Елена МУХИНА,
г. Сочи
Творческая мастерская
Тема. "Рельефы. Многоплановый
рельеф".
Оборудование. Бумага, пластилин,
стека, учебник для 4-го класса Т.Н. Просняковой
"Творческая мастерская".
Учитель. Сегодня мы с вами будем
говорить о рельефах. Откройте, пожалуйста,
учебники на с. 56 и прочитайте, что такое рельеф.
Лиза. Рельеф – это вид скульптуры,
где изображение связано с плоскостью и
рассматривается с некоторых точек обзора, в
отличие от круглой скульптуры, произведения
которой можно рассматривать с разных сторон.
У. Спасибо. Какие существуют
виды рельефа?
Артем. Барельефы, горельефы и
контррельефы.
У. Хорошо, с некоторыми видами
рельефов мы с вами познакомимся на следующих
уроках. А сегодня я хотела бы рассказать вам об
изразцах. В глубочайшую древность уходит,
подобно своим образам, и само богатое загадками
искусство изразца. Истоки возникновения
поливной архитектурной керамики проглядываются
уже в ранних цивилизациях Древнего Востока.
Вавилонская башня, согласно преданиям, сверкала
радугой глазурованного кирпича. Начало русского
изразцового искусства – в Древнем Киеве
Х–ХI вв., Старой Рязани и Владимире ХII в.
И само слово "изразец" – тоже из
старины: от слова "образить", то есть
украсить. Это не просто плоская плитка, ее
архитектурную принадлежность выдает
специальный глиняный выступ – румпа – для
крепления к стене. Татаро-монгольское иго почти
оборвало нить этого искусства на Руси. И второе
рождение оно получает вместе с поднимающимися из
руин городами в конце ХV – начале ХVI в. Цвет
вернулся в русскую архитектурную керамику уже в
ХVI в., заявив об огромных своих возможностях на
главном куполе собора Василия Блаженного, на
других московских соборах, зданиях в Дмитрове,
Старице. Широкое распространение получает
зеленый – "муравленый" – изразец. В богатый
наряд одеваются дома и печи Москвы, богатого
купеческого Ярославля, Вологды, Великого Устюга,
многие монастырские ансамбли. Время сохранило
нам имена лучших мастеров того времени – Игнатий
Максимов и Степан Иванов, по прозвищу Полубес. Из
грамоты Валдайского монастырского архива от мая
1655 г. мы узнаем об устройстве одного из
многочисленных изразцовых производств,
создававшихся тогда по стране, в котором и
трудился знаменитый мастер.
На этой плодородной почве и расцвел в
столице на берегу Москвы-реки, в резиденции
митрополитов Крутицких, небывалый цветок –
сплошь изразцовый Крутицкий теремок – венец
этого радостного искусства на Руси. Века
пощадили это дошедшее до нас чудо: прочная,
погодоустойчивая керамическая плитка и
накопленный многими поколениями мастеров опыт
позволили зодчим вынести наружу, на солнечный
свет, богатство убранства, которое раньше было
возможно лишь в интерьере дворца или храма.
Сплошной изразцовый фасад теремка и в самом деле
напоминает резной иконостас, в котором
образуемые колоннами и карнизами киоты
обрамляют не иконы, а окна.
Петр I переиначил русский изразец на
манер голландских кафлей, выписав для этого
заграничных мастеров. В окраинных городках,
ремесленных слободках – вдали от царева ока –
еще изготовляли старинные изразцы, но это был уже
закат самобытного искусства. Правда, даже в
изразцах, сработанных по иностранному подобию,
русские мастера сумели-таки отразить свое
видение мира, окружающих вещей, природы, но
техника ремесла, его секреты стали уже
забываться.
В ХVIII в. появилось еще одно название
изразцов – "кафли", или "кахли", – так в
просторечии называли в Германии глиняные миски и
плошки. В этом названии сказалось увлечение
Петра I немецкой культурой.
Как правило, изразец походил на
коробку из обожженной глины, только без крышки.
Стенки коробки, необходимые для крепления
изразца в стене, назывались румпой. В ней
оставлялись отверстия для проволоки, которой и
скреплялись изразцы в кладке стены или печи.
Начиная делать изразец, гончар мял в
руках глину, и пальцы его уходили в толщу
глиняного комка, удаляя мелкие камешки,
затвердения – словом, все то, что могло бы
привести к образованию трещин при обжиге. Глина
принимала тепло его рук, становилась податливой.
Тогда мастер заполнял ею деревянную форму с
резным украшением на дне, предварительно посыпав
ее песком, чтобы глина не прилипала; уплотнял ее,
вдавливая в углубления узора. Затем, укрепив
форму на гончарном круге, приводил его в движение
и, нарастив румпу, вынимал сырую заготовку, сушил
и обжигал в горне. Не всегда рисунок был
рельефным. Иногда лицевая сторона коробки была
гладкой, и на нее наносили рисунок. Сверху
рельефный или рисованный узор часто покрывали
цветной прозрачной стекловидной поливой –
глазурью, или непрозрачной – эмалью. Облицовывая
стены или печи, мастера составляли из изразцов
фризы – декоративные горизонтальные полосы и
панно, наличники, вставки. Иногда вся наружная
или внутренняя стена покрывалась своеобразным
ковром, придавая сооружению парадность. Изразцы
можно было встретить в боярском тереме, на стенах
храма, на въездных воротах воинской крепости.
Ничто не придавало избе такого уюта, как
печь-красавица, сверкающая изразцами.
Знаток керамики, взяв в руки осколок
кафеля, сразу скажет, в какое время он появился на
свет. Красные изразцы еще не полировались
глазурями, но они интересны, прежде всего,
сюжетными изображениями. Печь, облицованная
красными изразцами, словно раскрытая книга,
могла рассказать о неведомых зверях и птицах, о
легендарном штурме града, о крылатой коннице, о
семиглавом драконе. Позднее эти сюжеты
перекочевали в рельефный изразец с зеленой
поливой, или муравленый. Как вы думаете, почему
изразцы, покрытые зеленой глазурью, назывались
муравлеными?
Коля. А раньше траву называли
"травушка-муравушка". Получается, что они
зелеными были, как трава.
У. Совершенно верно. Такой
изразец впервые появился в Пскове. Отсюда он
"перебрался" в Москву. Многоцветье в
архитектурной керамике заявило о себе в Москве с
середины ХVI в., когда на некоторых московских
соборах появились изразцовые изделия невиданной
красоты и формы. На первое место следует
поставить "чудокаменный цветок" – храм
Василия Блаженного (показывает фотографии).
ХVII в. – век пышного расцвета поливных,
украшенных рисунками или узорами изразцов на
фасаде зданий. Звездой первой величины был
мастер Степан Иванов, по прозвищу Полубес,
создавший во второй половине ХVII в. в Москве и ее
окрестностях замечательные керамические
произведения.
Как ни славны были московские изразечники, но и в
ближних, и в дальних городах страны жили и
работали гончары, создававшие образцы, не
уступавшие столичным. Среди них и балахнинские
мастера.
Женя. Я хочу рассказать про
балахнинские изразцы. Началом балахнинского
производства, судя по сохранившимся образцам в
наружных украшениях храмов, можно считать вторую
половину ХVIII в. Многие десятилетия мастера
этого города поддерживали древние традиции,
радуя своих соотечественников; и сегодня в
Балахне возрождается древнее искусство, чуть
было не угаснувшее к XX в.
У. Спасибо, очень интересно.
Посмотрите, пожалуйста, на изображение изразца в
вашем учебнике. К какой разновидности рельефа он
относится?
Вера. Я думаю, что это барельеф.
Вика. Я тоже так думаю, потому что,
во-первых, видно, что рисунок невысокий, а
во-вторых, наверно, неудобно и некрасиво
обкладывать печки и стены плитками с горельефом.
Юля. А если бы это был контррельеф,
то в рисунок бы попадала грязь. Да, это барельеф, с
которым мы в третьем классе познакомились.
У. Совершенно верно. А сегодня мы
с вами познакомимся с многоплановым рельефом.
Как вы думаете, почему он так называется?
Кристиан. Здесь изображения как бы
наслаиваются друг на друга. Есть первый план,
второй и задний план. Кажется, что ближе всего к
нам олень, который перепрыгивает через елку, а на
заднем плане густой лес, в котором деревья даже
как бы переплетаются между собой.
У. Спасибо. Многоплановый рельеф
– это такая разновидность рельефа, в котором
скульптор прибегает к изображению нескольких
планов. Это дает возможность изображать
множество человеческих фигур, архитектурный или
пейзажный фон, который может зрительно
воссоздать уходящее вглубь пространство.
Посмотрите, пожалуйста, на эту фотографию (показывает)
восточных ("Райских") дверей баптистерия во
Флоренции. Они были сделаны в 1425–1452 гг.
скульптором Лоренцо Гиберти. Обратите внимание
на игру света и тени, созданную скульптором. А мы
с вами сегодня попробуем создать свой
многоплановый рельеф. Давайте посмотрим на
изображение в учебнике. Расскажите, пожалуйста,
как и в каком порядке нужно выполнять работу?
Андрей. Сначала надо приготовить
основу. Для этого нужно взять кусочек картона
приблизительно 10 х 6 см и налепить на него
тонкий слой пластилина. Потом этот слой нужно
прокатать через бумагу, обрезать края и снять
его. Из этой заготовки потом надо вырезать все
детали многопланового рельефа.
Юля. Подожди вырезать-то. Сначала
надо придумать, что ты делать будешь. Какой ты
образ будешь создавать? Я, например, хочу сделать
не оленя, а зайчика на пеньке. Сначала все
обдумать надо.
Лиза. Это ты правильно сказала.
Сначала обдумать, а потом из заготовки вырезать
все детали. Андрюша про заготовку хорошо
рассказал, только надо будет опять на этот
кусочек картона пластилин намазать и хорошо
раскатать.
Леша. Зачем?
Лиза. А все детали ты будешь на
парте раскладывать? Фон у рельефа тоже должен
быть. Без него нельзя. Вот, посмотри в учебник.
Видишь, там все детали, фон и рамка сделаны из
пластилина одного цвета. Вот и надо для фона
пластилин раскатать, а потом еще и для рамочки,
чтобы палочки были нужной длины.
Сережа. А еще я думаю, что одной
заготовки может и не хватить, чтобы все детали
для рельефа вырезать.
У. Может получиться и так, но не
надо перегружать рельеф деталями. Все хорошо в
меру. Пожалуйста, если все понятно, то можно
приступать к работе. Но не спешите, хорошо
обдумайте свой замысел.
Дети работают. С подобной техникой
дети уже знакомы, поэтому затруднений ничто не
вызывает. Большинство изображают лесной пейзаж,
но некоторые дети решили сделать в этой технике
городскую улицу с человеком на фоне домов и
деревьев.
У. Пожалуйста, оконченные работы
можно нести на выставку.
Дети выставляют свои работы.
– Вы сегодня очень хорошо
потрудились, все работы получились интересными.
На следующем уроке мы с вами продолжим
знакомство с видами рельефов. Подготовьтесь,
пожалуйста, к работе на с. 57. Урок окончен.
С автором учебника "Творческая
мастерская" – Татьяной Николаевной
Просняковой вы встретитесь на мастер-классе
"Уроки творчества" 23 апреля.
|