доставляет ребятам много радости и учит смелости при выполнении сложных композиций.

Работы представили ученики 3-го класса школы № 610 г. Москвы: Чернявский Андрей, Сагайдак Саша, Ермаков Саша, Кушашвили Софико, Алиев Далер.

Как провести уроки изобразительного искусства так, чтобы ребенок почувствовал радость творчества, ощутил себя Художником, вы узнаете на мастер-классе "Пейзаж на уроках изобразительного искусства", ведущая Татьяна Борисовна Сапожникова, методист центра НХО Б.М. Неменского.