Фарида ХАЙРУЛЛИНА,
Наиля ГАЛЯУТДИНОВА
Как проверить орфограмму слабых
позиций без словаря?
Урок русского языка во 2-м классе*
Тема. "Постановка учебной
задачи. Способ проверки орфограмм без
орфографического словаря".
Цель. Найти способ проверки
орфограмм слабых позиций без словаря и выяснить
всеобщность данного способа: применимость при
проверке орфограмм слабой позиции и гласных, и
согласных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, настрой
на работу.
II. Создание ситуации успеха
Словарный диктант (с комментированием)
Учитель диктует словарные слова.
Дети комментируют. В результате в тетрадях
учеников появляется запись.
Картофель, учитель, пальто,
ворона, дежурный, д_р_гой.
На последнем слове поднимаются руки.
III. Ситуация затруднения
Дети. Со словом дорогой мы
еще не встречались. Надо проверить орфограммы
слабых позиций по словарю.
Вдруг раздается голос Вики: "А
словари-то мы отдали?" (Словари накануне были
отданы учителю другого класса.)
Учитель. Что же мы будем делать?
Д. Надо как-нибудь по-другому
проверить, без словаря.
У. Ребята, послушайте историю,
которая произошла с Сам Самычем.
IV. Постановка учебной задачи
У. Однажды Сам Самыч решил
написать письмо брату Эл Элычу. Он взял ручку,
бумагу и совсем уже приготовился написать:
"Дорогой брат Эл Элыч!" Но вдруг задумался:
"Как же пишется это слово? Дарогой? Дорагой?
Дарагой?" Спросить не у кого. Словаря тоже дома
не оказалось. Как же быть? Написать наугад? Может,
Эл Элыч ничего не заметит? "Нет, – сказал Сам
Самыч. – Не стану писать наугад. Это же стыдно –
скрывать "дырки" в своих знаниях. Я видел,
как Петин папа пишет, не заглядывая в словарь. И я
обязательно научусь. Вот только с ребятами
поговорю. Наверно, они тоже захотят научиться
проверять орфограммы без словаря".
Как видите, ребята, у Сам Самыча такая же
проблема. Попробуем научиться проверять
орфограммы без словаря? Заодно и Сам Самычу
поможем.
V. Конструирование способа проверки
орфограмм
У. Давайте для начала возьмем
слово "дома'". Запишите это слово звуками, а
ниже – буквами с пропусками орфограмм слабых
позиций.
Один ребенок работает у доски,
отмечая позиции звуков:
Дети показывают знаки согласия,
несогласия – "+", "–".
У. Как вы думаете, какую букву
надо выбрать для обозначения орфограммы слабой
позиции? Посоветуйтесь друг с другом.
Работа в парах. Обсуждение. Показ
готовности условным знаком.
Д. Надо писать с буквой о
слово дома, потому что есть слово дом.
У. А у кого другое мнение? Кто
выбрал другую букву? Почему?
Д. Мы выбрали букву а, потому
что есть слово да'ма.
У. Так какое же слово нам надо
взять для проверки орфограммы слабой позиции: да'ма
или дом?
Д. Надо взять слово дом,
потому что да'ма – это уже другое
слово, оно называет другой предмет.
У. Так ведь вы нашли слово дом,
а здесь – дома'!
Д. Да, эти слова называют одни и
те же предметы, только слово дома'
называет несколько предметов, а слово дом
– один предмет.
У. То есть вы нашли изменение
того же слова в единственном числе. Я правильно
вас поняла? Хорошо. А в какой позиции находится
гласный звук в слове дом?
Д. В сильной позиции.
У. А о чем гласит закон русского
письма? Вспомните.
Д. Позиционно чередующиеся
звуки обозначаются одной и той же буквой.
У. Какое правило из него следует?
Д. Надо писать по сильной
позиции в том же слове.
У. Теперь мы можем смело
записать буквами слово дома'.
На доске:
VI. Физкультминутка
Я дрозд и ты дрозд (показываем
вначале на себя, потом на соседа),
У меня нос и у тебя нос,
У меня щечки, глазки
И у тебя щечки, глазки,
У меня губки сладки
И у тебя губки сладки,
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой два друга,
И мы понимаем друг друга
(пожатие рук).
VII. Проверка способа относительно
согласных звуков
У. Ребята, я поздравляю вас! Вы
нашли способ проверки орфограмм слабой позиции
без словаря. Обратите внимание, какой звук был в
слабой позиции: гласный или согласный звук?
Д. Гласный звук.
У. А вот интересно, ребята,
сработает ли наш способ, если в слабой позиции
окажется согласный звук? Запишите звуками, а ниже
– буквами с пропусками орфограмм слабых позиций
слово дуб.
Один ребенок работает у доски,
отмечая и объясняя позиции звуков.
На доске:
– Обсудите в парах и запишите в
тетрадях, какой буквой надо обозначить согласный
звук в слабой позиции.
На доске:
Д. Мы выбрали букву б, потому
что нашли слово дубы.
У. А почему вы подобрали для
проверки именно слово дубы?
Д. Это слово называет тот же
самый предмет, только стоит во множественном
числе.
У. Как вам удалось найти сильную
позицию согласного звука? Какой способ вы
применили?
Д. Тот же, что и при проверке
гласной орфограммы.
– Мы изменили это же слово по числу.
– Звук, который был в слабой позиции, стал в
сильной.
VIII. Применение найденного способа
проверки
У. Отгадайте загадки и запишите
отгадки с проверкой орфограмм слабых позиций.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Д. Сова.
На доске:
У. На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
Д. Год.
На доске:
IX. Итог урока
У. Ребята, что же мы посоветуем
Сам Самычу? Как проверить орфограммы слабых
позиций без словаря?
Д. Надо найти сильную позицию в
том же слове, изменив его по числу.
У. Давайте вернемся к слову дорогой,
которое вызвало затруднение и у нас, и у Сам
Самыча. Подходит ли наш способ для проверки?
Дети изменяют слово дорогой по
числу и убеждаются, что в его изменении нет
сильных позиций для орфограмм.
У. Что же нам делать с этими
орфограммами? Как поступить?
Д. Если нельзя найти сильную
позицию, можно оставить пропуски.
У. А может быть, напишем наугад,
без "дырок"?
Д. Нет, лучше оставим пропуски –
вдруг мы ошибемся и напишем неправильную букву.
У. Конечно, лучше оставить
пропуски, чем сделать ошибку. И к тому же нехорошо
притворяться, будто все уже знаешь. Петин папа
даже сочинил об этом целое стихотворение. Вот
послушайте*:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании,
Тому весь век невеждой быть –
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь, –
Тогда добьешься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
– Мы обязательно научимся
проверять разные орфограммы – у нас впереди еще
столько открытий!
Спасибо за урок, ребята! Мне было интересно с вами
работать.
Узнать об особенностях
учебно-методических или комплектов
эстетического цикла в в системе Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова вы сможете на круглом столе,
проводимом в рамках Педагогического Марафона. Вы
встретитесь с автором курса "Изобразительное
искусствр и художественный труд" Юрием
Александровичем Полуяновым, Татьяной
Анатольевной Матис, авторами учебников по
литературному чтению Галиной Николаевной
Кудиной, Зинаидой Николаевной Новлянской,
автором курса музыки Львом Вячеславовичем
Виноградовым.
* Автор стихотворения В.А. Левин.
|